Близость Бога на полотне Алексея Саврасова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Близость Бога на полотне Алексея Саврасова

Поделиться Поделиться

Что может быть прекраснее, чем весна? Только весна в Вечности, рядом с Богом. Алексей Саврасов в пейзаже «Домик в провинции. Весна» даёт нам понять, что рядом — храм Божий: тень церковного купола отражается на красной крыше дома.


«Домик в 
провинции. Весна» Алексей Саврасов, 1878 г. Из собрания Третьяковской галереи

— Ах, дорогая Маргарита Константиновна! Какая у вас на даче благодать! Дышится так легко! Чувствуете, пахнет весной?

— Наташенька, я рада, что ты выбралась наконец-то ко мне в гости. Здесь жили ещё мои родители, мы вместе ездили сюда с мая и до осенних холодов. А весной здесь и в самом деле особенно хорошо.

— Атмосфера этого стародачного местечка напоминает мне деревню, где жили мои дедушка и бабушка. У них был большой деревянный дом с резными окошками. Я каждое лето проводила там девочкой. Бабушка держала кур, гусей, а ещё там был большой огород и много-много клубники!

— Знаешь, Наташа, а в Третьяковской галерее есть одна работа, которая очень совпадает с нашим с тобой «дачным» настроением. Сейчас найду её в интернете... Это картина Алексея Саврасова. Она называется «Домик в провинции. Весна». Художник написал её в 1878 году. Вот она! Душевная работа, не правда ли?

— Да, очень трогательная! На ней изображён деревенский домик с красной крышей. На переднем плане — деревца, покрытые свежей весенней зеленью, первая травка проглядывает... Возле дома курочка с цыплятами. Сюжет-то простой, незамысловатый, а так душу греет!

— Да, и обрати внимание, как необычно художник использует на полотне игру света и тени. Часть домика находится в тени. По сюжету это тень от храма.

— Но ведь на картине нет храма, Маргарита Константиновна!

— А посмотри повнимательнее на крышу домика.

— Ах да! Церковный купол, точнее, его тень отчетливо отражается на красной крыше дома!

— Верно! Художник даёт нам понять, что рядом — храм Божий. И для мастера эта деталь очень важна. Он подчёркивает тёмный силуэт купола храма, выделяя верхнюю часть картины ярким световым акцентом. Небо над домом, посмотри, буквально вспыхивает светом. И в этом зареве поблёскивают кроны деревьев, тонкие ветви молодых берёзок...

— Вся природа проснулась после зимних вьюг! Радуется солнышку.

— Солнечный свет в этой работе изображён очень искусно. Не только через контраст светлого и тёмного, но и с помощью тёплой гаммы сиреневого, серого, бежевого цветов, которые использовал художник, чтобы написать небо. Эти едва уловимые оттенки небесного пространства почти не встречаются зимой, а бывают в конце апреля или в мае, когда солнце поднимается достаточно высоко.

— Действительно, от этой работы веет теплом, уютом...

— Да, в ней читается милое очарование русской провинции. Можно долго рассматривать эту картину, каждая её деталь завораживает.

— Вот, например, в небе вьются птицы. А здесь, справа на полотне смотрите-ка! Кошка крадётся за присевшей птичкой по коньку крыши.

— Птицы — частые гости на полотнах Саврасова. Вспомни, например, его шедевр «Грачи прилетели».

— А ещё я вижу клетку с маленькой жёлтой птичкой в распахнутом окне домика. Божье создание, она тоже радуется солнышку, свежему воздуху, наступившей весне!

— Как и мы с тобой, Наташа! Пригрелись на лавочке и не заметили, как время приблизилось к вечеру.

— Зато какую замечательную картину вы мне показали, Маргарита Константиновна! Вот закончится у вас отпуск — приеду к вам в Третьяковскую галерею, чтобы ещё раз насладиться шедевром Алексея Саврасова «Домик в провинции. Весна».


Все выпуски программы Свидание с шедевром

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем