![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/05/Savrasov.jpg)
«Домик в провинции. Весна» Алексей Саврасов, 1878 г. Из собрания Третьяковской галереи
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/05/Savrasov-351x480.jpg)
провинции. Весна» Алексей Саврасов, 1878 г. Из собрания Третьяковской галереи
— Ах, дорогая Маргарита Константиновна! Какая у вас на даче благодать! Дышится так легко! Чувствуете, пахнет весной?
— Наташенька, я рада, что ты выбралась наконец-то ко мне в гости. Здесь жили ещё мои родители, мы вместе ездили сюда с мая и до осенних холодов. А весной здесь и в самом деле особенно хорошо.
— Атмосфера этого стародачного местечка напоминает мне деревню, где жили мои дедушка и бабушка. У них был большой деревянный дом с резными окошками. Я каждое лето проводила там девочкой. Бабушка держала кур, гусей, а ещё там был большой огород и много-много клубники!
— Знаешь, Наташа, а в Третьяковской галерее есть одна работа, которая очень совпадает с нашим с тобой «дачным» настроением. Сейчас найду её в интернете... Это картина Алексея Саврасова. Она называется «Домик в провинции. Весна». Художник написал её в 1878 году. Вот она! Душевная работа, не правда ли?
— Да, очень трогательная! На ней изображён деревенский домик с красной крышей. На переднем плане — деревца, покрытые свежей весенней зеленью, первая травка проглядывает... Возле дома курочка с цыплятами. Сюжет-то простой, незамысловатый, а так душу греет!
— Да, и обрати внимание, как необычно художник использует на полотне игру света и тени. Часть домика находится в тени. По сюжету это тень от храма.
— Но ведь на картине нет храма, Маргарита Константиновна!
— А посмотри повнимательнее на крышу домика.
— Ах да! Церковный купол, точнее, его тень отчетливо отражается на красной крыше дома!
— Верно! Художник даёт нам понять, что рядом — храм Божий. И для мастера эта деталь очень важна. Он подчёркивает тёмный силуэт купола храма, выделяя верхнюю часть картины ярким световым акцентом. Небо над домом, посмотри, буквально вспыхивает светом. И в этом зареве поблёскивают кроны деревьев, тонкие ветви молодых берёзок...
— Вся природа проснулась после зимних вьюг! Радуется солнышку.
— Солнечный свет в этой работе изображён очень искусно. Не только через контраст светлого и тёмного, но и с помощью тёплой гаммы сиреневого, серого, бежевого цветов, которые использовал художник, чтобы написать небо. Эти едва уловимые оттенки небесного пространства почти не встречаются зимой, а бывают в конце апреля или в мае, когда солнце поднимается достаточно высоко.
— Действительно, от этой работы веет теплом, уютом...
— Да, в ней читается милое очарование русской провинции. Можно долго рассматривать эту картину, каждая её деталь завораживает.
— Вот, например, в небе вьются птицы. А здесь, справа на полотне смотрите-ка! Кошка крадётся за присевшей птичкой по коньку крыши.
— Птицы — частые гости на полотнах Саврасова. Вспомни, например, его шедевр «Грачи прилетели».
— А ещё я вижу клетку с маленькой жёлтой птичкой в распахнутом окне домика. Божье создание, она тоже радуется солнышку, свежему воздуху, наступившей весне!
— Как и мы с тобой, Наташа! Пригрелись на лавочке и не заметили, как время приблизилось к вечеру.
— Зато какую замечательную картину вы мне показали, Маргарита Константиновна! Вот закончится у вас отпуск — приеду к вам в Третьяковскую галерею, чтобы ещё раз насладиться шедевром Алексея Саврасова «Домик в провинции. Весна».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Римлянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2015/10/05452f981490b14b1a95ec83c7a8ef6f7bf505db-1.jpg)
Рим., 79 зач. (от полу́), I, 7-12.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Stefan-Domuschi-1-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Трудные времена люди переживают по-разному. Разность точек зрения, разность в опыте жизни часто приводят к тому, что родственники и друзья ссорятся и не находят в себе сил для общения и любви. В то же время в поисках опоры люди находят единомышленников, создают новые сообщества... Очевидно, что христиане тоже задают себе подобные вопросы: в чём мы можем найти опору? Кто наши единомышленники? Ответы на эти вопросы прикровенно звучат в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,
10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам,
11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,
12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.
Как и любой другой человек, апостол Павел жил в обществе, занимался трудом, общался с людьми по самым разным, в том числе и бытовым поводам, ел, пил, отдыхал, читал современных ему авторов, которых потом цитировал в своих посланиях. По его собственным словам, он был фарисеем из фарисеев, то есть принадлежал к авторитетной и влиятельной группе людей, которые ощущали себя основой современного им иудейского общества. Он был учеником известного раввина Гамалиила и вполне мог рассчитывать на спокойную жизнь. Но вдруг, неожиданно для себя самого, апостол встретил Христа, и эта встреча изменила всю его жизнь. Люди, которые его уважали и любили, стали воспринимать его как врага и из единомышленника он стал для них оппонентом. Жизнь его изменилась кардинально, но нельзя сказать, что от него это не зависело. Нет, это было его свободным решением. Верность Христу и Его проповеди оказалась для апостола важнее всего остального. Спаситель стал Его опорой, а братья и сёстры во Христе новыми единомышленниками. Казалось бы, всё просто и ясно. Был человек одних взглядов, общался и дружил с одними людьми. Потом изменил взгляды и стал общаться с другими, в то время как с первыми рассорился и начал воспринимать их как врагов. Обычно так всё и происходит... Но в жизни апостола Павла всё было несколько иначе. После всех перемен, которые с ним произошли, иудеи действительно изменили своё отношение к нему, но он не изменил своего отношения к ним. И этот факт чрезвычайно важен для понимания того, что такое христианство. Да, апостол считал, что иудеи ошибаются. Действительно, у него появились новые друзья и единомышленники, как из иудеев, так и из язычников, но любовь ко всем прежним друзьям и единомышленникам осталась. Иудействующие ненавидели его и даже стремились убить, но вера Христова преобразила его отношение к людям. Апостол Павел научился любить язычников и это было нечто новое и удивительное, но ещё поразительнее, что он продолжил любить тех, кто от него отвернулся. Ему открылся совершенно новый опыт, потому что он вдруг услышал слова Христа: если вы любите любящих вас, какая вам польза, не так ли делают и язычники"? И вместо того, чтобы отречься от тех, кто отрёкся от него, апостол продолжил за них переживать, продолжил за них молиться, продолжил желать им спасения.
Где апостол Павел всему этому научился? В чём находил утешение в те моменты, когда его осуждали, когда гнали и преследовали? Ответ один: он учился этому в Церкви и находил утешение в вере Христовой. Церковь, объединявшая людей разных культур и взглядов, оказывалась для него местом поддержки. Поддержки не политической или культурной, не социальной или бытовой... Все эти сферы могут объединять, но могут и разделять людей. Церковь же и вера в Иисуса Христа стала для него поддержкой и опорой в любви, которую он стремился проявлять ко всем людям.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь зависимым людям в Санкт-Петербурге
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/Favor.jpg)
Диакон Кирилл Шабров из Санкт-Петербурга служит в православной Церкви, а также 20 лет помогает людям, зависимым от алкоголя и наркотиков. Отец Кирилл трудится психологом в благотворительной общественной организации «Фавор». Здесь действует амбулаторная программа помощи зависимым. То есть каждый день, в течение трёх месяцев, люди приходят сюда на занятия со священниками и психологами. Такая программа реабилитации подходит не всем, ведь зависимый человек продолжает находиться в привычной среде и всякий раз вынужден испытывать себя на стойкость. Но в то же время, если он остаётся в социуме, у него есть семья, работа – это поддерживает его в борьбе с зависимостью. Главное - подопечный должен сам захотеть избавиться от этой болезни.
По словам диакона Кирилла, сложнее выздоравливать тем, кто верит в свой контроль над ситуацией. Но спасти зависимых может только полная трезвость. Однако в «Фаворе» — это не единственная цель. Местные специалисты, прежде всего, помогают человеку изменить взгляд на жизнь и впустить в неё Бога.
Петербуржец Борис прошёл реабилитацию пять лет назад. «Я очень удивился, когда меня спросили: «зачем тебе нужна трезвость?», - говорит мужчина. - Я думал, что она мне просто необходима и всё, а о том, что буду делать после - не задумывался. Оказалось, мне нужно научиться по-новому преодолевать трудности и переживать эмоции. Чтобы в будущем не заливать всё это алкоголем, а именно проживать».
В общественной организации «Фавор» зависимые люди бесплатно получают профессиональную помощь. У них появляется шанс на новую жизнь.
Проекту «Фавор» очень важна поддержка. Узнать об этом больше можно на сайте: miloserdie.ru, в разделе «Где нужна помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
«Намоленность храмов». Свящ. Сергий Старокадомский, Ирина Языкова
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/o.-Sergij-Starokadomskij-Irina-Jazykovka.jpg)
У нас в студии были настоятель храма святителя Алексия Московского в деревне Середниково священник Сергий Старокадомский и искусствовед, кандидат культурологии Ирина Языкова.
Разговор шел о том, какое значение вкладывается в распространенное понятие «намоленность храма», как разные поколения людей вносили свой вклад в архитектуру и убранство храмов и как это влияет на церковную жизнь современных прихожан.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер