Жили в горной деревушке старик со старухой, бедно они жили. Сплетут несколько соломенных шляп, старик несет их в город, продаст — купит чего-нибудь поесть, не продаст — голодными старики спать ложатся.
Раз перед Новым годом старик и говорит:
— Хочется мне отведать на Новый год рисовых лепешек. Да вот беда, в доме ни одного рисового зернышка нет.
— Да, — вздохнула старуха, — сходил бы ты, старый, в город, продал бы шляпы, да купил риса, а я лепёшки испеку.
Встал старик пораньше, перекинул шляпы через плечо и зашагал в город. Целый день бродил по городу, но ни одной шляпы не продал. Уже смеркаться стало, метель началась. Пришлось старику домой обходной дорогой возвращаться.
Побрел он домой, вдруг видит: на перекрёстке стоят четыре статуи с табличками на груди. Каждая статуя изображает человека огромного роста, который поднятой рукой показывает, в какую сторону нужно идти, чтобы не сбиться с пути — такие кто-то сделал дорожные указатели.
Удивился старик и думает: «Надо же, статуи, а заботятся обо мне, чтобы я домой попал». Подошел он ближе, смотрит: статуи все снегом запорошило. И показалось вдруг старику, что каменные статуи съежились от холода.
"Совсем, бедняжки, тут замерзли«,— подумал старик. Взял он непроданные шляпы и надел их статуям на головы. Только вот незадача: шляп-то было три, а статуй — четыре. Снял тогда старик с головы свою старенькую дырявую шляпу и на четвёртую статую надел: всё лучше, чем ничего.
Снег повалил еще сильнее, и старик еле добрался до дому. Старуха уж и не чаяла живым его увидеть, очень обрадовалась. Отогрелся немного старик, и рассказал, как попались ему на перекрёстке замёрзшие каменные статуи, и как он их шляпами одарил.
— Добрый ты у меня! — сказала старуха. — Нет у нас с тобой ни шляп, ни рисовых лепёшек к празднику. Ну да ничего! Все на свете рисовые лепешки не стоят одного доброго дела.
Вздохнули старики да спать пошли. Только легли, слышат: вроде кто-то громко топает вдалеке. Вот шаги уже у самых дверей, а потом вроде снова удалятся стали.
Вскочили старики, бросились к двери, распахнули... и остановились как вкопанные: на самом пороге лежал огромный сверток! Глянули старики в сторону леса и видят: четыре статуи мерно шагают по снегу, и на голове у каждой широкополая шляпа покачивается.
Подняли старики сверток, внесли в дом, развернули, а там целая гора рисовых лепешек! Никогда еще в жизни старик со старухой не праздновали так весело Новый год!
Говорят, с тех пор поговорка пошла: «На доброту даже камни откликаются».
(по мотивам японской народной сказки)
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.