
Фото: Rade Šaptović / Unsplash
Если вы приедете на Балканы, то увидите, что на левой руке почти у всех сербов и черногорцев находится особый браслет. Называется он «брояницей» и является на самом деле не браслетом, а особым видом четок. Брояница — наиболее популярный для Балкан вид четок, которые носятся здесь не только монахами, но в принципе и всеми православными христианами — мужчинами, женщинами и даже детьми.
Классическая брояница представляет собой сплетенный из овечьей шерсти браслет, который состоит из 33 узелков — по числу лет земной жизни Христа. Каждый из узелков получается в результате особого крестового плетения. И делается так, чтобы в итоге состоять из семи переплетенных крестов. Между собой концы брояницы соединяются пластмассовым или деревянным равносторонним крестиком.
Кроме классической брояницы существуют также средняя брояница на 50 узелков и большая — на 100 узелков. Иногда можно встретить даже брояницу из 300 узлов. Носят такие брояницы в руках или на шее, но встречаются они гораздо реже, чем брояницы-браслеты.
Название «брояница» происходит от сербского слова «брой», что означает «счет». Смысл названия простой. Брояница, как и любые другие четки, предназначена для молитвы. Человек по нескольку раз повторяет какое-либо молитвословие и чтобы не считать и не отвлекаться использует четки, с каждой молитвой переходя от одного узелка к другому.
На Балканах издревле существует интересная легенда об изобретении брояницы. Звучит она так. Некогда жил где-то на Балканах один монах. Был он искренне верующим и объединял в себе многие духовные достоинства: вел неприхотливый и трудолюбивый образ жизни, искренне молился и работал над собой.
Но была у него одна беда. Во время молитвы ему не удавалось сосредоточиться, он постоянно сбивался, отсчитывая количество прочтенных молитв. Чтобы это исправить, монах придумал брояницу — небольшой браслет из 33 узелков, которые он перебирал, когда молился.
Но и браслет не смог полностью решить его проблему. Ночью, а иногда и прямо во время молитвы к монаху приходил дьявол и расплетал узелки, сбивая его со счета. Многие месяцы длилось противостояние монаха и злого духа. Оно окончилось только после того, как с небес спустился ангел, который научил монаха, как правильно плести узелки так, чтобы их никто не смог развязать. Действительно, узлы брояницы, состоящие из семи крестовых плетений с тех пор считаются одними из самых прочных в мире.
Сегодня на Балканах изготовление брояниц по-прежнему остается монашеским делом. Потому купить балканские четки можно почти исключительно только в монастырях или храмах. Зайдя в церковную лавку вы обнаружите, что брояницы бывают не только черного цвета, но и голубого, синего, красного, белого цветов. В любом случае, каждый сможет приобрести именно ту брояницу, которая ему понравится.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер