
Я уже давно пришёл, Россия,
Так давно, что скоро уходить.
Ни о чём тебя не стал просить я,
Кто-то должен всё же — не просить.
Хороводом — солнца, люди, птицы,
Я иду сквозь яркий громкий день.
Тихо рядом по земле змеится
Михаила Лермонтова тень.
Это стихотворение поэта и композитора, музыканта и певца, просветителя и педагога Александра Васина-Макарова было написано в конце прошлого века и вошло в сборник 2016-го — «Здравствуй, родина».
Вторая часть фамилии Александра Николаевича — Макаров — отсылает нас к его предку из первой половины 19-го века: к Ивану Ивановичу Макарову. Крепостной ямщик Пермской конвойной роты Макаров сложил известный народный романс «Однозвучно гремит колокольчик»: «...Столько грусти в той песне унылой, / Столько грусти в напеве родном, / Что в душе моей хладной, остылой / Разгорелося сердце огнем....»
...Я помню Васина с начала 1990-х, когда он ещё работал учителем математики, когда только-только вокруг него начала складываться литературно-музыкальная студия народной культуры, существующая и поныне, когда он создал чудесное музыкальное трио «Надежда»... Впереди были бесконечные выступления по стране, антология русского лиризма, особая книга «Читаю Лермонтова» (это его главный поэт), многое... И — собственные стихи, конечно, отмеченные читателями и критиками, среди которых назову Вадима Кожинова и Льва Аннинского.
Что же мне так больно...
Михаил Лермонтов
Чёрный лес обрамляет дорогу,
Тусклый блеск на асфальте ночном.
Молча молишься Господу Богу,
Но о чём-то большом, не своём.
Лунный свет проливается всюду.
Но дорога пуста и темна;
Не выходит она ниоткуда,
Никуда не приводит она.
Вдоль дороги болотный туманец,
Он крадётся за ней тыщи вёрст,
А небес чёрно-мраморный глянец
Колко искрится зёрнами звёзд.
Торжествует пустынная лунность.
Жизнь застыла, покорна луне.
И не больно уже и не трудно
В этой строгой, литой тишине.
Незнакомая радость: я — здешний?
Как трава, как туман, дерева...
Я не знал её давешний, прежний...
И яснеет моя голова.
Чую мир — и вблизи, и далёко.
Нет вериг расстояний и сил!
Весь пронизан потоками токов
Неизвестных стихий и светил.
Ни тоски, ни тревоги, ни боли —
Только лёгкость и свежий покой.
Ничего и не надобно боле —
Лишь брести по дороге такой.
Александр Васин-Макаров, «Чёрный лес обрамляет дорогу...», август 2010 года, Новгородская область, деревня Ситница
В 2005-ом году, на вечере Александра Николаевича Васина-Макарова, литературовед, критик и издатель Станислав Лесневский (когда-то возродивший блоковское Шахматово) нашел замечательные слова о «многостаночнике»-собрате.
Цитирую. «...Есть одно обобщающее слово, которое вмещает в себя всё, и это, конечно, будет слово поэт. Потому что поэт — это и человек музыки, и человек слова, и воин, и учитель...» Конец цитаты, смысл которой мне очень дорог.
Все выпуски программы Рифмы жизни
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема