Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Если у тебя срочная переписка с кем-то, Паша, то выключи, пожалуйста, звук. Мы всё-таки в картинной галерее.
— Прости, пожалуйста, дядя Андрей, я просто забыл про телефон. Ничего срочного, это оповещение от МЧС, что сегодня здесь, в Астрахани, ожидается гроза. Ставлю в беззвучный режим.
— Спасибо, дорогой! А смотри, как забавно! Смс-сообщению вторит картина Аполлинария Васнецова на стене — «Гроза идёт».
— Вот это совпадение! Прямо спецэффект какой-то! Узнал, что приближается буря — и тут же в красках видишь, как это бывает. Небо над полем потемнело, вдалеке молнии рассекают пространство. Всё замерло в ожидании грозы.
— Да, художник показал затишье перед бурей. За несколько минут перед ураганом часто так происходит. Не колышутся ветви раскидистого дерева, дымок далёкого костра поднимается вертикально.
— Ни ветерка! Чувствуется, какая там духота неимоверная.
— Точно! Жара сморила крестьян, которые работали на поле. Они жали колосья — то есть, срезали их серпами и вязали в снопы. Эти большие пучки пшеницы стоят на поле стройными рядами. А уставшие работники спят под деревом.
— Хочется разбудить их, закричать: «Вставайте, бегите скорее домой!».
— Или смску отправить?
— Ну что ты смеёшься? Я прекрасно понимаю, что в то время мобильных телефонов не было. Какой это век? Девятнадцатый?
— Начало двадцатого. Аполлинарий Васнецов написал картину «Гроза идёт» в 1911 году.
— И что, тогда совсем не было никакой службы оповещения о чрезвычайных ситуациях?
— Ну какая же это чрезвычайная ситуация для крестьянина — гроза? Обычное дело. А оповещала о приближении бури сама природа. Все те приметы, о которых мы с тобой сейчас говорили.
— То есть, ты считаешь, что крестьяне на картине Васнецова знают о приближении грозы и спят спокойно?
— Конечно. Может быть, она ещё пройдет стороной. Жара к вечеру спадёт, и жнецы успеют поработать.
— Но как же им не страшно?
— Понимаешь, племянник, у русских крестьян сложилась особая философия, в которой страх не мог главенствовать. Она очень ярко выражена в пословице «Помирать собрался, а рожь сей». Это слова человека, который воспринимает жизнь, как поручение от Бога. Здесь и ответственность за своё дело, и доверие Творцу.
— Вера в Бога даёт такое вот спокойствие перед лицом грозы?
— И любой другой опасности. Аполлинарий Васнецов в своей картине «Гроза идет» показывает мир глазами своих героев. И напоминает — всё в руках Божиих. Недаром гряда облаков в левой верхней части картины имеет очертания иконы в золотом окладе.
— А ты, дядя Андрей, мог бы вот так уснуть на поле, зная о приближении грозы?
— Если б поработал, как крестьяне на картине Васнецова «Гроза идет», то может, и уснул бы. А так вряд ли. Я живу в других условиях. Как и ты, получаю предупреждения от службы спасения, не пренебрегаю правилами безопасности. Если же вдруг окажусь среди разбушевавшейся стихии — буду молиться!
Картину Аполлинария Васнецова «Гроза идёт» можно увидеть в Астраханской государственной картинной галерее имени Павла Догадина.
Все выпуски программы: Краски России
Продукты для Елизаветинского детского дома

Юле 14 лет, она живёт в Елизаветинском детском доме для девочек. Он находится на территории Марфо-Мариинской обители, в Москве. В основном здесь воспитываются дети с синдромом Дауна, Юля — одна из них. О ней и других подопечных заботится команда сотрудников. Воспитатели учат девочек ухаживать за собой, помогать друг другу и соблюдать порядок в комнатах. Педагоги занимаются их развитием и образованием, приобщают к рукоделию и музыке. Местный повар готовит для детей полезную и по-домашнему вкусную еду. Юля, например, знает, что несколько раз в неделю на завтрак будут любимая запеканка или сырники. К полднику или в чей-нибудь день рождения повар Ирина Никитична испечёт румяный пирог, нарежет фрукты, и воспитатели устроят девочкам на кухне уютное чаепитие. А на Пасху Юлю и других воспитанниц обязательно пригласят украшать куличи! Всё это — важная часть жизни подопечных Елизаветинского детского дома. Но она не была бы такой полноценной без поддержки добрых людей.
Любимые девочками фрукты и многие другие продукты, например, мясо, рыба, творог или свежая зелень приобретаются в основном на средства благотворителей.
Вы тоже можете поддержать Елизаветинский детский дом и его воспитанниц — девочек с синдромом Дауна. Сделать это можно разными способами — оставить любой благотворительный взнос на сайте Марфо-Мариинской обители милосердия или привезти в детский дом фрукты и другие необходимые продукты.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Потомки Каина». Священник Александр Сатомский

У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Разговор шел о потомках Каина. Как сложилась жизнь самого Каина после совершенного им убийства Авеля, как это повлияло на его потомков и почему они начали создавать города.
Этой беседой мы продолжаем линейку из пяти программ, посвященных началу человеческой истории, описанному в первых главах книги Бытия.
Первая беседа была посвящена грехопадению и изгнанию Адама и Евы из Рая.
Вторая беседа была посвящена жизни Адама и Евы после изгнания из Рая и их первым детям Каину и Авелю.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Знание истории — влияние на мировоззрение». Иеромонах Геннадий Войтишко

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий Войтишко.
Разговор шел о том, чем важно знание истории, как светской, так и церковной и библейской, как знание и понимание исторических фактов и событий влияет на формирование мировоззрения и духовных ценностей.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер