Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Если у тебя срочная переписка с кем-то, Паша, то выключи, пожалуйста, звук. Мы всё-таки в картинной галерее.
— Прости, пожалуйста, дядя Андрей, я просто забыл про телефон. Ничего срочного, это оповещение от МЧС, что сегодня здесь, в Астрахани, ожидается гроза. Ставлю в беззвучный режим.
— Спасибо, дорогой! А смотри, как забавно! Смс-сообщению вторит картина Аполлинария Васнецова на стене — «Гроза идёт».
— Вот это совпадение! Прямо спецэффект какой-то! Узнал, что приближается буря — и тут же в красках видишь, как это бывает. Небо над полем потемнело, вдалеке молнии рассекают пространство. Всё замерло в ожидании грозы.
— Да, художник показал затишье перед бурей. За несколько минут перед ураганом часто так происходит. Не колышутся ветви раскидистого дерева, дымок далёкого костра поднимается вертикально.
— Ни ветерка! Чувствуется, какая там духота неимоверная.
— Точно! Жара сморила крестьян, которые работали на поле. Они жали колосья — то есть, срезали их серпами и вязали в снопы. Эти большие пучки пшеницы стоят на поле стройными рядами. А уставшие работники спят под деревом.
— Хочется разбудить их, закричать: «Вставайте, бегите скорее домой!».
— Или смску отправить?
— Ну что ты смеёшься? Я прекрасно понимаю, что в то время мобильных телефонов не было. Какой это век? Девятнадцатый?
— Начало двадцатого. Аполлинарий Васнецов написал картину «Гроза идёт» в 1911 году.
— И что, тогда совсем не было никакой службы оповещения о чрезвычайных ситуациях?
— Ну какая же это чрезвычайная ситуация для крестьянина — гроза? Обычное дело. А оповещала о приближении бури сама природа. Все те приметы, о которых мы с тобой сейчас говорили.
— То есть, ты считаешь, что крестьяне на картине Васнецова знают о приближении грозы и спят спокойно?
— Конечно. Может быть, она ещё пройдет стороной. Жара к вечеру спадёт, и жнецы успеют поработать.
— Но как же им не страшно?
— Понимаешь, племянник, у русских крестьян сложилась особая философия, в которой страх не мог главенствовать. Она очень ярко выражена в пословице «Помирать собрался, а рожь сей». Это слова человека, который воспринимает жизнь, как поручение от Бога. Здесь и ответственность за своё дело, и доверие Творцу.
— Вера в Бога даёт такое вот спокойствие перед лицом грозы?
— И любой другой опасности. Аполлинарий Васнецов в своей картине «Гроза идет» показывает мир глазами своих героев. И напоминает — всё в руках Божиих. Недаром гряда облаков в левой верхней части картины имеет очертания иконы в золотом окладе.
— А ты, дядя Андрей, мог бы вот так уснуть на поле, зная о приближении грозы?
— Если б поработал, как крестьяне на картине Васнецова «Гроза идет», то может, и уснул бы. А так вряд ли. Я живу в других условиях. Как и ты, получаю предупреждения от службы спасения, не пренебрегаю правилами безопасности. Если же вдруг окажусь среди разбушевавшейся стихии — буду молиться!
Картину Аполлинария Васнецова «Гроза идёт» можно увидеть в Астраханской государственной картинной галерее имени Павла Догадина.
Все выпуски программы: Краски России
Псалом 78. Богослужебные чтения

Среди псалмов иногда встречаются не только хвалебные, молитвенные, радостные — но и пропитанные горечью и острой болью. 78-й псалом, который сегодня мы слышим за богослужением в православных храмах — именно такой. Давайте послушаем.
Псалом 78.
Псалом Асафа.
1 Боже! язычники пришли в наследие Твоё, осквернили святой храм Твой, Иерусалим превратили в развалины;
2 трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоих — зверям земным;
3 пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их.
4 Мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас.
5 Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь?
6 Пролей гнев Твой на народы, которые не знают Тебя, и на царства, которые имени Твоего не призывают,
7 ибо они пожрали Иакова и жилище его опустошили.
8 Не помяни нам грехов наших предков; скоро да предварят нас щедроты Твои, ибо мы весьма истощены.
9 Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего; избавь нас и прости нам грехи наши ради имени Твоего.
10 Для чего язычникам говорить: «где Бог их?» Да сделается известным между язычниками пред глазами нашими отмщение за пролитую кровь рабов Твоих.
11 Да придёт пред лицо Твоё стенание узника; могуществом мышцы Твоей сохрани обречённых на смерть.
12 Семикратно возврати соседям нашим в недро их поношение, которым они Тебя, Господи, поносили.
13 А мы, народ Твой и Твоей пажити овцы, вечно будем славить Тебя и в род и род возвещать хвалу Тебе.
Псалом, который мы только что слышали, своего рода «словесный памятник» величайшей трагедии еврейского народа — а именно разрушению Иерусалима и Храма войсками вавилонского царя Навуходоносора в 586 г. до Р.Х. Храм, великолепию которого дивились все соседние народы, храм, который считался одним из чудес света — а для самих евреев был видимым знаком благоволения Самого Господа Бога, — лежал в руинах, вокруг — множество разлагающихся трупов, которых некому было предать земле, в воздухе витала гарь сожжённых святынь — и застывший крик уводимых в плен.
Именно этот недоуменный крик боли от всего произошедшего и был выражен в псалме, который по литературному жанру относится к так называемым «общинным плачам» или «песнопениям-стенаниям». Здесь переплетаются и жалоба на разорение, на попрание святынь, на позор перед окружающими языческими народами; и призыв к Богу о воздаянии врагам, и мольба о прощении грехов самого еврейского народа, и обещание быть верными заключённому с Богом завету. Псалом очень точно отражает своего рода «композицию бытия» — где всё находится очень близко друг с другом: и вера, и предательство, и боль, и радость, и неизбежность наказания за грех — и непонятная милость и прощение там, где, казалось бы, гнева свыше уже не избежать.
Но главное, к чему подводит автор псалма, — это риторический вопрос, как бы обращённый к Небесам, ввысь: «Для чего язычникам говорить: «где Бог их?» Этими словами происходит своего рода перенос проблемы от самих страдающих евреев в совершенно другую плоскость: мы-то ладно, земнородные человеки, по делам нам получаем возмездие, но Ты-то, Господи, Ты-то не заслужил глумления! Почему же Ты — бездействуешь? Ведь если Ты не проявишь Свою силу явным образом — то у язычников будет повод и дальше насмехаться над Тобой и нашей верой Тебе!
Когда боль народа не замыкается на себе самой, не становится источником не знающего конца и края саможаления — а превращается в вопль к Небесам — можно не сомневаться: ответ точно будет получен — и народ вернётся на свою землю, и храм — тоже будет восстановлен ещё в более потрясающем виде!..
Псалом 15. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 15. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 78. На струнах Псалтири
1 Боже! язычники пришли в наследие Твое, осквернили святый храм Твой, Иерусалим превратили в развалины;
2 трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоих - зверям земным;
3 пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их.
4 Мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас.
5 Доколе, Господи, будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь?
6 Пролей гнев Твой на народы, которые не знают Тебя, и на царства, которые имени Твоего не призывают,
7 ибо они пожрали Иакова и жилище его опустошили.
8 Не помяни нам грехов наших предков; скоро да предварят нас щедроты Твои, ибо мы весьма истощены.
9 Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего; избавь нас и прости нам грехи наши ради имени Твоего.
10 Для чего язычникам говорить: "где Бог их?" Да сделается известным между язычниками пред глазами нашими отмщение за пролитую кровь рабов Твоих.
11 Да придет пред лице Твое стенание узника; могуществом мышцы Твоей сохрани обреченных на смерть.
12 Семикратно возврати соседям нашим в недро их поношение, которым они Тебя, Господи, поносили.
13 А мы, народ Твой и Твоей пажити овцы, вечно будем славить Тебя и в род и род возвещать хвалу Тебе.
«К сестрёнке в гости»

Фото: Андрей / Pexels
В детские годы Денис и Даша, двоюродные брат и сестра, были очень дружны, а потом их, как говорится, жизнь разметала. Денис трудился в столичной компьютерной фирме, снимал крохотную квартирку рядом с работой, а Даша поселилась в далёком северном селе, стала женой священника, родила троих детей... Переписывались они редко, но Даша упрямо приглашала брата в гости, и тот наконец решился.
Даже не ожидал Денис, какой радушной окажется встреча и как придётся ему по душе тёплая атмосфера в доме дружной Дашиной семьи! Приехал он накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы, и утром вместе со всеми отправился в храм. Светло там, чисто, дух особый... А голоса певчих до чего красиво звучат!..
Именно с певчей, с ясноглазой девушкой Леной и разговорился после службы Денис за общим праздничным столом. И разговор их не окончен по сей день. Уложат спать малышей, помолятся и ...всё наговориться не могут, так за день друг по другу соскучились.
Да, есть теперь в сельском храме замечательный компьютерных дел мастер — Денис. А у Дениса есть дом деревянный, где живёт он с любимой женой и двумя мальчишками-погодками. Семья! Рождество Богородицы — вдвойне праздник для Дениса с Еленой. Уверены, что Матерь Божия их и соединила, Её и благодарят...
«И ещё сестричку Дашеньку!» — с улыбкой добавляет Денис.
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе