
Жили в горной деревушке старик со старухой, бедно они жили. Сплетут несколько соломенных шляп, старик несет их в город, продаст — купит чего-нибудь поесть, не продаст — голодными старики спать ложатся.
Раз перед Новым годом старик и говорит:
— Хочется мне отведать на Новый год рисовых лепешек. Да вот беда, в доме ни одного рисового зернышка нет.
— Да, — вздохнула старуха, — сходил бы ты, старый, в город, продал бы шляпы, да купил риса, а я лепёшки испеку.
Встал старик пораньше, перекинул шляпы через плечо и зашагал в город. Целый день бродил по городу, но ни одной шляпы не продал. Уже смеркаться стало, метель началась. Пришлось старику домой обходной дорогой возвращаться.
Побрел он домой, вдруг видит: на перекрёстке стоят четыре статуи с табличками на груди. Каждая статуя изображает человека огромного роста, который поднятой рукой показывает, в какую сторону нужно идти, чтобы не сбиться с пути — такие кто-то сделал дорожные указатели.
Удивился старик и думает: «Надо же, статуи, а заботятся обо мне, чтобы я домой попал». Подошел он ближе, смотрит: статуи все снегом запорошило. И показалось вдруг старику, что каменные статуи съежились от холода.
"Совсем, бедняжки, тут замерзли«,— подумал старик. Взял он непроданные шляпы и надел их статуям на головы. Только вот незадача: шляп-то было три, а статуй — четыре. Снял тогда старик с головы свою старенькую дырявую шляпу и на четвёртую статую надел: всё лучше, чем ничего.
Снег повалил еще сильнее, и старик еле добрался до дому. Старуха уж и не чаяла живым его увидеть, очень обрадовалась. Отогрелся немного старик, и рассказал, как попались ему на перекрёстке замёрзшие каменные статуи, и как он их шляпами одарил.
— Добрый ты у меня! — сказала старуха. — Нет у нас с тобой ни шляп, ни рисовых лепёшек к празднику. Ну да ничего! Все на свете рисовые лепешки не стоят одного доброго дела.
Вздохнули старики да спать пошли. Только легли, слышат: вроде кто-то громко топает вдалеке. Вот шаги уже у самых дверей, а потом вроде снова удалятся стали.
Вскочили старики, бросились к двери, распахнули... и остановились как вкопанные: на самом пороге лежал огромный сверток! Глянули старики в сторону леса и видят: четыре статуи мерно шагают по снегу, и на голове у каждой широкополая шляпа покачивается.
Подняли старики сверток, внесли в дом, развернули, а там целая гора рисовых лепешек! Никогда еще в жизни старик со старухой не праздновали так весело Новый год!
Говорят, с тех пор поговорка пошла: «На доброту даже камни откликаются».
(по мотивам японской народной сказки)
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема