Я начну с одного чудесного тихого стихотворения, написанного давным-давно в последние дни лета 1911-го года.
Дремлет поле вечернее, парное,
Рдея навстречу дням грядущим.
Стихает сердце пред ним благодарное,
Перед тихим, глубоким и ждущим.
Рядом желтые сжатые полосы,
Отгорев, полегли в смирении.
И ни шепота трав, ни птичьего голоса
В красном, немом озарении.
Священно поле в час повечерия.
И не нужно слов и моления...
Вся молитва в безбрежном, благом доверии
К небу и смерти, к земле и к рождению.
30 августа 1911-го года.
Автор стихотворения — поэтесса и переводчица Аделаида Герцык, уроженка Владимирской губернии, выпускница Московского дворянского пансиона, тонкий знаток живописи, истории и философии.
В начале прошлого века критические статьи Герцык охотно публиковал Валерий Брюсов в своём символистском журнале «Весы», её единственная книжка стихов была сердечно принята собратьями по цеху — Вячеславом Ивановым, Волошиным и Цветаевой...
А в середине 1920-х, когда измученная гражданской войной, болезнями и нищетой, Аделаида Казимировна Герцык умерла в крымском Судаке, — в зарубежье вышла статья прозаика-эмигранта Бориса Зайцева под названием «Светлый путь (памяти А.Г.)».
Текст известного русского писателя предварял собою обжигающе-горестную прозу Герцык под названием «Подвальные очерки». Борис Константинович Зайцев писал:
«...В сущности, она всегда была поэтесса-святая. Невидная собою, с недостатком произношения, недостатком слуха. Она была — великая скромность, чистота и душевная глубина. Во все века бывали подобные праведницы. Своеобразная разновидность: праведница-поэт...» Конец цитаты.
После ареста крымскими чекистами брата и мужа, Аделаиду Казимировну почти месяц держали в подвале. В конце концов её отпустили на волю. Летом 1925 года она отошла к Господу.
Вспомню сейчас её пронзительное стихотворение начала двадцатых. Поверьте, друзья, подобных стихов в нашей поэзии немного.
Господи, везде кручина!
Мир завален горем, бедами!
У меня убили сына
С Твоего ли это ведома?
Был он как дитя беспечное,
Проще был других, добрее...
Боже, мог ли Ты обречь его?
Крестик он носил на шее.
С детства ум его пленяло
Все, что нежно и таинственно,
Сказки я ему читала.
Господи, он был единственный!
К Матери твоей взываю,
Тихий Лик Ее дышит сладостью.
Руки, душу простираю,
Богородица, Дева, радуйся!..
Знаю, скорбь Ее безмерна,
Не прошу себе и малого,
Только знать бы, знать наверно,
Что Ты Сам Себе избрал его!
Аделаида Герцык, февраль 1921-го года.
«...Покойная А.Г., — писал об Аделаиде Казимировне Борис Зайцев, — яркий и прекрасный пример одоления зла добром. Революция прервала её жизнь. Но она победила революцию... Так, растерзываемые на аренах, побеждали христианские первомученицы».
Валентин «Сидоров. Качели»
— Маргарита Константиновна, взгляните! Какая интересная работа московского художника Валентина Сидорова есть здесь, в Музее Изобразительных Искусств Кузбасса!
— «Качели»! Как давно я хотела увидеть не репродукцию, а подлинник этого полотна! Ведь это моё детство, Андрей Борисович! Оно прошло в деревне во Владимирской области, и художник как будто именно те места запечатлел. Дом с голубыми наличниками на косогоре, берёзы полощут ветви в синем небе. И девочка в красных сандаликах летит на качелях — это же я!
— Полагаю, многие узнают себя, глядя на эту картину. Она написана в 1969 году. И такие вот качели — верная примета детства для людей, рождённых во второй половине двадцатого века. География развлечения обширна, как наша страна — от Калининграда до Владивостока. Я рос в Тверской области, и мне папа тоже мастерил качели.
— Как на картине?
— Немного другие. Здесь верёвка привязана к перекладине меж двух столбов, а мои качели висели на ветке липы. Помню, когда дерево цвело, голова кружилась ещё и от аромата.
— А Валентин Сидоров где писал свою картину, не знаете?
— Тоже у нас, под Тверью. Он родился и жил до восьми лет в деревеньке с удивительным названием Сорокопенье. После того, как в 1936-ом родители Валентина перебрались в Москву, он стал приезжать на лето к бабушке в село Коровино. И повзрослев, не забыл родные места. Я был в Коровино, видел часовню, которую художник построил на свои деньги в 2008 году.
— Часовню?
— Да, во имя преподобного Сергия Радонежского. Сидоров посвятил её землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Из тридцати пяти мужчин, ушедших из деревни на фронт, вернулся только один. На стене часовни есть табличка с текстом, его написал Валентин Михайлович. «В память о жителях Коровина, которые защищали Отечество, жили верой и надеждой».
— Значит, художник и сам был верующим...
— Об этом и его картины свидетельствуют. Простые по содержанию, они помогают осознавать драгоценность каждого момента, принимать каждый день, как Божий дар. Недаром Сидорова называют мастером одухотворённого пейзажа.
— Почётное народное звание!
— И справедливое! Взять хотя бы картину «Качели». Художник изобразил немудрёный детский досуг, а ты смотришь — и испытываешь целую гамму возвышенных чувств. Это и нежность к родным местам, где ты вырос, и память о детстве, о той чистоте, в которой пребывала твоя душа.
— И ощущение полёта!
— Да! Причём не только как состояния невесомости. Но и как доверия Благой силе, которая с любовью несёт тебя по жизни над бедами и невзгодами.
— Девочке на картине «Качели» ещё предстоит научиться этому доверию, она начинает свой полёт.
— И как тонко Валентин Сидоров это показал! Доска, на которой стоит малышка, отведена назад, в высшую точку амплитуды. Ещё миг — и девочка устремится вперёд и вверх!
— И только небо, только ветер, только радость впереди!
Картину Валентина Сидорова «Качели» можно увидеть в Кемерово, в Музее Изобразительных Искусств Кузбасса.
Все выпуски программы: Краски России
Тритон. Ольга Кутанина
Однажды весной, когда природа просыпалась, один необычный случай стал важным уроком, укрепившим мою веру.
В конце марта, когда у старших дочек были каникулы, мы всей семьей приехали на дачу. Снег ещё не сошёл, но активно таял. По дороге между участками среди чистых белых сугробов бежал с возвышенности к лесу шумный ручей. Дети радостно топали по нему резиновыми сапогами, пускали бумажные и пенопластовые кораблики, гребли воду лопатками.
Вдруг сын заметил в ручье тритона. И достал его. Тритон был ещё сонный, замёрзший. Не двигался и выглядел очень беспомощно. Но на ладони начал отогреваться. Движения его становились всё активнее.
— Папа, мама, он живой! — обрадовались дети. — А как он под снегом зимовал?
Тут-то мы и рассказали им, как зимуют ящерицы и тритоны. На всю зиму прячутся они и становятся совсем холодными. Это медведь наедает жир за лето и спит зимой, по-настоящему спит: посапывает во сне, вздыхает, может с боку на бок, как в сказке, перевернуться. Бывает, даже проснётся и пойдёт, голодным, по лесу шататься. Так и говорят про него — медведь-шатун.
А хладнокровные животные будто умирают зимой. Невооружённым глазом и не заметишь признаки жизни.
— Так это смерть такая? — удивляются дети.
— Учёные называют это анабиозом. Хотя это и вправду очень похоже на смерть. По-гречески это слово даже означает: оживление, воскрешение.
Рассказываем мы с мужем, а сами дивимся, как премудро всё Господь устроил. Не видим мы в нашей обычной жизни воскрешение людей. Уходят они, уходят. Будто без возврата.
Конечно, мы знаем, что все люди воскреснут, как воскрес Христос, но поверить в это нам бывает, порой, трудно, когда нет такого лично пережитого опыта.
Понимает Бог наши немощи, видит их. Но раньше срока обычно не воскрешает близких. Зато даёт возможность увидеть подобие этого пробуждения в природе. В животном мире, например. Да не раз, не два, а каждую весну!
Как заканчивается зима, видим чудеса оживления в природе. Так утешает любящий Господь, бережёт нас, маловерных. Укрепляет веру в возможность всеобщего воскресения и через эту веру спасает нас.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
18 декабря. Об иге Христовом
В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим».
Об иге Христовом — протоиерей Василий Гелеван.
«Иго Моё благо», говорит Господь. Иго — это совокупность событий, люди на моём жизненном пути, мои болезни, моя забота о близких и моё усердие на рабочем месте, к примеру. Иго Христово — это когда я полюблю жизнь, данную мне Богом, всех окружающих и всё, что происходит в моей жизни, когда научусь благодарить не только за радость, но и за скорбь. Радость утешает и напоминает о грядущем счастье, которое ещё впереди. А вот скорби развивают мою душу в терпении, укрепляют смирение и любовь, лишь бы не отвергать Его Иго и не бросить свой крест. Тогда, по сути, ты и будешь жить именно своей жизнью, когда примешь происходящее в твоей жизни как из рук Божьих, исполнишь волю Божию о себе. Вот тогда твоя жизнь перестанет быть тяжёлым бременем и станет Игом Христовым — благим и лёгким.
Все люди ищут покой, но немногие знают, где он находится. Только тогда найдём покой душам нашим, когда доверимся Вседержителю. Уже здесь, на этой бренной земле, нам откроется тот вожделенный покой в вере Христовой, в доверии Ему.
Все выпуски программы Актуальная тема