Тайна картины Аполлинария Васнецова «Озеро» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Тайна картины Аполлинария Васнецова «Озеро»

* Поделиться

Картина Аполлинария Васнецова «Озеро» чем-то напоминает нерассказанную сказку.

«Величественный реквием» — так назвал её художник Михаил Нестеров.


«Озеро». Аполлинарий Васнецов, 1902 гг.. Из собрания Третьяковской галереи

— Простите, вам не мешает открытая штора? Солнце яркое сегодня, и светит прямо на вас. Может быть, закрыть?

— Благодарю, не нужно. Такое хорошее солнышко. Тем более, мы будем проезжать сейчас красивое озеро.

— Меня зовут Виктор Андреевич.

— А меня Маргарита Константиновна. Очень приятно. Вот и озеро. Посмотрите, какое великолепие!

— Действительно, потрясающая красота. Какие холодные, тёмные воды. Деревья вокруг такие древние, замшелые. Вдали деревенька виднеется... Вы знаете, что-то мне этот пейзаж очень напоминает... А, вот что! Мою любимую картину «Озеро» Аполлинария Васнецова!

— Правда? Это ваша любимая картина? А я её часто вижу на работе. Я работаю в Третьяковской Галерее.

— Да вы что? Замечательно! Скажите, пожалуйста, а Васнецов писал эту картину с натуры, или образ озера он придумал?

— Натура была, но писал её Васнецов по памяти. Скорее всего, на картине он изобразил озеро Светлояр в Нижегородской области. И действительно, оно во многом похоже на то озеро, которое мы с вами проезжаем.

— А откуда мы знаем, что Васнецов писал именно озеро Светлояр?

— В 1902 году, когда Васнецов создал свой шедевр, он как раз занимался декорациями к опере Сергея Василенко «Град Китеж». Легенда гласит, что древнерусский город Китеж при нашествии татар скрылся на дне озера Светлояр. Так вот, если сравнить пейзажи Светлояра и картину Аполлинария Михайловича, мы увидим приблизительно один и тот же ландшафт.

— Так вот откуда необычайная таинственность полотна! Значит, град Китеж... Я иногда подолгу смотрю на репродукцию этой картины и чувствую, что там очень много смысла, глубины. Всё это трудно выразить словами.

— Величественный реквием — так художник Нестеров назвал эту картину. Васнецов будто прощается с ушедшей в прошлое древней Русью, доносит до зрителя её последние отблески. Он сплетает реальный вид озера Светлояр с былинным эпосом. Мы словно видим в тёмных водах какие-то очертания канувшего туда Китежа. Гениальный художник достигает здесь совершенно потрясающего эффекта.

— Как будто нерассказанная сказка, правда?

— Очень хорошее сравнение! Да, действительно, перед нами чарующий и загадочный вид, какая-то нераскрытая тайна. Героев сказки пока нет. Но такое впечатление, будто действо вот-вот начнётся, и из непроходимого леса выйдут персонажи.

— На картине изображена одинокая женщина, собирающая белые цветы на берегу. Кто она?

— Есть такое мнение, что женщина собирает цветы на могилу. Может быть, предчувствие трагических революционных событий...

— Очень неожиданная трактовка! Но, что удивительно, при всех этих возможных смыслах картина всё-таки производит очень светлое, мирное впечатление.

— Да. Вы правы. Бывает, я иногда понервничаю на работе — но как постою немного возле этой картины, на душе спокойно становится.

Маргарита Константиновна, спасибо вам огромное. Когда я буду в Москве, обязательно приду в Третьяковскую галерею — чтобы по-новому взглянуть на шедевр Васнецова «Озеро».

Программа подготовлена при поддержке национального проекта «Культура».


Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем