Мой старший сын уверен, что эпоха бумажных книг уже давно в прошлом. Когда он тащил для меня пятитомник Гайто Газданова с творческого вечера, он без конца возмущался: "Зачем тебе этот пылесборник?! Ведь все книги мира можно вместить в небольшую электронную книгу! Сколько места сразу освобождается в квартире, и шкафы книжные не надо покупать!"
И хотя я ценю минимализм в обстановке, а японскими квартирами без мебели восхищаюсь, я все равно не могу отказаться от бумажных книг. Я очень люблю запах книги, само физическое ощущение ее в руках, люблю держать увесистый томик, переворачивать страницы, закладывать открытку в том месте, где остановилась... Возможно, я и правда старомодна, но общение с бумажной книгой -- это настоящее таинство, приносящее мне истинное удовольствие, и я не собираюсь от него отказываться.
Тем более, что я надеюсь: любовь к книгам -- это наследственное. Может быть, хотя бы мой внук или внучка будут залезать ко мне на колени и разглядывать со мной часами пожелтевшие, пахнущие старой бумагой, толстенные фолианты. Уже в расчете на это прекрасное время, я разглядываю в книжных интернет-магазинах прекрасные издания классических произведений. Гоголь на рисовой бумаге с иллюстрациями Шагала! А вот для ребятишек озорные стихи Хармса с дивными картинками Виктора Чижикова. В моем детстве таких прекрасных книг не было.
Вообще мне даже немного обидно. В моём детстве за книги бились, стояли в огромных очередях, ради интересных книжек сдавали макулатуру центнерами. А теперь... Столько замечательных авторов -- и современных, и классических, столько разнообразных изданий, за любую цену, в любом формате и виде - бери не хочу! Но так мало тех, кто хочет и любит читать. Молодежь лучше будет смотреть видео в соцсетях, чем погружаться в миры Жюля Верна и Александра Дюма, которые так влекли нас в юности. Взрослые люди слишком устают, чтобы напрягать мозг чтением книг. Им проще уткнуться в телевизор или компьютер, чем разобраться в хитросплетении сюжета, создать в воображении целый мир, посочувствовать персонажам в их злоключениях и испытаниях. Всё это требует некоего душевного усилия, напряжения, а иногда и настоящей работы над собой.
Есть такая известная песня "Лучшие друзья девушки - это бриллианты". А я вот убеждена, что лучшие друзья девушки, как и любого другого человека, - это книги. Они никогда не предадут, не изменят; книги всегда рядом в самый нужный момент, а когда о них забывают, тихо ждут своего часа на книжной полке. И разве можно найти в реальной жизни такое изобилие остроумных, интеллигентных, весёлых, разносторонних рассказчиков! Кроме того, каждый автор -- настоящий собеседник, я вступаю с ним в своеобразный диалог, подчеркивая самые интересные места карандашом и оставляя на полях свои заметки...
Нет, я всё-таки верю, что бумажные книги никогда не исчезнут. Они останутся востребованными даже в эпоху современных технологий, как и виниловые пластинки. Тем более, что таких иллюстраций, как в бумажной книге, никогда не изобразить в любом, даже самом навороченном, электронном издании. Так что будем надеяться, что и наши дети будут читать и разглядывать бумажные книги - и в библиотеке, и дома.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Страстная Пятница, воспоминание Распятия Спасителя;
— Христианство — как изменило мир?
— Великая Суббота — день страха, день покоя, или день суеты?
— Художественные произведения на тему страданий Христа;
— Как «дорасти» до Воскресения Христова?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 402
— Радость Пасхи: как почувствовать её, если вокруг происходят страшные события?
— Что пережили апостолы, узнав о Воскресении Христовом, и как об этом сказано в Евангелии?
— Благодаря слушателям радио ВЕРА удалось спасти зрение мальчику Лёве. Расскажем, как это было;
— Икона Воскресения Христова: кого мы на ней видим, и что всё это значит?
— Пронзительная история со страниц журнала «Фома» — о том, как со смерти может начаться жизнь.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия