
Мария Миргородская, автор программы "Частное мнение"
Мое первое знакомство с Богом произошло в детстве — мне было 7 лет. Жили мы в Казани. Моя мама искала «свою» веру и в буддистских книгах, которые в то время раздавали бесплатно на улице, и в мусульманстве — родители были родом из Башкирии, а там все мусульмане, и в православии.
Помню, как с маленькой сестрой на руках и со мной за ручку она подошла к красивому православному собору. Больше всего мне запомнилось тогда что весь собор снаружи был украшен невероятной красоты лепниной, колонны — в виноградной лозе. А еще там была высокая лестница — это уже спустя время я узнала, что храм двухэтажный — есть нижний храм, а есть верхний.
В тот раз мы зашли просто поставить свечку. Но почему-то ощущение было, будто мы пришли не в новое место, где я никогда не была, а в родное, в котором я бывала уже много раз. Теплое место. Это был первый и последний раз, когда мы в храме были вместе с мамой.
Через некоторое время с мамой случилась беда. Она неудачно упала и долгое время лежала в больнице. Все родные тогда съехались в нашу большую Казанскую квартиру. Все старались помочь. Кто-то искал лекарства, кто-то сидел с моей маленькой сестрой, а кто-то ездил к маме в больницу, которая находилась на самой окраине города.
Дербышки — так назывался района, где находилась больница. Я запомнила это название, хоть была там всего один раз. Бабушка в тот день, наверное, что-то чувствовала и потому взяла меня с собой в больницу. Мы очень долго ехали. Зима, холод, скользко. Внутри было почти темно, только одно окно. И где-то там у дальней стены на кровати лежала мама. Тогда я в последний раз видела ее живой.
Через несколько дней мамы не стало. Помню поздний вечер в квартире, как обычно в последнее время — у нас много людей. Домашнего телефона у нас не было, только у соседки. Мне кажется, у нас даже дверь входная не закрывалась — постоянно кто-то куда-то ходил. Вот и соседка зашла тихо. Тихо сказала взрослым о том, что позвонили из больницы и сказали, что мамы больше нет.
Моя тетушка — сестра мамы, в то время только приходила к вере. И у нее с собой была Библия. Я попросила у тетушки ее в тот вечер и уснула с Библией под подушкой.
Никто из моей семьи не был церковным человеком, но я откуда-то знала о Боге. И когда после похорон все разъезжались по домам, я попросила тетушку крестить меня. В следующий раз, когда она приехала, пришла за мной в школу и мы пошли с ней в тот самый собор, куда заходили с мамой ставить свечки. Там меня и покрестили. Я до сих пор помню вкус первого причастия.
Тетушка стала моей крестной мамой и подарила первые иконки в моей жизни — икону Божией Матери Жировицкую и икону моей святой Марии Египетской. Я писала записочки со своими просьбами и складывала их за икону Божией Матери.
У каждого человека — свой путь к Богу. И этот путь всегда непростой. Очень часто люди приходят к Господу, когда теряют кого-то из близких. И со временем, когда происходит воцерковление, люди узнают о душе и о вечной жизни, и о том, что мы обязательно все встретимся там, в вечности. Конечно, с понятием смерти трудно смириться — ведь ты больше не можешь ни прикоснуться к родному человеку, ни поговорить с ним, ни обнять. Поэтому люди, потерявшие своих близких, начинают чаще ходить в храм — ведь с Богом легче пережить горе.
Время не лечит, вопреки общепринятому мнению. Прошло больше 30-ти лет с тех пор, как моей мамы не стало, а я каждый год переживаю все те же чувства, воспоминая тот вечер. Но слава Богу, я в храме каждый день. И вера в Бога и дает мне силы жить дальше.
Мама — это человек, которого никто и никогда заменить не сможет. Берегите своих мам!
Деяния святых апостолов

Деян., 3 зач., II, 1-11.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Первый век существования христианства нередко называют веком экстраординарных, то есть чрезвычайных духовный дарований. Дух Божий действовал через верующих во Христа с такой силой, что это было видно окружающим. Пожалуй, один из самых ярких даров Святого Духа, который появился у апостолов в день Пятидесятницы, — это способность говорить на иностранных языках. Существует ли такая практика в современной Церкви? Или же это явление, которое давно кануло в лету? Чтобы ответить на этот вопрос, можно приглядеться к тому отрывку из второй главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
Согласно иудейскому закону, через семь недель после Пасхи наступал праздник Пятидесятницы. Ветхозаветная Пятидесятница была установлена в честь первых плодов, поскольку в этот день оканчивалась жатва, которая начиналась сразу после Пасхи. Кроме того, с этим событием было связано воспоминание о даровании Израильскому народу закона на горе Синай. Праздник Пятидесятницы был одним из самых важных в иудейском календаре наряду с праздником Пасхи и Кущей. В этот день было принято совершать паломничество в Иерусалим для участия в торжествах.
Именно поэтому проповедь апостолов услышало так много иностранцев. Это были иудеи языческого происхождения из разных уголков древнего мира, которые пришли в столицу Израиля помолиться в Иерусалимском храме. Поразительно то, что ученики Христовы общались с ними без переводчиков. Однако все люди прекрасно понимали, о чём идёт речь. Более того, Писание говорит, что каждый слышал проповедь на своём собственном языке, на своём родном наречии.
И это, безусловно, удивительный момент. Он до сих пор порождает множество недоумений среди читателей. Многие пытаются понять и объяснить, как это произошло технически. Тот, кто учил китайский или же английский языки, знает, как долго приходится работать, чтобы добиться чистоты произношения. Чистая артикуляция требует постепенных физиологических изменений в гортани, которая приспосабливается под фонетику иностранного языка. Как такой артикуляции добиться в один миг? Кроме того, другой язык — это другая картина мира. Это другой опыт, который также формируется не в мгновение ока. Это происходит медленно, с самого рождения. Может ли сознание человека сразу обработать и органично усвоить такой массив данных?
Именно по причине сложности этих вопросов христианские богословы уходят от прямого ответа на них. Как это произошло технически не так важно. Важно то, что благодаря действию Святого Духа евангельская весть стала передаваться от сердца к сердцу. Дух Святой воспламенил сердца учеников Христа. И они передали этот огонь слушателям. И теперь их сердца загорелись с той же силой, что и у апостолов. Вот она суть произошедшего. Ведь все мы прекрасно знаем, что можно говорить с людьми на одном языке, но быть при этом разделёнными пропастью непонимания. И, напротив, можно молчать, однако прекрасно общаться лишь одними взглядами. Или просто достаточно быть рядом. Наше сердце устроено так, что улавливает энергию любви. Оно настроено на эту частоту. Это и есть тот универсальный язык, на который оно живо откликается и прекрасно его понимает.
А потому мы можем не знать, как конкретно технически происходила проповедь апостолов. Но мы можем быть твёрдо уверены в том, какая духовная закономерность проявила себя здесь в полную силу. Это и есть ответ на вопрос: можно ли в современной Церкви получить дар Святого Духа, говорения на иностранном языке. Безусловно можно. Все мы в той или иной степени его получаем, когда исполняем Христовы заповеди. Они помогают нам преодолеть барьер отчуждения, чтобы наша любовь к окружающим беспрепятственно изливалась от сердца к сердцу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Истина в религии, философии и жизни»

Гость программы — Илья Докучаев, профессор, доктор философских наук, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания СПбГУ.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Реабилитация после инсульта для Алексея Смирнова

Ещё год назад Алексей с Инной друг друга не знали. Но случайная встреча в дружеской компании навсегда изменила их жизнь. Оба ощутили себя родными друг для друга людьми и с тех пор больше не расставались. И даже сейчас, когда Алексей лежит в больнице без возможности двигаться и говорить, они по-прежнему вместе. В перерывах между работой Инна ухаживает за любимым человеком.
Этой зимой, перед самым Новым годом, у молодого мужчины случился инсульт. С тех пор он находится в стационаре. Инна каждый день приходит к супругу, делает массаж, помогает ему менять положение тела, разговаривает с ним. И результат есть! Алексей уже начал понемногу шевелить руками и ногами, пытается удерживать шею. Чтобы как-то подбодрить супруга, Инна радует его не только ласковым словом и заботой, но и цветами. В ответ на это он улыбается, как может, и изо всех сил сжимает в руке летний букетик цветов от любимой.
Врачи говорят, что Алексею непременно нужна полноценная реабилитация. Она позволит мужчине сделать рывок в восстановлении и хотя бы немного обрести самостоятельность.
Инна уверена, что вместе они смогут многое преодолеть, только сейчас им важна поддержка. Полностью оплатить дорогостоящую реабилитацию семья не в силах.
Сбор для помощи Алексею Смирнову открыт на сайте фонда «Люди-маяки». Вы можете принять в нём любое посильное участие и оставить добрые пожелания для Алексея.
Для быстрой помощи, перейдите по ссылке и отсканируйте код
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов