
Как в человеческой душе рождается грех и можно ли каким-то образом сопротивляться ему на самых начальных этапах? Ответ на этот вопрос содержится в 18-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 18
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Только что прозвучавший псалом — это гимн красоте Божьего мира. Во всём творении отражается лик его Создателя. Всё мироздание буквально кричит о благом и любящем Творце — вот основная мысль, которую хочет донести до нас царь Давид. Чтобы ощутимо выразить эту идею, он использует поэтический приём олицетворения. Неодушевлённая и неразумная природа изображается им как живое существо, которое непрестанно славословит Творца.
Человек призван присоединиться к этому вселенскому ликованию. Однако почему-то нам не всегда удаётся хотя бы услышать этот голос. Зачастую мир не кажется нам таким уж радостным. Для того, чтобы убедиться в этом, можно просто подойти к окну и посмотреть на улицу. А порой мы впадаем в такое состояние, когда даже выходить из дома не хочется. Кажется, будто действительность и люди враждебны, и жизнь наполнена опасностями. Стоит только выйти из подъезда и на тебя обязательно нападут из-за угла. Откуда эти настроения?
Давид прямо указывает на их источник. «Кто усмотрит погрешности свои?» — спрашивает он в конце 18-го псалма. Страх перед жизнью, неуверенность в завтрашнем дне, тревога и беспокойство — всё это связано с греховностью человека. Именно она — главное препятствие на пути к радостному восприятию жизни. Причём между страхом и грехом существует взаимообратная связь. Из-за страха мы совершаем грехи. А совершённые грехи ещё сильнее увеличивают наши страхи.
Давид прекрасно знал, о чём говорил. У него был горький опыт глубокого падения. Однажды он встретил красивую женщину по имени Вирсавия, жену своего военачальника. Давид прикипел к ней всем сердцем. Она стала для него смыслом жизни. От страха потерять этот смысл, Давид вступил с ней в преступную связь. От страха, что их деяние будет раскрыто, он коварно спровоцировал гибель её мужа и взял Вирсавию себе в жены. Именно страх лишиться счастья, потерять то, что дорого сердцу, видеть её с другим подтолкнул Давида к злодеянию. Сказать, что красота Божьего мира померкла для него после этого поступка — не сказать ничего. Давид впал в очень тяжёлое состояние, выбираться из которого ему пришлось очень долго. Его не радовало ничего. А он был великим царём и мог найти, как себя развлечь.
Подобные процессы происходят и у нас в душе. Попробуем присмотреться к тем прегрешениям, которые происходили и происходят в нашей жизни. Если будем внимательны, то увидим, что все они совершены под влиянием скрытого страха. Страха лишиться чего-то приятного или не получить новую порцию удовольствия. Преподобный Максим Исповедник говорит, что это и есть глубинный мотив греха. И когда мы совершаем действия на этом мотиве, удовольствия проходят быстро. А вот наша жизнь становится ещё более тревожной и безрадостной.
Что же делать с этой напастью? Ведь страхи порождаются нашим сердцем без нашего желания. Важно помнить, что страх укореняется там, где нет Бога. А потому, когда накатывает волна страхований, лучший рецепт — обратиться к Творцу, как это делает Давид: «От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною». Это очень простой приём — перенаправить фокус своего внимания с тех ужасов, которые мне рисует моя голова, на Творца. Быть с Ним. Излить свою боль Ему. И обязательно попросить, чтобы Он открыл мне Свою волю. Чтобы помог мне исполнить Его заповеди. Чтобы я действовал не на чувстве страха, а на желании быть Его служителем. Тот, кто понуждает себя так жить, со временем замечает, что жизнь вокруг него преображается. Что угрозы исчезают. Что мир прекрасен. Что Господь присутствует во всём Своём творении. И что всё вокруг нас славит своего Творца.
Псалом 18. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 18. (Церковно-славянский перевод)
26 марта. О хранении уст

В 13-й главе книги притчей Соломоновых есть слова: «Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою».
О хранении уст — священник Николай Конюхов.
Большое количество наших проблем как раз берутся от того, что мы невоздержаны в своей речи, особенно что касается разговоров про других людей. То есть люди очень мало говорят про себя. Точнее, даже осуждая других, они говорят про себя. Человек, который вечно всех обвиняет в гордости, наверняка сам болен этим заболеванием. Если он везде видит какой-то блуд и разврат, может быть, его сердце разрывается от этого огня и так далее. И поэтому вот это невоздержание языка, когда мы то, что у человека в уме, то и на языке. То есть он прямо всё выпаливает и не готов даже отрефлексировать: что я хочу сказать, как мои слова отзовутся в сердце человека, может, ему будет больно, неприятно. А вот мне самое главное высказать — в этом есть, конечно, гордыня, глубокое повреждение. И наоборот, те святые отцы, которые воздерживали язык и старались быть именно деятелями не слова, но дела. Потому что, в конце концов, важны именно поступки человека, в том числе и в семейной жизни это важно, и, безусловно, это важно в жизни духовной.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 марта. О тоске и печали

В 12-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его».
О тоске и печали — священник Родион Петриков.
Тоска, о которой говорится в этом стихе, это глубокая печаль или уныние, которая может подавлять человека, лишая его радости и энергии. Однако важно отметить, что тоска здесь не связана с духовным поиском или тоской по Богу. Скорее, это повседневные переживания, которые возникают из-за жизненных трудностей, одиночества или разочарования. Тоска не по Богу — это чувство, которое иногда захватывает нас, когда что-то не сбывается в нашей маленькой и временной жизни. Однако эти лишения так разбивают нас, что словно закрывают нам взгляд в вечность и как будто лишают памяти о том, что Бог предуготовил нам дар вечной жизни и дар спасения души. Именно от такой тоски и печали апостол Павел предупредил в послании Коринфянам: «Печаль мирская производит смерть». Что же можно ответить этой тоске, печали и навалившемуся унынию? Ответ можно найти в 46-м псалме. «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего».
Все выпуски программы Актуальная тема
26 марта. О личности Василия Адодурова

Сегодня 26 марта. В этот день в 1709 году родился русский филолог, математик, учитель Михаила Ломоносова и Екатерины II Василий Адодуров.
О его личности — протоиерей Артемий Владимиров.
Василий Адодуров — это подлинный универсал, человек разносторонних знаний. Но лучше всего, думаю, характеризует его Екатерина II, ведь именно у этой блестящей императрицы Василий Адодуров был учителем словесности. Он ее, воспитанную в Германии, учил русскому языку, и так успешно, что записки Екатерины II сегодня являются поистине классическим наследием подобного жанра. Будучи уже в зрелом возрасте куратором Московской академии, Василий Адодуров соединял с ученостью и глубокую религиозность. И как приятно сегодня нам воспоминуть этого патриота России, украшения российской науки, истинного члена русской православной церкви. И помолимся о его упокоении, дабы он помолился за нас, и каждый из нас на своем месте трудился бы так же вдохновенно и плодоносно, как раб Божий Василий.
Все выпуски программы Актуальная тема