
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха
В середине XVII века на Московский пушечный двор, где отливались не только орудия, но и колокола, поступил «колокольным литцом» — то есть, литейщиком, — Александр Григорьев, сын Лыков, как его называли. Он вошёл в историю как один из самых молодых и талантливых русских мастеров колокольного дела. И вдохновил режиссёра Тарковского на съёмки одного из эпизодов картины «Андрей Рублёв».
В документах Пушкарского приказа — ведомства, которое руководило работой Пушечного двора — имя Александра Григорьева появляется в 1651 году. А в 1655-м в Москве побывал сирийский путешественник и писатель, архидиакон Павел Алеппский. Он находился в свите антиохийского патриарха Макария, приехавшего в Россию по приглашению царя Алексея Михайловича. Павел побывал в литейных мастерских и оставил в своих записках довольно подробную и любопытную характеристику Александра Григорьева. «Молодой человек, тщедушный, худой, совсем ещё безбородый». Павел Алеппский наблюдал за работой Александра над Большим Успенским колоколом для кремлёвской колокольни Ивана Великого. «Ничего подобного этой редкости, удивительной, единственной в мире, не было и не будет: она превосходит силы человеческие», — восторженно писал он. Александру Григорьеву, сыну Лыкову, действительно, удалось то, чего не смогли сделать многие до него.
Первоначально создание Большого Успенского колокола царь поручил именитому мастеру из Нюрнберга Иоганну Фальку. Доверить работу иностранцу решили не случайно: колокола пришли на Русь из Европы, практически одновременно с принятием христианства. Тогда церковь была ещё единой — разделение на Западную и Восточную, или католическую и православную, произошло позже. Колокола для русских церквей привозили из Европы до тех пор, пока русские ремесленники не переняли от европейских мастеров премудрость колокольного литья. А дело это было непростое. Как отмечает культуролог Вера Кондрашина, в колокольном ремесле заключены обширные и разнообразные знания о законах музыкальной акустики, о свойствах металлов и сплавов. Так что западные литейщики ещё долгое время считались лучшими. Иоганн Фальк пообещал сделать колокол весом в 8000 пудов, или 128 тонн. Но очень скоро заявил, что объём работ слишком большой, и уложиться в срок никак не получится. В результате создателем колокола стал «литец» Московского Пушечного двора Александр Григорьев, сын Лыков. Молодой человек отлил колокол за фантастический даже по современным меркам срок — всего за несколько месяцев. Он работал с мая до осенних холодов. Исследователю XIX века Иосифу Гамелю удалось найти в архивах уникальные документы, в которых подробно описывался процесс создания колокола. Александр Григорьев сам работал у печей, изготавливая сплавы, создавал громадную литейную форму, вырезал надписи и орнамент на готовом колоколе. При интенсивной работе у мастера оставалось время и на другую. В том же 1655-м Александр Григорьев отлил трёхтонный набатный колокол для Спасской башни Кремля. С его помощью подавали сигнал тревоги, оповещали жителей об опасности — например о пожарах. Он же в 1668 году сделал Большой благовестный колокол для Саввино-Сторожевского монастыря. Этот колокол возвещал православным о начале церковных служб. И заслужил славу самого благозвучного во всей России.
Считается, что именно Григорьев стал прототипом Бориски — героя кинокартины Тарковского «Андрей Рублёв» из новеллы «Колокол». По замыслу режиссёра, вера в Бога помогла Бориске закончить трудную работу. С такой же верой трудился и Александр Григорьев, сын Лыков. И пусть его колокола не сохранились до наших дней. Зато жива память об удивительном мастере с даром от Бога.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер