Православной традиции не свойственно уничижение тела, его отрицание или неприязнь к нему. Хотя, конечно, тело считается подчинённым душе. Над ним нужно учиться властвовать. Но в то же время Церковь подчёркивает, что в жизнь вечную мы воскреснем именно в телесном виде. И хотя пост - это, в первую очередь, перемена ума, он накладывает ограничения и на тело. Мы разделяем пост всем своим существом: думаем о собственных грехах, каемся, совершаем земные поклоны во время молитвы Ефрема Сирина. Меньше времени стараемся уделять пустым развлечениям. И точно так же мы ограничиваем себя на время поста в еде.
Принято говорить о трёх составляющих поста: времени, количестве и качестве. Не есть бесконтрольно, не таскать потихоньку сухарики. Не переедать, умерить количество пищи сообразно своим силам. Что касается качества, то Церковь призывает отказаться от пищи животного происхождения и от деликатесов. Полные указания содержатся в книге "Типикон". Но стоит отметить, что они предназначены в первую очередь для монахов. Остальным можно согласовать меру поста со священником.
В пятницу и субботу на первой неделе поста Церковь единственный раз напоминает нам о том, что пища тоже имеет не последнее значение. Это связано с воспоминанием о великомученике Феодоре Тироне.
Этот святой жил на рубеже третьего и четвертого веков. Феодор был воином, служил в городе Амасии, столице Понтийского государства. Сейчас это территория современной Турции. Феодор был христианином. Однажды его командир приказал солдатам принести жертвы языческим богам. Феодор отказался и во всеуслышание исповедал свою веру. Воина заключили в темницу. По преданию, узнику явился Сын Божий, утешил и укрепил его. Феодора пытали и приговорили к сожжению. По преданию судья спросил его: "Что хочешь: быть с нами или со Христом твоим?" Феодор Тирон мужественно ответил: "Со Христом моим и есть, и буду!.." Впоследствии мощи святого были перенесены в Константинополь.
Спустя пятьдесят лет после мученической кончины святого Феодора, император Юлиан Отступник решил надругаться над верой христиан. Он знал о том, что христианам запрещено есть ту пищу, которую приносили в жертву языческим богам. Приближался Великий пост. Император приказал градоначальнику Константинополя совершить жертвоприношение языческим богам. А в первую седмицу поста окропить кровью этих животных все съестные припасы на рынках. Святой Феодор явился во сне архиепископу Евдоксию. Он повелел ему предупредить всех христиан. Святой указал, что привычную еду можно заменить на варёную пшеницу с мёдом - коливо или кутью.
В пятницу первой недели Великого поста Церковь вспоминает святого Феодора Тирона и благословляет коливо. Дело не столько в пище, говорит она верующим, сколько в послушании. В умении за мелочами, такими как еда, видеть главное - свой выбор и его последствия. "Со Христом моим и есть, и буду!..", - повторяем мы вслед за великомучеником Феодором.
Метафоры, которые мы не замечаем
Из школьного курса многие помнят, что есть такое выразительное средство — Метафора. Это скрытое сравнение, которое использует переносное значение слов. Метафора называет один предмет вместо другого, схожего по форме или качеству. Например, огонь горит в прямом смысле, а глаза горят в переносном. Вы, наверное, удивитесь, но мы постоянно используем метафоры в речи.
Мелодия льётся, волна ощущений, взлететь по карьерной лестнице, поплыть на экзамене, стоять в хвосте очереди.
От частого употребления многие метафоры как бы стёрлись, поэтому мы их не замечаем. Однако их употребление влияет на коммуникацию. Метафора помогает более ярко выразить мысль, но может и помешать общению.
Иногда мы чувствуем дискомфорт в разговоре, но не в силах объяснить, почему: вроде бы собеседник не сказал ничего плохого. Однако он просто мог произнести негативные или слишком эмоциональные метафоры, которые вызывают тревогу или уныние. С другой стороны, красивая метафора украсит беседу и поможет погрузиться в море удовольствия от общения.
Давайте же порадуемся богатству нашего языка, создавшего такое прекрасное выразительное средство.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.