Что случилось в раю? Там случилось самое страшное из всего, что только может случиться между любящими существами, доверяющими друг другу. В райском саду случилось то, что спустя время повторится уже в саду Гефсиманском, когда Иуда приведет туда толпу вооруженных стражников, искавших Иисуса.
Проще говоря, в раю случилось предательство.
Человек предал своего Создателя, когда поверил клевете на Него и решил жить исключительно по своей собственной воле.
Человек научился предавать самых близких ему людей, когда обвинил жену в собственном грехе.
Человек предал самого себя. Ведь «предать» означает буквально — передать. И человек передал себя из доброй воли создавшего его Бога в злую волю своего убийцы — дьявола.
Сатана сочинил лживую историю, в которой Бог выглядел как завистливый обманщик, боящийся конкуренции со стороны людей. И люди, уже получившие от Бога столько даров и благ, знавшие Его, общавшиеся с Ним и из опыта этого общения убедившиеся, что Он — благ, вдруг поверили этой грязной лжи. И решили отведать плодов с запретного древа, чтобы стать «как боги».
Но вместо этого всего лишь обнаружили, что они — нагие и начали срочно сооружать себе примитивную одежку из древесных листьев. А когда услышали Божий глас, призывающий их, испугались и стали прятаться между райскими деревьями от Того, Кто и насадил для них этот рай.
Предатели ведь всегда боятся встречи с теми, кого предали. А то, что сделали первые люди, и было самым настоящим предательством по отношению к Богу. Сатана ненавязчиво намекнул им, что, поев запретных плодов, они смогут стать равными своему Создателю. А значит — жить без Него. И люди поверили этой лжи. Поверили сатане и перестали верить Богу.
В этом страшном перевертыше и заключалась главная трагедия происшедшего в раю. Люди отказались слушаться Бога и добровольно отдали себя в послушание дьяволу.
Это было первое предательство, которое Бог им простил и дал шанс вернуться к Себе. Но воспользоваться им люди не захотели. Жена стала оправдываться тем, что ее соблазнил змей. А Адам и вовсе обвинил в своем преступлении заповеди жену, а в придачу еще и... Бога, который дал ему такую «неправильную» спутницу. Вот он, последний разговор людей с Богом в раю: ...не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
Так первый человек предал в раю Бога, свою жену и самого себя. Созданный для царствования над материальным миром, он превратился в жалкое существо, прячущееся по кустам от своего Создателя и упрекающее Его за неправильную жену. Таким сделал человека яд принятой от сатаны лжи. Однажды исполнив волю Божьего врага, человек сам стал врагом Богу.
Святитель Феофан Затворник пишет: «Отпадение от Бога совершилось полное с отвращением неким и враждебным восстанием против Него. Потому и Бог отступил от таких преступников — и живой союз был прерван. Бог везде есть и все содержит, но внутрь свободных тварей входит, когда они Ему себя предают. Когда же они в себе самих заключаются, тогда Он не нарушает их самовластия, но, храня их и содержа, внутрь не входит. Так и прародители наши оставлены одни. Если б покаялись поскорее, может быть, Бог возвратился бы к ним, но они упорствовали, и при явных обличениях ни Адам, ни Ева не сознались, что виноваты».
23 октября. О взаимоотношении Лиц Святой Троицы

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».
О взаимоотношении Лиц Святой Троицы – епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 октября. О значении слов о Христе из Послания апостола Павла к филиппийцам

В 3-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова о Христе: «Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа».
О значении этих слов – священник Вадим Бондаренко.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 октября. О духовных плодах преподобного Амвросия Оптинского

Сегодня 23 октября. Церковь чтит память преподобного Амвросия Оптинского, жившего в девятнадцатом веке.
О его духовных плодах – игумен Назарий (Рыпин).
Все выпуски программы Актуальная тема