«Анимация. Поэзия. Церковные праздники». Игорь Мещан, Наталья Березовая - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Анимация. Поэзия. Церковные праздники». Игорь Мещан, Наталья Березовая

* Поделиться

У нас в гостях были продюсер компании «Фома Кино», заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Игорь Мещан и режиссёр анимационного кино Наталья Березовая.

Мы говорили с нашими гостями о новом проекте, объединившем любовь к русской поэзии, Церкви и анимации: о цикле анимационных фильмов о разных церковных праздниках, осмысленных через творчество известных русских поэтов.

Ведущий: Константин Мацан


Константин Мацан:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, уважаемые друзья. В студии у микрофона Константин Мацан с трепетной радостью наших сегодняшних гостей приветствую — Наталья Анатольевна Березовая, режиссёр анимационного кино. Добрый вечер.

Наталья Березовая:

— Здравствуйте.

Константин Мацан:

— И Игорь Владимирович Мещан, продюсер компании «Фома Кино», заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ. Добрый вечер.

Игорь Мещан:

— Добрый вечер.

Константин Мацан:

— А в таком прекрасном составе мы сегодня собрались, чтобы поговорить, само собой, об анимационном кино. Как ни парадоксально, и конкретно об альманахе «Праздники», о проекте, который в себе совмещает, скажем так, три любви. Любовь к русской поэзии, любовь к церкви и любовь к анимации. Ну вот, дорогие гости, кто первое слово возьмет, чтобы нас в курс ввести?

Игорь Мещан:

— Давайте я введу в курс, а дальше Наташа расскажет, как это на самом деле всё происходит. Дело в том, что, с моей точки зрения, это абсолютно гениальный проект. Абсолютно.

Константин Мацан:

— Хорошее начало.

Игорь Мещан:

— Да. Это абсолютно гениальный проект. Абсолютно необходимый проект. Абсолютно интересный проект. И всё, что вот с этим связано, абсолютно. В первую очередь, потому что абсолютно гениальная идея: поженить анимацию с русской поэзией и с церковными праздниками. То есть это такой... такое некое триединство и некий такой симбиоз, который получается на выходе. От этого просто дух захватывает, потому что как мы обнаружили и, я думаю, что это все не только у нас в умах это было, что по поводу большинства, если не всех церковных праздников, у русской поэзии и у русских поэтов, я не знаю, там, у Пастернака, Бродского, там, Пушкина, какого поэта ни назови из великих имен, хоть 19-го, хоть 20-го, хоть начала, наверное, 21-го века, у всех есть стихи, у всех есть стихи, которые посвящены праздникам, либо ощущениям праздника, либо каким-то воспоминаниям о празднике, либо вот эти детские воспоминания о празднике, либо вот это внутреннее ощущение. И вдруг оказалось, что по любому церковному празднику, в первую очередь двунадесятому, есть совершенно прекрасные стихи русских поэтов. И вот таким образом родился вот этот проект, да, «Праздники». Первый праздник — это Рождество, которое сейчас вот делает Наташа, и как бы он родился первый. Я думаю, что вы расскажете даже лучше, чем я, почему и как, потому что вы как художник и как аниматор и как автор вот это внутри чувствуете гораздо лучше, чем мы, но я сказал, что это абсолютно гениальный проект, что вот это симбиоз этих трех вещей то, что Костя сказал — это вот должно получиться на выходе совершенно потрясающе.

Константин Мацан:

— То есть этот цикл анимационных фильмов, в основе каждого фильма лежит какое-то одно стихотворение русского поэта, посвящённое конкретному празднику. То есть будет сколько? Двенадцать в этом цикле?

Игорь Мещан:

— Для начала.

Константин Мацан:

— Поскольку двенадцатых праздников двенадцать. Наталья Анатольевна?

Наталья Березовая:

— Ну пока не знаю, сколько там будет, потому что, когда мы начинали работу над фильмом, говорили только об одной работе, об одном стихотворении. И, собственно, в проект попала я только потому, что когда-то в другом проекте, в студии «Пилот», в проекте «Гора самоцветов» делала мультфильм про Василия Блаженного. И этот мультфильм, он очень многих зацепил, как и со стороны церковных служителей, так и со стороны простых людей, и даже простых людей больше. И у нас он очень успешно прошел по фестивалям разным, очень много призов получил, потому что он сделан очень легко, и с каким-то чувством, с таким, без пафоса, без назиданий, без какого-то...

Игорь Мещан:

— Играючи, на самом деле, играючи.

Наталья Березовая:

— С хулиганством даже с некоторым. Может быть, недостаточно жёстко, насколько бы он там мог быть сделан, потому что, ну, истории про Василия Блаженного, они разные. Мы делали, так как весь проект «Гора самоцветов», он делается для детей, поэтому мы обходили мягко некоторые стороны. И так, ну, получился такой фильм. И уже после того, как этот фильм сделан был, многие несколько раз уже ко мне обращались: а давайте вот в таком духе еще что-то сделаем. Но я как-то, ну, не то, что не связывалась, ну, что-то не цепляло, и не хотелось дальше что-то делать. Вот. Ну и Евгения, скажу честно, когда она позвонила, сказала, что вот так, давайте в таком духе сделаем. Я говорю: да вы что, я сейчас работаю.

Константин Мацан:

— Давайте поясним, кто такая Евгения.

Наталья Березовая:

— Евгения, это продюсер. Это Евгения Арефьева, это продюсер «Фома Кино». И она автор идеи этого проекта. И именно этого фильма. Она автор идеи. Автор идеи, да, и она написала такой первый даже синопсис сценария. Ну, первый драфт такой, видеоряда. Написала, и, собственно, даже первым своим звонком она какую-то искру такую во мне поселила, можно даже сказать, такую большую мурашку. Вот так я скажу, да. Потому что когда она мне рассказала... Вот давайте, говорит, вот есть стихотворение Пастернака, и вот «Рождественская звезда», и вот как я его вижу. И когда она начала мне рассказывать о том, что кроется за каждым словом в этом стихотворении, за каждой строчкой, то, скажу честно, мурашка побежала, и даже когда я вспоминаю вот как наш разговор, у меня до сих пор тоже так мурашки бегут, и думаю: так, это если что-то зацепило, видимо, придётся делать, да, то есть надо как-то...

Игорь Мещан:

— Она сама горела, поэтому зажгла и вас.

Наталья Березовая:

— Ну да, вы знаете, и это очень интересная идея в этом стихотворении, потому что раньше оно мне, честно говоря, и не встречалось, я первый раз его читала, но какие-то всё равно, какие-то кусочки я слышала, то есть вот это все яблоки, все золотые шары, всё это, как бы оно на слуху всё время витало, а целиком, о чём там написано,

Константин Мацан:

— Давайте скажем, дорогие друзья, в конце нашей сегодняшней программы обязательно услышите исполнение этого стихотворения знаменитого пастернаковского. Вот это «Стояла зима, дул ветер из степи, холодно было, Младенцу в вертепе на склоне холма». Кто читает — тоже узнаете.

Наталья Березовая:

— Да, и там такая прекрасная идея о том, что в момент, когда зажглась звезда, она своим светом соединила и всё прошлое, что было до неё, и всё будущее, что после неё, и что будет. И мы сейчас находимся в свете этой звезды как в одном моменте. То есть получается, что и времени как такового нет. То есть это всё находится в одной вспышке.

Игорь Мещан:

— У Бога нет времени. Это известный богословский поcтулат.

Наталья Березовая:

— И когда об этом начинаешь думать, то вот это всё как-то так схлопывается, и хочется вот, а как вот это изобразить, а как это сделать? И начинаешь просто... И мы решили, что у нас этот мультфильм, он не будет таким... Ну, как-то по-другому обыгрывать. Что-то с каким-то, может быть, там... ну, играть в какую-то свою игру. Мы хотели сделать такую иллюстрацию максимально, чтобы это была такая иллюстрация, максимально поддерживающая каждое слово. Вот. И даже когда мы стали уже рисовать, то в строчках начинали проявляться какие-то другие ещё глубины, у нас даже сами рисунки начали между собой вот... Что-то подсказывать. Ну и мало того, там просто и группа вся художественная. Вот художник Наташа Мальгина, она тоже вот, не сразу мы как бы с ней стали работать, то есть я ещё разных других художников звала на проект. Ну вот у каждого по каким-то своим причинам, они отходили, такие: нет, здесь мне проект не нравится, здесь я занят, ну вроде бы хотела поработать, здесь я делаю другое, вот это я не чувствую. И с Наташей мы так соединились, и когда мы обсуждаем, что мы будем делать в каждой сцене, то у неё даже из рисунков возникают какие-то новые истории. То есть там раз в какой-то новой завитушке мы видим, что там ещё, оказывается, есть какая-то глубина, что и здесь звезда, и там пастухи как-то так сели, что вдруг они там стали Троицу напоминать. Ну вот это очень какие-то интересные такие моменты происходят. То есть мы в таком сейчас, немножко в таком как бы в движущемся этом свете этого стихотворения живём. И, можно сказать, оно нас ведёт, само подсказывает, что мы делаем.

Константин Мацан:

— Это очень интересно. Вы так интересно рассказываете. Например, для меня, как для человека, который вообще не знает, как создаются мультфильмы или анимационные фильмы. Но вы, правда, сами слово «мультфильм» употребили. Я поэтому себя прощаю, что я так...

Наталья Березовая:

— Это вы меня сбили. Я его ещё не употребляла. Вот, но...

Константин Мацан:

— Расскажите поподробнее, а вот так интересно, как создаётся анимационный фильм? Вот есть вы, есть художник, вы смотрите, читаете строчку, думаете, или художник приходит с эскизами, и вы их вот... Как строится процесс творческий?

Наталья Березовая:

— Ну, сначала пишется сценарий, да? Мы садимся и думаем, что мы бы хотели увидеть здесь, и как мы планируем. То есть то, что сценарий, это описывается то, что мы, собственно, будем видеть на экране.

Игорь Мещан:

— На экране, да. Потому что стихотворения мало.

Наталья Березовая:

— Да, естественно. Надо описать то, что ты видишь. Татарский Александр Михайлович рассказывал, что сценарий — это такой, знаете, своего рода следственный эксперимент. Вот как это... Все должно быть написано так, чтобы в сценарии не было написано, что зритель почувствует вот это, и зритель почувствует это — нет. В сценарии должно быть написано, такие действия описаны, чтобы зритель почувствовал то, что вы хотите почувствовать. Вот. Ну, в общем, собственно, таким способом пишется сценарий. Потом... Делается такой, как скелет, такой, это называется, аниматик. Рисуется маленькими такими почеркушками, вот, он рисуется. Прямо по этому сценарию, что будет. А, ну и перед этим еще забыла, пропустила одну очень важную, как раз для стихотворения и для других диалоговых фильмов такая важная вещь, как запись актёра. И я давно мечтала записать Алису Гребенщикову, чтобы она прочитала какое-то стихотворение, потому что я её давно услышала уже, и несколько лет назад пробовала с ней поработать, но тогда не сложилось. Я как-то услышала, как она читает письма Цветаевой. И меня это очень просто впечатлило. И я искала, где она как читает стихи. И считаю, вот для меня она лучший чтец стихов.

Игорь Мещан:

— И она прочитала в этом проекте, естественно.

Наталья Березовая:

— Да. И мы её позвали, записали.

Игорь Мещан:

— Наташ, но вы её мучили тоже, вот это переделать, ну как режиссёр, вот это перечитать.

Наталья Березовая:

— Это рабочий процесс.

Игорь Мещан:

— Рабочий процесс, я это и имею ввиду.

Константин Мацан:

— Наталья Анатольевна Березовая, режиссёр анимационного кино и Игорь Владимирович Мещан, продюсер компании «Фома Кино» сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Итак, мы вот слушаем, как мультфильм создаётся.

Наталья Березовая:

— Ну вот, да. И как записали актёра, после этого составляется такая как партитура. Выбираются лучшие дубли, и так они ставятся, немножко раздвигаются слова или сдвигаются, наоборот, чтобы получилась такая как музыкальная канва... И уже, считайте, у вас есть отмеренный ваш хронометраж фильма, в который вот надо теперь сверху на эти слова положить картинки. Здесь еще очень важная была составляющая — какую музыку будем делать, и стала я искать. Ну, думать просто, какая может быть музыка. И думаю, найду какую-то музыку, чтобы референсом просто положить снизу. Ну, референс — это что-то приблизительно похожее на то, что мы потом будем делать.

Игорь Мещан:

— Ну, отсылка к какому-то стилю.

Наталья Березовая:

— Да. И стала я искать, и мне на глаза вдруг попалось, что Пастернак дружил с пианисткой Марией Юдиной. И она такой была человек, что, с одной стороны, она была как бы вхожа в высшие круги, и там чуть ли не Сталин даже как бы покровительствовал ей. Но она была очень верующий человек, и это скрывала. И даже ходят слухи, говорят, что вот это стихотворение «Рождественская звезда» он впервые у неё в гостях прочитал. И то есть я так загорелась и думаю, так, интересно послушать, а что же она исполняет, Мария Юдина? Думаю, вот было бы здорово, если бы у неё было какое-то исполнение, подходящее бы нам, потому что так бы соединить этих двух людей вот в этом произведении, мне показалось это каким-то таким волшебным моментом.

Игорь Мещан:

— То есть ещё один план туда вставить, ещё одну глубину.

Наталья Березовая:

— Да, то есть... их соединить, то есть как вот он у неё в гостях прочитал стихотворение, да, а она бы подыграла ему, так скажем, да. И нашла я записи её сорок восьмого года, и очень знаменитая запись, 23 симфония Моцарта поставила, и вы знаете, вот я ничего не двигала ни в аниматике, чуть-чуть только словами по музыке вот прошлась, и прям это легло всё идеально, то есть как будто бы это произведение просто написано было под это стихотворение. Мне было так это удивительно, думаю: ну надо же, это такое просто совпадение какое-то волшебное, так скажем. И вот надеюсь, что у нас получится и выйдет с этим.

Константин Мацан:

— Давайте мы скажем, что премьера первого выпуска из альманаха «Праздники», собственно, тот анимационный фильм, о котором вы говорите, который будет называться и называется по названию стихотворения Бориса Пастернака «Рождественская звезда», его премьера состоится 24 декабря в рамках фестиваля «Звезда Рождества», перекликается название стихотворения с названием фестиваля и это будет в кинотеатре «Октябрь», правильно? Вот будем ждать премьеры.

Наталья Березовая:

— Ой, очень страшно, потому что ещё в работе мы находимся, да, ещё не закончено, поэтому надеемся, что всё успеем.

Игорь Мещан:

— Ничего страшного. Все всё успеют.

Константин Мацан:

— Да. Есть ли понимание, какие ещё будут поэты и стихотворения в этом цикле в будущем?

Игорь Мещан:

— Слушайте, ну, у нас много всяких идей, тут же очень важно то, что Наташа говорила, чтобы, во-первых, это по продолжительности, да, то есть это стихотворение, оно имеет свою какую-то длину определенную, да, то есть нельзя поставить поэму, которая будет, там, 25 минут, одно и то же, там, какая-то большая форма. Сколько у нас здесь, Наташа, получается, шесть-семь минут?

Наталья Березовая:

— Шесть, там шесть с небольшим минут, да.

Игорь Мещан:

— Шесть с небольшим минут. То есть это всё идёт видеоряд, когда этот самый... У нас есть прекрасный Бродский, у нас есть прекрасный...

Константин Мацан:

— «Сретенье» знаменитое. «Когда она в церковь впервые внесла дитя»...

Игорь Мещан:

— Да-да-да-да-да, это же тоже. Да, у нас много. То есть мы сейчас смотрим все, что... Понимаете, но не всех поэтов можно экранизировать. То есть это не тот же Пастернак, который очень визуальный. Когда ты читаешь это, ты представляешь себе это. То не все стихи, которые мы смотрим, та же «Пасха» и так далее, они не все подлежат такой визуализации. Поэтому мы сейчас отбираем, не будем уже, так сказать, раскрывать какие-то вещи, когда будет уже сформирован целый пакет, мы еще раз придем и возьмем Женю с собой, потому что она одна из вдохновительниц этой всей истории, поэтому мы тогда уже расскажем более широко про вот этот проект. А так проект именно в этом заключается, в том, чтобы взять стихи, русскую поэзию, взять праздники, взять анимационный формат, потому что фильм, вот я даже не могу себе представить, как это сделать фильмом. Вот анимация, она дает, мне кажется, гораздо более широкий выбор. Мы, когда делали ту же «Серафиму», да, вот там много лет назад.

Константин Мацан:

— Речь идёт о мультфильме «Необыкновенные путешествия Серафимы».

Игорь Мещан:

— Да. Мы, когда делали, то вот, если делать фильм о Серафиме, это совершенно другая история, да? Или делать фильм, там, о Рождестве. Волхвы идут, там, звезда светит. Это, конечно, можно всё сделать, но в анимации это, мне кажется, всё-таки простора больше, Наташ, как вы считаете?

Наталья Березовая:

— Ну, безусловно.

Игорь Мещан:

— Больше таких вот, больше свободы, мне кажется.

Наталья Березовая:

— Ну, смотря что сейчас считать фильмом, потому что сейчас фильмы становятся практически анимацией, поэтому...

Игорь Мещан:

— Ну, в каком-то смысле, да. Но всё равно это стиль другой немножко, да? То есть вот то, что вы делаете, это немножко другой стиль.

Наталья Березовая:

— Ну, конечно, иллюстрация и рисунок, они имеют большую свободу, условность и... там, минимализм, который как раз вот он, как ты в малом можешь увидеть очень многое, да, чем...

Игорь Мещан:

— Оно даёт простор фантазии.

Константин Мацан:

— А есть, как вам кажется, какие-то вещи, темы, настроения, может быть, которые можно передать в анимационном фильме и намного труднее передать в таком фильме не анимационном?

Наталья Березовая:

— Ну, есть такое понятие, как предмет анимации, где у тебя работает не персонаж и не история даже, а может работать просто картинка, цвет, какие-то куски кадра. Такое, что, собственно, чего в жизни не бывает, да? То, что существует только на бумаге или же там на... на виртуальном каком-то пространстве. Поэтому вот в анимации, конечно, такое может, да.

Константин Мацан:

— А вот работа, собственно, с церковной темой, даже в историческом ключе, учитывая, что эти фильмы посвящены церковным праздникам, требует ли от художника какой-то специальной, не знаю, подготовки, чтения какой-то литературы, какого-то вот такого богословского знания? Или нет, речь только об образах, эмоциях и фантазии?

Наталья Березовая:

— Ну, я думаю, что если в это как бы глубоко погружаться, то, наверное, всё-таки требует, да. Но я здесь очень верю тем, кто со мной рядом находится, потому что сразу вам скажу, что я как бы с церковной точки зрения так в это не погружаюсь.

Игорь Мещан:

— Да вот то, что Наташа говорит, я переведу на простой ваш богословский язык. То есть это делает... Наташа делает как художник, как режиссер. Это совершенно другая работа, да? Это вопрос спора о том, может ли Лунгин, который отнюдь не православный, сделать «Остров»? Aильм «Остров», да? Это же про другое. Это когда ты делаешь талантливую вещь, когда ты делаешь... Ну, те вещи, которые, ну, красивые, и ты понимаешь, как художник, ты должен передать то, что Наташа сказала, потрясающую вещь, да? Что, говорит, нельзя писать то, что Татарский говорил, да? Нельзя писать, а зритель должен в этот момент почесать там затылок и подумать об этом или о том. Нет. Вы должны написать то конкретное действие, которое потом вызовет вот эту мурашку, о чем говорит Наташа. Вот это очень важно. Ты же не понимаешь, я не знаю, есть фильмы, которые я не понимаю, почему я могу там прийти и начать плакать на каком-то этапе, да? Вот льются слезы, вроде бы все показывают простые какие-то вещи, да? Почему у Наташи тот же отклик вот на это стихотворение? Потому что Женя её зажгла своим вот этим ощущением, и её это тронуло. Понимаешь, и дальше она как художник, она выражает вот эти вещи, которые трогают других людей. Понимаешь, тут есть некое волшебство, да, то есть как бы, потому что ты можешь показать совершенно простые вещи, да, и передать настроение, передать какие-то вещи, задеть какие-то, ну вот, музыка, то, что вот Наташа говорила, гениальная абсолютно штука про эту пианистку и так далее, да, и как это всё попало. Музыка играет невероятную роль в таких вещах, невероятную, ну возьмите Хичкока «Птицы», вот уберите музыку, это будет в мире животных просто, да сидят две вороны просто на проводах, а у тебя просто не то что мурашки, у тебя волосы дыбом, и ты седеешь... потому что музыка настолько это нагнетает.

Константин Мацан:

— Музыка в кино — это вообще великая сила, это отдельная история, это отдельная. Я почему об этом спрашиваю, потому что вот вы даже сейчас, когда рассказывали о тех людях, с которыми вы работаете, вы говорили, что вот там кто-то, кому-то, может, проект не понравился, да? Я допускаю, что есть художники, в широком смысле слова художники, для которых вот сама тема, связанная с церковью, в широком смысле слова, покажется: нет, как-то вот не моё, я этого не понимаю, я этого не чувствую. Но раз вы согласились, значит, вы как-то чувствуете.

Игорь Мещан:

— И это же ещё и поэзия, кстати.

Наталья Березовая:

— Да. Во-первых, это, конечно, очень большая заслуга автора идеи Жени, что она рассказала о том, как она это чувствует. То есть, может быть, я бы сама за эту тему и не взялась бы, и не нашла бы. Это стихотворение, может быть, и мимо бы прошло. Вообще считается, что это очень неблагодарное дело, делать стихи в кино, ну, и в анимации, потому что, ну, это такая очень тяжёлая работа, потому что стихотворение...

Игорь Мещан:

— Сложная очень, очень сложная.

Наталья Березовая:

— Сложная да. И сложное, и тяжёлое, так скажем. Но вот эта переходящая мурашка, которую Женя мне выдала, я стараюсь её тоже теперь туда положить в кино и передать дальше.

Константин Мацан:

— Про мурашки спрошу после небольшой паузы. И напомню, сегодня у нас в программе «Светлый вечер» Наталья Анатольевна Березовая, режиссёр анимационного кино и Игорь Владимирович Мещан, продюсер компании «Фома Кино». Мы вернёмся после небольшой паузы, не переключайтесь.

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. У нас сегодня в гостях Наталья Анатольевна Березовая, режиссер анимационного кино и Игорь Владимирович Мещан, продюсер компании «Фома Кино». Мы сегодня говорим об анимационном проекте альманах «Праздники». Это цикл из большого количества анимационных фильмов, которые планируются. Один из них уже практически сделан, сейчас в работе. В каждом из таких фильмов будет взято какое-то из стихотворений русских поэтов, которое посвящено тому или иному церковному празднику. И это всё будет прожито...

Игорь Мещан:

— Проиллюстрировано.

Константин Мацан:

— Проиллюстрировано, какое слово правильное, оживлено, поскольку анимация, аниме — это душа, это оживление. Одушевление, будет оживлено и одушевлено усилиями лучших художников. Но я напомню, что первое стихотворение, первый фильм из этого цикла «Праздники» сейчас в работе. Это фильм «Рождественская звезда» по стихотворению Бориса Пастернака. «Стояла зима, дул ветер из степи и холодно было, Младенцу в вертепе, на склоне холма» — знаменитое стихотворение. Его премьера состоится 24 декабря в рамках фестиваля «Звезда Рождества» в кинотеатре «Октябрь». Наша сегодняшняя гостья Наталья Березовая волнуется, потому что еще идет работа над проектом, но мы желаем вам всяческой удачи. И в конце нашей сегодняшней программы, напомню нашим слушателям, мы услышим, как это стихотворение читает Алиса Гребенщикова. Приоткрою тайну, что это записывалось здесь, в студии Радио ВЕРА. На сайте «Фома Кино» даже есть видео, как Алиса блестяще это стихотворение читает. Уж на что же, я тоже много чего слышал и слушал, как артисты читают стихотворения, конечно, чтение у Алисы Гребенщиковой просто в самое сердце. Ну вот заговорили мы уже сегодня об этих эмоциях, которые художник, режиссер стремится передать и должен их даже сначала в сценарии прописать. Вот такое действие, чтобы у слушателя, у зрителя какая-то эмоция родилась. А вы всегда уверены, что вы точно это предугадываете?

Наталья Березовая:

— Нет, конечно, нет, только на свои какие-то чувства я полагаюсь и стараюсь так сделать, чтобы у меня это вызывало, эту эмоцию, которую я хочу передать. А там, конечно, надеюсь, что ещё несколько таких есть людей, как я, которых тоже зацепит.

Константин Мацан:

— Игорь Владимирович, а вы уже видели, ну, какой-то первый эскиз проекта?

Игорь Мещан:

— Я видел, конечно, я видел и трейлер, я видел и аниматик в большей части, и так далее, и так далее. Нет, ну, это прекрасная история. Это прекрасная история, мне всё очень нравится, правда. Потому что, ну, во-первых, Наташа талантливый режиссёр и с большим опытом. И тех, кого она привлекла к этому проекту, это тоже прекрасные совершенно талантливые люди. И это самое главное. А потом, вот то, о чем мы говорили, что главное, чтобы, и очень важно, чтобы люди, им самим нравилось то, что они делают. Они делают это, да, вот, когда художники, когда режиссеры отказываются, правильно, вот их не трогает, не торкает, как говорят, да, и они как-то, ну... Ну, можно, конечно, сделать чего-то, да, чисто по-ремесленному, но самые лучшие, самые гениальные вещи получаются всегда, когда ты сам горишь этим, когда тебе самому нравится то, что ты делаешь. И вот как Наташа сказала прекрасно, что, если я хочу, чтобы у меня это вызывало, а раз у неё это вызывает, значит, есть очень много людей, у которых это вызовет точно такую же эмоцию, потому что мы все люди, да, и мы ориентируемся на какие-то свои ориентиры. Я думаю, что это будет абсолютно успешный проект, и Бог даст, фестивальная история будет у этого анимационного фильма своя, потому что это действительно прекрасная работа.

Константин Мацан:

— А вот для вас, как для продюсера, Игорь Владимирович, какая-то миссия у такого рода проектов существует? Не просто же, чтобы сделать красивый, хороший анимационный фильм? «Фома Кино» занимается не просто кино, а кино очень осмысленным. Кино, которое всегда несет с собой какую-то такую сверхзадачу, если угодно. Это не только искусство ради искусства, это искусство ради чего-то еще, может быть, большего, чем искусство. Вот как вы это видите применительно к этому проекту?

Игорь Мещан:

— Вы знаете, дело в том, что надо меньше всего думать про то, какую миссионерскую задачу мы выполняем. Мы выполняем, с моей точки зрения, для меня очень важно, что первое — мне хочется показать вот эту красоту, которая может быть в православии, в вере там в широком смысле в христианстве, в культуре и когда для меня мотивация: если ты сам восхищаешься какими-то вещами тебе хочется это дать, показать людям, чтобы они тоже восхищались. Понимаете? И у нас вот эта вот внутренняя мотивация «Фома Кино» она присутствует во всем: и в документальных, и в анимационных, и в художественных проектах, то есть ты должен сам гореть этим, тебе должно нравиться то, что вот ты видишь и что ты делаешь, и тогда вот ты передаёшь это. Это просто это желание поделиться. Не желание выполнить какую-то миссию, а желание, мне кажется, поделиться своим восторгом, своими мыслями, своим отношением, своей мурашкой, как Наташа говорит, да? И это... Я это воспринимаю, как желание поделиться, потому что всё, что мы делаем, мне всё нравится. И вот мне хочется, чтобы другим это нравилось, да? И вот в данном случае всё то же самое.

Константин Мацан:

— Я помню, вы упомянули сегодня мультфильм «Необыкновенное путешествие Серафимы». Я помню, когда он готовился к выходу, и мы тоже на том телеканале, где я тогда работал, делали об этом сюжет, я беседовал с режиссёром, и меня поразило, помню, запомнилась такая одна деталь такая из, что называется, из внутреннего цеха, из таких секретов мастерства. Поскольку одним из героев мультфильма был Серафим Саровский, вот режиссёр мне рассказывал, что рисовали...

Игорь Мещан:

— Серёжа Антонов делал, да?

Константин Мацан:

— Да, Сергей Антонов. Рисовали фигуру и лицо персонажа, всё никак как-то, ну, не получалось, вот что-то не получалось. Похоже не получалось, результат не удовлетворял. И тогда поняли, что нужно сначала, ну, я сейчас своими словами высказываю, как я это понял, нарисовать лицо без бороды, а потом уже сверху нарисовать бороду. И вот тогда, когда вот так глубоко по-человечески к изображению образа подошли, он сложился, он стал каким-то похожим, живым и так далее. Я этот пример вспоминаю просто как, опять же, такая история для человека стороннего, который не погружен в процесс создания единственного фильма, потому что как интересно, оказывается, работают художники. А у вас какие-то такие вот, наверняка есть примеры того, как действительно рождается образ, рождается решение какое-то. То есть мы, зрители, смотрим, мы смотрим, думаем: ну слушайте, интересно, здорово, красиво, цепляет. А для вас целый процесс был, целый поиск, как вы к этому шли?

Наталья Березовая:

— Вы знаете, интересно, вот с художницей мы работаем, с Наташей Мальгиной, и у неё, она как раз такой художник, которая любит такое реалистичное изображение, она очень хорошо рисует. Ездит на пленэры, привозит много картин. И когда она что-то рисует, она любит подбирать какие-то референсы из того, что она где-то увидела. И здесь у нас целая папка есть с какими-то картинками, фотографиями, какими-то заметками, её зарисовками из разных поездок, из того, что где-то она в интернете нашла, там дерево, там она где-то нашла в пустыне, там как верблюдов, там какую-то такую часть в Египте, ну где-то там, да, нашла. То есть у неё там буквально каждая какая-то кошечка, складочка, монах сидящий...

Константин Мацан:

— Это откуда-то взято, да?

Наталья Березовая:

— Это всё у неё откуда-то, да. Откуда-то тоже это всё сделано, да. И потом, когда она там как-то собирает эти части, в одну какую-то картинку, то из этого рождается ещё то, то есть как бы её рука, она сама там думает иногда, и какие-то вещи, вот они так появляются, как у нас было, что... У нас в одной сцене переходили мы из пустыни с пастухами в зимний пейзаж уже нашей полосы, то есть звезда светbn, да, а мы одновременно находимся и там, и там. И у меня в аниматике было просто как бы запланировано, что мы покажем, вот мы со звездой, пастухи на неё смотрят, вот мы со звездой, и тут просто мужичок идёт в сторожку, которая там рядом с церковью находится. А Наташа в своей картине так это соединила, что у неё стадо овец, которое за пастухами следовало, оно у неё так распределилось, что потихоньку они стали в сугробах как-то так вот эти овцы теряться.

Игорь Мещан:

— Да-да-да, это очень красиво, да.

Наталья Березовая:

— И потом мы, когда переходим вдруг на наш пейзаж, там ещё несколько этих овечек из пустыни, затерявшихся в этих сугробах.

Игорь Мещан:

— В снегах. По форме, это ж как облачка такие.

Наталья Березовая:

— Да, и ушами шевелят там, вот они сидят. В общем, какие-то такие вещи, вот они у неё прям...

Игорь Мещан:

— Ну они фантастические, они талантливые на самом деле.

Наталья Березовая:

— Это очень интересно, да, как оно... То есть даже не запланированные какие-то такие рисунки у неё, вот, и мы с ней созваниваемся, садимся и над некоторыми рисунками так даже думаем, сочиняем, а что здесь, вот здесь вот огонь у нас, вот он в звезде должен перефазоваться, потом отсюда мы там...

Константин Мацан:

— Перефазоваться?

Наталья Березовая:

— Перефазоваться, да.

Константин Мацан:

— Это какой-то термин профессиональный.

Игорь Мещан:

— Из одной фазы в другую.

Наталья Березовая:

— Да. Ну вот есть в анимации компоновки, это такие ключевые кадры основных каких-то моментов или поз, а всё, что между ними, которое заполняет собой пространство, время между ними, оно как бы определяет, если их больше, то это будет дольше движение происходить, если их меньше, этих фаз, то быстрее будет движение проходить. То вот эти вот фазы как раз у нас в звезду огонь перефазовывается, и потом вдруг фон тает, и пастухи у нас оказываются сидящие уже там, как будто бы только что вот они из этой звезды родились. То есть, ну, очень интересно, такие какие-то картины сами по себе рисуются, и мы за этим даже иногда прям наблюдаем. Думаю, как интересно оно как всё само получается.

Константин Мацан:

— У меня с этим стихотворением была такая история, связанная с настоятелем храма, в который я хожу. Настоятель храма, куда я хожу, однажды попросил меня на Рождество устроить для детей какое-то такое маленькое представление, чтобы в храм вошли волхвы после утренней службы, раздавали детям подарки. Мне предстояло найти костюмы волхвов. Я вот, собственно, порылся в литературе и решил, что мы будем вот это стихотворение читать, пастернаковское. Мы — там трое взрослых. Нужно было где-то взять костюмы волхвов. Я как-то посмотрел какие-то картины из живописи, как вообще они выглядели, и начал искать. И понял, что во всяких вот костюмных прокатах костюмы, которые похожи на вот этих восточных мудрецов, проходят в разделе «восточный карнавал». Там это всякие вот восточные мудрецы. Я звоню: «У вас есть костюм волхвов?» «У нас нет волхвов. Нет, только волков, -говорили, — есть на детский утренник». Вот, я понял, что вот такая попытка в храме нарядиться в волхвов, со стороны, это такой восточный карнавал.

Игорь Мещан:

— Такой же карнавал есть, кстати, в Барселоне у них. Именно карнавал проходит с волхвами. И они едут по всему городу, мы были как-то, да, они едут по всему городу, это уже на Крещение, уже конец Рождества, и едут эти волхвы таким огромным поездом и стреляют в народ конфетами. И это всеобщая радость такая совершеннейшая. Но именно волхвы, то есть вот не Рождество, не это самое, а только волхвы в этом карнавале участвуют. Тоже интересно. Интересно, да.

Константин Мацан:

— Наталья Анатольевна Березовая, режиссер анимационного кино, Игорь Владимирович Мещан, продюсер компании «Фома Кино», сегодня с нами в программе «Светлый вечер», и мы говорим о киноальманахе «Праздник», который в себе совмещает, как я уже говорил, три любви. Любовь к русской поэзии, любовь к анимации и любовь к церкви, к церковным праздникам. Вот сегодня уже приоткрыли мы завесу, что в первом выпуске стихотворения Пастернака «Рождественская звезда» читает Алиса Гребенщикова. Мы сейчас в конце программы услышим эту запись. Наталья Анатольевна, как вам работалось с Алисой? Игорь Владимирович так как-то приоткрыл тоже завесу тайны, что вы с большими требованиями подошли к артистке.

Наталья Березовая:

— Ну, с обыкновенными, как я всех актёров записываю, точно так же и с ней мы это всё записывали. У меня в голове было какое-то представление о том, как это должно звучать. И я как бы соотносила то, что она делает, с тем, как я себе это вижу. Чаще у неё получалось лучше, чем я себе это представляю. Да, иногда мне хотелось акценты какие-то сделать на некоторых словах, какие-то слова выделить. Где-то важный очень момент — режиссёр должен следить за тем, чтобы актёр в правильном ритме это всё произносил, чтобы не получилось слишком длинно или слишком коротко. И у меня было приблизительно рассчитано, как это должно быть, и мы посмотрели, что там ложится или нет, то есть нашли с ней ритм, в котором она будет это читать. Где-то я просила точно так же с такими же интонациями побыстрее, где-то просила там с паузами расставить. Да, какие-то удачные дубли просила повторить ещё раз, потому что бывает, что технически бывает какой-то брак, и потом уже приходится брать что-то другое только потому, что технический какой-то был брак. Вот, собственно, обычная работа с актёром.

Константин Мацан:

— Я почему об этом спрашиваю? Потому что... Насколько я понимаю, вообще это самое тяжелое — хорошо читать стихи. Казалось бы, это так просто, мы все с детства со школы читаем стихи, но вот когда речь заходит вообще об этой достаточно такой дерзновенной задаче — сделать такой поэтический фильм. Там же не просто, не просто текст прочитать, когда там текст, не знаю, пьесы, прозаический, ну там вот есть актёры, внутренние задачи, внутренние действия, вот он их выполняет, мотивация правильная, интонация получается правильная, вот ты мысль донёс. А тут же музыка возникает. Тут чуть-чуть пережал голосом, уже не то. Чуть поторопился, уже не то. Какие-то вот эти, всё равно столько на таких полутонах, и поэтому я и спрашиваю, как вам?

Наталья Березовая:

— Да, и ещё я рассказывала Алисе, что будет в это время происходить на экране. То есть что здесь? То ли там какая-то тревога, то ли надо как-то сгущать краски в голосе, то ли, наоборот, что-то светлое, радостное. И вот момент, когда она читает строчки «Он спал весь сияющий в яслях из дуба». То есть я попросила это прочитать просто как будто бы это... Выдох такой у неё должен быть после всех вот этих мучений и после тревог, которые сопровождали караван на пути к пещере всех. И вот мы туда вошли и увидели спящего Младенца. И у неё потрясающе это получилось сказать. Именно так, как и нужно было, да.

Константин Мацан:

— Мы сегодня послушаем, я уже много раз это сказал в конце программы, это чтение, но напомню тоже нашим слушателям, что видео, как Алиса Гребенщикова читает стихотворение Бориса Пастернака «Рождественская звезда» есть на сайте «Фома Кино». Я всем предлагаю посмотреть, и это такое тоже удовольствие. Заодно на студию Радио ВЕРА посмотрите. А вот сказали мы, что 24 декабря премьера этого фильма в кинотеатре «Октябрь» в рамках фестиваля «Звезда Рождества». Как туда можно попасть, кто туда может прийти, что там будет?

Игорь Мещан:

— Вы знаете, это отдельный проект, причём в рамках «Звезда Рождества». Это проект, который делает «Милосердие».

Константин Мацан:

— Служба милосердия?

Игорь Мещан:

— Да, служба милосердия. И он включает в себя много каких-то вещей. Но вот смысловой такой поэтический знак, поэтическое представление вот этого рождественского всего фестиваля, это благотворительный фестиваль, это благотворительность, это милосердие, это сбор, это какие-то акции и так далее, да? Вот такие вот поэтические, поэтическая визитка, поэтическое лицо этого фестиваля, это как раз вот будет наш анимационный фильм. Как туда попасть, это будет всё программа, она будет вся опубликована, и как бы сейчас мы не можем сказать так заранее, как попасть. Но, например, попасть, ну, Радио ВЕРА-то всяко попадёт. И мы объявим, да, как попасть.

Константин Мацан:

— Я ж не про себя спрашиваю, я за слушателей наших переживаю, чтобы они сейчас послушают, как мы вкусно и завлекательно рассказываем,

Игорь Мещан:

— Пускай участвуют в фестивале «Рождественская звезда» и захотят прийти и попадут

Константин Мацан:

— Конечно, наверное, не случайное совпадение или вовсе не совпадение, что первая работа в цикле «Праздники» носит название «Рождественская звезда», фестиваль называется «Звезда Рождества», а последние заключительные строчки стихотворения: «Стояли в тени, словно в сумраке хлева,

Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках, немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва,

И тот оглянулся: с порога на Деву,

Как гостья, смотрела звезда Рождества». Но вот заговорили мы о том, что впереди большие планы, и о том, что нет такого двунадесятого праздника, о котором русские поэты не написали бы стихотворение. Причём я вот тут, уже от упомянутой здесь Евгении Арефьевой, вдохновителя всего этого проекта, знаю, что среди возможных стихотворений на будущее, помимо, конечно же, «Сретенья» Бродского, о котором мы сказали, стихотворения Гумилёва «Слово», или что меня, например, ещё очень поразило и порадовало, стихотворение ни много ни мало Сергея Аверинцева, которое называется «Благовещенская песнь». Это вообще очень необычное стихотворение, такой белый богословский стих, и вообще Аверинцева мы знаем в основном как филолога, историка культуры, переводчика с древних языков, безусловно, потрясающего ритора, просветителя, проповедника, в конце концов, и литературоведа. А вот именно как поэта Сергея Сергеевича Аверинцева, академика нашего, мы знаем хуже, и замечательно, что такой проект даёт возможность ещё и с этой новой стороны посмотреть на, казалось бы, более-менее известное наше наследие. Честно говоря, я даже удивился, что есть стихотворения не только про известные праздники, такие, может быть, самые главные, как Рождество или Пасха, или Сретение, а, допустим, про Воздвижение Креста.

Игорь Мещан:

— Есть. Да. И есть «Преображение», например.

Константин Мацан:

— Ну, Преображение тут можно сразу к Пастернаку сходить. Хотя по Пастернаку вот есть план сделать про вход Господень в Иерусалим. Стихотворение.

Игорь Мещан:

— Но не все Пастернак должен быть, да? Потому что можно тогда все праздники в стихах Пастернака, уже другую серию можно тогда выпускать: все праздники в стихах Бродского, все праздники там, вот там так далее, так далее. Нет, вопрос в другом, понимаете? Мне кажется, важность этого проекта в том, что гораздо более широкая аудитория услышит эти стихи, когда они будут с анимацией и с музыкой, да? То есть, потому что мы же визуалы, мы смотрим, мы большую часть какой-то информации получаем, а особенно нынешняя молодежь, да? И вот когда дети те же увидят, услышат эти стихи, это тоже будет какое-то влияние на их душу, на их эмоции, на их мысли, и они познакомятся, хотят они этого или нет, они всё-таки познакомятся с такой высокой поэзией на самом деле. То есть мы наоборот, вот то, что Наташа делает — она приближает вот эту поэзию к восприятию нынешнего поколения. Потому что, если вы на улицу выйдете и у ста человек спросите, читали ли они стихотворение Пастернака, именно вот такое, я вас очень разочарую. Очень разочарую результатом.

Константин Мацан:

— Пастернака не читал, но поддерживаю.

Игорь Мещан:

— Но поддерживаю, да. Понимаете, я вас очень разочарую. На самом деле, одна из миссий этого проекта — это показать вот эту красоту русской поэзии. Русского слова. Да, это одна из тех любвей, которые вы сказали, да, Костя? Потому что мы должны показать. У меня даже друзья были когда-то на Новый год встали где-то на Пушкинской у памятника Пушкину с невероятно каким-то дорогим шампанским и тем, кто прочитает три стихотворения, дарили шампанское, они подарили бутылку всего.

Константин Мацан:

— Больше не практикуют? Я приеду.

Игорь Мещан:

— Пожалуйста, Кость, я скажу, когда, да. Понимаете, потому что вот все знают Пушкина, а когда ты говоришь, прочитайте три стихотворения, не одно, «Я помню чудное многовение», и то до конца его никто не знает, да, чем закончилось, а вот, ну, какие-то вещи, да, просто там три разных стихотворения. Нет. Вот мы все говорим, русская поэзия, солнце русской поэзии, мы страшно гордимся, страшно возмущаемся отменой культуры, которую мы сами не знаем. Давайте вот до того, как её отменят, её никогда не отменят, давайте мы её узнаем, вот это и есть миссия проекта.

Константин Мацан:

— Ну вот у Честертона есть такое чеканное выражение. Классик — это тот, кого хвалят, не читая.

Игорь Мещан:

— Ну да, да, да. Хвалят, не читая, потому что так принято. Или кого знают, не читая. Да, так принято. А вопрос именно в этом, да? То есть надо людей приводить к этому, поднимать до этой поэзии, а не опускаться до отсутствия поэзии.

Константин Мацан:

— Ну что ж, будем слушать, будем читать. И будем смотреть, поскольку речь сегодня шла в нашей программе об анимационном фильме. Я напомню, у нас в гостях была Наталья Анатольевна Березовая, режиссёр анимационного кино, и Игорь Владимирович Мещан, продюсер «Фома Кино». Мы говорили о проекте киноальманаха «Праздники». И первая серия, первый фильм из этого цикла, фильм по стихотворению Бориса Пастернака «Рождественская звезда» будет показан как премьера 24 декабря в рамках фестиваля «Звезда Рождества» в кинотеатре «Октябрь», ну и как я много раз анонсировал в течение этого разговора под занавес нашей программы давайте послушаем как Алиса Гребенщикова читает стихотворение Бориса Пастернака «Рождественская звезда». Мы вас оставляем наедине с этим чудесным произведением искусства, в студии у микрофона был Константин Мацан. До свидания, до новых встреч на волнах Радио ВЕРА.

Стояла зима.

Дул ветер из степи.

И холодно было младенцу в вертепе

На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.

Домашние звери

Стояли в пещере,

Над яслями теплая дымка плыла.

Доху отряхнув от постельной трухи

И зернышек проса,

Смотрели с утеса

Спросонья в полночную даль пастухи.

Вдали было поле в снегу и погост,

Ограды, надгробья,

Оглобля в сугробе,

И небо над кладбищем, полное звезд.

А рядом, неведомая перед тем,

Застенчивей плошки

В оконце сторожки

Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Она пламенела, как стог, в стороне

От неба и Бога,

Как отблеск поджога,

Как хутор в огне и пожар на гумне.

Она возвышалась горящей скирдой

Соломы и сена

Средь целой вселенной,

Встревоженной этою новой звездой.

Растущее зарево рдело над ней

И значило что-то,

И три звездочета

Спешили на зов небывалых огней.

За ними везли на верблюдах дары.

И ослики в сбруе, один малорослей

Другого, шажками спускались с горы.

И странным виденьем грядущей поры

Вставало вдали все пришедшее после.

Все мысли веков, все мечты, все миры,

Все будущее галерей и музеев,

Все шалости фей, все дела чародеев,

Все елки на свете, все сны детворы.

Весь трепет затепленных свечек, все цепи,

Все великолепье цветной мишуры...

...Все злей и свирепей дул ветер из степи...

...Все яблоки, все золотые шары.

Часть пруда скрывали верхушки ольхи,

Но часть было видно отлично отсюда

Сквозь гнезда грачей и деревьев верхи.

Как шли вдоль запруды ослы и верблюды,

Могли хорошо разглядеть пастухи.

— Пойдемте со всеми, поклонимся чуду, -

Сказали они, запахнув кожухи.

От шарканья по снегу сделалось жарко.

По яркой поляне листами слюды

Вели за хибарку босые следы.

На эти следы, как на пламя огарка,

Ворчали овчарки при свете звезды.

Морозная ночь походила на сказку,

И кто-то с навьюженной снежной гряды

Все время незримо входил в их ряды.

Собаки брели, озираясь с опаской,

И жались к подпаску, и ждали беды.

По той же дороге, чрез эту же местность

Шло несколько ангелов в гуще толпы.

Незримыми делала их бестелесность,

Но шаг оставлял отпечаток стопы.

У камня толпилась орава народу.

Светало. Означились кедров стволы.

— А кто вы такие? — спросила Мария.

— Мы племя пастушье и неба послы,

Пришли вознести вам обоим хвалы.

— Всем вместе нельзя. Подождите у входа.

Средь серой, как пепел, предутренней мглы

Топтались погонщики и овцеводы,

Ругались со всадниками пешеходы,

У выдолбленной водопойной колоды

Ревели верблюды, лягались ослы.

Светало. Рассвет, как пылинки золы,

Последние звезды сметал с небосвода.

И только волхвов из несметного сброда

Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,

Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках, немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва,

И тот оглянулся: с порога на деву,

Как гостья, смотрела звезда Рождества.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем