
26-ое августа 1812-ого стало днём, который разделил жизнь русской аристократки Маргариты Тучковой на две половины. Счастливая осталась в прошлом. В настоящем было непроходящее горе. И только неугасающая любовь к погибшему в Бородинской битве мужу Александру заставила Тучкову найти в себе силы, чтобы жить дальше.
Маргарита родилась в знатной семье Нарышкиных. Умная, образованная девушка была впечатлительной и пылкой — дома её звали «огоньком». В 16 лет барышню стали вывозить в свет. И очень скоро выдали замуж за Павла Ласунского. Брак продлился недолго, Павел оказался настоящим тираном. После того как он довёл супругу до нервной горячки, Нарышкины добились в Священном Синоде развода для дочери, и она вернулась под отчий кров.
Тогда и появился в их доме полковник Александр Тучков, о котором говорили: «Редко в ком внешние и внутренние достоинства сочетаются в такой абсолютной гармонии». На одном из вечеров Маргарита исполнила романс. Услышав её чудесный голос Тучков понял, что хочет слышать его всю жизнь и попросил руки Маргариты. Но получил отказ её родителей: они боялись ещё одного неудачного брака для дочери. Маргарита, успевшая полюбить Тучкова, опять слегла в горячке. А огорчённый Александр уехал за границу. И прислал оттуда своей возлюбленной стихи, которые заканчивались словами: «Кто владеет моим сердцем? Прекрасная Маргарита!».
Они переписывались четыре года. В 1806-ом, когда Тучков второй раз попросил у Нарышкиных руки их дочери, родители дали согласие. В день венчания с новобрачной произошёл странный случай. Возле церкви к ней бросился юродивый и со словами: «Мать Мария, возьми посох!», протянул ей палку. Удивлённая Маргарита взяла её и привезла домой, чтобы сохранить.
Тучков, мечтающий поселиться с женой в тихом имении, подал прошение об отставке. Император ответил отказом — накануне войны с Наполеоном армия нуждалась в талантливых военных. Тогда Маргарита написала царю письмо, в котором просила разрешения сопровождать супруга в походах. И получив положительный ответ была счастлива — ей не придётся разлучаться с мужем.
В 1808-ом году началась русско-шведская война. Маргарита отправилась на неё вместе с Александром. Изнеженная аристократка переходила ледяные реки, в морозы жила в палатке, ухаживала за ранеными. И не жаловалась на трудности — она находилась рядом с мужем и это было главным. А когда в 1811-ом году у супругов родился сын семейное счастье стало полным.
С началом Отечественной войны 1812 года Тучков отправил родных в тыл. Накануне отъезда Маргарита увидела сон, в котором её преследовала надпись «Участь твоя решится в Бородине». Сон сбылся спустя два месяца. Картечь настигла генерала Тучкова на Бородинском поле, когда он, раненый, повёл за собой в атаку солдат. Маргарита приехала на место битвы в надежде отыскать тело мужа и похоронить его. Поле представляло собой ужасную картину — это была могила 70-ти тысяч воинов. Найти в ней Александра Маргарита не смогла. И решила построить на Бородинском поле храм, увековечив память о муже.
В 1820 году церковь Спаса Нерукотворного освятили. В ней спустя шесть лет Тучкова похоронила своего сына и из Бородино больше не уезжала. Жила в церковной сторожке, помогала бедным. Узнав об этом митрополит Филарет предложил Маргарите организовать при храме монастырскую общину. В 1836-ом году Тучкова приняла постриг и через два года стала настоятельницей Спасо-Бородинского монастыря — матерью Марией. Тогда-то и вспомнила она слова юродивого, которые он сказал ей в день венчания.
Матушка пережила супруга на сорок лет. В своей келье она хранила всего два предмета из мирской жизни — портреты сына и мужа: двух мужчин, верность которым она хранила до последнего часа. А Спасо-Бородинский монастырь — символ любви и самоотверженности — существует до сих пор.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема