Сорок дней провел в посте и молитве отец Иосиф. Позади были годы жестоких иконоборческих гонений в Константинополе, заточение на острове Крит за почитание икон, долгие скитания в поисках пристанища, непосильный труд на строительстве двух храмов, - но никогда еще настоятель монастыря не чувствовал себя таким слабым, беспомощным и утомленным. Сорок дней он пытался побороть тяжкую духовную скорбь, которая сошла на него внезапно, когда была, наконец, построена церковь Святого Апостола Варфоломея. Сорок дней он, стоя на коленях, молился, читал Евангелие и житие любимого апостола, брался за перо и пергамент, что-то писал, откладывал труд и снова предавался молитве.
Ему вспомнилась Рождественская ночь 820 года, когда он, томясь в заточении, вот так же день и ночь молил Господа. В ту ночь отцу Иосифу явился святитель Николай Чудотворец. Святой вручил старцу свиток и велел пропеть слова, написанные на нем. Отец Иосиф спел: "Поспеши, о Сострадательный, / и обратись к нам на помощь, как Милостивый, / ибо что захочешь, Ты можешь совершить!" - после чего оковы спали с его рук, двери темницы отворились, и он оказался на свободе. Теперь отец Иосиф молился с неменьшим рвением и верой, чем в ту Рождественскую ночь, он знал, что Господь всегда отвечает на молитвы. Но проходил день за днем, неделя за неделей, а ответа все не было. Молился же он так…
Отец Иосиф:
Господи, как бы мне хотелось сделать то, что без тебя я сделать не в силах! Дух Святой да поможет мне стать песнописцем, если есть на то Воля Твоя! Я желал бы вдохновлять людей на подвиги во имя Твое, пробуждать в их сердцах любовь к Тебе, к Пречистой Матери Твоей, к святым угодникам! Но я не написал ничего... Я не посмел сложить ни одной строчки о Тебе! Мои грехи не позволяют мне браться за столь священный труд! Я недостоин, Господи! Но ведь кто-то должен это сделать! Разве хорошо, что об одном из великих Твоих святых не сложено еще ни одной священной песни! С того дня, как я получил мощи апостола Варфоломея, я мечтал сложить песнь, прославляющую его бесчисленные подвиги во имя Твое, но лукавый заградил мне уста! О, если бы Ты мне их отворил! Если бы Ты продиктовал мне слова! Завтра праздник святого Варфоломея! Неужели Ты позволишь святому твоему остаться без прославления? Помоги же мне Господи! Заступись за меня перед Всесильным, святой Варфоломей!»
Вдруг перед отцом Иосифом предстал некто, пронизанный светом. Каким-то внутренним чутьем отец Иосиф узнал его. Это был Варфоломей, апостол, один из 12-ти. Святой подошел к отцу Иосифу, возложил ему на грудь святое Евангелие и произнес…
Апостол Варфоломей:
Да благословит тебя десница Всесильного Бога, и да изольются на язык твой воды Небесной Премудрости, сердце твое да будет храмом Духа Святаго и песнопения твои да усладят вселенную.
Апостол исчез, комната погрузилась во мрак. Лишь маленькая свечка горела в углу и освещала Евангелие в руках у Иосифа, разбросанные листы пергамента и гусиное перо.
Через несколько часов канон апостолу Варфоломею был готов. Он пылал великой любовью к Господу и Его служителю.
На следующий день в церкви собралось множество людей - они пришли почтить память апостола Варфоломея. Отец Иосиф начал петь канон, посвященный святому. Прихожане застыли в изумлении. После службы ни один из них не вышел из церкви с сухими глазами и сухим сердцем.
Преподобный Иосиф, которого прозвали Песнописцем, был родом из Сицилии. Он поступил в Фессалоникийский монастырь в 15 лет. Уже тогда он отличался трудолюбием, бесстрашием и кротостью. Во всех монастырях, где он подвизался в течение жизни, чрезвычайно его любили и очень высоко отзывались о его достоинствах. Патриарх Фотий называл его «ангелом Божиим», «отцом отцов», и сделал его духовником всего константинопольского клира.
После подвижнических трудов и мученических страданий преподобный Иосиф целиком посвятил себя составлению богослужебных песнопений. Он обладал удивительным поэтическим и музыкальным талантом, мудростью и живой, несокрушимой верой. Преподобный сочинил около трехсот канонов — больше, чем кто-либо из церковных песнописцев. Лучшими считаются его покаянные каноны. Жизнеописатель Иосифа Песнописца, иеромонах Феофан, говорил: «Эти труды обнаруживают ясно изящество, ясность, стройность и отсутствие усилий. Кто ежедневно не обогащается полезным от них?»
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».