
Я начну с одного чудесного тихого стихотворения, написанного давным-давно в последние дни лета 1911-го года.
Дремлет поле вечернее, парное,
Рдея навстречу дням грядущим.
Стихает сердце пред ним благодарное,
Перед тихим, глубоким и ждущим.
Рядом желтые сжатые полосы,
Отгорев, полегли в смирении.
И ни шепота трав, ни птичьего голоса
В красном, немом озарении.
Священно поле в час повечерия.
И не нужно слов и моления...
Вся молитва в безбрежном, благом доверии
К небу и смерти, к земле и к рождению.
30 августа 1911-го года.
Автор стихотворения — поэтесса и переводчица Аделаида Герцык, уроженка Владимирской губернии, выпускница Московского дворянского пансиона, тонкий знаток живописи, истории и философии.
В начале прошлого века критические статьи Герцык охотно публиковал Валерий Брюсов в своём символистском журнале «Весы», её единственная книжка стихов была сердечно принята собратьями по цеху — Вячеславом Ивановым, Волошиным и Цветаевой...
А в середине 1920-х, когда измученная гражданской войной, болезнями и нищетой, Аделаида Казимировна Герцык умерла в крымском Судаке, — в зарубежье вышла статья прозаика-эмигранта Бориса Зайцева под названием «Светлый путь (памяти А.Г.)».
Текст известного русского писателя предварял собою обжигающе-горестную прозу Герцык под названием «Подвальные очерки». Борис Константинович Зайцев писал:
«...В сущности, она всегда была поэтесса-святая. Невидная собою, с недостатком произношения, недостатком слуха. Она была — великая скромность, чистота и душевная глубина. Во все века бывали подобные праведницы. Своеобразная разновидность: праведница-поэт...» Конец цитаты.
После ареста крымскими чекистами брата и мужа, Аделаиду Казимировну почти месяц держали в подвале. В конце концов её отпустили на волю. Летом 1925 года она отошла к Господу.
Вспомню сейчас её пронзительное стихотворение начала двадцатых. Поверьте, друзья, подобных стихов в нашей поэзии немного.
Господи, везде кручина!
Мир завален горем, бедами!
У меня убили сына
С Твоего ли это ведома?
Был он как дитя беспечное,
Проще был других, добрее...
Боже, мог ли Ты обречь его?
Крестик он носил на шее.
С детства ум его пленяло
Все, что нежно и таинственно,
Сказки я ему читала.
Господи, он был единственный!
К Матери твоей взываю,
Тихий Лик Ее дышит сладостью.
Руки, душу простираю,
Богородица, Дева, радуйся!..
Знаю, скорбь Ее безмерна,
Не прошу себе и малого,
Только знать бы, знать наверно,
Что Ты Сам Себе избрал его!
Аделаида Герцык, февраль 1921-го года.
«...Покойная А.Г., — писал об Аделаиде Казимировне Борис Зайцев, — яркий и прекрасный пример одоления зла добром. Революция прервала её жизнь. Но она победила революцию... Так, растерзываемые на аренах, побеждали христианские первомученицы».
Послание к Галатам святого апостола Павла

Гал., 202 зач., II, 11-16.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Приходилось ли вам оказываться в очень неприятной, дискомфортной ситуации, когда вы приглашены за стол — а там находятся блюда, которые вы ну никак не можете употреблять? Сегодняшний отрывок из послания апостола Павла к Галатам — очень проникновенное повествование о схожей истории из жизни раннехристианской общины.
Глава 2.
11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
Антиохия — ключевой миссионерский центр ранней Церкви. Тут уже сложилось общение за одним столом иудеев и бывших язычников. Это был своего рода «прорыв» в отношениях, знак новой, мессианской общины без всяких религиозных «стен». Но когда туда приходят «некоторые от Иакова» — то есть из христиан из иудейской среды, то Пётр, который ранее ел вместе с язычниками, «стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных» (Гал 2:12). Павла это глубоко зацепило и возмутило: ведь налицо — лицемерие, или, как сказали бы сегодня, «адаптивное поведение» — когда человек в зависимости от направления ветра, поворачивает свой «флюгер». И Павел пошёл на прямой конфликт с Петром, как он сам пишет, «лично противостал ему» (2:11), сказав, что придерживающиеся такого закона, не прямо (греч. οὐκ ὀρθοποδοῦσιν — «не идёт прямо, не держит правильную линию шага) поступают по истине Евангельской.
Эта двойственность казалась настолько логичной и оправданной, что даже другой апостол — Варнава — был увлечён таким лицемерием, буквально «затянут» в эту некрасивую игру.
Но почему апостол Павел решается в прямом смысле слова «выносить сор из избы»? Ответ очевиден: публичный соблазн требует публичного же исцеления! И ради этого, прекрасно зная, что его и так не особо-то любят другие апостолы, Павел идёт на ещё большее обострение и без того напряжённых отношений. Неужели он хочет разрыва? Отнюдь: он верит в то, что через этот кризис столкновения разных смыслов произойдёт рождение новой общности, новой христианской идентичности, в которой подобные разделения уже не будут возможны.
То, что произошло в Антиохии, — это вовсе не спор о власти в Церкви, это преодоление проявившихся напряжений ради Евангельской истины. И, как мы видим из истории древней Церкви, все участники этого конфликта оказались в итоге на высоте, одни — принеся осознание и покаяние, другие — не кичась своей непреклонности в отстаивании истины.
Вот к этому, дорогие друзья, и мы с вами призваны: в любом конфликте или напряжении прежде всего искать не какую-то личную выгоду — пусть даже психологическую — но прежде всего заботиться о правде Христовой, о правде Евангельской — и тогда любое столкновение послужит всем только на пользу!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержка для бойцов, получивших тяжёлые ранения

Проект «Альфа-Поддержка» организует разностороннюю помощь для участников специальной военной операции: юридическую, психологическую, финансовую и волонтёрскую. Добровольцы навещают раненных бойцов в госпиталях Москвы и Подмосковья, заботятся о них и подбадривают.
Максим — один из подопечных проекта. До начала специальной военной операции работал экскаваторщиком на Сахалине, а получив повестку, отправился в зону конфликта. Ранение лишило мужчину руки и ноги, но не сломило. Пока Максим лежал в госпитале, всерьёз увлёкся рисованием. Больничная палата превратилась в мастерскую: на холстах запестрели летние луга, яркие закаты и северное сияние. Одна из его картин даже попала на выставку в Дарвиновский музей в Москве! Теперь мужчина мечтает открыть художественную студию, помогать другим людям рисовать и проживать эмоции через творчество.

С волонтёрами проекта «Альфа-Поддержка» Максим познакомился в госпитале, во время турнира по шашкам. Тогда он стал победителем. «Это моя первая медаль. Теперь есть что показать дочкам», — с улыбкой признался мужчина. Максим старался сохранять хороший настрой и всё же ему было непросто. Он не мог свободно передвигаться, а значит и быть самостоятельным. Чтобы его поддержать, добровольцы организовали сбор на электрическое средство передвижения в рамках проекта «Альфа-Поддержка». На просьбу о помощи бойцу откликнулось множество неравнодушных людей, так мужчина вновь обрёл мобильность.
В проекте «Альфа-поддержка» много таких подопечных, как Максим, которые рисковали жизнью в зоне боевых действий, получили тяжёлые ранения и сейчас стараются вернуться к привычной жизни. Если вы хотите их поддержать, переходите на сайт проекта.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Николай Японский». Глеб Елисеев

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о жизни, служении и миссионерских трудах святителя Николая Японского. Как в Японии появилась и развивалась русская духовная миссия и как трудами святителя Николая распространялось православие.
Все выпуски программы Исторический час