
Я уже давно пришёл, Россия,
Так давно, что скоро уходить.
Ни о чём тебя не стал просить я,
Кто-то должен всё же — не просить.
Хороводом — солнца, люди, птицы,
Я иду сквозь яркий громкий день.
Тихо рядом по земле змеится
Михаила Лермонтова тень.
Это стихотворение поэта и композитора, музыканта и певца, просветителя и педагога Александра Васина-Макарова было написано в конце прошлого века и вошло в сборник 2016-го — «Здравствуй, родина».
Вторая часть фамилии Александра Николаевича — Макаров — отсылает нас к его предку из первой половины 19-го века: к Ивану Ивановичу Макарову. Крепостной ямщик Пермской конвойной роты Макаров сложил известный народный романс «Однозвучно гремит колокольчик»: «...Столько грусти в той песне унылой, / Столько грусти в напеве родном, / Что в душе моей хладной, остылой / Разгорелося сердце огнем....»
...Я помню Васина с начала 1990-х, когда он ещё работал учителем математики, когда только-только вокруг него начала складываться литературно-музыкальная студия народной культуры, существующая и поныне, когда он создал чудесное музыкальное трио «Надежда»... Впереди были бесконечные выступления по стране, антология русского лиризма, особая книга «Читаю Лермонтова» (это его главный поэт), многое... И — собственные стихи, конечно, отмеченные читателями и критиками, среди которых назову Вадима Кожинова и Льва Аннинского.
Что же мне так больно...
Михаил Лермонтов
Чёрный лес обрамляет дорогу,
Тусклый блеск на асфальте ночном.
Молча молишься Господу Богу,
Но о чём-то большом, не своём.
Лунный свет проливается всюду.
Но дорога пуста и темна;
Не выходит она ниоткуда,
Никуда не приводит она.
Вдоль дороги болотный туманец,
Он крадётся за ней тыщи вёрст,
А небес чёрно-мраморный глянец
Колко искрится зёрнами звёзд.
Торжествует пустынная лунность.
Жизнь застыла, покорна луне.
И не больно уже и не трудно
В этой строгой, литой тишине.
Незнакомая радость: я — здешний?
Как трава, как туман, дерева...
Я не знал её давешний, прежний...
И яснеет моя голова.
Чую мир — и вблизи, и далёко.
Нет вериг расстояний и сил!
Весь пронизан потоками токов
Неизвестных стихий и светил.
Ни тоски, ни тревоги, ни боли —
Только лёгкость и свежий покой.
Ничего и не надобно боле —
Лишь брести по дороге такой.
Александр Васин-Макаров, «Чёрный лес обрамляет дорогу...», август 2010 года, Новгородская область, деревня Ситница
В 2005-ом году, на вечере Александра Николаевича Васина-Макарова, литературовед, критик и издатель Станислав Лесневский (когда-то возродивший блоковское Шахматово) нашел замечательные слова о «многостаночнике»-собрате.
Цитирую. «...Есть одно обобщающее слово, которое вмещает в себя всё, и это, конечно, будет слово поэт. Потому что поэт — это и человек музыки, и человек слова, и воин, и учитель...» Конец цитаты, смысл которой мне очень дорог.
Все выпуски программы Рифмы жизни
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема