Что может быть прекраснее, чем весна? Только весна в Вечности, рядом с Богом. Алексей Саврасов в пейзаже «Домик в провинции. Весна» даёт нам понять, что рядом — храм Божий: тень церковного купола отражается на красной крыше дома.

провинции. Весна» Алексей Саврасов, 1878 г. Из собрания Третьяковской галереи
— Ах, дорогая Маргарита Константиновна! Какая у вас на даче благодать! Дышится так легко! Чувствуете, пахнет весной?
— Наташенька, я рада, что ты выбралась наконец-то ко мне в гости. Здесь жили ещё мои родители, мы вместе ездили сюда с мая и до осенних холодов. А весной здесь и в самом деле особенно хорошо.
— Атмосфера этого стародачного местечка напоминает мне деревню, где жили мои дедушка и бабушка. У них был большой деревянный дом с резными окошками. Я каждое лето проводила там девочкой. Бабушка держала кур, гусей, а ещё там был большой огород и много-много клубники!
— Знаешь, Наташа, а в Третьяковской галерее есть одна работа, которая очень совпадает с нашим с тобой «дачным» настроением. Сейчас найду её в интернете... Это картина Алексея Саврасова. Она называется «Домик в провинции. Весна». Художник написал её в 1878 году. Вот она! Душевная работа, не правда ли?
— Да, очень трогательная! На ней изображён деревенский домик с красной крышей. На переднем плане — деревца, покрытые свежей весенней зеленью, первая травка проглядывает... Возле дома курочка с цыплятами. Сюжет-то простой, незамысловатый, а так душу греет!
— Да, и обрати внимание, как необычно художник использует на полотне игру света и тени. Часть домика находится в тени. По сюжету это тень от храма.
— Но ведь на картине нет храма, Маргарита Константиновна!
— А посмотри повнимательнее на крышу домика.
— Ах да! Церковный купол, точнее, его тень отчетливо отражается на красной крыше дома!
— Верно! Художник даёт нам понять, что рядом — храм Божий. И для мастера эта деталь очень важна. Он подчёркивает тёмный силуэт купола храма, выделяя верхнюю часть картины ярким световым акцентом. Небо над домом, посмотри, буквально вспыхивает светом. И в этом зареве поблёскивают кроны деревьев, тонкие ветви молодых берёзок...
— Вся природа проснулась после зимних вьюг! Радуется солнышку.
— Солнечный свет в этой работе изображён очень искусно. Не только через контраст светлого и тёмного, но и с помощью тёплой гаммы сиреневого, серого, бежевого цветов, которые использовал художник, чтобы написать небо. Эти едва уловимые оттенки небесного пространства почти не встречаются зимой, а бывают в конце апреля или в мае, когда солнце поднимается достаточно высоко.
— Действительно, от этой работы веет теплом, уютом...
— Да, в ней читается милое очарование русской провинции. Можно долго рассматривать эту картину, каждая её деталь завораживает.
— Вот, например, в небе вьются птицы. А здесь, справа на полотне смотрите-ка! Кошка крадётся за присевшей птичкой по коньку крыши.
— Птицы — частые гости на полотнах Саврасова. Вспомни, например, его шедевр «Грачи прилетели».
— А ещё я вижу клетку с маленькой жёлтой птичкой в распахнутом окне домика. Божье создание, она тоже радуется солнышку, свежему воздуху, наступившей весне!
— Как и мы с тобой, Наташа! Пригрелись на лавочке и не заметили, как время приблизилось к вечеру.
— Зато какую замечательную картину вы мне показали, Маргарита Константиновна! Вот закончится у вас отпуск — приеду к вам в Третьяковскую галерею, чтобы ещё раз насладиться шедевром Алексея Саврасова «Домик в провинции. Весна».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер