«Цикл миссионерских семинаров «Святогорье». Прот. Игорь Фомин - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Цикл миссионерских семинаров «Святогорье». Прот. Игорь Фомин

* Поделиться

У нас в гостях был протоиерей Игорь Фомин.

Разговор шел о значении миссионерской деятельности, о том, как она поменялась за последнее время, а также о посвященном этой теме межрегиональном молодежном цикле семинаров «Святогорье». Отец Игорь размышлял, какими качествами и навыками должен обладать миссионер, где желающие научиться проповеди могут получить необходимые знания, и какие вызовы стоят перед современными проповедниками сегодня.

Ведущий: Алексей Пичугин

«Светлый вечер»

А. Пичугин:

— Дорогие слушатели, здравствуйте, «Светлый вечер» на светлом радио. Меня зовут Алексей Пичугин, рад вас приветствовать. И с удовольствием представляю нашего гостя — ближайший час, эту часть «Светлого вечера», вместе с вами и вместе с нами проводит протоиерей Игорь Фомин. Добрый вечер.

Протоиерей Игорь:

— Добрый вечер.

А. Пичугин:

— Сегодня мы хотим поговорить с вами, отец Игорь, о очень интересном мероприятии, которое будет проходить у нас относительно скоро, в августе, в конце этого лета, в Рязанской области, и это мероприятие называется Межрегиональный молодежный цикл миссионерских семинаров «Святогорье». В Рязанской области, в Пронске. Итак, миссионерские семинары — что это такое? И почему именно в Рязанской области?

Протоиерей Игорь:

— Ну мы рассматриваем миссионеров, естественно, как наставников, как учителей, назовем так, а любому учителю необходимо повышение квалификации, то есть тех знаний или опыта апеллировать теми знаниями, которые он имеет и которые он может получить на любом другом, в общем-то, съезде. Вот такой молодежный миссионерский практикум «Святогорье», который будет, как уже сказали, проходить в монастыре города Пронска, у одного замечательного друга, как мне кажется, Радио ВЕРА, отца Луки (Степанова).

А. Пичугин:

— Да, отец Лука бывает у нас, конечно.

Протоиерей Игорь:

— Совершенно замечательный, прекрасный человек, очень гостеприимный, он является настоятелем Спасо-Преображенского монастыря города Пронска. И вот там, в его монастыре, который восстанавливается, второй год уже — мы в том году проводили, — мы будем собирать всех желающих среди миссионеров, которые бы хотели поделиться своим опытом и приобрести тот или иной опыт. Будут замечательные спикеры, интересные собеседники, великолепные практикумы проведем. Так что я думаю, что будет очень насыщенная такая программа, на которую я хотел бы, по большому счету, всех пригласить.

А. Пичугин:

— А кого вы рассматриваете в качестве миссионеров? То есть это есть у нас такая должность, насколько я понимаю, на протяжении уже какого-то количества времени — миссионер, катехизатор — при крупных храмах, практически при каждом московском крупном храме есть. И говорится о том, что желательно чтобы при больших храмах в епархиях тоже были такие люди, которые занимались непосредственно. Но это человек, фактически сотрудник прихода, которого, наверное, на ваш семинар могут настоятели командировать, они по собственному желанию могут приехать. Но я думаю, что программа, она у вас все-таки предполагает какое-то более широкое присутствие, то есть люди, которые сами интересуются миссионерской работой, сами интересуются тем, как можно проповедовать Христа и Евангелие людям, но при этом не занимают никаких должностей, тоже могут к вам приезжать.

Протоиерей Игорь:

— Да, вы абсолютно правы. Дело в том, что миссионер — это, естественно, не какая-то кадровая должность в Церкви, миссионер — это, наверное, призвание — то, с чем человек живет, с чем и чем человек живет, и что его двигает по этому пути. Поэтому на самом деле миссионеров, их очень много, то есть каждый христианин должен быть миссионером, в общем смысле этого слова, это такой мессианский посыл, да, — идите, проповедуйте Евангелие всей твари, — это Господь обращается абсолютно к каждому христианину. Но здесь мы рассматриваем все-таки в узком смысле этого слова миссионеров, как вы уже правильно сказали, не только те, кто являются штатными миссионерами приходов или там епархий, благочиний, но и те, которые помогают этим миссионерам, те, которые сами могут создать миссионерские общества. Сейчас идет такое возрождение миссионерских обществ — я думаю, это тоже очень интересная отдельная тема для рассказа, для дискуссии.

А. Пичугин:

— А можно, тут у меня даже дискуссии не будет никакой, скорее всего просто интересно узнать о том, как это у нас происходит, что это за миссионерские общества.

Протоиерей Игорь:

— Миссионерские общества, они, скажем так, организуются самостоятельно, и вне структуры Московской Патриархии.

А. Пичугин:

— Инициатива снизу.

Протоиерей Игорь:

— Да, инициатива снизу, они не принадлежат никакому приходу, ну или скажем так, не обязательно, чтобы они там принадлежали какому-то приходу, епархии и так далее. Но внутри, в структуре этой организации, миссионерского общества, естественно, будут присутствовать там и священноначалие, если оно пожелает, и местный может архиерей войти в эту структуру. Такие общества, в общем-то, известны. Ну, к примеру, в Москве есть Школа православного миссионера, которая была организована еще отцом Даниилом Сысоевым, но вот она до сих пор живет. И я считаю, что это вот такое православное миссионерское общество, которое занимается обучением миссионерству уже воцерковленных людей.

А. Пичугин:

— А мне кажется, тут на самом деле ведь очень важно, что у нас мы преодолеваем какие-то трудности роста, с одной стороны, потому что про миссионерскую работу, вот сколько я себя помню в Церкви так, осознанно, ну не знаю, много это, мало, но вот сколько я помню там себя, больше 20 лет, даже за это время, ну относительно небольшое, но, с другой стороны, так четверть века я за этим наблюдаю, и я вижу совершенно разные вызовы, совершенно разные подходы. И я вижу что-то, что было немного раньше, то есть вот с начала 90-х годов мы говорили о том, что миссионерство это — и исходили из того, какие возможности были тогда, когда открывались храмы повсеместно, когда люди приходили в Церковь, люди с определенным бэкграундом приходили в Церковь. Потом воцерковленных людей стало больше, и проблемы, стоящие перед миссией, тоже изменились. Потом, я помню, слово «миссия» — это было, где-то был рубеж нулевых, десятых годов, оно просто в церковной среде приобрело вот такой характер, ну как бы это сказать, повседневности что ли, когда все говорили, что вот миссия, наша задача миссия, миссия она такая, сякая — было очень много интересных дискуссий, были интересные живые платформы. Потом мне стало казаться, что это все стихает. Но вот судя по тому, что у вас проходят такие мероприятия, то снова возрождается какой-то интерес, и снова слово «миссия», оно приобретает какие-то своеобразные значения. Но это все вот этапы, на которых, как мне кажется, даже, я помню, когда-то ездил в миссионерские поездки на Урал, со студентами — это было в начале двухтысячных годов, и там, наверное, были какие-то свои особенности, которых сейчас уже нет. И вот мне интересно, как на ваш взгляд, как это поэтапно все менялось вот за то время, пока вы наблюдаете много лет, уже очень много лет разные направления миссионерской работы.

Протоиерей Игорь:

— Я бы не употреблял бы слово, что это вот опять приобретает какой-то интерес. Интерес на самом деле — вы очень правильно все эти этапы разложили, — он не ослабевал, мне кажется, наоборот, он только усиливался. Но миссионерская деятельность, миссионерская работа, насколько это возможно такое словосочетание, миссия и работа, да, она все-таки стала сейчас приобретать более такие глубокие, профессиональные черты. Вот я бы вот так бы это охарактеризовал на данном этапе. Теперь уже недостаточно просто прочитать Евангелие или хорошо знать Евангелие, чтобы идти и проповедовать, теперь уже надо иметь какие-то определенные навыки. Вы знаете, очень интересно, если сравнить проповеди, ну я вот в Церкви с детства, и еще застал, допустим, отца Всеволода Шпиллера, и его проповедь, правда, я был маленьким и, в общем-то, не очень хорошо помню их содержание на слух, по памяти, но сейчас уже, читая их, сравнивая, или, допустим, митрополита Иоанна (Вендланда)...

А. Пичугин:

— Это вы перечисляете людей, про которых говорили, что они проповедуют интеллигенции.

Протоиерей Игорь:

— Да, интеллигенции, которые проповедуют именно так вот высоким...

А. Пичугин:

— Штилем.

Протоиерей Игорь:

— Штилем и так далее.

А. Пичугин:

— У которых прекрасное образование. У отца Всеволода — дореволюционное, у владыки Иоанна — классическое, университетское, там без этих сломов революционных лет.

Протоиерей Игорь:

— Да это были необычайные, естественно, проповеди, замечательные. Но если сейчас их сравнить с проповедями простых священников, которые вот получили образование в духовных семинариях, академиях и там учебных заведениях, там ПСТГУ, то, вы знаете, уровень у современных священников очень высокий и в каких-то вещах они даже превосходят вот этих великих проповедников. Пройдет время, они наберутся, наверное, того же духовного опыта и вообще духовного состояния, что и те священнослужители, о которых я говорил и, конечно, их проповеди будут тоже очень замечательные.

А. Пичугин:

— Знаете, удивительно, я о том же самом думал буквально вчера-позавчера. Мы с моим очень хорошим другом, священником, обсуждали, ну исключительно вот в рамках того, что говорят: а вот на Радио ВЕРА есть вот такие-то люди, вот их бы позвать. Я говорю: вот прекрасные, чудесные люди, ну вот когда мы слушаем то, как они говорят, мы понимаем, что за многие годы работы на Радио ВЕРА, ну как многие — восемь лет для радио это хороший, действительно очень хороший срок, и мы сумели, мы все время ищем новых священников, новых людей, которые бы к нам приходили и говорили о христианстве, говорили о христианстве зрело. И приходят действительно совсем молодые ребята, только недавно рукоположенные, недавно закончившие семинарию, но действительно у них очень зрелые рассуждения, и порой эти рассуждения гораздо более зрелые, чем у маститых священников, которые там по 30–40 лет служат. И это действительно удивительно, но это так, это факт.

Протоиерей Игорь:

— Да, это факт. И, естественно, свое время, оно действительно диктует и какие-то новые, в общем-то, подходы и формы миссионерской деятельности, хотя та новость, о которой мы все время все говорим, будучи зрелыми и незрелыми, она уже неизменно две тысячи лет одна и та же — это Воскресение Христово. И, естественно, для современного человека нужны какие-то современные формы. Это, естественно, должна быть глубокая интеллигентность, глубокое образование, очень фундаментальное, должны быть какие-то факты и тому подобное. Но во все времена остается, наверное, требование одно: оставаться человеком. То есть вот чтобы твой подход был уже не менторский, наверное, да, а все-таки тот человеческий подход, где каждый из собеседников будет друг в друге видеть человека и ощущать, что ты интересен другому человеку. Мне кажется, это очень важный момент.

А. Пичугин:

— Вот об этом, кстати, мы, наверное, и говорим, я по крайней мере, когда имею в виду то, что подходы к вот этому миссионерскому служению, они сильно поменялись за последние 30 лет. То, как об этом говорили, то, как проповедовали там в начале 90-х и то, как это происходит сейчас.

Протоиерей Игорь:

— Да, и вот именно для такого глубокого, осмысленного говорения на миссионерском поле наш вот этот семинар, о котором мы сегодня, в общем-то, будем говорить, который пройдет во время дней Успенского поста, сразу после Преображения, 21 августа, и закончится 29 августа, да, память Нерукотворного Образа Спасителя. Мы вот и будем там говорить именно о новых формах, скажем так, даже не о новых формах, а наверное, о новом, наверное, подходе в миссионерской деятельности. Для самого миссионера это очень важно. То есть человек никогда не должен останавливаться на чем-то достигнутом. Знаете, очень интересно, я в какой-то момент поймал себя на мысли, когда я еще служил в Казанском соборе, на Красной площади, у нас был приписной храм на кладбище, и было всегда очень много отпеваний. И, естественно, стараешься, чтобы ни одна треба, ни одно таинство, которое ты совершаешь, не оставалось без какой-то проповеди. И вдруг я в какой-то момент поймал себя на мысли, что я говорю всем...

А. Пичугин:

— Одно и то же.

Протоиерей Игорь:

— Да. И я ужаснулся. Но ужаснулся-то — ладно, я очень долго не мог сойти с этого одного и того же слова.

А. Пичугин:

— Друзья, напомню, что в гостях у светлого радио сегодня протоиерей Игорь Фомин. И мы говорим о мероприятии, которое пройдет в конце августа, в общем-то, уже достаточно скоро, видите, как лето быстро бежит, Межрегиональный молодежный цикл миссионерских семинаров «Святогорье» в Пронске, с 21 по 29 августа. Ну мы в том числе, конечно, говорим не только о семинаре, но и конечно, о миссионерской работе в целом, о миссии. Отец Игорь сейчас вспомнил, как в свое время, еще до храм Александра Невского, служил в соборе Казанском на Красной площади, и в приписном храме на кладбище общался с людьми. И вот тут, знаете, вопрос: вы говорите, что вы им говорите одно и то же, но ведь и люди каждый раз меняются — это разные люди, которые чаще всего невоцерковлены и пришли просто проститься со своими близкими людьми, и их встреча с Церковью зачастую это первая. Неужели здесь есть какое-то поле для разного совершенно?

Протоиерей Игорь:

— Ну я ужаснулся не за них, я за себя ужаснулся.

А. Пичугин:

— Ну я понимаю, да.

Протоиерей Игорь:

— Я ужаснулся за себя, что я вдруг остановился, вот, знаете, в каком-то своем развитии, понимании очень важных аспектов нашего бытия, перехода из жизни временной в жизнь вечную, рождения в жизнь вечную. Я вдруг сам для себя как-то остановился в развитии. И я очень долго не мог сломить этот, знаете, вот процесс. Нашел очень удобную форму — там две минуты, самую суть сказать, показать. Но для меня это было плохо. А все-таки священник, любой священник должен быть миссионером, и он должен быть живым. Он должен был все-таки...

А. Пичугин:

— К ощущению аудитории?

Протоиерей Игорь:

— Да, вы абсолютно правы. То есть с одними и теми же людьми, с разными людьми нельзя говорить одно и то же. Или об одном и том же одними и теми же формами, нельзя, в общем-то, общаться.

А. Пичугин:

— Мне вдруг вспомнилось, я недавно был на крестинах, причем крестины были такие, что там крестил один архиерей, восприемником был другой архиерей, ну то есть много, естественно, присутствующие, огромное количество священнослужителей. И там вспоминали просто разные истории, и кто-то из священников говорит: вот я был недавно на крестинах, где тоже там были в основном священнослужители, и крестивший священник вышел на амвон, а у него вот, видимо, это на подкорке как-то было записано, что нужно перед крещением сказать вот определенные слова проповеди, обращенные к нецерковным людям, которые чаще всего приносят своих детей в храм креститься. И он на автомате выдал этот же текст людям, которые ну там десятки лет сами уже крестят, сами венчают, отпевают, стоят в храме. Ну вот ему надо было сказать — он просто вот на автомате выдал. Вот тоже к вопросу об ощущении аудитории.

Протоиерей Игорь:

— Да, так что вот все-таки миссионер это тот, который ощущает, с кем он говорит, о чем он говорит и что он говорит. Это все-таки очень важно. А это навык, который мы должны приобретать в общении друг с другом. На самом деле, знаете, очень сложно говорить, допустим, проповедь перед своими собратьями. Очень сложно, скажем так, произнести катехизическую какую-то беседу среди катехизаторов, которые этим занимаются.

А. Пичугин:

— А это именно то, что предстоит делать в том числе и вам на цикле семинаров.

Протоиерей Игорь:

— Да, абсолютно. Мы будем делиться этими, скажем так, наработками своими, способами, друг друга будем поправлять, естественно, друг другу будем что-то подсказывать, воспринимать от другого человека.

А. Пичугин:

— Не предполагается какого-то менторства, и то, что вот вышел протоиерей Игорь Фомин и с высоты прожитых лет и служения рассказал о том, как он видит миссионерскую работу, а это именно живое общение, где ребята, которым вы об этом рассказываете, тоже имеют какой-то опыт, причем каждый свой, в зависимости от региона. У нас же в России еще очень важно, что Церковь существует в условиях преобладания мусульманского населения, преобладания еще каких-то факторов, которые способствуют разным вариантам миссии.

Протоиерей Игорь:

— Вы просто прямо смотрите в корень. Для лектора, который будет, скажем так, затравливать тему, да, назовем это так, это будет, наверное, основополагающим моментом, чтобы он тоже своим поведением дал пример другим миссионерам, как общаться с теми людьми, которые приходят к тебе. Ведь кто-то приходит, ну вот я затронул катехизические беседы, да, допустим, оглашение перед крещением — кто-то приходит, скажем так, по указке: то есть ему надо отбыть — эти там три или там пять бесед, или там две беседы. И как с ним общаться так, чтобы он не сказал: слушай, давай, вот ты свое отговори и не парь меня, дай мне там справку, если это надо, пусти меня там до крестин там и так далее и тому подобное. И такие люди тоже встречаются, редко, но встречаются.

А. Пичугин:

— Редко?

Протоиерей Игорь:

— Вы знаете, я бы сказал, да. Вот из личного опыта, ну я бы сказал, да, они встречаются....

А. Пичугин:

— Мне кажется, тут еще достаточно большая разница в том, что храм, ваш храм в Москве, и здесь немного по-другому люди вообще относятся к информации, они, может быть, с большей жаждой воспринимают. А если мы говорим про какой-то небольшой провинциальный город, где невозможно не крестить ребенка, поскольку это традиция, поскольку все. Но при этом к информации люди относится совершенно иначе, и она им не настолько ценна. То есть это не какое-то негативное, не какое-то осуждение этих людей, но это данность, вот которую я тоже какое-то время наблюдаю, и я вижу, что люди, вот тут как раз очень часто бывает история, и это не только с крещением связано, не только с Церковью, когда ну вот надо прийти на беседу — ну давайте, вы тут кратко мне что-то сообщите, а потом мы наконец понесем Машеньку в купель.

Протоиерей Игорь:

— Да, я с вами согласен, конечно, от региона к региону может все меняться. Но все-таки ответственность здесь я бы возложил не на какие-то географические и территориальные особенности, а на тех катехизаторов, в священном или не в священном сане, которые проводя эти беседы. Их все равно же можно провести по-разному. Их можно провести так, что человек заинтересуется и, в общем-то, будет ходить. Вот у нас в храме беседы проводит диакон. Он проводит, как положено, там две, три, там пять бесед — он сам предлагает людям, по их, в общем-то, мере заинтересованности такое количество бесед. Но каждая беседа у него длится там по два, два с половиной, там три часа — и народ не уходит. Вот это самое интересное — с ним сидят. У меня был случай, когда я его стал выгонять из храма, он это делал после вечерней службы и...

А. Пичугин:

— Уже пора было закрывать.

Протоиерей Игорь:

— Да, в общем-то, десять часов вечера, у него там семья, дом, дети и тому подобное. С ним еще ребенок был на вечерней службе, и уже ребенок, я чувствую, был в напряжении немножко. А он все никак не мог закончить. Я уже как настоятель сказал: слушайте, ну все. Так за него заступались слушатели.

А. Пичугин:

— Так вовремя закончить —тоже талант.

Протоиерей Игорь:

— Это тоже талант, да. За него заступались слушатели. Ну к нему возвращаются люди, которые побывали у него на беседе. Нет, не все, конечно, это тоже единицы. Не надо здесь, скажем такую, розовую...

А. Пичугин:

— Ну понятно, да, что это тут нет шаблонов никогда, не может быть шаблонов. Я, например, знаю очень хороший пример моего товарища, который не проводит эти беседы до, он как-то вот так устраивает само крещение, что он параллельно с тех местах, где можно, объясняет. Но объясняет так интересно и живо, что человек себя чувствует в данном случае соучастником происходящего, и крестные восприемники, и родители, и те, кто в гости просто пришел. И понимаешь, что он за это время, ну буквально сколько там, 45 минут, может объяснить порой, может быть, выдать какой-то актуальной важной информации больше, чем некоторые люди за несколько огласительных бесед до.

Протоиерей Игорь:

— Ну вот после эфира вам придется выдать его номер, да, потому что это уникальные такие люди на самом деле, опытом которых надо обязательно делиться. Вы сейчас рассказывали про своего знакомого. А я вспоминал, как мы, семинаристы, участвовали в одном крещении, и я был крестным, и батюшка, отец Константин, он именно вот такое крещение и проводил. Правда, оно вместо 45 минут длилось почти два часа, но время мы совершенно, скажем так, не заметили. Хотя все присутствующие были семинаристы, то есть, казалось бы, все что он говорил, мы это все знали. Но как это подавалось — прошло уже больше, ну 30 лет прошло с того момента, как это было, и крестник уже взросленький вырос, но до сих пор я помню это крещение. Так что я буду с вас стребовать, да, явки и пароли.

А. Пичугин:

— Давайте мы прервемся буквально на минуту. Я напомню, что сегодня в гостях у светлого радио протоиерей Игорь Фомин. Мы говорим о семинарах, которые будут проходить целую неделю в городе Пронске, рядом с Рязанью, в Рязанской области — это Межрегиональный молодежный цикл миссионерских семинаров «Святогорье». Подробнее об этом мы буквально через несколько минут.

А. Пичугин:

— Возвращаемся в студию светлого радио. Напомню, что в гостях у нас протоиерей Игорь Фомин, и мы говорим о миссионерских семинарах, которые будут проходить с 21 по 29 августа в Пронске Рязанской области. Давайте про структуру чуть подробнее работы семинаров поговорим. Передо мной программа лежит, я вижу действительно здесь замечательных людей, участников, которые у нас на Радио ВЕРА бывали и бывают, и с которыми я всегда вспоминаю программы, которые если я их проводил, как-то очень запоминаются. Вот вижу Наталью Ерофееву, которая будет про Николая Японского рассказывать — у нас с ней целый цикл программ про него был. И я просто советую нашим слушателям найти в архивах Радио ВЕРА эти программы: Наталья Ерофеева про Николая Японского — это что-то, очень интересно. Отец Дмитрий Березин, который выпускает журнал «Батя», который много говорит о его миссии проповеди с помощью современных электронных технологий, цифровой среды — тоже это очень интересно, и тоже у этого человека очень большой опыт вот такой миссионерской работы через семью. Давненько он, может быть, к нам не приходил, но вот его авторалли «Батя» семейное — ну вот это просто замечательный пример проповеди и христианства, и очень хороших форм семейной жизни для людей, которые могут совсем не иметь никакого отношения к Церкви, но вот через это всегда можно заинтересоваться. И много-много других людей. Давайте подробнее поговорим, как все будет выглядеть, проходить и, самое главное, если наши слушатели заинтересуются, как можно приехать и принять участие.

Протоиерей Игорь:

— Ну давайте, наверное, вот с последнего, да, начнем: как можно приехать и принять участие. Естественно, надо оставить заявку, записаться: https://svyatogorye.ru/ — здесь вот можно будет записаться, оставить заявку на участие.

А. Пичугин:

— Можно ли приезжать на какие-то — вот программа есть, я думаю, что на сайте тоже программа есть, — на какие-то наиболее интересные для каждого человека, может быть, дни и мероприятия?

Протоиерей Игорь:

— Да, конечно, можно будет приезжать там на определенные дни, своим ходом, пожалуйста. Здесь программа рассчитана, она с проживанием, естественно, будет организовано и питание. Причем по тому году я могу сказать, что было прекрасное питание в дни Успенского поста. Так что ну и разово приехать на один день — пожалуйста, тоже, в общем-то, возможно.

А. Пичугин:

— А это платная история? Или...

Протоиерей Игорь:

— Да, пока что эта история платная — 700 рублей в день, в общем-то. Но она в себя включает, эта оплата включает не только питание и проживание, но и, в общем-то, будет и определенная программа, там есть и экскурсионный, в общем-то, у нас задел, который мы хотим осуществить. Но все равно самое главное — это те спикеры, которых мы приглашаем. Вот перед вами есть программа, да, дорогой Алексей: 24-го очень интересная будет программа, очень интересное общение с Виктором Купринчуком, да. Он вообще у нас, наверное, непревзойденный мастер уличной миссии, общения на улице о Христе. Ну и обратите внимание, какая интересная его лекция. 24-го числа...

А. Пичугин:

— «Антихристианская деятельность как катализатор духовного роста христианина».

Протоиерей Игорь:

— Да, это, я думаю, только Виктор, наверное, может объяснить, что это такое и как, в общем-то, из каких-то отрицательных моментов, наоборот, прийти к положительным, в общем-то, вещам. Ну вы видите, что здесь и отец Александр Пермяков будет участвовать. Ну в общем многие-многие интересные, в общем-то, люди. Мы надеемся, что откроет семинар владыка Марк, митрополит Рязанский — на его земле, в его митрополии мы проводим и, конечно, для нас его благословение будет очень важно. 27-го к нам приедет Александр Коршиков — это исполнительный директор Школы православного миссионера при Синодальном отделе Русской Православной Церкви, и будем говорить вот именно о новых вызовах Русской Православной Церкви в современном мире. Тоже я считаю, очень интересная будет такая лекция, общение. Потому что я хочу повторить, что здесь не будет таких занятий, в классическом смысле этого слова: то есть пришли, послушали, законспектировали и ушли. Все предполагает именно...

А. Пичугин:

— Живое общение.

Протоиерей Игорь:

— Живое общение, споры, согласие, несогласие. Но надеемся, что будет, как на Вселенских соборах — горячие споры, но решения будут приниматься единогласно.

А. Пичугин:

— А вы о чем будете говорить?

Протоиерей Игорь:

— Ну мое тоже, в общем-то, есть мое общение — это вот проблемные вопросы в миссионерской работе. Конечно, пообщаемся, я не буду сейчас раскрывать эту тему, у меня есть там, в общем-то, один план. Скажу одно, что я с удовольствием всегда как бы именно общаюсь, а не произношу какие-то лекции. Хотя, наверное, легче остановить бегущего бизона, чем поющего Кобзона, как говорят, меня тоже очень бывает сложно остановить. Но мне нравится именно общение. Будем говорить о проблемных вопросах в миссионерской работе, сегодня вы один уже затронули, который я хочу тоже, в общем-то, внести, что нежелание получения информации. Вот надо будет над этим действительно подумать, меня это очень заинтересовало, и об этом мы тоже, в общем-то, поговорим.

А. Пичугин:

— Понятно, что мы проповедуем на протяжении многих лет, собственно, тех же самых лет двух тысяч, одну и ту же новость, которой две тысячи лет. Но и действительно, я тут не оговорился, действительно новость, и для многих людей это становится новостью по мере их духовного роста. Но вот как вам кажется, за то время, пока вы пристально занимаетесь миссионерской работой, как изменились подходы? И мы же часто говорим про общение с молодежью, и молодежь сильно изменилась, наверное, даже за последние десять лет. Как вы считаете, что главное, может быть, поменялось в людях, и в их желании или нежелании узнать что-то про Церковь?

А. Пичугин:

— Вы знаете, наверное, самое главное, что поменялось в людях, есть один очень большой запрос, что «здесь и сейчас»: вот мне все нужно здесь и сейчас, информация — вот здесь и сейчас. Причем иногда даже качество информации, не очень как бы так требовательно к ней относятся. Даже если требовательно к информации, то все равно здесь и сейчас. То есть вы как журналист, наверное, тоже можете видеть, как поменялось написание статей: если раньше самый смысл и суть раскрывался к концу статьи, да, то сейчас надо успеть заинтересовать человека. И если ты отрежешь статью напополам, ты все равно, прочитав первую половину, должен понять, о чем идет речь. Даже если ты эту половину опять напополам разрежешь...

А. Пичугин:

— Ну да, это то, о чем мы говорим на протяжении всех лет существования Радио ВЕРА — о том, что сейчас восприятие текста кардинально изменилось, и текст воспринимается часто на уровне постов в социальных сетях.

Протоиерей Игорь:

— Да, в тех четырех строчках, которые там открывают нам ВКонтакте и какая-то другая, в общем-то, социальная сеть. Я считаю, что это один из ключевых моментов вообще в современном мире.

А. Пичугин:

— Ну он тоже открывает какие-то новые возможности.

Протоиерей Игорь:

— Да, новые возможности, я с вами абсолютно согласен. Это один очень важный аспект. Второй, мне кажется, очень важный аспект: я вижу, что запрос на качественную информацию, он все-таки повышается. Я даже могу привести интересный такой момент: социальные опросы населения, которые проводят регулярно, нам показали, что, допустим, в сентябре 2021 года в нашей стране себя признали православными 63%, если я не ошибаюсь, или 67%. По сравнению, допустим, с десятью годами раньше, да, говорили, что православных там 87%, то есть нам кажется, что количество людей православных снизилось.

А. Пичугин:

— А на самом деле нет.

Протоиерей Игорь:

— А на самом деле нет. На самом деле повысилась глубина и образование, в общем-то, людей.

А. Пичугин:

— То есть людей в храмах по сравнению с десятью годами ранее стало больше, и осознанных христиан стало больше. А людей, которые воспринимают православие как свою неотъемлемую традицию, их стало меньше.

Протоиерей Игорь:

— Да. И вы знаете, очень интересно, когда я ну, назовем так, официально стал заниматься миссионерской работой, то те же самые социальные опросы говорили, что в нашей стране всего лишь 2% регулярно участвующих в таинствах. А вот в 2021 году их стало 9%. И это, мне кажется, это очень серьезный показатель. Причем я привожу данные совершенно по недружественному агентству, я имею в виду Церкви, агентству, которое проводит все эти опросы. Для меня это на самом деле более ценно, потому что они...

А. Пичугин:

— Потому что выборка тут на самом деле...

Протоиерей Игорь:

— Предвзятая, назовем так.

А. Пичугин:

— Может быть, предвзятая. Ну или по крайней мере нельзя уличить ее в том, что она будет комплементарна.

Протоиерей Игорь:

— Да, совершенно правильно. А это свидетельствует о том, что, в общем-то, именно запрос на религиозную духовную жизнь, причем я здесь и сейчас не говорю, скажем так, на какую, да, — там православие, ислам, буддизм, иудаизм — он существует в обществе. Он существует, и многие сейчас, как такие как князь Владимир, да, которые стоят перед выбором. Потому что современные средства коммуникации, они позволят человеку заглянуть абсолютно в разные, скажем так, направления, конфессии и так далее. И это отчасти и хорошо, это отчасти, в общем-то, и сложности создает миссионерам не только Православной Церкви, а вообще любому миссионеру. Но и в этом есть, конечно, свои плюсы и минусы.

А. Пичугин:

— И вот для многих людей, приходится общаться с людьми, которые действительно удивляются тому, что в храме по воскресеньям собирается там не 10–20 человек, а 500–600, и там в маленьком городе Московской области, там 150 причастников в небольшом храме может быть. Ну это такие данные и цифры, которым можно было еще лет десять назад позавидовать. Я думаю, что далеко не в каждом московском храме в спальном районе было так.

Протоиерей Игорь:

— Да, вы абсолютно, в общем-то, правы. И вот эта ситуация, она и накладывает, в общем-то, ответственность на миссионеров. Потому что миссионер, раз уж мы говорим в сегодняшней программе именно об этой касте, да, нашего общества, он должен не только призвать, я имею в виду на данном этапе, да, бытия Церкви, не только призвать человека в храм, но еще и в храме этого человека где-то устроить. То есть человек, переступая порог храма, он должен оказаться в той атмосфере, которая должна его там, в общем-то, оставить. И мы имеем дело с внешней миссией и с внутренней, назовем так, внутренней миссией, которая находится внутри ограды храма. И сейчас это один тоже из насущных таких вопросов. И сюда уже относится и образование, просвещение, ну и многие, в общем-то, социальная работа — то есть все что происходит, все что Церковь совершает в этом мире, оно так или иначе носит миссионерский оттенок и характер. Идет священник или прихожанин в больницу — это носит все равно миссионерский характер. Идет священник в школу и говорит, не употребляя слово «Церковь» и «Бог», и говорит там о каких-то нравственных вещах — и это несет миссионерский характер. И заходит священник в магазин — и хочет он или не хочет, это все равно несет миссионерский характер. В тебя, в священника, въехали или в миссионера въехали на машине — он должен так разрулить эту ситуацию, чтобы отвращения потом, в общем-то, не возникло зайти в храм.

А. Пичугин:

— Я напомню, друзья, что в гостях у светлого радио сегодня протоиерей Игорь Фомин. И речь у нас сегодня идет о цикле миссионерских семинаров, которые с 21 по 29 августа пройдут в Пронске, в Рязанской области. Но есть еще одно мероприятие, которое по времени ближе, гораздо ближе — это фестиваль «Александрова гора», который уже не один год проводится в Переславле-Залесском. Давайте тоже буквально вот — у нас не так много времени остается до конца программы, мы еще вернемся к семинарам в Пронске, но хотелось бы немного поговорить про «Александрову гору», потому что это все-таки ближе к нам по времени и тоже очень интересное событие.

Протоиерей Игорь:

— Ну это чисто студенческое мероприятие, которое действительно проводится в Переславле-Залесском — Александрова гора, очень известное место. Проводим мы его уже семь лет, это мероприятие. К сожалению, два года выпали из наших мероприятий из-за всех этих ковидных историй, которые так резко закончились вдруг неожиданно. И вот возобновляем студенческое общение. В этом году еще есть, кстати, возможность присоединиться к этому фестивалю студентам.

А. Пичугин:

— Неужели мы с вами два года назад ее обсуждали здесь, еще до ковида?

Протоиерей Игорь:

— Да, время бежит неумолимо. В эту субботу будет открытие, в пятницу у нас будет заезд. Форум совершенно, в общем-то, бесплатный, надо только доехать до Москвы.

А. Пичугин:

— До Переславля.

Протоиерей Игорь:

— До Москвы. В Москве мы сажаем в автобусы и уже едем в Переславль, с ВДНХ.

А. Пичугин:

— Ну или кто-то может действительно сам приехать в Переславль, благо совсем рядом.

Протоиерей Игорь:

— Да, ну я так говорю, потому что в этом форуме принимает у нас традиционно, в этом году 26 регионов нашей страны примет участие. Продлится он, в общем-то, десять дней, полноценных десять дней — то есть мы не считаем день заезда и день отъезда, в общем-то. И закончится, мне кажется, очень интересным, началом интересного мероприятия — второй год с Александровой горы мы отправляемся конным походом, и в этом году, в общем-то, мы также отправимся в путешествие на конях. Двадцать конников отправится, на нашем дружественном телеканале «Спас» будут регулярные репортажи с места дислокации этих конников, пройдут разных фестивали. То есть в полной мере мы так осуществляем очень интересную деятельность среди молодежи, среди нашего, в общем-то, населения.

А. Пичугин:

— А в конный поход, если среди слушателей есть люди, которые умеют ездить в седле — потому что я как-то попробовал, понял, что это все-таки со стороны красиво выглядит, интересно, а когда ты сам оказываешься, то это очень тяжелая работа...

Протоиерей Игорь:

— Ну я надеюсь, что вот в этом году последний раз конный поход пройдет, назовем так, в закрытом режиме, когда к нему нельзя будет присоединиться или хоть на каком-то этапе пройти. А вот в следующем году мы будем пробовать, чтобы любой желающий мог присоединиться к нам, там со своей лошадью или даже со своим желанием, если он умеет сидеть в седле. Все-таки 900 километров — это такое приличное расстояние, 23 дня будем идти.

А. Пичугин:

— Для кого-то, для новичков и три километра в седле это уже испытание, а тут 900.

Протоиерей Игорь:

— Да. Но на самом деле езда на лошади, она очень полезна физически, она очень сложная, но очень-очень полезна. Но сейчас вы подняли тему именно «Александровой горы», форума «Александровой горы» — и, конечно, для нас этот форум он очень дорог. Мы собирали множество студентов всегда, в основном это были студенты юридических факультетов.

А. Пичугин:

— А почему именно юридических?

Протоиерей Игорь:

— Вы знаете, мы начинали форум «Александрова гора» с Ассоциации юристов, ив этом году также продолжим. Но со временем именно к юристам стали присоединиться и другие студенты, хотя основной костяк все-таки составляют именно студенты юридических факультетов. Все-таки когда люди находятся в одной парадигме мышления, интересов и так далее, мне кажется, это очень интересное сообщество, очень интересное времяпрепровождение. Мы для них готовим специальную, в общем-то, программу, именно с таким юридическим уклоном. Но, как показала практика, оказывается, этот уклон, он интересен абсолютному большинству студентов, которые к нам присоединялись. Всегда это были очень большие собрания, самое большое — это 250 человек студентов было на форуме. Ну а в этом году мы ожидаем 150 человек, но есть еще возможность, есть места еще присоединиться к нам. Так что, если кто хочет, вот сегодня у нас остается один-два дня до начала форума, так что вполне вы даже еще успеете.

А. Пичугин:

— Ну, может, кто-то слышал наши программы двухлетней давности, такой: о, а ничего, проходит, надо попробовать успеть. Ну мы напомним, что говорим сегодня в основном про цикл семинаров, миссионерских семинаров в Рязанской области — «Святогорье», в Пронске. И вот это уже мероприятие с 21 по 29 августа проходит. И совсем немного времени у нас остается, давайте напомним организационную составляющую семинара: как туда попасть, кто может принять участие, кому писать и как добраться.

Протоиерей Игорь:

— Да, если вы подали заявку на сайте https://svyatogorye.ru/, вам ответили, и вы уже собрали, в общем-то, вещи для того, чтобы там побывать, то вам надо доехать до Рязани. С Рязани отец Лука организует автобус до своего монастыря.

А. Пичугин:

— Там недалеко, километров пятьдесят ехать.

Протоиерей Игорь:

— Да, рядышком, совершенно потрясающее место такое. Действительно Святые горы, внизу протекает река совершенно живописная, где будут устроены и купания в свободное от общения время. Ну вот из логистики все очень просто: записались, приехали, вас встретили, активно поучаствовали, после чего активно употребили эти знания в дело. И мне кажется, каждый получит большую-большую, в общем-то, пользу от этой встречи.

А. Пичугин:

— А помимо семинаров, вы про купание сказали, помимо семинаров и рабочей части, что в досуг входит?

Протоиерей Игорь:

— Ну, естественно, в досуг входят традиционные молодежные посиделки у костра. Должен быть организован маленький театр — это мне кажется, очень важная такая составляющая миссионерской работы. Не сам театр, а участие в этом, да, все-таки миссионер, он должен уметь как бы себя там представить. И, естественно, это будет какая-то тематическая вещь. Я сказал, что мы будем стараться организовать и экскурсию по святыням Рязанской земли — ну естественно это Рязанский кремль, очень много, что, в общем-то, можно посмотреть на Рязанщине и о чем, в общем-то, поговорить. Так что принимайте участие и вы увидите, что, в общем-то, польза будет большая. С того года участники — у нас не было большого такого в том году семинара, мы собрали, если не ошибаюсь, только 30 человек, но почти все эти 30 человек сразу, скажем так записались на этот год. Поэтому мы расширили места...

А. Пичугин:

— И сколько еще может быть максимум?

Протоиерей Игорь:

— Ну отец Лука говорит о пятидесяти участниках. Но вообще он говорит, что если будет запись больше, то сто человек он готов принять.

А. Пичугин:

— Ну это уже серьезная заявка. Спасибо большое. Напомню, дорогие друзья, что в гостях сегодня был протоиерей Игорь Фомин. Мы прощаемся с вами. Всего доброго, спасибо и до встречи.

Протоиерей Игорь:

— До свидания.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем