Герой полотна Алексея Венецианова «Вот те и батькин обед!» — сын крепостных, которым до 1861 года приходилось трудиться и на себя, и на помещика. В страду они обедали в поле. Мальчик на картине уронил свою ношу и сокрушается — не поест теперь папка!

— «Вот те и батькин обед!». Маргарита Константиновна, а почему картина Алексея Венецианова так странно называется? Что такое «батькин обед»?
— Батя, или батька — это, Настенька, просторечное обращение к отцу. У мальчика, изображённого на картине, папа — крестьянин. И скорее всего, крепостной — ведь свое полотно Алексей Венецианов написал в 1824 году, за тридцать семь лет до царского указа о даровании крестьянам свободы. Крепостным приходилось очень много трудиться — и на себя, и на помещика. В страду, когда сеяли или убирали урожай, работали без отдыха, обедали в поле. А приносили еду родителям из дома такие вот ребятишки. Мальчик на картине уронил драгоценную ношу и сокрушается — не поест теперь папка!
— Но где же испорченный обед? Никакой еды тут не нарисовано!
— Видишь у ног сорванца цилиндрическую коробочку из берёсты?
— Да, нас когда в краеведческий музей на экскурсию водили, такие же показывали. В них, кажется, крупы хранили и муку.
— И жидкости тоже. Эти ёмкости назвали туесками и использовали их, как мы сейчас стеклянные банки. Мальчик нечаянно опрокинул туесок, и еда пролилась. Только лужица белеет на земле.
— А что же было в туеске? Молоко?
— Возможно. Хотя я сомневаюсь. Мальчик на картине в одной домотканой рубахе, босой — значит, он из бедной семьи. Пить цельное молоко у бедняков считалось непозволительной роскошью. Так что в туеске, скорее всего, была похлёбка с пшеном да луком, забелённая молоком для сытности.
— Мальчика, наверное, заругают за пролитую похлёбку?
— Да уж не похвалят, точно. Но ребенок, видно, сам себя казнит, страдает. В то время крестьянские дети рано взрослели. Помнишь стихотворение Николая Некрасова «Мужичок с ноготок»?
— Конечно, мы в школе проходили! Там мальчик шести лет так смешно говорил про себя: «Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то — отец мой, да я!»
— Смешно, если бы не грустно. Не от хорошей жизни дети с малых лет брали на себя ответственность. Некрасов, когда писал эти строки, хотел вызвать сострадание у читателей. И Алексей Венецианов своей картиной надеялся привлечь внимание общества к нелёгкой доле таких вот мужичков с ноготок.
— На картине даже собака как будто хочет утешить мальчика.
— Точно подметила, Настенька. Грустный преданный взгляд лохматого друга создаёт особое настроение, помогает донести до зрителя чувства, которые испытывал сам художник.
— Если кого-то жалеешь — нужно помогать. А художник как-то помогал таким вот бедным мальчикам?
— Да, Настенька. В своем имении Алексей Венецианов организовал художественную школу, где обучал детей всех сословий. Крепостные там получали образование бесплатно. Алексей Гаврилович хлопотал, чтобы помещики давали его ученикам вольные грамоты, многие крестьянские дети после Венециановской школы продолжали обучение в Петербургской академии художеств.
— Повезло им встретить человека, который помог так круто изменить жизнь!
— В идеале, Настенька, взаимопомощь в обществе должна зависеть не от везения, а от доброй воли каждого. Вот ты хорошо сказала: «Если жалеешь — помоги!». Не забывай об этом!
— А я буду почаще в Третьяковскую галерею приходить и наш разговор вспоминать!
— Обязательно приходи! Картина «Вот те и батькин обед» напомнит тебе, что человек нуждается в сострадании. А биография её автора, Алексея Венецианова — о том, что лучшая форма сочувствия — это искренняя поддержка и помощь.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер