В этот раз участниками дискуссии в программе «Клуб частных мнений» были клирик храма всех святых в земле Российской просиявших в Новокосино протоиерей Григорий Крыжановский, многодетная мама, жена священника Светлана Зайцева и детский хирург Светлана Подлипаева.
Разговор шел о том, что значит «нести в жизни свой крест» и бывает ли он не по силам.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
- «Несение своего креста». Прот. Григорий Крыжановский, Светлана Зайцева, Светлана Подлипаева
- «Радость от успехов или тщеславие?» Свящ. Дмитрий Березин, Евгения Белонощенко, Ольга Цой
- «Творчество во славу Бога». Игумен Лука (Степанов), Ольга Смирнова, Анна Тумаркина
Проект реализуется при поддержке VK
Псалом 81. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Человеку свойственно стремиться к власти. Она даёт ощущение устойчивости, обеспеченности и гарантированности жизни. Но насколько это правильно и какие опасности подстерегают человека на этом пути? Ответ на этот вопрос звучит в 81-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 81.
Псалом Асафа.
1 Бог стал в сонме богов; среди богов произнёс суд:
2 доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
3 Давайте суд бедному и сироте; угнетённому и нищему оказывайте справедливость;
4 избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.
5 Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
6 Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы;
7 но вы умрёте, как человеки, и падёте, как всякий из князей.
8 Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.
Возможно, кто-нибудь, услышав мои слова о стремлении к власти, смутился и сказал в себе: я ни к какой власти не стремлюсь, зачем она мне? Однако не стоит думать, что власть начинается, когда ты становишься крупным начальником. Борьба за власть — это не борьба за кресло директора, это борьба за первенство между мужьями и жёнами, братьями и сёстрами, одноклассниками и однокурсниками, коллегами по работе... Эта борьба возникла в человеке в тот момент, когда Ева, услышав: «будете как боги, знающие добро и зло», решила, что это для неё отличная перспектива. Быть, как бог, без Бога или, по крайней мере, отдельно и самостоятельно от Него. С тех пор человек потерял покой, он ищет самостоятельности и тяготится своей зависимостью от окружающих. Мы бываем готовы горы свернуть, если это наша инициатива, но тяготимся даже мелочью, если нам её поручают. Поэтому разговор о власти — это не разговор о должностях и полномочиях, это разговор о том, способен ли ты видеть другого, слышать его, служить ему или в первую очередь ты видишь только себя.
Псалом, который мы сейчас услышали, начинается со странных, на первый взгляд, слов. Бог оказывается в собрании богов и произносит над ними суд. Кто эти боги? Среди толкователей нет единства, хотя общеизвестно, что слово, употреблённое в оригинале, могло при использовании его во множественном числе означать не столько богов, сколько правителей и судей, действующих как будто бы с божественной санкцией. Вполне вероятно, что и в этом псалме речь идёт о людях, претендующих на божественность своих полномочий или дерзающих мнить себя богами земными, как это делали некоторые правители древних народов. В то же время, исходя из текста 81-го псалма, Бог приходит для того, чтобы их судить, потому что, получив власть, они исказили её предназначение, принимали неправедные решения и были пристрастны в отношениях с другими людьми. Кажется удивительным, что порицается не сам статус и не сама власть, но неправильное её использование. Но ничего удивительного нет. Человек сотворён по образу Божию, а Бог — владыка мира. Земля была дана людям во владение, но это должно было быть владение любви, а не узурпации и неправильного использования. Именно поэтому ужасно не само стремление к власти, которое нам как богообразным свойственно от рождения, но стремление неправильное, искажённое грехом.
Мы слышим, как в прочитанном псалме Бог называет своих собеседников богами и сынами Божиими. И в этом тоже нет ничего удивительного, ведь мы все, каждый человек, рождены для обожения. Однако там же Господь говорит им: «вы умрёте, как люди и падёте, как всякий из князей». Выбрав сиюминутную неправду и поступая эгоистично, люди, хотя предназначены к славе сынов Божиих, выбирают падение и смерть. Со Своей стороны Бог призывает этих властителей, судей и князей земли, а вместе с ними и всякого человека, вспомнить, для чего даётся всякая власть на земле, для чего даётся власть на самом деле: «избавляйте бедного и нищего от беды, спасайте его от руки грешников и нечестивцев», то есть постарайтесь увидеть в нём человека, подобного вам, полюбите его, позаботьтесь о нём и тогда вы обретёте подлинную власть сынов Божиих.
Псалом 81. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 81. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 81. На струнах Псалтири
Псалом Асафа.
1 Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
2 доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
3 Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;
4 избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.
5 Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
6 Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы;
7 но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
8 Восстань*, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.
1 апреля. О почитании Преподобного Симеона (Поповича)

Сегодня 1 апреля. День памяти Преподобного Симеона (Поповича), жившего в ХХ веке в Черногории.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
Когда заходишь в пещерные монастыри, то погружаешься в далекую древность. Когда ты проходишь вглубь пещер, подходишь к мощам подвижника, то ты думаешь, что погрузился на тысячи лет, словно ты идешь в Киево-Печерской лавре, в пещерах Каппадокии. Но когда ты оказываешься в Черногории и заходишь в монастырь Дайбабе, тебе кажется, что ты тоже попал в такую глубокую древность, хотя он совсем недавний. Ведь преподобный Симеон, чью память мы сегодня совершаем, жил буквально на поколение старше нас, дожил до начала Великой Отечественной войны. Преподобный Симеон, который так тесно связан с русской церковью, который учился в России, который традиции подвижничества, того самого, которое он видел в Киево-Печерской лавре, той самой тысячелетней традиции преподобного Антония Печерского и Феодосия ученика его, он перенес на Черногорскую землю, которая восстанавливалась после гнета турецкого завоевания. Да, Черногория сохраняла независимость, но это была дикая независимость в лесах, в горах, где дикие кланы вырезавшие порой не турок, а друг друга. И после того, как Черногория смогла вернуть свои исторические земли, и древние монастырские пещеры вернулись в лоно православной церкви, то там древность соединилась с современностью.
Все выпуски программы Актуальная тема