«Четвертое воскресенье по Пасхе, о расслабленном». Прот. Андрей Рахновский - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Четвертое воскресенье по Пасхе, о расслабленном». Прот. Андрей Рахновский

Поделиться Поделиться
Вид с вечерней улицы на подсвеченные окна

В нашей студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.

Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения в ближайшее воскресение, в которое вспоминается исцеление Спасителем расслабленного, а также о Преполовении Пятидесятницы, о памяти Отцов семи Вселенских Соборов, св. Дмитрия Донского и Евфросинии Московской, Собора новомучеников в Бутове пострадавших.

Ведущая: Марина Борисова


Марина Борисова:

— Добрый вечер, дорогие друзья. В эфире Радио ВЕРА наша еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Здравствуйте.

Марина Борисова:

— И с его помощью мы постараемся разобраться, что ждет нас в церкви завтра, в четвертое воскресенье после Пасхи, в Неделю о расслабленном, и на наступающей седмице. Само название Недели предопределяет смысл наступающего воскресенья. Мы услышим отрывок из Евангелия от Иоанна из 5-й главы, стихи с 1-го по 15-й. Это, я думаю, очень хорошо знакомая большинству наших радиослушателей история о том, как рядом с Овчей купелью лежали больные люди, по многу лет ждали чуда. Раз в году в эту купель спускался ангел, и тот, кто успевал нырнуть в воду сразу вслед за ангелом, выздоравливал. И вот история человека, который 38 лет — представьте себе, целая жизнь человеческая — лежал около этой купели, поскольку он был парализованный, то он никаким образом не мог сам попасть в воду и ждал, когда же его туда кто-то столкнет в нужный момент. Оказалось, что не надо никуда толкать, просто мимо прошел Спаситель и исцелил его без всякой воды и без всякого схождения ангела. В этой истории, мне кажется, самое интересное то, что воспоследовало. Поскольку этот человек, ждавший чуда и получивший чудо, что сделал первым делом? Первым делом он пошел и нажаловался бдительным фарисеям и хранителям Закона Моисеева, что есть такой человек. Его спросили, как ты в субботу идешь, какой-то матрас с собой тащишь, он говорит: тут один человек меня вылечил и сказал, иди, вот я и иду. И вообще странное это поведение человека, который, казалось бы, как многие другие исцеленные мог бы уверовать, наверное, больше всего требует осмысления и разговора. Если предположить, что все, что говорится в Евангелии, адресовано каждому из нас, то что же мы должны извлечь из этого повествования для себя?

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Да, очень такой случай, тем более, что в Евангелии от Иоанна он запараллелен, причем явно запараллелен, с другим исцелением, с исцелением слепорожденного. И что интересно? Когда он взял свою постель или кровать и пошел — наше слово кровать это греческое слово, которое в Евангелии употребляется, но кровать там это циновка, как вы сказали совершенно правильно матрас, на котором он лежал — поскольку это было в субботу, то бдительные фарисеи сказали, что же ты нарушаешь, нарушаете гражданин? Он испугался и от испуга смалодушничал и проявил неблагодарность ко Христу. Сначала он сказал: Кто меня исцелил, Тот и сказал мне. То есть это не я. А потом, когда встретил Иисуса Христа в храме...

Марина Борисова:

— Сразу начал на Него пальцем тыкать и говорить: вот, вот, он виноват.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Да, это Он. А Христос его предупредил: впредь не греши. Интересно, что эта неблагодарность как-то осмыслялась в истории Церкви и получила свое выражение в Синаксари, то есть в богослужебном поучительном чтении этой недели, где говорится о том, что тот человек, который ударил Иисуса Христа на суде у Каиафы, это был именно тот исцеленный хромой. Понятно, что мы не знаем, тот или не тот, это нигде не записано. Но само по себе интересно, что эта история неблагодарности и малодушия получила такое осмысление. Сравним с другим случаем, исцеление слепорожденного, которого затаскали просто на объяснения. Мало того, что родителей его привлекли, так родители от него фактически отреклись. Потому что испугались, что их отлучат от синагоги, не будет ни круга общения, куда сходить в субботу не будет, и гуманитарной помощи не получат.

Марина Борисова:

— Да, да.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Родители говорят: он у нас совершеннолетний, пускай сам за себя отвечает. А ведь тот слепой с настойчивостью, что вы от меня хотите, он дерзко разговаривает с фарисеями. Даже там такая язвительная перепалка происходит. Прочитайте, напомните себе. Он говорит: Он исцелил меня, я знаю только одно, что я был слепой, а теперь я вижу, поэтому не надо мне тут компостировать мозги.

Марина Борисова:

— Морочить голову.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Он от Него не отрекся, и против его смелости ничего не смогли сделать. Вот такие два случая, люди по-разному реагируют.

Марина Борисова:

— Мы завтра на службе услышим еще один рассказ, и тоже о расслабленном и даже о воскрешении. До Евангелия в храме прозвучит отрывок из Деяния святых апостолов из 9-й главы, стихи с 32-го по 42-й, где рассказывается о том, как апостол Петр сначала исцелил человека по имени Эней, а потом, поскольку поблизости женщина благочестивая умерла и Его позвали к ней, Он ее воскресил. Это была Тавифа, и тот, кто бывал на Святой Земле, кто был в Тель-Авиве, там пригород под названием Яффа, это та самая Иоппия, где все это происходило. Там чудесный храм Петра и Тавифы и там ее могила, захоронение, пещерка, где она была погребена, когда уже второй раз испытала этот переход. Удивительно, они воспринимаются, как единая история, как ни странно.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Да. Там ведь как интересно. Хотя Плутарх позже жил, но, помните, как у него? У него два деятеля обязательно: греческий и римский. У Луки очень похоже, у него история Петра запараллелена с историей Павла очень часто. И только мы читаем про обращение Павла, и тут же опять чудеса апостола Петра. Это не просто так, понятно, что Лука хочет в глазах верующих помирить Петра и Павла, которые по своему неразумию не понимали, что они работали с разными аудиториями, и думали, что они учили по-разному. Но мы сейчас об этом не будем. Эти два чуда, действительно, как одно деяние. А почему? Потому что он сначала в Лидде исцеляет хромого и живет в Лидде соответственно. А потом уже его зовут в Яффу для того, чтобы исцелить Тавифу. С одной стороны, мне это близко, потому что я занимаюсь изучением книги Деяний и преподаю. Поразительно, что святой Тавифе нет службы в наших богослужебных книгах, она есть на греческом языке. На Афоне написана эта служба, переведена на французский язык, насколько я знаю. Я сейчас потихонечку занимаюсь переводом этой службы, может быть, она войдет в наше богослужение, надеюсь это намерение завершить. Меня очень вдохновляет, как святитель Иоанн Златоуст объясняет чудо воскрешения Тавифы, я такого раньше не встречал. Он вспоминает слова из Писания, кажется, это книга Притчей, что милостыня избавляет от смерти. А Тавифа творила очень много милостыни. Он считает, что Тавифа воскресла не потому, что Петр о ней помолился, а потому, что в ней жила животворящая сила, благодаря ее милосердию, она ее воскресила. Понятно, Иоанн Златоуст не отвергает здесь роль апостола Петра, но что очень важно? Причиной ее воскрешения, возвращения к жизни стала она сама, а вернее благодать милосердия, которая жила в ней. Самое интересное, что мне в своей жизни приходилось встречать реальные случаи, когда человек выздоравливал, делая какое-нибудь доброе дело. Это просто повторение этой историю.

Марина Борисова:

— Там, по-моему, рассказывали женщины, встретившие Петра, даже показывали ее изделия, она шила, обшивала всех.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Раздавала одежду бедным.

Марина Борисова:

— Удивительным образом и с евангельским чтением это тоже соединено воедино. Смысловое значение воскресного дня воспринимается здесь как некий общий контекст. Хочется все время мостик в нашу жизнь перекинуть. Иногда уходишь в какие-то глубокие размышления по поводу, а здесь тебя подталкивают к тому, что надо что-то делать.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Да, совершенно верно. Может быть, я сейчас изложу несколько эгоцентрическую идею, но попробуйте. Мне нашим слушателям хочется посоветовать. Начнем с простого. когда у вас плохое настроение, пойдите кому-нибудь помогите, что-нибудь сделайте для кого. Не знаю что, придумайте сами, вы взрослые все люди, я не должен за вас придумывать, проявите талант и креативность. Поверьте, после этого у вас настроение будет совсем другое. Плохо себя чувствуете, какое-то недомогание телесное, пойдите, кому-нибудь помогите. Вполне возможно, что вы вернетесь здоровым человеком, отвечаю.

Марина Борисова:

— Напоминаю нашим радиослушателям, сегодня, как всегда по субботам, в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский. У нас 29 мая на этой неделе будет праздник, значение которого мы не очень понимаем. Это Преполовение Пятидесятницы. Причем, это не один день, а целых восемь. Казалось бы, мы итак находимся внутри празднования Пасхи, до Вознесения настроены приветствовать друг друга словами «Христос Воскресе!». И тут вдруг еще какой-то внутренний праздник. Всегда хочется спросить, что бы это значило?

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Интересно, что в евангельском повествовании, где говорится, что в середине праздника Христос вошел в храм и учил, имеется в виду период празднования Пятидесятницы многодневный. И Христос в средине этого празднования пришел. То, что сейчас мы отмечаем — это путь между Пасхой и Пятидесятницей, немножечко другое. Но евангельские чтение, которое мы будем читать, взято из Евангелия от Иоанна именно об этом эпизоде из жизни Господа Иисуса Христа. Почему мы отмечаем середину, более того, как великий праздник Преполовение Пятидесятницы имеет восемь дней попразднства. Оно особо выделяется, у нас матрешка получается, еще не закончено попразднство Пасхи сорокадневное и уже еще один праздник и внутри него еще попразднство многодневное. Я сейчас попытаюсь это объяснить на таком примере. В ветхозаветной церкви у самих иудеев празднование Пятидесятницы было даже более многолюдным и торжественным, чем празднование Пасхи. Это не значит, что Пасха меньше по значению, нет, конечно. Это объяснимо исторически, поскольку Пасха это ранняя весна, Средиземное море не приспособлено для плавания на древних судах в этот период. А к Пятидесятнице, это поздняя весна, уже тепло, уже навигационный период полностью восстанавливался, и люди могли в большом количестве приезжать в Иерусалим как по суше, так и по морю. Это огромное количество людей, которое собиралось. Иосиф Флавий любит преувеличивать, но чуть ли не четыре миллиона человек, указывает такую цифру. Понятно, что Иерусалим просто кипел людьми. Это историческая сторона, пышность этого празднования. А почему, как связана Пасха с Пятидесятницей? Пасха — это исход израильтян из египетского порабощения, из египетского рабства. Через некоторое время Господь дает израильтянам повеление праздновать Пятидесятницу, причем, идея этого праздника формулируется достаточно просто. После Пасхи, когда закончено семь седмин, нужно принести начатки плодов Господу. То есть это посвящение урожая, благодарность Богу, Который дает человеку жизнь и питание. Кто-то даже найдет здесь отголоски культов плодородия, которые тогда у язычников были. Но парадокс состоит в том, что повеление праздновать они получают, а возможности-то такой нет. Потому что в сорокалетнем странствовании по пустыне — это, конечно, не пустыня, не надо так себе представлять, тем не менее — земледелием израильтяне заниматься не могли. Как так? А как же его совершать? А его невозможно совершать. А когда мы его совершим? Только, если исполнится обещание Господа, что мы войдем в землю обетованную. Поэтому праздник Пятидесятницы это праздник надежды, эсхатологический праздник. Мы о нем помним, раз мы храним память о нем, мы как бы говорим, что мы верим, что слова Господа сбудутся. Повеление совершать этот праздник — это как залог того, что мы верим Богу, и Он нас введет в эту землю. Что потом и произошло, и соответственно, праздник Пятидесятницы стали праздновать. Поэтому ветхозаветная Пасха и ветхозаветная Пятидесятница соотносятся друг с другом как, скажем, некий залог обещания и его исполнения. Мы вышли из Египта, но полноценно насладиться свободой мы сможем только в той земле, которую даст нам Господь. С этим связан праздник Пятидесятницы. Теперь переносим это на новозаветную почву. Христос Воскрес. В пятидесятницу Господь дает апостолам дар Духа Святого, и через них всем нам, мы его получаем в таинстве миропомазания, которое совершается после таинства крещения. И тот дар Святого Духа, Который мы получаем, является залогом того, что мы войдем в Царство Божие после Второго Пришествия Господня. Понятно, да? Сейчас это залог, некий начаток, поэтому наша жизнь после получения дара Духа Святого это как сорокалетнее странствование по пустыне, а вхождение в землю обетованную — это наше вхождение в Царство Божие после нашего воскресения. Уже новозаветный наш христианский праздник Пасхи и Пятидесятницы это два, не хочется избитые слова употреблять, великие, имеющие большое значение, но это действительно так. И значимость их настолько велика, что середина пути между ними — это повод для отдельного празднования. Более того воспоминания евангельских слов Христа: кто хочет пить, кто жаждет, приходите ко Мне и пейте. В этот день положено малое освящение воды после Божественной литургии. Такая есть традиция, совершается обязательно водосвятие в храмах.

Марина Борисова:

— У нас на этой неделе есть еще такой интересный памятный день, требующий, на мой взгляд, отдельного разговора. 31 мая мы отмечаем память святых отцов семи Вселенских Соборов. Поскольку мы, я не хочу обидеть наших радиослушателей, но могу про себя сказать, что я человек невежественный, церковная история знакома мне только внаглядку, я думаю, что среди наших радиослушателей есть люди, которые скажут о себе приблизительно то же, что и я. Поэтому мне всегда хочется для себя лично уяснить. Память святых отцов семи Вселенских Соборов лично для мня зачем?

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Затем, чтобы показать, что Церковь не просто духовный организм, а это мыслящий организм. Это очень важно. Есть такой стереотип светский, они имеют некие догматы, в которые они слепо верят. А ведь изучаем историю Церкви совсем не так. Да, наша вера имеет определенные границы, поскольку она является Откровением, Божественным знанием. Поэтому наша вера не есть что-то размытое, что-то синкретическое. Нет, конечно. Но глубина веры и постижима и не постижима. Церковная мысль это не какой-то мозг, плавающий в воздушном пространстве, а это конкретные люди, которые духовным усилием постигали Божественное Откровение и излагали для Церкви. Изучая историю семи Вселенских Соборов, чтобы мы не воспринимали это абстрактно, совершается память отцов семи Вселенских Соборов, как напоминание о том, что это были конкретные, живые, реальные люди, которые пытались донести, объясняли Церкви Божественные Откровения, конечно, в том числе и борясь с лжеучениями. Поэтому Первый Вселенский Собор, это 325-й год, важнейший вопрос, Кто Христос? Кто же все-таки страдал на Кресте? Альтернатива не православная такова, что это Божественный посланник. Неважно, какими его качествами великими наделять, но теория Ария по сути простая: Бог за нас не страдал, Он навсегда остался в Своей неприступности. Идея, которую провозгласил Первый Вселенский Собор, притом, что после этого арианство никуда не исчезло, оно целый век и дальше бушевало так, да еще поддерживалось Константинопольскими императорами Византийскими. А идея православия была такая, что Бог за нас пострадал, Творец наш за нас пострадал, Он не побрезговал принять на Себя эту участь. Разве это не величайшее достижение, не величайшая революция в восприятии Бога. Нет, Церковь и до этого верила в это, но поскольку появились иные мнения, потребовались более детальные объяснения.

Марина Борисова:

— Для меня всегда в истории Вселенских Соборов камнем преткновения была история с Оригеном. Мы знаем примеры святителей, которые у него учились и считали его своим учителем. Несколько веков потребовалось, чтобы Церковь соборно признала его учение ересью. Мне всегда трудно понять, на протяжении этих веков жили люди, читали его труды, слушали его учеников, а они кто тогда, еретики?

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Это очень сложный вопрос. Я советую нашим слушателям, возьмите книгу Василия Васильевича Болотова, это его диссертация «Учение Оригена о Святой Троице», все станет более-менее понятно. Ориген великий экзегет, великий проповедник, не безошибочный. Я все-таки считаю, что Церковь осудила Оригена для того, чтобы победить оригенизм. Это немножечко разные вещи, это последствия, это неправильные выводы из богословия Оригена, в том числе из его ошибок. Очевидно, что невозможно было прекратить оригенистское заблуждение, не осудив сам источник. Я считаю, что это педагогический ход Церкви, пусть что угодно говорят. У нас даже со студентами, когда мы обсуждали эту тему, родился такой анекдот. Он же учил о всеобщем спасении, как о неизбежном, что неверно в корне абсолютно, тут как бы устраняется воля человеческая. Мы так рассуждали. Представим себе, что Ориген, его почитали многие святые отцы, сидит на небе с Господом и наслаждается райской жизнью. К нему подходят, смущаясь, ангелы и говорят: Ориген, слушай, там на земле сейчас 6-й век нашей эры, дело идет к 5-му Вселенскому Собору, и у нас для тебя плохие новости, тебя хотят анафематствовать. — А за что? — Ну как же, ты то-то, то-то неправильно говорил. — Да, говорит Ориген, конечно плохо, но ничего, все равно же все спасутся. Конечно, с Оригеном нельзя согласиться и нельзя ни в коем случае путать учение Оригена о всеобщем спасении с аналогичными идеями у Григория Нисского и у Исаака Сирина, которые исходили абсолютно из других предпосылок. Но да, к сожалению, этот факт имеет место быть, но это не значит, что не нужно изучать Оригена.

Марина Борисова:

— В эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». С вами Марина Борисова и настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский. Мы ненадолго прервемся. Вернемся к вам буквально через минуту. Не переключайтесь.

Марина Борисова:

— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. Продолжаем нашу еженедельную программу «Седмица», в которой мы каждую субботу говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. У микрофона Марина Борисова и настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский. У нас начинается июнь, лето, замечательно, хочется чего-то романтического. И как раз 1 июня очень романтический повод поговорить о семейной жизни. У нас память такой замечательной пары как святой благоверный князь Дмитрий Донской и великая княгиня Евдокия, в иночестве Евфросиния Московская. За последние годы мы привыкли, что у нас эталон супружества христианского —святые Петр и Феврония. Но загвоздка в том, что про святых Петра и Февронию мы кроме жития ничего не знаем, это несколько литературная история, замечательная, очень поэтичная, но никаких исторических документов не оставившая. А что касается Дмитрия Донского и его супруги, много всевозможных документов и столько событий. У Дмитрия Донского не продолжительная была жизнь, всего 41 год, даже до сорокаоднолетия он не дожил, но событий туда спрессовано колоссальное количество, причем, судьбоносных для всех нас. Весь переворот от ига к освобождению пришелся на его короткую жизнь. Да и в церковной истории очень много было всевозможных перипетий, а уж что касается жизни его супруги, остается только поэмы писать. В этой истории для меня всегда было удивительно, ведь это абсолютно политически-династический брак. Девочке было 13 лет, мальчику было 15 лет, друг друга они, как водится в те времена, не видели, родители договорились, нужно было двум удельным князьям каким-то образом перестать враждовать и сблизиться. Вот они решили, что самый замечательный способ — детей поженить, породниться и все будет замечательно. И кто бы мог подумать, что это даст такие поразительные результаты в истории государства Российского. Думаешь, для современного человека вся эта история с династическими браками и с браками по благословению очень сомнительна. Мы люди скептические, мы привыкли все примерять на себя, и это уж никак не вяжется. Что поучительного в этой истории? Что поучительного в этой семье?

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Когда вы сказали про 1 июня, про светлый день, я думал, что вы скажете про день защиты детей.

Марина Борисова:

— Вот, еще и это. Причем, если рассудить, то эта семья очень странно защищала детей. Сына своего на два практически года были вынуждены родители отослать в Орду в качестве заложника, чтобы спасти княжество, ярлык на великое княжение. Так что тут все очень сложно.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Я как раз хотел эти два момента связать, что многодетная семья, 12 детей, кому, как не им, в частности святой Евдокии, Евфросинии, молиться о детях о наших. Понятно, что мы видим тут страшные условия политической необходимости, вы упомянули о двухлетнем заложничестве сына Василия. Представьте, как она эти два года жила, как она молилась, чтобы Господь его сохранил. Поэтому, мне кажется, кто очень переживает за своих детей, за их воспитание, за их жизненный путь, или ваши дети находятся в каких-то сложных жизненных обстоятельствах, он, например, далеко от вас. У многих сейчас сыновья, а у некоторых дочери на СВО находятся. Я думаю, надо молиться святой Евфросинии, она, я думаю, укрепит и самих отца и мать и защитит и спасет их, может быть, уже и взрослое, но чадо, их ребенок.

Марина Борисова:

— В этой семье еще интересно то, что теснейшим образом история этой семьи переплетена с историей церкви. Малолетний князь достаточно долго жил при фактическом регентстве святителя Алексия Московского и в дальнейшем все, что происходило с ними, увязано с такими столпами православия. С преподобным Сергием, который крестил первых их детей, со святителем Алексием. Когда митрополитом стал Киприан, он тоже все время находился рядом. Когда Евфросиния, оставшись одна в Москве, вынуждена была из осады спасаться вместе с семейством, рядом был митрополит Киприан. Они все составляли одну семью, не в том смысле, что они жили по соседству, а все внутренне было завязано и переплетено. Это очень для меня сложный урок, потому что мы все-таки дистанцируемся, при всей нашей любви и уважении к священникам, к которым мы ходим на исповедь, к которым приходим за советом, но все-таки всегда стесняемся. Нам кажется, нас много, он один, мы будем его грузить, надо дать ему простор, у него и свои дети, надо своими делами заняться. У тех святых, которые были рядом с семейством Дмитрия, тоже были свои дела. И монастырь это большое дело, а уж целая митрополия — это, ох, какое большое дело, да еще в те времена. И все-таки это было очень важно, что они все время были переплетены. Что нам нужно, глядя на эту семью, переломить в себе, чтобы, с одной стороны, и не докучать лишний раз своим любимым батюшкам, и в тоже время ближе их чувствовать к своей жизни. Не просто ты приходишь, как на сеанс к психотерапевту, ожидая, что это принесет тебе определенный сиюминутный успех, а включить это общение каким-то образом внутрь своей жизни повседневной.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Я очень хочу, чтобы наши слушатели смогли для себя ответы найти на вопросы, которые вы задали, чтобы они это сделали, чтобы они погрузились в дух эпохи, посоветовать хорошие книжки. Это серия книг, был такой писатель замечательный Дмитрий Балашов, который писал о Древней Руси много. К некоторым его книгам есть научно-исторические комментарии, потому что эти книги, несмотря на то, что они художественные, очень исторически фундированы. Они могут дать почувствовать дух времени и природу отношений, о которых вы говорите. Представление о некой симфонии рождались не от какой-то отвлеченной концепции. Мы должны понимать, что тогда не только святители и преподобные, но власть имущие все себя считали членами Церкви Христовой. Это не всегда имело хорошие последствия, в том числе и в жизни святого Дмитрия Донского. Не без его участия была очень некрасивая ситуация в Московской митрополии создана, когда он слишком доверял своему приближенному священнику, все это было крайне некрасиво и неправильно. Но происходило из-за того, что люди считали церковную жизнь зоной своей ответственности. Они, может быть, не всегда эту ответственность хорошо реализовывали, но они были не равнодушны. Возможно, этот вопрос проистекает из того, что впоследствии, особенно в новейшее время, разделение между светской властью и церковной действительно стало проходить по линии секулярности, когда уже, может быть, на уровне подсознания, а потом прямо власть имущие люди не чувствовали себя частью этой Церкви.

Марина Борисова:

— Для меня интересно и поучительно, эти взаимоотношения были не сказочными, не легендарными. Это были отношения людей, которых за живое задевало все, что происходило, и они живо в этом участвовали. В частности история со знаменитым благословением князя Дмитрия на Куликовскую битву. На самом деле он же поссорился с преподобным Сергием, потому что преподобный Сергий признал митрополитство Киприана, а князь решил, что не пустит он сюда этого митрополита, это неправильный митрополит. В результате они пребывали в состоянии необщения. Преподобный Сергий прислал свое благословение практически уже на поле Куликово. Это так живо и так по-человечески. Мне кажется, что каждый раз, когда мы берем какую-то важную и ставшую легендарной историю и прибавляем к ней реальные краски, люди эти перестают быть просто открытками или иллюстрациями к книжке по истории, а становятся живыми, и у них можно учиться.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— У всех же перед глазами картина, как Дмитрий Донской приезжает к преподобному.

Марина Борисова:

— Преклоняет колена.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Испрашивает у него благословение. Для того, чтобы с любовью и уважением относиться к этим святым, совсем не нужно сочинять какие-то умилительные сказания, правда жизни вызывает большее к ним уважение. Ты чувствуешь их ближе к себе, потому что сам-то ты грешник, и видишь, когда святые имели грех и побеждали его, преодолевали его. Мне кажется, что важно, что Дмитрий Донской все-таки прислушался к идее преподобного Сергия и святителя Алексея. А какая идея богословская изначально? Недаром преподобный Сергий строит монастырь в честь Святой Троицы. А как после этого не начать объединять Русь?

Марина Борисова:

— Напоминаю нашим радиослушателям, в эфире Радио ВЕРА еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский. 1 июня не только День защиты детей, но это и четвертая суббота после Пасхи, по церковному календарю это собор новомучеников в Бутове пострадавших. Вообще у нас несколько отдельных дней в церковном календаре посвящено памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Но этот день памяти именно пострадавших на Бутовском полигоне, мне кажется, заслуживает отдельного разговора, потому что Бутовский полигон это не отдельное специальное место, где казнили мучеников за веру. Там казнили всех подряд, и там цифры, естественно, разнятся, но то, что там только за 37-й и 38-й годы было больше двадцати тысяч расстрелянных, из них порядка тысячи по церковным приговорам. Это удивительное место, где все переплетается. Вообще все, что касается новомучеников, я знаю людей, для которых это не однозначно. Есть люди, которые говорят: мы не знаем, как они на самом деле вели себя, когда им предъявляли обвинения, Бог знает в чем, ведь их же не за Христа казнили. Их казнили, как государственных преступников, обвиняя их в каких-то придуманных страшных и ужасных террористических заговорах, распространении антигосударственной литературы, пропаганды, и через запятую, за работу на японскую разведку. Конечно, никто не вел реальных свидетельств, мученических актов, как от мучеников первых веков христианства, не осталось. Есть только, да и то не о всех, протоколы допросов, в которых Бог знает кто и Бог знает что мог написать. Такого отношения, безоговорочного приятия подвига, как когда мы говорим о мучениках далеких веков, не у всех я встречала. Есть люди, у которых вызывает это некоторое внутренне если не сомнение, то, по крайней мере, диссонанс. Поэтому как это не удивительно для меня, я знаю мало людей, которые молятся новомученикам. Почему я говорю, что это странно: Потому что я пришла в церковь в начале 80-х годов, и у нас были ужасно толстые синодики, потому что мы в эти синодики записывали всех: всю царскую семью, Иоанна Кронштадтского с его матушкой и со всеми присными, которых мы могли узнать. И так через запятую на много странниц. Очень многих, кто сейчас причислен к лику святых, мы просто поминали за упокой, потому что мы чувствовали внутренне соприкосновение с ними, когда узнавали их истории. Почему сейчас возникает какой-то зазор и можно ли этот зазор преодолеть?

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Да. О чем вы сейчас говорите, особенно про современную реакцию и отношение к памяти новомучеников, это печально. Причины этого я не совсем понимаю, но все-таки хочу немножечко возразить. Все-таки мученические акты это и есть протоколы допроса. Протоколы допросов новомучеников, слава Богу, есть, их очень много. Новомученик нашего прихода Павел Фелицын, у нас есть копия его следственного дела и допросов. Новомученики стоят в более выигрышной ситуации. Да, как вы сказали, много что можно было написать, но очень часто это абсолютно достоверные документы. Преодолевать это все очень просто. Если вы приедете на Бутовский полигон, обратитесь в храм, попросите совершить экскурсию, они там совершаются, то у вас не останется никаких вопросов. Для вас все это оживет перед глазами, вы увидите витрины с выкопанной обувью убитых на этом полигоне, ознакомитесь с биографиями погибших там не только священнослужителей, но и просто людей, которые не за веру пострадали. Посмотрите обязательно документалистику по Бутовскому полигону. Замечательное интервью с дедушкой, который когда-то там работал в расстрельной команде и который, будучи глубоким стариком, говорит: если бы тогда всех, кого надо, дорасстреляли, всего бы этого безобразия не было. Все сразу встанет на свои места. Такая некая инертность, потом правильно в свое время было замечено, люди не понимают, а чем новомученики могут помочь лично мне? От головной боли или что? Они помогают от бессовестности, и они помогают нам научиться жить в соответствии со своими убеждениями. Это тяжело, хочется исцелиться, хочется успеха в жизни с помощью святых, чудес хочется — весь этот елей наш церковный. А жить по совести, как они умели, и в соответствии с убеждениями это тяжело, потому что это внутренний подвиг. Я говорю, не думайте, что я кого-то обличаю, ко мне эти слова в полной мере относятся. Но в том и состоит лукавство, вы очень четко это подметили, что страдания-то не за веру, за нарушение государственных законов. Никто не говорил, что вы за Христа идете страдать, за то, что вы веруете во Христа, мы вас казним. В этом лукавство и одновременно величие. Когда ты не просто идешь на Голгофу, а тебя еще и реально позорят. В свое время отец Дмитрий Дудко, помните, в связи с определенными событиями в его жизни, говорил: когда идешь на Голгофу, и тебе рукоплещут все и с восторгом смотрят на тебя, это одно, а когда ты идешь на Голгофу, но никто тебя в грош не ставит.

Марина Борисова:

— Мы же каждую литургию слышим: «Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради».

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Совершенно верно, никаких рукоплесканий, и все тебя реально считают преступником. На самом деле, если изучить историю гонений в Римской империи, было то же самое. Да, в большей степени это было выражено, как страдания за веру, поскольку это были абсолютно религиозные законы, но в том числе было: нет, не за веру за Христа, а за непочитание законов и государственных святынь, так это назовем, одной из которых являлся император. Но за этим и величие. Даже если бы советская власть говорила, за то, что вы верите во Христа, мы вас казним, это было бы не так высоко, как: нет, нет, верьте в своего Христа, у нас по советской Конституции свобода веры, вы просто нарушаете наши законы. Дьявольская вещь.

Марина Борисова:

— Вся история Бутовского храма абсолютно, на мой взгляд, чудесная. Такое ощущение, что по молитвам новомучеников это все состоялось. То, что рассказывает отец Кирилл Коляда, как вообще достался этот кусок земли. Когда они в начале 90-х обратились с прошением выделить там участок земли для строительства храма, оказалось, что самая счастливая организация в это время в стране от такого прошения, было КГБ, которому абсолютно уже не улыбалось платить за охрану этого никому не нужного куска земли. И вместо того, чтобы выделить участок под храм, это ведомство ходатайствовало Московским властям, чтобы отдали уже весь этот участок, чтобы со своего баланса его списать. То, что это произошло, кроме как чудом, никак не назовешь. Вообще все, что происходило на переломе 80-х и 90-х, после 1000-летия Крещения Руси, мне кажется, там отдельного повествования заслуживает количество чудес таких не красивых кинематографических, а жизненных. Просто неисчислимое количество. То, что произошло на Бутовском полигоне. Там сначала построили храм, отец Кирилл рассказывал, что, когда они первый раз хотели Крестный ход организовать, им приходилось через этот бурелом буквально топором прорубаться. Что там было, уму непостижимо. И все состоялось. Состоялся храм и состоялся мемориал, все есть.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Зимой очень хорошо видно, когда выпадает снег, он выпадает волнами на всем этом участке. Почему волнами? Потому что это места засыпанных рвов, где и покоятся останки страдальцев и мучеников. Очень хочется — мы сегодня много говорили об истории нашей Церкви — чтобы мы оказались теми благодарными исцеленными...

Марина Борисова:

— Расслабленными.

Протоиерей Андрей Рахновский:

— Да, расслабленными и благодарными слепыми, которых Господь исцелил. Мне кажется, что все-таки история святости, история Церкви на Руси показывает, что в самые тяжелые времена, и времена древние, мы сегодня говорили про 14-й век, и мы говорили с вами про 20-й век, Церковь рождает новых святых, а значит, она жива, а значит, продолжает жить со Христом.

Марина Борисова:

— Спасибо огромное за эту беседу. Вы слушали программу «Седмица». С вами были Марина Борисова и настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский. Слушайте нас каждую субботу. До свиданья. Христос Воскресе!

Протоиерей Андрей Рахновский:

— До свиданья. Воистину Воскресе!


Все выпуски программы Седмица

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем