В 13 веке князь Александр Ярославович прославился на Руси великими победами. После блестяще выигранного сражения со шведами-крестоносцами на реке Неве его стали называть Александром Невским.
Потомки в полной мере оценили и дипломатический талант русского князя. В условиях татаро-монгольского ига Александр Невский старался сохранить Русь от полного разорения. Этот подвиг князя, прославленного Церковью в лике святых, нашел отражение во многих литературных произведениях.
Святой благоверный князь Александр Невский умер 14 ноября 1263 года в небольшом русском городке под названием Городец, возвращаясь из Орды. Считается, что князя отравили в ставке хана — точно так же, как семнадцать лет назад его отца, великого князя Ярослава Всеволодовича. Вот как описаны в стихотворении Аполлона Майкова «В Городце в 1263 году» последние минуты жизни Александра Невского, принявшего перед смертью монашество с именем Алексий.
МАЙКОВ:
Тихо лампада пред образом Спаса горит;
Тихо игумен пред ним на молитве стоит;
Тихо бояре стоят по углам;
Тих и недвижим лежит, головой к образам,
Князь Александр, черной схимой покрыт...
Страшного часа все ждут: нет надежды, уж нет!
В стихотворении Майкова Александр Невский даже на смертном одре спорит с теми, кто призывал его взять в руки меч и выступить против ордынцев, обложивших Русь разорительной данью.
Александр Ярославич понимал, что пока силы слишком не равны и вооружённое выступление против ордынцев обернется лишь новыми бедствиями для обескровленной Руси. И время доказало правильность его дальновидной политики.
МАЙКОВ:
Князь приподнялся на ложе своём;
Очи сверкнули огнём,
Грозно сверкнули всем гневом высокой души,-
Крикнул: «Эй, вы, торгаши!
Бог на всю землю послал злую мзду.
Вы ли одни не хотите Его покориться суду?
Ломятся тьмами ордынцы на Русь — я себя не щажу,
Я лишь один на плечах их держу!..
Бремя нести — так всем миром нести!
Дружно, что бор вековой, подыматься, расти,
Веруя в чаянье лучших времён,-
Всё лишь в конец претерпевый — спасён!..»
В начале 18 века состоялось церковное прославление благоверного князя Александра Невского. По приказу Петра Первого его святые мощи были торжественно перенесены из Владимира в новую северную столицу, в Петербург, и установлены в Александро-Невской лавре, где они находятся и ныне.
В стихотворении Аполлона Майкова Александру Невскому в предсмертном видении открывается его грядущая слава.
МАЙКОВ:
...Видит он: Облитый словно лучом золотым,
Берег Невы, где разил он врага...
Вдруг возникает там город... Народом кишат берега...
Флагами веют цветными кругом корабли...
Гром раздается; корабль показался вдали...
Правит им кормчий с открытым высоким челом...
Кормчего все называют царём...
Гроб с корабля поднимают, ко храму несут,
Звон раздаётся, священные гимны поют...
Известный русский поэт 19 века Аполлон Николаевич Майков — автор многих произведений на темы русской истории. Одно из лучших его стихотворений посвящено Александру Невскому — великому защитнику Руси.
24 июня. О страшных днях начала Великой Отечественной войны

22 июня, в праздник Всех святых, в земле Русской просиявших, и в 84-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм священномученика Власия Севастийского, в Старой Конюшенной Слободе в Москве.
По окончании Божественной литургии в новоосвященном храме Святейший Патриарх говорил о страшных днях начала Великой Отечественной войны и нашей победе.
Начались эти первые дни страшной войны. Просто каток прокатился по европейской части России. Дошли до Питера, тогдашнего Ленинграда, дошли до Москвы и вышли к берегам Волги. Ну и что? Победили-то мы.
И вот если эту победу только относить за счёт способности полководцев, которые, несомненно, внесли огромный вклад в победу, если это относить только за счёт мужества народа, хотя мужество сыграло огромную роль в победе, но если упустить из этого анализа непостижимое: нашу победу над многократно превосходящим нас противником, то всёэто выглядело как Божье чудо. Господь с нами. И с нами Он не потому, что мы такие благочестивые, такие мудрые, такие просвещённые, но потому, что за нами великий сонм святых людей, в земле нашей просиявших, великий сонм мучеников, исповедников, которые кровью своей запечатлели верность Господу и Церкви. А разве эта жертва могла пройти мимо очей Божьих?
Вот ответ на всё на это — и победы, и изменения просто чудесные, изменения всего строя жизни нашего народа и нашей страны. Вот говорю о том и говорю так, чтобы никто не забывал прошлого, чтобы у каждого из нас хватало сил благодарить Господа за настоящее, чтобы в какой-то трудный момент нашей личной жизни или сомнений в том, что что-то так или не так происходит в стране, взирая на этот исторический опыт, сказать: «Слава Тебе, Господи, за всё!» И этими словами не только благодарить Бога за настоящее, но благодарить Его за весь тот тяжелейший исторический путь, который прошла наша страна и наша Церковь.
Ну а мы, люди XXI века, родившиеся в благополучное время, живущие пока, надеюсь, в благополучное время, посещающие храмы, мы должны молиться за себя и за наше предшествующее поколение, за наш благочестивый народ, который, несмотря ни на что, сохранился как православный народ, и Церковь, наша мученица-исповедница, сохранилась и сохраняет способность осуществлять свою спасительную миссию среди наших людей.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июня. О личности Патриарха Филарета

Сегодня 24 июня. В этот день в 1619 году митрополит Филарет, долгое время находившийся в польском плену, возведён в Патриархи Всея Руси.
О личности Патриарха Филарета — протоиерей Михаил Самохин.
В 21 февраля 1613 года, в Неделю православия, был избран на царство Михаил Фёдорович, первый царь из династии Романовых, сын митрополита Филарета.2 мая он торжественно вошёл в Москву и вступил на царский престол.
Одной из главных забот царя Михаила Фёдоровича с самого избрания его было освобождение из плена своего отца, митрополита Филарета. Только через два года переговоры действительно начались, но не привели к желанной цели, и ещё через три года, к концу 1618 года, они закончились заключением перемирия. Обмен пленными последовал только 1 июня 1619 года. Таким образом, митрополит Филарет пробыл в плену 8 лет, полтора месяца и два дня. Этот плен чрезвычайно возвысил его в глазах всех сынов России. На него смотрели как на мученика, пострадавшего за Отечество и Православие.
14 июня 1619 года Москва встречала митрополита Филарета. Столица торжествовала, а уже через 10 дней совершилось поставление митрополита Филарета в Патриарха Московского и всея Руси. Торжественное поставление совершили в Успенском соборе Московского Кремля иерусалимский Патриарх Феофан и русские иерархи.
Как отец юного царя и человек государственного ума и опыта, он пользовался большим авторитетом и влиянием. С его именем связаны государственные и дворцовые события, происходившие в Москве с 1619 по 1633 год. Он был истинным представителем окрепшей, его трудами, государственной власти и устроителем государственного порядка. По инициативе Патриарха Филарета была проведена перепись населения. Он в делах церковных всячески поддерживал чистоту православия и продолжил исправление церковных книг.
После тяжелых лет смуты Русское государство и Церковь оправились и смогли продолжить самостоятельное существование. Роль личности святителя Филарета в сохранении нашего Отечества в сложный момент трудно переоценить.
Святителю отче Филарете, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июня. О мире

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему».
О мире — протоиерей Василий Гелеван.
Мир — это состояние души, это состояние общения человека с Творцом. Мирное, покойное состояние — это такое состояние, к которому призывает Церковь с самых первых минут литургии, когда священник-диакон возглашает «миром Господу помолимся», то есть в состоянии покоя и мира с ближним.
А вот ещё на литургии мы слышим «станем добре», «станем со страхом», «вонмем». Святое возношение «в мире приносите». «Мир Мой даю вам», — говорит Господь. «Мир желаю вам». Нужно быть в состоянии покоя и мира по отношению к ближним. «Мир всем», — говорит священник-епископ, когда благословляет народ. «Мир всем» — вслед за приветствием, которое Господь обратил к Фоме и ко всем апостолам.
Это совсем не значит, что мы никогда не будем воевать, потому что, к сожалению, мир возле лежит, и мир поглощён грехом. А задача христианина — быть солью земли и своим мирным состоянием растворять вокруг себя все конфликты своей молитвой, своим умиротворением и своим внутренним духовным миром.
Все выпуски программы Актуальная тема