«Без Бога ни до порога» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Без Бога ни до порога»

* Поделиться

В этом выпуске своими личными историями о том, как самонадеянность и свои усилия не приносили результата, а обращение к Богу помогало решить проблему, поделились ведущие Радио ВЕРА Контстантин Мацан, Алла Митрофанова, Алексей Пичугин, а также наш гость — клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.

Ведущие: Константин Мацан, Алла Митрофанова, Алексей Пичугин


К. Мацан:

— Светлые истории рассказываем мы, как всегда, по понедельникам в этом часе на волнах Радио ВЕРА. Здравствуйте, дорогие друзья. Одна из наших любимейших программ в нашем эфире. Меня зовут Константин Мацан. Со мной в студии сегодня мои дорогие коллеги. Алла Митрофанова. Добрый вечер.

А. Митрофанова:

— Здравствуйте.

К. Мацан:

— Алексей Пичугин.

А. Пичугин:

— Добрый вечер.

К. Мацан:

— И наш сегодняшний гость, священник Михаил Словцов, клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле. Добрый вечер.

Иерей Михаил:

— Добрый вечер.

К. Мацан:

— Я напоминаю, что «Светлые истории» — это одна из немногих программ на Радио ВЕРА, которые можно не только слушать, но и смотреть на наших аккаунтах или на сайте https://radiovera.ru/. Мы вас приглашаем подсмотреть за тем, что в студии происходит. Иногда это важно, потому что иногда истории такие, что и меняются у людей глаза, выражение лица — кто-то плачет, кто-то веселится, кто-то смеется. Всегда полезно увидеть, как это происходит. Так что добро пожаловать. Ну и тема у нас сегодня, надо сказать, как всегда, серьезная. Мы ее назвали так: «Без Бога ни до порога». Истории о том, как какие-то свои личные усилия, самонадеянность в чем-то, может быть, не приносили плода, а вот обращение к Богу, не знаю, с просьбой войти в эту ситуацию, действовать Самому, приносило результат. Вот об этом сегодня поговорим, и по традиции просим гостя начать этот парад историй наших сегодняшних.

Иерей Михаил:

— Я надеялся, что я не буду первым.

А. Пичугин:

— Ну у нас так не бывает. У нас гость всегда начинает.

Иерей Михаил:

— Эта история, наверное, она больше похожа на историю про профнепригодность...

К. Мацан:

— Хорошее начало.

Иерей Михаил:

— Да, хорошее начало. Ну потому что как священник может рассказывать про самонадеянность и про то, что вот он сам хотел что-то делать и только потом начал обращаться к Богу. Ну это же профнепригодность. Мы же в первую очередь должны благословение у Бога брать на всякое дело и быть примером для всех. Но история такая, она достаточно живая и реально показывает, вот насколько Господь в жизни бывает рядом с нами. Год назад я совершил очень необдуманный и рискованный поступок — я взял ипотеку.

К. Мацан:

— Па-ба-ба-ба...

А. Митрофанова:

— Не всякий вас, как, я поймет.

Иерей Михаил:

— Да. И не просто ипотеку, а ипотеку на строительство дома своими силами. Купил на эти деньги участок в ближайшем Подмосковье и начал. Там понятно, все по уму, я очень интересуюсь всей строительной темой, мне все это очень нравится, прямо погружаюсь. Недавно для меня прямо особый интерес, как бы даже не интерес, прямо как страсть — надо было рассчитать балку, я спрашивал, как это делать, что это делать, начал пересчитывать, то есть это все прямо очень интересно.

А. Пичугин:

— У вас инженерная составляющая, своими руками тоже что-то.

Иерей Михаил:

— Да, ну как, понятно. Ну, в общем, участок есть, геологию сделали, проект сделали, надо начинать делать фундамент. И отцы, с кем я служу, они всегда были рядом, помогали. И как-то вот перед началом я думаю: ну сейчас приедет кто-нибудь там, или отец Михаил, или отец Виктор, послужим молебен на основание дома, молитву прочитают на основание дома. И как-то, и вот там мы то дорогу делали, то заезд делали, то все грязные, то еще что-то, то епитрахили с собой нет, чемодан требный выложил из машины, то еще что-то, и все как-то не до этого было, не складывалось. Я думаю: ну ладно, ну ничего страшного. Ну и тут началась, собственно, сама стройка, и косяк за косяком: то размыло дорогу, не могут песок завезти, то экскаватор ломает дренажный колодец, то еще что-то происходит. Ну, в общем, все, все просто валится из рук. У меня столько было заряда на то, что вот сейчас начнем, сейчас будем делать, и все просто валится из рук, на каждом этапе, ничего не получается. И я думаю: Господи, что же такое происходит? А подсознательно понимаю, что надо бы молитву прочитать. Но что-то вот как-то, ну все самому себе не очень, как-то вот самого себя благословлять, надо как бы чтобы кто-то. И не выходило так, чтобы кто-то приехал. И последней каплей стало то, что мне привозят арматуру. Мы уже с горем пополам песок засыпали, это заняло огромное количество времени. Потому что и погода некстати была, и там история про погоду вообще отдельная. Ну, в общем, завозят мне арматуру. И манипулятор с этой арматурой переезжает через засыпанную канаву на участок и садится в луже, через которую все проезжали, а он просто садится в нее. Он груженый, там четыре тонны арматуры на нем, по-моему, или там пять тонн арматуры. И он просто садится. И я берусь за голову, не понимаю, что делать, как вытаскивать. Начинаю бегать по участкам, потому что вокруг много строек, и может быть, у кого-то там экскаватор работает или еще что-то, чтобы его дернуть. Приезжает там один экскаватор, вырывает металл из основания, куда прицепляются, ну просто пытается вытащить его, все это вырывается. Потом приезжает уже с металлобазы кран, пытается его вытащить — вообще ничего не происходит, не получается. Вся машина выдрана, весь металл, который можно было выдрать из машину, все выдрано. И я Кате говорю, а у меня как раз...

А. Пичугин:

— А Катя — это супруга ваша.

Иерей Михаил:

— Да, матушка. И она как раз со мной работала в этот день. Я говорю: иди в машину, неси требную сумку. Ну все как бы, я понял, что своими силами, вот моим умом, то есть было, я прямо понимал в моменте, что я слишком надеялся на себя — что вот, я умный, я всю технологию знаю, все как правильно делать, знаю, есть с кем посоветоваться, все сейчас получится и все будет хорошо. И полтора месяца я промучился, у меня вообще все валилось из рук, вообще ничего не получалось — то погода, то природа, то какие-то вот просто косяки на косяках. У меня виброплита — может, кто-то знает, такая штука тяжелая, 250 килограмм весит, которая вибрацию создает и утрамбовывает песок. Она у меня в этом песке тонула, как в зыбучих песках. И ее вытащить еще то удовольствие из этих зыбучих песков. Ну вот манипулятор был последним. Мы служим молебен, читаю я эту молитву, кроплю котлован святой водой. Не знаю, зачем я это делал, но, видимо, это была последняя надежда, это все. И, в общем, мы служим этот молебен, и рабочие смотрят изумленно на преображение человека, который пять минут назад был весь грязный и в рабочей одежде. Я прямо на эту рабочую одежду подрясник накинул. Послужили молебен. И вот буквально я «аминь» говорю — через минуту, через две этот манипулятор выходит из канавы, вытаскивает. Скидывает прямо в канаву мне эту арматуру, потому что он говорит: я больше к тебе не поеду, как хочешь. И с этого момента реально все начало ладиться. Все как по маслу пошло. Мы быстро достаточно доделали этот котлован, и погода была лучше, сразу как-то солнечные дни. Вот ну понятно, что человек неверующий, он просто это свяжет с какими-то природными особенностями. Но для меня вот в моменте это было вот действительно чудо, и такое указание Божие о том, что вот не надейся на себя. Помолись и спроси благословения, и со смирением начинай что-то делать. И вот, слава Богу, к настоящему моменту закрыли крышу, поставили окна и теперь...

А. Пичугин:

— А вы быстро идете. Слава Богу.

Иерей Михаил:

— А по ипотеке там условия, медленней нельзя. Мне сейчас вот, в мае, нужно уже на кадастровом учете чтобы стоял дом, я его передал в залог банку.

А. Пичугин:

— У меня товарищ тоже, священник, он таким образом купил, купил за рубль, что-то такое, у государства участок земли — такая программа, я врать не буду, у него надо спрашивать. Какая-то программа, не в Московской области, но это, наверное, в любом регионе такое может быть, когда человек берет у государства за рубль, условно, участок земли. Но он должен отчитаться по нему полностью в течение такого-то времени, там должен стоять дом. В течение там полугода должен быть в таком виде, год — в таком виде, полтора-два года — там уже дом должен стоять. Да, ты получаешь бесплатно участок, может быть, не в самом лучшем месте, но вот бесплатно. И там тоже такая отчетность идет, поэтому я представляю.

К. Мацан:

— А были ли у вас ситуации, или, может быть, друзья, у вас были, когда молишься — и ничего не меняется.

А. Митрофанова:

— О, сколько угодно.

А. Пичугин:

— Чаще всего так и бывает, конечно.

К. Мацан:

— Просто мы так прекрасно рассказываем на самом деле о том, что вот помолились... На себя понадеялся, потом помолился и все будет хорошо. Сейчас наши слушатели так скажут: ну у людей же получается. Встанут, помолятся — и почему-то Господь как-то ничего радикально зримо в этой ситуации в моменте не изменит. А вот как к этому относиться?

Иерей Михаил:

— Сколько ситуаций, когда еще хуже становилось. Человек помолится, и у него вообще все начинает рушиться.

К. Мацан:

— И так машина в этой луже просто дальше тонет и уходит под воду.

Иерей Михаил:

— И не будет у тебя дома.

А. Пичугин:

— А зато из такого положения удобнее разгружать арматуру. Вот.

К. Мацан:

— Светлые истории мы сегодня рассказываем на Радио ВЕРА. Мы — это мои дорогие коллеги, Алла Митрофанова, Алексей Пичугин. Наш сегодняшний гость, священник Михаил Словцов, клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле в Москве. И я, Константин Мацан. Ну так к волнующей теме: когда обратился к Богу за помощью, а ничего зримо не произошло.

А. Пичугин:

— Мне кажется, мы часто говорим: смотрите, вот мы помолились и все произошло. Значит, воля Божия была на то. А мы помолились, и ничего не произошло — воли Божией не было. Хотя мы вот так вот ее предопределили за Бога. Я, мне кажется, здесь уже об этом говорил, по своему примеру. Наверное, чтобы ответа совсем не прозвучало, такого у меня не было. Другое дело, что ответ мог прийти через десять лет. Но ответ приходил так, что ты понимал, что это на ту просьбу, которая была сформулирована десять лет назад. Это не значит отказ, ну может быть, ты получал то, что хотел совершенно не в том виде, не в то время, тебе это было не нужно совершенно. Но стучите и откроют, просите и дастся вам.

А. Митрофанова:

— У меня бывали такие ситуации. Я так о муже молилась. Много, больше десяти лет. О работе так молилась, когда были моменты подвешенного состояния, совершенно непонятно, что, как, куда. И вот это кажущееся молчание, оно на самом деле не означает отсутствие Бога рядом. Оно, по моему опыту — понятно, что здесь у всех все очень по-своему, индивидуально. В первом случае, когда я молилась о муже — ну это было, когда мы наконец с Сашей встретились, мне стало очевидно, почему так долго Господь ждал. И это не было, как это сказать, отстань, отвяжись от меня, деточка. Это было про другое. Ты просишь вот столько, но ты сама сейчас вот на таком уровне. Ты дорасти сначала. Вот ты хочешь, чтобы у тебя был лучший муж на свете — ты дорасти до того, чтобы стать вот такой, чтобы рядом с тобой был лучший муж на свете. И да, это работа, которая занимает годы. Я не хочу сказать сейчас, что я доросла до своего мужа, но во всяком случае разница между вот той девочкой, которая начинала молиться, и той девушкой, которая вступила в брак, в совершенно сознательном возрасте, она, конечно, колоссальная. И очень много действительно пришлось в себе переработать. А с работой другой вопрос, когда действительно казалось, что это да, непонятно, куда идти, вот как что — вот здесь потолок, здесь закрыты двери, здесь прочее и прочее. У меня внутри было какое-то, знаете, такое своего рода спокойствие что ли: не переживай, тобой занимаются. Просто для того, чтобы поместить человека в нужное место, очень важно, по моему опыту, вообще по опыту — не то что по моему опыту, как-то я на табуретку встала, так вещаю, но вот что вижу, как это в жизни бывает, как это происходит у людей. Чаще всего две ситуации, когда человек действительно молится о работе. Либо он осознал, чего он хочет, а его к этому моменту давным-давно уже где-то ждут, и получается, что он помолился — и его с руками открывают, и вот его просто Господь переносит в то место, где он последняя, важнейшая вот эта вот часть пазла, благодаря которой складывается какое-то уникальное полотно. А второе, Господь говорит: да, ну условно да, слышу, слышу, знаю, чего ты хочешь. Подожди, пока сложатся обстоятельства и соберутся те пазлы, в которые смогу тебя поместить. Не значит, что молчу и не отвечаю. Вот подожди, пока оно сложится вот так. Я тобой занимаюсь. Вот такие истории есть. И это, на мой взгляд, не про то что молимся, молимся, а ничего не происходит. Это про то, что вами занимаются. А режим ожидания для нас, наверное, самый невыносимый.

К. Мацан:

— Меня в свое время поразили слова одного опытного священника, сказанные не мне, но они в пересказе до меня дошли. Когда тоже моя знакомая тоже что-то жаловалась священнику, ну так жаловалась, как бы в хорошем смысле слова, да, ждала там чего-то и молилась, чаяла. На что ей ее собеседник сказал: дай Богу время подействовать в твоей жизни. Ну это то, о чем ты говоришь.

А. Митрофанова:

— Да, да.

К. Мацан:

— И казалось бы, это так странно: ну кто мы такие, чтобы Богу давать время, как будто у Него времени мало. Но вот через эту метафору что-то понятно. Действительно вот потерпи, дай время Богу подействовать в твоей жизни.

А. Митрофанова:

— Вами занимаются.

К. Мацан:

— По поводу работы я вспоминаю — вот это, кстати, тоже к вопросу, что ты думаешь, что сейчас встанешь на молитву и пробьешь небеса, вот уговоришь Бога, чтобы все-таки случилось по-твоему. И я помню, у меня был такой период, я очень тосковал, что закончил институт и, изучая в нем много лет французский язык, вот не работал с любимым французским языком. И я сделал странную для себя вещь — я обычно так не делаю. Я даже разузнал, где в Москве есть храм, где висит специальная икона, которой молятся о работе — не буду сейчас рекламировать, а то обрушим все туристические потоки. И пришел, и помолился. И действительно очень быстро в жизни возникла новая работа. Причем, как это часто бывает, вот я молился: очень хочется работать с французским языком. И мне Господь послал работу, где надо было использовать все иностранные языки, которые я знаю и которых не знаю. Меня вовлекли в создание некоего сайта, проекта, который существовал одновременно на пяти языках: русский, английский, испанский, итальянский и французский. То есть я работал — вот я знаю английский и французский, я с ними обоими этими языками работал, кайфовал. И я помню, что я вот там сидел, мы ехали в машине с коллегами, справа от меня сидел американец, слева француз, и вот я с французского на английский переводил — я просто был счастлив, потому что вот, наконец-то вот мои знания пригождаются, вот неслучайно. Это было классно, потому что было видно, что вот ты попросил: Господи, а можно мне работу с французским? Господь говорит: можно, только с пятью, вот еще больше тебе дам. Но через там, не знаю, месяц, два, три эта работа превратилась в нечто совершенно невыносимое и ужасное. Я понял, что мне там плохо, и я там не хочу, мне вот там не нравится, там все не так, как ожидалось. Там все по-другому. И вот ты понимаешь, что Господь-то тебе на твои молитвы ответит, Ему не жалко. Но тут, к сожалению, и приходится вспомнить: бойся своих желаний, они могут сбыться. Ты не всегда знаешь, о чем просишь. И вот это благочестивое желание пробить небеса, наверное, мы не можем как-то сказать, что оно не нужно. Я вспоминаю историю, меня потрясшую — по-моему, это из дневников отца Иоанна Кронштадтского, когда вот он стоял у кроватки умирающей девочки, и молился так, что, Господи, пока Ты ее не исцелишь, я не встану. Ну наверное, если ты Иоанн Кронштадтский и ты молишься не о себе, а о другом, и о чем-то, что абсолютно вот с человеческой точки зрения благо, тогда да. А наверное, в другом случае, когда ты хочешь пробить небеса, тут я понял, что надо себе как-то задать вопрос: а как бы ты все-таки хочешь, чтобы было по-твоему или по-Божьи? Вот мы же часто молимся, что, Господи, будь, по-моему, это очень правильно, чтобы было по-моему. А вот, видимо, та тема, о которой мы сегодня говорим — когда что-то не получалось, потом к Богу обратился, оно получилось, — имеет некую такую внутреннюю предпосылку скрытую, что без смирения перед тем, что Господь пошлет, наверное, вот результата правильного не бывает.

А. Митрофанова:

— Льюис, запомни, есть два типа людей. Те, которые говорят Богу: да будет воля Твоя. И те, которым Бог говорит: да будет воля твоя. Вот, собственно, про это.

К. Мацан:

— Да.

Иерей Михаил:

— Но здесь еще один момент такой очень важный. Я вспоминаю себя, например, вот в своей ситуации, в своей истории, которую я рассказывал. Вот в моменте я понимал, что мне больше не на кого надеяться, кроме как на Бога. И это очень важно. Потому что настоящая молитва, она начинается тогда, когда ты свое «я» вот куда-то задвигаешь. Вот что не то, что вот мне, мне больше надеяться было не на кого. Я понимал, что, похоже, у меня на участке будет стоять этот манипулятор с арматурой вечно, мне с ним жить. И все. То есть я понимал, что вот это тоже очень важно в молитве, понимать, что ну не моя воля.

А. Пичугин:

— А так ли это? Ведь Бог определил тебя личностью. Можно сказать, каждому человеку, что Бог определил тебя личностью. И, соответственно, весь твой уровень, жизненный опыт, все что ты совершил, все что ты хочешь, ты хочешь, исходя из какого-то опыта своего. Не всегда. Я там про себя точно совершенно знаю, что у меня есть очень плохая черта, которую знают в основном близкие мне очень люди, мои родственники, моя семья. А сейчас узнают все остальные, да. Когда мне что-то нужно, какая-то вещь нужна абсолютно здесь — завтра нет, она мне нужна сейчас. Сейчас программа закончится, я поеду, там не знаю, если надо купить, там в лепешку расшибусь, как-то ее куплю. Если мне нужна, а она там не продается, я все равно, вот она мне нужна здесь и сейчас. И уже все знают, что в этот момент меня надо чем-то другим занять, еще что-то. И здесь, естественно, не до молитвы. Здесь, конечно, я не буду говорить: Господи, вот если воля Твоя, пускай у меня эта вещь будет. Все, здесь азарт. Я представляю, как люди погружаются в какое-то казино куда-то, в рулетку, не знаю, еще куда-то там. Это вот вещь какая-то, наверное, из того же ряда, и я понимаю, что здесь здравый смысл отказывает. И когда мы обращаемся к Богу с тем, что мы просим Его о чем-то, и даже если мы говорим, что пусть будет воля Твоя, но не как я хочу, но как Ты хочешь, мы все равно через это все говорим: дай, все равно хочу, пусть будет у меня это. Ну не понравится, если нет на то Твоей воли, то пусть оно сломается, разобьется там, не сработает. Но я все равно хочу в этот момент ее получить. Вот у меня чаще всего это так происходит. И я ничего не могу с собой поделать. Ну это не оправдание, но есть какие-то черты характера, которые сложно преодолеть. Хотя это, наверное, то, что нужно преодолевать. Но, с другой стороны, я все время думаю: ведь мы, ну действительно Бог нам сказал: ты личность. Не просто человек, две руки, две ноги, ты личность, ты образ Божий, ты умеешь творить, ты умеешь любить. И вот исходя из того опыта, который ты накопил, если ты ко Мне обращаешься, будучи Моим учеником, если ты назвал себя Моим учеником, если ты назвал себя христианином, то значит, какие-то решения ты можешь принимать самостоятельно. И, возможно, тогда ты можешь сказать Богу: ну я хочу. Ну пускай, вот я хочу, чтобы было так. Я знаю нескольких священников, которые впрямую говорят своим прихожанам, знакомым, что вы можете просить у Бога и требовать у Бога. Мне кажется, что вот я до такого опыта, наверное, не дорос. И у меня такого дерзновения нет. Я не могу перечить вот таким образом. Хотя все равно мы все перечим. Но вот впрямую, вот так что: нет, давай-ка вот Ты сделай так, по-моему. Вот я хочу, я считаю, что я заслужил. Наверное, это тоже опыт какого-то взаимоотношения с Богом, который возникает не на пустом месте.

А. Митрофанова:

— А расскажи свою историю.

А. Пичугин:

— Про замок?

А. Митрофанова:

— Свою историю, раз уж прямо да, на эту тему. Давай.

А. Пичугин:

— Да я, мне кажется, рассказывал тут несколько историй как раз на эту тему. А тут, видите, я их рассказывал, наверное, применительно к чему-то, к какой-то основной истории. А здесь эта вот история про замок, которую все помнят, кроме отца Михаила, наверное, когда мы никак не могли открыть замок. И два священника, которые стояли у этого замка, минут десять его ломали, пока один из них его не перекрестил и не сказал: Господи, благослови. И в этот момент замок щелкнул и открылся. Вот на моих глазах это было. И они оба очень удивились, что это работает. А я эту историю рассказывал уже здесь несчетное количество раз.

К. Мацан:

— А она подходит ко всем ситуациям жизненным.

А. Пичугин:

— Да, наверное.

Иерей Михаил:

— А, так вот что это было. Работает, оказывается?

А. Пичугин:

— А другая история про то, что мы, когда учились в институте, это был богословский институт, еще тогда он так и назывался, богословский институт, среди студентов всегда ходила легенда о том, что, если ты не можешь сдать экзамен, ты, пожалуйста, иди, вот там в Новокузнецком храме есть икона, она поможет. И это работает на первом курсе. И на своем опыте могу сказать, что работало только на первом курсе. Всегда, когда я ничего не знал, плохо всегда учился, везде абсолютно. И куда я ни приходил там в институте сдавать экзамен, ничего не зная, шел и сдавал. Вот подходил к иконе, шел и сдавал. Просто вот, поверх всех барьеров. А со второго курса это перестало работать. А может, просто перестали ставить оценки за красивые глаза.

К. Мацан:

— Мы вернемся к нашим светлым историям после небольшой паузы. Я напомню, сегодня в студии светлого радио мои дорогие коллеги, Алла Митрофанова, Алексей Пичугин. Наш гость, священник Михаил Словцов, клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле. И я, Константин Мацан. Не переключайтесь.

К. Мацан:

— «Светлые истории» мы продолжаем рассказывать на светлом радио, как всегда, по понедельникам в этом часе. Мы — это ведущие Радио ВЕРА, мои дорогие коллеги, Алла Митрофанова, Алексей Пичугин. Наш сегодняшний гость, священник Михаил Словцов, клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле в Москве. И я, Константин Мацан. Тема у нас сегодня ого-го, впрочем, как всегда. Мы ее назвали: «Без Бога ни до порога». Истории про то, как расчет на свои силы и самонадеянность не оправдывались, а вот обращение к Богу приносило тут же плод. Хотя в первой половине программы мы уже поговорили и о зеркальной ситуации, когда ты ждешь от Бога какой-то быстрой реакции на твои запросы, а ее не поступает или все становится совсем не так, как ты ожидал. Аля, вот те истории коротенькие, которые ты в первой половине рассказала, это же не то, что ты заготовила к сегодняшнему разговору?

А. Митрофанова:

— Заготовила? Я вообще эту тему поняла по-своему, как это часто бывает, простите.

К. Мацан:

— Это хорошо.

А. Митрофанова:

— Это профтрансформация такая. И да, для меня, как для замужней женщины, послушание мужу приравнивается зачастую к послушанию Богу.

Иерей Михаил:

— Святая женщина.

А. Митрофанова:

— Да. С поправкой, отец Михаил, что не то что послушание Богу, да, но и послушание мужу для меня планка очень с трудом достижимая. И я пока лежу в этом направлении. Только учусь и пытаюсь делать хоть какие-то первые поползновения. Поэтому не надо тут вот, да. Но понимание того, что муж — это образ Христа в семье, ну естественно, оно есть. Но это базовая вот такая, думаю, для нас для всех история. И поэтому учись слушаться мужа, все время говорю я себе. Учись слушаться мужа. Давай, вот давай прямо начнем. И тут была на днях ситуация как раз, когда важность этого навыка была мне явлена во всей полноте. Александра Ананьева здесь в этой студии нет, к сожалению, однако я думаю, что могу эту историю рассказать. И прошу прощения у подписчиков нашего Телеграм-канала, который Александр Ананьев блестяще ведет. Дело в том, что в этом канале мне пришлось уже поведать эту историю. Объясню, почему. Те, кто Телеграм-каналы читают, наверняка обращают внимание, что — я не знаю, везде так или в христиански ориентированных каналах, — довольно часто в последнее время возникают сообщения с просьбами о помощи. Пишет человек: вот помогите, да, я в сложной ситуации, вот детки, нам нечего поесть, да, нам не на что купить одежду. Вот номер карты, пришлите, пожалуйста, сюда средств. Ну мы, работая на Радио ВЕРА знаем прекрасно: когда человек в беде, то сейчас, в принципе, самый здоровый и правильный способ — обратиться в один из надежных проверенных благотворительных фондов, где профессионально собираются средства, где, во-первых, проверяют информацию, предоставленную заявителем. И, соответственно, когда через благотворительный фонд, те фонды, которые у нас, например, представлены на Радио ВЕРА, если они за кого-то ходатайствуют, это значит, что все, железобетонно, там все проверено до каждой запятой. Поэтому, в принципе, вот такие частные просьбы о помощи, они выглядят странно. Но мы понимаем, всякое бывает. Например, там пишут, там фотография батюшки и рассказ о том, что вот семья, вот нужно помочь и так далее. И вот приходит как раз к нам в наш Телеграм-канал сообщение в публичном, вот в открытом доступе, там, где комментарии под постами, приходит как раз такое сообщение: такому-то батюшке очень-очень нужна помощь. Очень нужна помощь, потому что супруга, вот она только-только после операции, ампутировали ноги, к сожалению. И ситуация у батюшки крайне сложная — там все фотографии, все приложено, да. И сбор на карту матушки, вот по такому-то номеру телефона. А должна сказать, что мы часто в режиме ошпаренной кошки, пребывая просто в работе, да, эти сообщения не успеваем досконально проверять. А здесь у меня выдалась каким-то образом свободная минута, и я думаю: так, надо проверить. Вот оно, то самое, да, вот сейчас, значит, я же журналист, я с такой информацией, в принципе, работать умею, сейчас я все проверю.

А. Пичугин:

— Звонишь в епархию или там смотришь на сайте епархии, есть ли такой священник.

А. Митрофанова:

— Я, во-первых, иду в Телеграм-канал этого батюшки.

А. Пичугин:

— А, у него есть Телеграм-канал.

А. Митрофанова:

— У него есть Телеграм-канал. И обращаю внимание на то, что там никаких просьб о помощи нет. Думаю: ну вообще это странно. Ну ладно, всякое бывает. Потому что священник для себя тоже как-то, может быть, стесняется просить, а вот добрые прихожане. Дай-ка позвоню по этому номеру телефона. И там очень такой болезненный, надтреснутый женский голос. Я говорю: здравствуйте, объясняю ситуацию, что вот ваш номер телефона появился у нас в Телеграм-канале. А с кем я сейчас общаюсь? — А вам кто нужен? Простите, мне очень тяжело говорить, потому что ну из-за болезни. Я говорю: это матушка Светлана? — Матушка Светлана. Я говорю: могу ли пообщаться с отцом таким-то. Намерено сейчас не буду, да, называть имен. Ну, допустим, да, с отцом Виктором. Отец на службе, вы попозже перезвоните.

А. Пичугин:

— А время там совсем не служебное.

А. Митрофанова:

— Ты знаешь, нет. Это Великий пост. Это, по-моему, был, кстати, вечер пятницы или что-то еще. Я вполне могу допустить, что отец действительно, ну в конце концов отец может быть на соборовании.

А. Пичугин:

— Понятно.

А. Митрофанова:

— Вот. А соборование происходит в разных храмах совершенно по-разному. Она говорит: вот отец на службе, я ему передам, что вы звонили. Вы перезвоните попозже. Я кладу трубку, и у меня, конечно, порыв — ну людям плохо, больно и надо, конечно, помочь.

Иерей Михаил:

— Такая интрига, невозможно. Алла, пожалуйста, не мучайте.

А. Митрофанова:

— Ровно в этот момент звонят Александр Владимирович, муж. Звонит Александр Ананьев, а он за рулем в этот момент. И я ему тут же выпаливаю всю вот эту историю: Саш, ты представляешь, вот то и то, — я позвонила, а там женщина, а ей очень плохо, она болеет... Саша говорит: так, пробей номер телефона, в каком регионе он зарегистрирован.

А. Пичугин:

— Сейчас проще, проще гораздо путь.

А. Митрофанова:

— Я, значит, на автомате пробиваю, говорю: Краснодарский край. Он говорит: пробивай этого отца, где он служит. Я пробиваю — Подмосковье.

А. Пичугин:

— На самом деле есть, вот не буду называть, но это вот секунда полезной информации.

А. Митрофанова:

— Давай.

А. Пичугин:

— Ну буду называть эту программу, она у многих очень людей установлена в телефонах. Так как мошенничеств сейчас очень много, чаще всего используется, ну хорошо, если у этих мошенников десять подменных номеров, все равно один номер где-нибудь да всплывал несколько раз. И кто-то скорее всего его как мошенника пометил. Эта программа, она все время расширяет возможности. И я просто всегда любой незнакомый номер, который у меня отображается — понятно, что по роду деятельности я очень часто общаюсь с людьми, которые звонят с незнакомых номеров, которых у меня нет в записной книжке, — я всегда его пробиваю. И две трети, к сожалению, это случаи мошенничества. Если люди просят денег, если люди оставляют какие-то просьбы о помощи, практически всегда, к сожалению или к счастью, не знаю, это номера мошенников.

А. Митрофанова:

— Так вот, спасибо тебе большое. Надо установить действительно эту программу на телефон.

А. Пичугин:

— Я тебе установлю после программы.

А. Митрофанова:

— Давай, спасибо. А собственно, что было дальше. Дальше Саша говорит: ну смотри, номер в Краснодарском крае зарегистрирован, отец служит в Подмосковье. Иди копай, что про них еще известно. Я иду и буквально вот в течение трех — пяти минут выхожу на епархиальную страницу в одной из соцсетей, где очень быстро нахожу сообщение с соболезнованиями этому батюшке в связи с кончиной его супруги. И публикация эта от сентября 23-го года. А дело происходит в апреле 24-го.

А. Пичугин:

— То есть это совсем свежая история. Недавно совсем.

А. Митрофанова:

— Это вот недавно было, буквально недавно. И я понимаю, что вот Господь великий режиссер. Муж звонит мне ровно в тот момент, когда я в порыве уже какого-то такого своего кривоколенного такого сострадания готова перечислить деньги этим людям, не проверив до конца, а только опираясь на собственные эмоции. При том что я журналист, и для меня, в принципе, профессионально что должно быть: проверь досконально, проверь каждую запятую. Из чего я делаю только один вывод, собственно, то что мне муж говорит постоянно. Он говорит: жена, запомни, если ты видишь говорящую змею, ты не вступаешь с ней в диалог. Ты ее берешь за шкирку, приносишь к мужу и говоришь: муж, тут змея говорящая, разберись. А еще лучше вообще ее не трогаешь и идешь ко мне и говоришь: муж, там змея говорящая, пойди разберись. Муж идет и разбирается с говорящей змеей. Все. И я понимаю, что в этом есть золотая, бриллиантовая правда жизни. Потому что мы, женщины, на эмоциях способны сделать совершенно, предпринять какие-то необдуманные шаги. У мужчин в таких ситуациях включатся логика, рацио, да, и слушаться мужа — золотое правило. Вот прямо золотое правило.

А. Пичугин:

— У меня, я вроде бы сейчас только что рассказал историю про то, как пробивать через программу мошенников, с другой стороны, когда у меня что-то похожее происходит, не обязательно попадаюсь там на удочку, но я такое вижу, у меня жена, которая всегда всех жалеет, у нее скорее рацио, быстрее, чем у меня. А я в этот момент начинаю грузить в багажник обрез, большие там двухсотлитровые черные мешки для мусора — ехать разбираться с мошенниками. Но в этот момент, значит, меня всегда так жена берет, начинает объяснять...

А. Митрофанова:

— Вот взаимодополнение. Очень важная поправка. Это не значит, что мошенники все вокруг. Это просто налагает на нас сейчас ответственность за проверку информации и вообще, как нам в комментариях наши чудесные подписчики написали, что они тоже регулярно с такими вещами сталкиваются и выработали для себя правило: мы помогаем только тем, кого знаем лично. Или тем, за кого ручаются наши надежные друзья.

А. Пичугин:

— Именно поэтому фонды, которые работают с Радио ВЕРА, проверяются просто под тремя микроскопами и, если уж мы говорим о каком-то фонде, то мы таким образом вам гарантируем, что там все проверено.

А. Митрофанова:

— За него ручаемся.

Иерей Михаил:

— Сейчас нужно вообще быть очень бдительными. Потому что ну вот история, конечно, не в тему. Но у нас в чат Телеграма приходской добавился типа священник и тоже вот с просьбой о помощи — то есть мошенники вышли на новый уровень, и они не чураются ничего. А другой момент, это когда мне после проповеди — настоятеля не было, он был на подворье. И в воскресенье после проповеди на поздней литургии, ко мне подходит женщина, обманывает меня, говорит, что по благословению настоятеля там туда-сюда — то есть все. И я, как священник после проповеди иногда бывает насколько погружен в мысли и в брейншторм такой, когда ты говоришь, я в неадекватном несколько состоянии был и как бы сказал, что есть вот человек, ему можно помочь. И потом выяснилось, уже после о том, что обман. И, слава Богу, прихожане, женщины причем, у них рацио быстрее включилось, и оказалось, что это действительно обман. Ну вот настолько сейчас без совести, цинично очень люди поступают.

А. Митрофанова:

— Такой цинизм, да, и они использовали, вот эти мошенники, фотографии реального священника, реального.

А. Пичугин:

— Ну если они будут плохо работать, им никто денег не даст.

А. Митрофанова:

— Который вообще ни в чем не виноват, понимаете. Ну да, вот такая беда.

А. Пичугин:

— Сейчас у нас небольшой перерыв, буквально несколько секунд. Можно я потом историю расскажу? Мне прямо очень хочется ее рассказать, может быть, она кого-то... Совершенно светская история нового вида мошенничества, о котором еще мало кто говорит, но которое сейчас набирает обороты по всей России. Мне кажется, это тоже будет полезно.

К. Мацан:

— Светлые истории мы тем не менее все-таки рассказываем на Радио ВЕРА. Несмотря на то, что занесло нас в сторону не самую светлую. Мы — это мои дорогие коллеги, Алла Митрофанова, Алексей Пичугин. Наш сегодняшний гость, священник Михаил Словцов, клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле. И я, Константин Мацан. Да, Леша, полезная информация.

А. Пичугин:

— Слушайте, это правда, мне кажется, будет полезная информация. Потому что это вот сейчас только-только набирает обороты. Тем более, что попасться вот на такую удочку может любой человек, который на сто процентов уверен, что он никогда никому вот так вот просто деньги не отдаст. Вы сдаете машину в автосервис. Причем обычно мошенники проворачивают-таки операции с известными автосервисами, не просто гаражными, а автосервисами, которые с именем, с хорошими отзывами, часто официальные дилеры марок. Вы сдаете машину, и через там десять... Эту историю много сейчас, часто про нее рассказывают на всяких автомобильных каналах. И на нее вот точно также не попался, потому что почуял подвох, мой дорогой друг, священник, несколько дней назад. Ему позвонили, вообще просто вам звонят из автосервиса, куда вы только что сдали машину. И говорят там: Иван Иванович, здравствуйте. Вот ваша там такая-то машина у нас, вот вы ее сдали. Вы знаете, тут вы ее сдавали с такой проблемой, но по ходу выяснилось, что тут еще кое-что надо поменять. Знаете, будет чуть дороже, есть эта деталь, ее сложно найти, но вот совершенно случайно на складе другой компании деталь есть. Вы нам сейчас, там она стоит вообще 100 тысяч, да вы не пугайтесь, мы дешевле ее гораздо нашли. Есть человек, который может ее привезти, буквально там за 60. Только вот нужно срочно ему перевести эти 60 тысяч. Ну они, я так понимаю, что суммы берут, исходя из марки автомобиля, возможностей платежеспособности человека. Там, может быть, если какая-то совсем недорогая машина, то сумма будет гораздо меньше. Если какая-то дорогая машина, то сумма там может вырасти до нескольких сотен тысяч. Но сам факт, что ведь человек только что сдал машину и действительно ждет звонка из сервиса. А его все данные по машине могут сказать. А действуют очень просто. Видят, что сдается такой-то автомобиль, звонят, представляются, говорят, что вам только что сдали автомобиль такой-то. Вы знаете, ну вот хозяин — там он плохо в машинах разбирается, я хорошо, я машинами занимаюсь, — просил меня быть его доверенным лицом, вы по поводу всего ремонта обращайтесь ко мне. И таким образом вытягивают необходимую информацию о владельце автомобиля. После чего уже дело техники, как эти деньги получить. У нас «Светлые истории». Я думаю, что светлая история — не попасться на такое.

А. Митрофанова:

— Вот да, мораль именно в этом. Костя.

К. Мацан:

— Ну тут я, собственно, перехожу к тому взгляду на нашу сегодняшнюю тему, который я, который ты, вернее, проанонсировала. А я проанонсировал до программы. Дело в том, что тему, как мы сегодня ее обозначили, я напомню: «Без Бога ни до порога». Истории о том, как надежда на себя, на свои силы не принесла плода. А вот обращение к Богу за помощью тотчас же что-то в ситуации изменило. И, собственно, вот история отца Михаила было такой очень яркой иллюстрацией этого, как это всегда в моменте происходит. Ну а я вот, когда эту тему так услышал, о ней подумал, подумал вот о чем. Ведь здесь есть такой подвох, на который мы уже сегодня даже все вместе так интуитивно и синхронно внимание обратили. Ведь это можно об этом подумать, как о том, что вот Господь нам и нужен, чтобы наши просьбы исполнять. Собственно говоря, это наша основная форма общения с Ним: вот хочу, сделай, пожалуйста. Я могу очень благочестиво говорить, что нет, Господи, пусть Твоя воля будет. Но все равно как-то вопрос такой — о достижении какого-то результата. А вот я подумал о том, что это мысль, в принципе, достаточно очевидная, но она очень важна, мне кажется, в нашей программе. Что ведь, как говорит тот же уже упомянутый Льюис, Господь пришел, чтобы дать нам намного больше, чем исполнение наших просьб, чем новый этический кодекс. Он пришел нам дать то, больше чего вообще ничего не бывает, Самого Себя. Вот я помню, что отец Александр Шмеман очень любил в своих текстах к этой теме обращаться, что что такое христианство? Это новая жизнь. Новая жизнь со Христом. И вот это нам на самом деле Господь, наверное, и обещает. И Он нам ее принес. Это не исполнение наших просто просьб, а это новое состояние, новая какая-то форма, новый способ бытия и жизни. Вот, в общем-то, наверное, в чем хотелось бы, чтобы был смысл наших молитв и смысл нашего общения с Богом. И тут я не могу не вспомнить то, что уже однажды рассказывал в «Светлых историях», потому что настолько для меня это был существенный опыт в жизни, что не могу и в этой теме о нем не вспомнить. Хотя это просто очень-очень в тему про то, что действительно без Бога ни до порога. Это история про то, как я написал репортаж из центра реабилитации наркоманов, в Псковской области, в одной из деревень. Не знаю, есть ли он сейчас, но тогда это был такой центр реабилитации. Это просто была деревенская местность, стоял в этой местности откуда уж, не знаю, взявшийся каменный дом двухэтажный, видимо, какой-то клуб в нем был раньше. Там самые простые такие, сетчатые кровати, в которых люди спят. И там живут люди, у них хозяйство сельское вокруг — коровы, свиньи, огород. И меня поразило, что у подопечных этого фонда, который занимается реабилитацией наркоманов, и они идут по системе 12 шагов известной, у них не забирали паспорта, то есть никто их там, не знаю, наручниками не привязывал никуда. То есть человек мог, если, в принципе, ему тут не нравится, взять и уехать. И среди вот подопечных, как они сами себя называют, зависимые. И причем вот не бывшие зависимые, а даже те, кто там живет, работает, кто уже вроде как исцелился и уже много лет трезвый, как они это называют, они все равно себя называют зависимые.

А. Митрофанова:

— А это заболевание же неизлечимое.

К. Мацан:

— Подчеркивая, что это на самом деле никуда не ушло. Но они вот нашли ту самую новую форму жизни, в которой с этой зависимостью борются. И вот среди них бытовала такая присказка, что вот этот конкретный центр, он для настоящих мужиков, для тех, кто по-настоящему решил исцелиться. И один из тех, с кем я там общался, говорил мне, что ну вот у меня сейчас уже пятая реабилитация, и я понимаю, что она последняя. То есть я там пять раз проходил какие-то курсы в больницах там, избавления от химической зависимости, лечение, потом опять срывался. И я сейчас понимаю, что у меня там пятая реабилитация, если я сейчас опять сорвусь, то все, это смерть физическая, и я просто больше не жилец. И вот он рассказывает, что работает в коровнике или в свинарнике, не помню, ну короче что-то там, корм кидает или грязь убирает, что-то такое. И вот он говорит, что и вдруг напала тяга, воспоминания о наркотике, и это невыносимо тяжело. И в этот момент, говорит он, я начинаю молиться. И отпускает. И вот потом он об этом своем опыте рассказывает на таком вечернем собрании, где все подопечные и их руководитель, куратор и как-то вот воспитатель, скажем так, который с ними там живет и работает — а все они вместе собираются. Причем этот руководитель, воспитатель, тоже в свое время из зависимых, и он тоже себя вот на этом вечернем собрании также и называет: вот я там Петя, зависимый. Потом он делился тоже историями про то, что жизнь в этом центре и работа по этой системе 12 шагов помогла ему как-то преодолеть зависимость. И в итоге он там женился, родил детей и живет какой-то вот счастливой жизнью. И вот мой этот собеседник рассказывает об этом эпизоде в коровнике. И этот руководитель, Дима, предположим, его зовут, говорит, что, слушай, я тебя очень понимаю. Действительно вот коровник —послушание такое одинокое, а нам, людям зависимым, вообще очень опасно оставаться в одиночестве. Мы должны постоянно быть с кем-то, чтобы этот кто-то нам помогал, если вдруг воспоминания, память, тяга пришла, кто-то нас из этого вытаскивал. И ты молодец, что начал молиться, потому что действительно вот в этот момент ты не один, ты с Богом. И это история про то, как на самом деле для меня этот зависимый стал ну неким таким вообще-то образцом христианского поведения. Потому что я могу себе сколько угодно говорить, что чтобы Христос стал для тебя Спасителем, нужно себя осознать погибающим. И это будет красивая формула. Потому что в принципе, по большому счету, я себя считаю человеком-то неплохим. И спасать-то меня, в общем-то, ну есть, конечно, от чего — ну там от раздражительности, ну где-то там я чего-то там, не знаю, на ребенка накричал, ну где-то я там поленился. Но, в принципе, все хорошо. И поэтому такие красивые слова, что, конечно, меня надо спасать и я там чаю спасению и так далее. А тут человек, для которого Христос — Спаситель в самом подлинном, физическом смысле слова. Он реально Спаситель от реальной смерти. Человек говорит: если я не молюсь, ко мне возвращается тяга к наркотику, я сорвусь и все, я умираю. Вот от этого меня нужно спасать. Я понимаю, насколько высоки ставки, и вот насколько, наверное, для него по-настоящему вопрос спасения центральный. Вот для меня — какой-то такой благочестиво-теоретический. И как бы на самом деле хотелось чувствовать в опыте вот такую свою зависимость от Христа, как трагическим способом чувствует этот человек. Я потом видел в этом центре, там была такая памятка для зависимых, ну что делать, если вдруг накатывает вот эта тяга. И я запомнил там один такой эпизод, один пункт, который мне в самое сердце меня как-то поразил. Там написано: вот в этот момент, когда что-то теб, вотя память возвращает тебя. Помни, что Господь вот тебя видит, смотрит и ждет, что ты скажешь нет. Вот Он ждет, что ты сейчас скажешь нет. И я думаю: как это точно и как это применимо к любой жизненной ситуации, к любому, даже самому какому-то мелкому греху. Начиная от того, что ну выпью я кофе с молоком в пост. Ну что такого? Ну выпью, в конце концов что, сильно согрешу? Ну даже в этот момент, как бы это глупо, может быть, сейчас ни прозвучало, Господь смотрит на меня и ждет, что я скажу нет. Не потому, что кому-то станет плохо, оттого что я выпью кофе с молоком, а не без молока. А потому что ну если я как-то решил поститься, то уж как-то надо этому следовать. И я понимаю, что вот то, что эти ребята в этом центре реабилитации, то что они имеют как опыт жизни, очень трагический, ведь это, по большому счету, есть нормальная практика трезвения и постоянного контроля своих помыслов и своих желаний. И в это смысле вот эти ребята в центре реабилитации наркоманов для меня оказываются ну неким примером, которому можно в каком-то смысле подражать. И вот той какой-то совершенно идеальной иллюстрацией нашей сегодняшней темы, что без Бога ни до порога. Только вот не в теории, не в смысле, что я хочу чего-то, чтобы что-то исполнилось, сам не смог, помолился и оно случилось. А реально без Бога может жизни не быть. Ничего не будет. Все, конец. Бог для тебя в этой ситуации единственная подлинная и реальная опора всего. То есть ты либо с Богом — и тогда ты живешь, либо никак иначе.

А. Митрофанова:

— Аминь.

К. Мацан:

— Аминь. На этой оптимистической ноте наши сегодняшние «Светлые истории» мы будем заканчивать. Спасибо огромное. Наш сегодняшний гость, священник Михаил Словцов, клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле в Москве. Мои дорогие коллеги, Алла Митрофанова, Алексей Пичугин и я, Константин Мацан, были сегодня в студии светлого радио. Я напомню, что «Светлые истории» — программа, которую можно не только слушать, но и смотреть на сайте https://radiovera.ru/ и в наших аккаунтах в социальных сетях. Ну а мы с вами прощаемся. И ровно через неделю в это же время, в шесть вечера, на волнах нашей радиостанции мы продолжим рассказывать светлые истории. До свидания.

Все

— До свидания.


Все выпуски программы Светлые истории

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем