
26-ое августа 1812-ого стало днём, который разделил жизнь русской аристократки Маргариты Тучковой на две половины. Счастливая осталась в прошлом. В настоящем было непроходящее горе. И только неугасающая любовь к погибшему в Бородинской битве мужу Александру заставила Тучкову найти в себе силы, чтобы жить дальше.
Маргарита родилась в знатной семье Нарышкиных. Умная, образованная девушка была впечатлительной и пылкой — дома её звали «огоньком». В 16 лет барышню стали вывозить в свет. И очень скоро выдали замуж за Павла Ласунского. Брак продлился недолго, Павел оказался настоящим тираном. После того как он довёл супругу до нервной горячки, Нарышкины добились в Священном Синоде развода для дочери, и она вернулась под отчий кров.
Тогда и появился в их доме полковник Александр Тучков, о котором говорили: «Редко в ком внешние и внутренние достоинства сочетаются в такой абсолютной гармонии». На одном из вечеров Маргарита исполнила романс. Услышав её чудесный голос Тучков понял, что хочет слышать его всю жизнь и попросил руки Маргариты. Но получил отказ её родителей: они боялись ещё одного неудачного брака для дочери. Маргарита, успевшая полюбить Тучкова, опять слегла в горячке. А огорчённый Александр уехал за границу. И прислал оттуда своей возлюбленной стихи, которые заканчивались словами: «Кто владеет моим сердцем? Прекрасная Маргарита!».
Они переписывались четыре года. В 1806-ом, когда Тучков второй раз попросил у Нарышкиных руки их дочери, родители дали согласие. В день венчания с новобрачной произошёл странный случай. Возле церкви к ней бросился юродивый и со словами: «Мать Мария, возьми посох!», протянул ей палку. Удивлённая Маргарита взяла её и привезла домой, чтобы сохранить.
Тучков, мечтающий поселиться с женой в тихом имении, подал прошение об отставке. Император ответил отказом — накануне войны с Наполеоном армия нуждалась в талантливых военных. Тогда Маргарита написала царю письмо, в котором просила разрешения сопровождать супруга в походах. И получив положительный ответ была счастлива — ей не придётся разлучаться с мужем.
В 1808-ом году началась русско-шведская война. Маргарита отправилась на неё вместе с Александром. Изнеженная аристократка переходила ледяные реки, в морозы жила в палатке, ухаживала за ранеными. И не жаловалась на трудности — она находилась рядом с мужем и это было главным. А когда в 1811-ом году у супругов родился сын семейное счастье стало полным.
С началом Отечественной войны 1812 года Тучков отправил родных в тыл. Накануне отъезда Маргарита увидела сон, в котором её преследовала надпись «Участь твоя решится в Бородине». Сон сбылся спустя два месяца. Картечь настигла генерала Тучкова на Бородинском поле, когда он, раненый, повёл за собой в атаку солдат. Маргарита приехала на место битвы в надежде отыскать тело мужа и похоронить его. Поле представляло собой ужасную картину — это была могила 70-ти тысяч воинов. Найти в ней Александра Маргарита не смогла. И решила построить на Бородинском поле храм, увековечив память о муже.
В 1820 году церковь Спаса Нерукотворного освятили. В ней спустя шесть лет Тучкова похоронила своего сына и из Бородино больше не уезжала. Жила в церковной сторожке, помогала бедным. Узнав об этом митрополит Филарет предложил Маргарите организовать при храме монастырскую общину. В 1836-ом году Тучкова приняла постриг и через два года стала настоятельницей Спасо-Бородинского монастыря — матерью Марией. Тогда-то и вспомнила она слова юродивого, которые он сказал ей в день венчания.
Матушка пережила супруга на сорок лет. В своей келье она хранила всего два предмета из мирской жизни — портреты сына и мужа: двух мужчин, верность которым она хранила до последнего часа. А Спасо-Бородинский монастырь — символ любви и самоотверженности — существует до сих пор.
Деяния святых апостолов

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Деян., 7 зач., III, 1-8

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Несмотря на нравственное падение и какой-то глубинный бытовой атеизм, который поражает сегодня светское общество, многие люди всё равно продолжают присматриваться к христианству, продолжают видеть в Церкви, пусть не во всех верующих, но хотя бы в святых, пример для подражания. А мы можем вести себя, как святые? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 3-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
2 И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
3 Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.
5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,
8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
Многим людям, знакомым с советской антирелигиозной пропагандой, известна фраза Карла Маркса «религия — есть опиум народа». При этом мало кто знает, что ещё до Маркса её употребляли в том числе и верующие авторы, подразумевающие под опиумом не столько средство одурманивания, сколько средство, облегчающее страдания, которых в жизни простого народа было немало. Сегодняшние борцы с религией часто говорят, что религия сделала своё дело, помогла непросвещённому, мало что понимающему и ограниченному в средствах человеку выжить в трудных условиях, но в наши дни человек может справиться сам. Сегодня у него есть наука, техника, медицина, психология, зачем ему религия? Зачем все выдумки людей древности? Обычно при этом говорящие знают, но не произносят вслух, что сама европейская наука возникла благодаря трудам людей, не только не сомневающихся в бытии Божии, но бывших епископами, священниками или простыми монахами. Например, одно из первых богоугодных заведений, включавших больницу, лепрозорий и странноприимный дом, создал святитель Василий Великий. Можно вспомнить пример священника Павла Флоренского, который сделал немало открытий именно как учёный. И надо сказать, что всё это они сделали не помимо и не вопреки, но именно благодаря своим религиозным убеждениям.
В сегодняшнем чтении из книги Деяний апостольских мы слышим историю о том, как апостолы Пётр и Иоанн идут в храм в час молитвы. Они проходят мимо нищего, болезнь которого родственники используют для того, чтобы зарабатывать. Его приносят к воротам храма, чтобы проходящие люди, проявляя благочестие и сострадание, подавали ему милостыню. Апостолы не имели с собой денег, однако они дали этому человеку нечто гораздо большее, чем деньги: они дали ему здоровье, причём не только физическое, но и духовное. Мы видим, как после исцеления этот человек не только самостоятельно ходит, за своё исцеление он воздаёт хвалу Богу.
Сегодня мы тоже бываем ограниченны в средствах. Кроме того, зачастую простой верующий не имеет той веры, того дерзновения, тех благодатных даров, которые были у апостолов. И как будто бы это означает, что он не может совершить никакое чудо. Однако главное чудо, которое проявили апостолы, заключалось в их любви и готовности по-настоящему сердечно участвовать жизни несчастного человека, лежащего перед ним. Обычно, не так сложно, потешив собственное благочестие, подать нуждающемуся и внутренне успокоившись, сказать себе: «Вот и о нищем позаботился». Много ли в такой подачке подлинной заботы и любви? Кажется, нет. Но апостолы не просто позаботились, они воззвали к Богу и, соединив собственное сердечное расположение с Его силой, действенно помогли страдающему человеку. Подражая их искренности, их вере, их любви, мы призваны участвовать в жизни людей, пусть далеко не всегда наше участие сопровождается явными чудесами, главное, чтобы оно сопровождалось искренними состраданием и любовью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сложные моменты первых лет христианской Церкви». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о сложных моментах первых лет существования христианской Церкви, описанных в книге Деяний Апостольских.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Деяний апостольских, первые главы которой читаются в храмах на Светлой седмице.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена началу проповеди Апостолов
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена зарождению христианской Церкви
Третья беседа со священником Стефаном Домусчи была посвящена тому, как первые христиане относились к ветхозаветному закону
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Христианские основы в управлении». Сергей Бочаров

Гостем рубрики «Вера и дело» был кандидат экономических наук, первый проректор мастерской управления «Сенеж» Сергей Бочаров.
Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере и о том, как христианские ценности и смыслы могут быть положены в основу образования и работы людей в сфере управления, в том числе государственного.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова