Вместе и навсегда — говорят, такая любовь бывает только в сказках. Кинорежиссёр Леонид Гайдай и актриса Нина Гребешкова прожили отнюдь не сказочную жизнь. И всё же их семейный союз можно назвать именно таким. Жена для Гайдая была прекрасной дамой, а он для неё — верным рыцарем. Долгих сорок лет.
То, как начиналась их любовь, можно понять, вспомнив фильм «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика». Провожания до дома, разговоры, смешной показ в лицах — сцена прогулки Шурика и Лиды — это воспоминания самого Гайдая. Именно так студент ВГИКа Лёня провожал по ночам после репетиций Нину. Она жила в центре Москвы, он — в общежитии за городом. Правда, добирался туда редко — не успевал на последнюю электричку и ночевал на вокзале. Но как рыцарь ни разу не сказал об этом своей Даме. Не говорил и о том, что воевал и был ранен, подорвавшись на мине. Она знала о нём то, что знали все: приехал из Сибири, был актёром, старше Нины на восемь лет. Но не в возрасте дело. Гайдай был старше на целую войну.
Казалось бы, серьёзный, замкнутый Леонид совсем не подходил улыбчивой, озорной Нине. И всё же они поженились. Перед свадьбой Нина в шутку заметила, что вместе они будут смешно смотреться: он — длинный, она — маленькая. На что Гайдай ответил: «Большую женщину я не подниму, а маленькую буду всю жизнь носить на руках».
Носить на руках жену поначалу было просто негде. Комнатку родителей Нины в коммуналке перегородили шкафом. В одной половине жили Гребешковы-старшие, в другой — молодожёны. Каждое воскресенье Леонид бегал на рынок и покупал супруге цветы. Эта привычка сохранилась у него на всю жизнь. И была ещё одна привычка, которая долго удивляла Нину. Во всех поездках муж заходил в церковь и ставил свечку святителю Николаю Чудотворцу.
Самая первая кинокартина Гайдая принесла ему только неприятности. В том числе подорвала здоровье. Сегодня фильм «Жених с того света» уже никто не помнит. Кроме самой Нины Павловны, которая буквально вытащила мужа с того света. Больше она не оставляла его одного: отказывалась от ролей у других режиссёров и ездила в экспедиции с Гайдаем, чтобы ухаживать за ним, готовить обеды, а заодно играть в его фильмах маленькие роли. Сама же Нина Павловна говорит, что её главная роль — «жена Гайдая».
А быть замужем за гениальным человеком совсем непросто. Дом держался на Нине. Леонид был абсолютно неприспособлен в быту. Даже перегоревшую лампочку поменять не мог — звал жену. Она сама чинила машину, покупала мебель, делала ремонт. А про Гайдая говорили, что ему проще написать сценарий, чем забить гвоздь.
Нина с молодости вкусно готовила, любила принимать гостей, а Леонид предпочитал тишину и одиночество. Сначала Гребешкова пыталась перевоспитать Гайдая, а потом поняла: муж — не такой, как все. Они научились договариваться друг с другом. С Леонидом было невозможно поссориться. Если он в чём-то не соглашался с женой, то спасался бегством...в другую комнату. Догонять не имело смысла: Нина тоже не любила конфликтов.
Они были на редкость скромной парой. Гребешкова долго не получала звания заслуженной артистки только потому, что из списков её вычёркивал Гайдай — председатель отборочной комиссии. Он объяснял: «Нинок, все же знают, что ты — моя жена. Неудобно». Так же неудобно ему было хлопотать, чтобы любимую дочь Оксану приняли в английскую школу. И так же неудобно было перед женой, за то, что ни разу не снял её в главной роли. Зато Гребешкова стала его главным советчиком в работе. Первой читала сценарии будущих фильмов. И если смеялась, Гайдай понимал: картину можно делать.
Сегодня в квартире Нины Павловны всё осталось, как было при жизни мужа. Его книги, коллекция статуэток осликов и даже французские духи, которые Леонид Иович дарил жене. Когда его не стало, Гребешковой было очень непросто. Но дочь и внучка не оставляли её одну. А друзья завалили работой. Как говорит Нина Павловна: «У меня всё есть — я счастливый человек. Это мне Лёня помогает оттуда... И думает, пусть Нинке будет хорошо».
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.