В середине XVII века на Московский пушечный двор, где отливались не только орудия, но и колокола, поступил «колокольным литцом» — то есть, литейщиком, — Александр Григорьев, сын Лыков, как его называли. Он вошёл в историю как один из самых молодых и талантливых русских мастеров колокольного дела. И вдохновил режиссёра Тарковского на съёмки одного из эпизодов картины «Андрей Рублёв».
В документах Пушкарского приказа — ведомства, которое руководило работой Пушечного двора — имя Александра Григорьева появляется в 1651 году. А в 1655-м в Москве побывал сирийский путешественник и писатель, архидиакон Павел Алеппский. Он находился в свите антиохийского патриарха Макария, приехавшего в Россию по приглашению царя Алексея Михайловича. Павел побывал в литейных мастерских и оставил в своих записках довольно подробную и любопытную характеристику Александра Григорьева. «Молодой человек, тщедушный, худой, совсем ещё безбородый». Павел Алеппский наблюдал за работой Александра над Большим Успенским колоколом для кремлёвской колокольни Ивана Великого. «Ничего подобного этой редкости, удивительной, единственной в мире, не было и не будет: она превосходит силы человеческие», — восторженно писал он. Александру Григорьеву, сыну Лыкову, действительно, удалось то, чего не смогли сделать многие до него.
Первоначально создание Большого Успенского колокола царь поручил именитому мастеру из Нюрнберга Иоганну Фальку. Доверить работу иностранцу решили не случайно: колокола пришли на Русь из Европы, практически одновременно с принятием христианства. Тогда церковь была ещё единой — разделение на Западную и Восточную, или католическую и православную, произошло позже. Колокола для русских церквей привозили из Европы до тех пор, пока русские ремесленники не переняли от европейских мастеров премудрость колокольного литья. А дело это было непростое. Как отмечает культуролог Вера Кондрашина, в колокольном ремесле заключены обширные и разнообразные знания о законах музыкальной акустики, о свойствах металлов и сплавов. Так что западные литейщики ещё долгое время считались лучшими. Иоганн Фальк пообещал сделать колокол весом в 8000 пудов, или 128 тонн. Но очень скоро заявил, что объём работ слишком большой, и уложиться в срок никак не получится. В результате создателем колокола стал «литец» Московского Пушечного двора Александр Григорьев, сын Лыков. Молодой человек отлил колокол за фантастический даже по современным меркам срок — всего за несколько месяцев. Он работал с мая до осенних холодов. Исследователю XIX века Иосифу Гамелю удалось найти в архивах уникальные документы, в которых подробно описывался процесс создания колокола. Александр Григорьев сам работал у печей, изготавливая сплавы, создавал громадную литейную форму, вырезал надписи и орнамент на готовом колоколе. При интенсивной работе у мастера оставалось время и на другую. В том же 1655-м Александр Григорьев отлил трёхтонный набатный колокол для Спасской башни Кремля. С его помощью подавали сигнал тревоги, оповещали жителей об опасности — например о пожарах. Он же в 1668 году сделал Большой благовестный колокол для Саввино-Сторожевского монастыря. Этот колокол возвещал православным о начале церковных служб. И заслужил славу самого благозвучного во всей России.
Считается, что именно Григорьев стал прототипом Бориски — героя кинокартины Тарковского «Андрей Рублёв» из новеллы «Колокол». По замыслу режиссёра, вера в Бога помогла Бориске закончить трудную работу. С такой же верой трудился и Александр Григорьев, сын Лыков. И пусть его колокола не сохранились до наших дней. Зато жива память об удивительном мастере с даром от Бога.
Все выпуски программы Открываем историю
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.
Стать волонтёром фонда «Я люблю жизнь»
Фонд «Я люблю жизнь» больше восьми лет приходит на выручку взрослым людям с онкологическими заболеваниями, а также их родным и близким. Одно из важных направлений его работы — психологическая поддержка. Перед специалистами фонда стоит задача — помочь подопечным справиться со страхами, принять болезнь и адаптироваться к новой реальности.
Анастасия Малышева — психолог и волонтёр фонда «Я люблю жизнь». «Работа с родственниками заболевших для меня самая непростая, — говорит она. — Часто им сложнее преодолеть такой жизненный вызов, чем самому пациенту. Они не понимают, как себя вести, что делать и говорить. Моя задача — помочь им найти внутреннюю опору и понять, как действовать дальше. Встречи проходят в онлайн формате, поскольку все наши подопечные из самых разных городов. А некоторые подключаются даже из других стран! Всякий раз я испытываю большую радость, когда вижу, что человек смог преодолеть свои страхи, трудности и выйти к свету — обрести надежду и веру.
Волонтёрством я занимаюсь всего лишь год. Многие воспринимают помощь ближним, как дополнительную работу. Но для меня это не так. Быть волонтёром — очень воодушевляет!»
Вы тоже можете стать волонтёром фонда «Я люблю жизнь» и помогать вашими знаниями и талантами. Например, проводить для подопечных и их близких поддерживающие встречи, организовывать разные события, устраивать мастер-классы и не только. Узнать больше о том, как помогать проекту и людям с онкологическими заболеваниями, либо самим обратиться за поддержкой — можно на сайте фонда «Я люблю жизнь»: https://ilovelifefund.ru/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов