Когда Иисус Христос пришел с проповедью о Царстве Небесном в свой родной город Назарет, слава о нем уже распространилась по палестинским землям. Повсюду люди обсуждали превращение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской, исцеление сына царедворца в Капернауме и другие чудеса, совершенные Спасителем. Жители Назарета, знавшие Иисуса с детства, тоже жаждали чуда. Однако, проповедь Христа они встретили с недоверием. «Разве это не сын Марии? Разве не на наших глазах он вырос? Так откуда в его словах такая премудрость?» - говорили они. Желая подчеркнуть свою осведомленность, назаряне перечислили даже имена сводных братьев Иисуса, сыновей Иосифа от первого брака – Иакова, Иосии, Иуды и Симона.
Об одном из них - Иакове, нам известно, что он стал епископом и принял мученическую кончину. Иаков оставил послание, которое вошло в Священное писание. Еврейский историк первого столетия, Иосиф Флавий, упоминает в своих трудах, что «Иаков, брат Иисуса, пользовался большим уважением среди жителей Иерусалима, включая иудеев, которые называли его «Иаковом праведным», а также «человеком с верблюжьими коленями». Такое прозвище сводный брат Христа получил потому, что из-за усердия к молитве его колени своими мозолями стали напоминать ноги верблюда.
А в 2002 году мировой общественности было предъявлено материальное доказательство, что Иаков – реальная историческая личность. Израильский антиквар Оден Голан представил ученым артефакт из своей частной коллекции древностей – оссуарий, на одном из сторон которого выбита надпись на арамейском языке: «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса»
Комментарий эксперта:
Оссуарий Иакова – это каменный короб, чуть расширяющийся кверху. Размеры его невелики: около полуметра в длину, двадцать пять сантиметров в ширину и тридцать – в высоту. Подобные ящики иудеи использовали для повторного захоронения. Вначале тело умершего помещали в особую нишу в погребальной пещере. А по истечении определенного срока кости собирали и складывали в оссуарий – это позволяло экономить место в родовых склепах, приобретать которые было довольно дорого.
Такая практика существовала среди еврейского населения Палестины достаточно недолго – с первого века до Рождества Христова по семидесятый год после Рождения Спасителя. Именно этим временем ученые датировали оссуарий с надписью на арамейском языке: «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса».
Научное сообщество Израиля безоговорочно признало, что погребальный каменный короб из коллекции Одена Голана действительно был изготовлен в первом веке. А вот датировка надписи на нем вызвала сомнения. Некоторые специалисты стали утверждать, что слова, в которых, собственно, и заключается ценность артефакта, были нанесены значительно позднее. Израильский департамент древностей выдвинул против Одена Голана обвинение в подделке, и антиквар даже на некоторое время был взят под стражу!
Чтобы установить истину, была создана ученая комиссия, в которую вошли пятнадцать израильских специалистов и несколько международных экспертов. К изучению оссуария Иакова были привлечены палеографы французской Сорбонны, канадского Королевского музея Онтарио, Католического университета Америки.
Ситуация осложнялась тем, что Оден Голан приобрел оссуарий у так называемых черных археологов, которые не только занимаются незаконными раскопками, но и небрежно обращаются с находками, представляющими историческую ценность. В обвинении, выдвинутом против коллекционера, главным пунктом было заключение профессора Тель-Авивского университета Ювала Горена, что «надпись была сделана или очищена в недавнее время». В ответ на это научный сотрудник Королевского музея Онтарио Эд Килл возразил, что, если надпись на оссуарии перед его продажей была очищена, это не отменяет ее подлинности и лишь обязывает ученых быть более внимательными и острожными в выводах.
Комментарий эксперта:
Весомую оппозицию скептикам составил ведущий палеограф Сорбонны Андре Лемэр – именно его аргументы стали решающими в судебном разбирательстве, инициированном израильским Департаментом древностей. Доктор Лемэр обнаружил внутри высеченных букв слой древней патины – и главный свидетель со стороны обвинения, профессор Ювал Горен, признал наличие аутентичного древнего налета на всей поверхности записи!После этого обвинение Одена Голана было снято.
В ходе так называемого «дела о подлоге века», которое длилось почти пять лет, было опрошено более семидесяти пяти свидетелей и собрано девять тысяч страниц показаний! Однако все попытки дискредитировать подлинность надписи на оссуарии Иакова не увенчались успехом. Древний погребальный короб по праву считается одним из самых важных артефактов новозаветной библейской археологии.
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.
Икона Божией Матери «Избавительница»
Пресвятую Богородицу с первых веков христианства верующие почитают своей Защитницей. Божия Матерь всегда откликалась на молитвы, помогала людям в жизненных испытаниях, избавляла их от скорбей и страстей. Одна из Её икон так и называется — Избавительница.
Образ небольшой — четырнадцать на тринадцать сантиметров. Он был написан в середине семнадцатого века в Греции. Неизвестный автор изобразил Пречистую Деву в соответствии с иконописным типом Одигитрия, что означает Путеводительница. Левой рукой Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Голова Царицы Небесной увенчана короной.
История реликвии прослеживается с конца восемнадцатого столетия. Тогда она принадлежала греческому иеромонаху Константию Феодулу, подвизавшемуся на полуострове Пелопоннес. От старца икону унаследовал его ученик, монах Мартиниан. В 1821 году он поселился на горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Святыню, доставшуюся от наставника, подвижник постоянно носил на шее в жестяном футляре.
В девятнадцатом веке икона «Избавительница» прославилась чудотворениями. По молитвам перед ней исцелялись люди, страдавшие беснованием. Жители села Мавровуни близ Спарты, где монах Мартиниан побывал с реликвией, избавились от нашествия саранчи. Там же произошло невероятное событие. Умершего мальчика по имени Анастасий молитвенно осенили чудотворной иконой, и он воскрес!
Образ Божией Матери «Избавительница» стал известен во всём православном мире. Списки иконы распространились далеко за пределы Греции, появились они и в России. Копия чудотворной реликвии сопровождала императора Александра Третьего и его семью в поездке из Ливадии в Санкт-Петербург осенью 1888 года. 30 октября произошло крушение царского поезда. Романовы остались в живых чудом, по милости Божией Матери. Дата спасения императорской фамилии стала днём празднования иконы «Избавительница».
А ещё через год первообраз святыни перенесли с Афона в Абхазию, в молодой монастырь Симона Кананита. Его основали в 1875 году монахи святогорской Свято-Пантелеимоновой обители. Монастырь получил название Новоафонский. Образ Божией Матери «Избавительница» стал одной из главных его святынь. В Новом Афоне реликвия пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница