Что может быть прекраснее, чем весна? Только весна в Вечности, рядом с Богом. Алексей Саврасов в пейзаже «Домик в провинции. Весна» даёт нам понять, что рядом — храм Божий: тень церковного купола отражается на красной крыше дома.

провинции. Весна» Алексей Саврасов, 1878 г. Из собрания Третьяковской галереи
— Ах, дорогая Маргарита Константиновна! Какая у вас на даче благодать! Дышится так легко! Чувствуете, пахнет весной?
— Наташенька, я рада, что ты выбралась наконец-то ко мне в гости. Здесь жили ещё мои родители, мы вместе ездили сюда с мая и до осенних холодов. А весной здесь и в самом деле особенно хорошо.
— Атмосфера этого стародачного местечка напоминает мне деревню, где жили мои дедушка и бабушка. У них был большой деревянный дом с резными окошками. Я каждое лето проводила там девочкой. Бабушка держала кур, гусей, а ещё там был большой огород и много-много клубники!
— Знаешь, Наташа, а в Третьяковской галерее есть одна работа, которая очень совпадает с нашим с тобой «дачным» настроением. Сейчас найду её в интернете... Это картина Алексея Саврасова. Она называется «Домик в провинции. Весна». Художник написал её в 1878 году. Вот она! Душевная работа, не правда ли?
— Да, очень трогательная! На ней изображён деревенский домик с красной крышей. На переднем плане — деревца, покрытые свежей весенней зеленью, первая травка проглядывает... Возле дома курочка с цыплятами. Сюжет-то простой, незамысловатый, а так душу греет!
— Да, и обрати внимание, как необычно художник использует на полотне игру света и тени. Часть домика находится в тени. По сюжету это тень от храма.
— Но ведь на картине нет храма, Маргарита Константиновна!
— А посмотри повнимательнее на крышу домика.
— Ах да! Церковный купол, точнее, его тень отчетливо отражается на красной крыше дома!
— Верно! Художник даёт нам понять, что рядом — храм Божий. И для мастера эта деталь очень важна. Он подчёркивает тёмный силуэт купола храма, выделяя верхнюю часть картины ярким световым акцентом. Небо над домом, посмотри, буквально вспыхивает светом. И в этом зареве поблёскивают кроны деревьев, тонкие ветви молодых берёзок...
— Вся природа проснулась после зимних вьюг! Радуется солнышку.
— Солнечный свет в этой работе изображён очень искусно. Не только через контраст светлого и тёмного, но и с помощью тёплой гаммы сиреневого, серого, бежевого цветов, которые использовал художник, чтобы написать небо. Эти едва уловимые оттенки небесного пространства почти не встречаются зимой, а бывают в конце апреля или в мае, когда солнце поднимается достаточно высоко.
— Действительно, от этой работы веет теплом, уютом...
— Да, в ней читается милое очарование русской провинции. Можно долго рассматривать эту картину, каждая её деталь завораживает.
— Вот, например, в небе вьются птицы. А здесь, справа на полотне смотрите-ка! Кошка крадётся за присевшей птичкой по коньку крыши.
— Птицы — частые гости на полотнах Саврасова. Вспомни, например, его шедевр «Грачи прилетели».
— А ещё я вижу клетку с маленькой жёлтой птичкой в распахнутом окне домика. Божье создание, она тоже радуется солнышку, свежему воздуху, наступившей весне!
— Как и мы с тобой, Наташа! Пригрелись на лавочке и не заметили, как время приблизилось к вечеру.
— Зато какую замечательную картину вы мне показали, Маргарита Константиновна! Вот закончится у вас отпуск — приеду к вам в Третьяковскую галерею, чтобы ещё раз насладиться шедевром Алексея Саврасова «Домик в провинции. Весна».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Журнал от 26.12.2025». Ольга Зайцева, Арсений Федоров
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Наталия Лангаммер и Анна Леонтьева, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Рождественские подкасты Академии журнала «Фома»;
— Яркие моменты из работы на Радио ВЕРА в 2025 году;
— Старение человека — как не бояться и принимать это, как дар от Бога?
— Как не терять время, не тратить впустую, а использовать на благо.
Все выпуски программы Светлый вечер
Дедилово. Церковь Параскевы Пятницы (Тульская область)
Если вы вдруг оказались в селе Дедилово под Тулой, то вряд ли пройдёте мимо церкви великомученицы Параскевы Пятницы. Она видна издалека — яркая, цветная, радостная. Снаружи храм весь расписан жёлтым, голубым и красным орнаментом. При взгляде на него невольно представляется пасхальное яйцо-крашенка, горсть конфет «морские камешки» или сказочный пряничный домик. Стоит храм на берегу реки Шиворонь, почти у самой воды. Каменную церковь возвели здесь во второй половине 19-го столетия. До этого на её месте был деревянный храм, который дважды перестраивался, поскольку быстро ветшал. И вот в 1869-м году прихожане решили, что нужна капитальная постройка. Собрали деньги и возвели небольшую однокупольную це́рковку, к которой позднее, уже в 1890-х годах, была пристроена невысокая шатровая колокольня.
С тех пор и до 1934 года храм Параскевы Пятницы жил привычной молитвенной жизнью. А потом в церкви устроили клуб... Вот только сельчане, боясь осквернить святыню, ходили в него крайне неохотно. Тогда в храме расположили крупорушку — цех по очистке и переработке зерна в крупу. Через несколько лет крупорушка переехала. Храм не стали больше использовать для колхозных нужд. Долгие годы он просто стоял, разрушался и оседал. К началу 1990-х, когда храм Великомученицы Параскевы вернули Русской Православной Церкви, на нём не было ни купола, ни колокольни. На восстановление церкви трудилось всё село от мала до велика. А когда храм поднялся из руин и пришло время его расписывать, за дело взялся местный художник-самоучка Юрий Горяченков. Целых 11 лет в одиночку он трудился над наружной росписью храма. И получилась яркая, тёплая, радостная красота, которая делает солнечным даже пасмурный день.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Тотьма. Церковь Входа Господня в Иерусалим (Вологодская область)
На въезде в вологодский городок Тотьму, на высоком берегу реки Сухоны, стоит удивительной красоты храм с кровлей кирпично-красного цвета и почти чёрными маковками куполов — Церковь Входя Господня в Иерусалим. Кажется, что стоит она не на земле, а белоснежным кораблём торжественно плывёт в прозрачной синеве северного неба.
Входо-Иерусалимский храм ассоциируется с величественным кораблём не случайно. В конце 18 века, когда возводилась эта церковь, город Тотьма был одним из центров отечественного мореходства. Здесь начинался речной путь, ведущий в Северное море. Из Тотьмы по реке Сухоне, а затем — через Каму, уходили суда к берегам Сибири, Дальнего Востока, и тогда ещё русских Аляски и Алеутских островов. Исследователи отправлялись осваивать новые земли и составлять карты. Купцы ехали добывать пушнину. На средства, вырученные от торговли этим ценным товаром, и был возведён в 1791 году Входо-Иерусалимский храм. Финансировали строительство известные в городе купцы, братья Григорий и Пётр Пановы, основатели торговой компании «Русская Америка». Тотемские архитекторы отразили в здании храма Входа Господня в Иерусалим дух города мореходов. Церковь получилась похожей на корабль с мачтами устремлённых в небо куполов. Интересно, что в подобной стилистике построены практически все храмы в Тотьме. Этот архитектурный стиль даже получил впоследствии название «тотемское барокко».
Его отличительной чертой стал способ украшения фасадов особым орнаментом, так называемыми «картушами». Это композиции из переплетения причудливых завитков. Церковь Входа Господня в Иерусалим богата украшена разнообразными видами картушей. Они напоминают узоры, которыми когда-то украшали поля географических карт.
В богоборческие 1930-е храм серьёзно пострадал. К счастью, в начале 70-х годов ХХ столетия власти взяли Входо-Иерусалимскую церковь под государственную охрану. Однако серьёзные реставрационные работы начались только в 1995-м, когда указом Президента Российской Федерации храм Входа Господня в Иерусалим был признан объектом культурного наследия федерального значения.
Сегодня «тотемский корабль», как часто называют церковь, встречает каждого, кто въезжает в город. Входо-Иерусалимский храм — действующий. Богослужения проходят на втором этаже. А на первом символично расположился Музей мореходов. И после молитвы можно прикоснуться к славным страницам истории города Тотьмы и нашего Отечества.
Все выпуски программы ПроСтранствия











