
Когда-то, примерно в две тысячи семнадцатом году или чуть раньше, духовник Свято-Данилова монастыря, почивший архимандрит Даниил Воронин, сказал моему мужу: «Читай сто пятьдесят "Богородичных", и всё у тебя в жизни будет хорошо».
Мы с мужем тогда ещё не были даже знакомы. Из его рассказов знаю, как пришёл на исповедь к отцу Даниилу и поделился с ним вполне конкретными бытовыми проблемами: нет работы, нет семьи, одолевают страсти. Батюшка не дал ни контактов потенциальных работодателей, ни житейских советов. Просто спросил имя и наставил: «Молись Пресвятой Богородице».
Супруг начал молиться. Богородичное правило — это сто пятьдесят раз произнесённая молитва «Богородице, Дево, радуйся...». Как правило, по чёткам. Трудная задача, но он её выполнял.
К моменту, когда мы поженились, у мужа уже были и хорошая работа, и послушание в качестве просфорника Данилова монастыря.
Как глава семьи, стал просить молиться и меня: «Читай сто пятьдесят "Богородичных", и всё у нас в жизни будет хорошо». Я честно пыталась. Но на первом десятке по немощи засыпала. Тогда один за другим родились двое наших малышей. Мне все время хотелось спать...
Мы с мужем были очень разные. Абсолютно. У меня высшее образование и учёная степень, у него — четыре класса школы. Так получилось. Я люблю балет и классическую музыку, от которых он впадал в недоумение, как и я от тюремного шансона. Он — вспыльчивый, но быстро отходил и забывал обиды, я уравновешенная, но подолгу не могу простить. Ему нравились блюда из рыбы, а у меня на неё аллергия. Я — барышня из интеллигентной семьи, он — в прошлом уличный хулиган и боксер... У нас не было ни одного шанса пересечься, потому что мы ходили разными путями. Пока оба в назначенное каждому Господом время не пришли в Церковь.
В феврале две тысячи двадцать пятого года супруга не стало. Незадолго до его ухода мы впервые съездили в Дивеево, «удел Пресвятой Богородицы». Он мечтал об этой поездке. Пройтись по знаменитой Канавке и помолиться. Там так принято, пока идёшь вдоль Канавки, читать те самые сто пятьдесят молитв Пресвятой Богородице. Как раз хватает времени. Сбылась его мечта...
Когда мне нужно было определиться с местом захоронения супруга и выбрать какое-то из кладбищ, я, не раздумывая, дала согласие, едва услышала одно из названий — «Богородское». Да, это будет его! День похорон был солнечным. Господь всего лишь на один день даровал нам голубое-преголубое небо и яркое лимонное солнце. Словно Сама Матерь Божия покрыла Своим честным Омофором. А потом взяла мужа, потерявшего маму в четырехлетнем возрасте, за ручку, и увела с Собой.
А у меня не выходила из головы его просьба читать сто пятьдесят молитв Пресвятой Богородице, которые я так и не осилила. «Всего-то двадцать минут в день», — уговаривал муж...
Сегодня моя ночная молитва занимает полчаса — кафизма из Псалтири, молитва об упокоении. Для меня это такое же правило, каким было Богородичное правило для супруга. Знаю твердо: когда душевно окрепну, возьму в руки чётки, получив на то благословение у духовника. И Пресвятая Богородица не оставит.
Иногда бывает, что нас о чем-то просят близкие и не очень близкие люди. Просят о самой малости: помыть посуду, не опоздать на встречу, позвонить как доберёмся, помолиться. А мы забываем, не придаём значения или ленимся выполнить это прошение, такое значимое для утешения или спокойствия души просящего. И, только пережив потерю, понимаешь, как это важно — быть чутким к просьбам других людей.
Автор: Ольга Цой
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело