
Однажды мой младший сын Николай, которому было шесть лет, попросился со мной на клирос — так называется церковный хор и место, где он располагается. Во время воскресной службы Коля стоял, прижавшись ко мне. После того, как мы с хором спели песнопение «Единородный Сыне» — оно поётся в начале каждой Литургии — Николай спросил меня тихонько: «Мама, а кто такой «Единородный Сын»? Дождавшись удобного момента, я шёпотом объяснила ребёнку, что речь в этом песнопении шла об Иисусе Христе. Ну а позже, после службы, мы уже смогли как следует поговорить об этом песнопении. Давайте и мы с вами поразмышляем над его текстом и послушаем отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря. Текст этой молитвы в середине VI века сочинил византийский император Юстиниан. Первая часть её в переводе на русский язык звучит так: «Единородный Сын и Слово Бога бессмертное, которое изволило ради нашего спасения воплотиться от Святой Богородицы и Приснодевы Марии...». Вот как этот отрывок звучит по-церковнославянски: «Единоро́дный Сы́не и Сло́ве Бо́жий, безсме́ртен Сый, и изво́ливый спасе́ния на́шего ра́ди воплоти́тися от Святы́я Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и...».
Слова «Сын» и «Слово» здесь употреблены в форме звательного падежа, а слово «Сый» — не что иное, как образованное от глагола «быть» причастие. Сый — то есть сущий, существующий.
Давайте послушаем первую часть песнопения.
Вторая часть песнопения буквально одной строчкой описывает главные события, которые перевернули ход человеческой истории, — приход на землю Бога в виде Человека, смерть Его на кресте и победу над адом. Вот как вторая часть песнопения звучит на русском языке: «Неизменно вочелове́чившийся и распя́вшийся за нас, смертью смерть поправший». По-церковнославянски второй отрывок молитвы звучит так: «Непрело́жно вочелове́чивыйся, распны́йся же Христе́ Бо́же, сме́ртию сме́рть попра́вый...»
Послушаем второй отрывок песнопения «Единородный Сыне».
Молитва завершается словами, которые в переводе на русский язык звучат так: «Христос Бог во Святой Троице единосущный и сопрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас!» А вот как третий отрывок звучит на церковнославянском языке: «Еди́н Сый Святы́я Тро́ицы, спрославля́емый Отцу́ и Свято́му Ду́ху, спаси́ нас».
Послушаем третий фрагмент.
Мои попытки рассказать младшему сыну о песнопении и о том, что в нём выражено сочетание двух природ во Христе — Божественной и человеческой, были не очень успешными. Каждый ответ вызывал ещё больше вопросов. И тогда я осознала, что и сама во всей полноте не понимаю многих вещей, о которых мы с хором поём во время службы. Сначала сын Николай вопросительно смотрел на меня, ожидая ответов, а потом улыбнулся и сам же себе ответил: «Мама, мы обязательно всё узнаем, когда будем ТАМ! — и он важно указал на небо. — Там, где живёт Единородный Сын». «Так просто и ясно», — улыбнулась я Коле в ответ. С тех пор это одно из наших с сыном любимых песнопений. Давайте послушаем его полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
23 апреля. О Схиархимандрите Илие (Ноздрине)

Сегодня 23 апреля. 40 дней со дня кончины Схиархимандрита Илия (Ноздрина), духовника Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла и духовника Свято-Введенской Оптиной пустыни.
О нём рассказывает игумен Лука (Степанов).
В Бозе почившей батюшка Илий более десятка лет подвязался на Святой горе Афон, и я с ним виделся на самой горе в Пантелеимоновом монастыре и на Афонском подворье, где сам проходил послушание и принимал монашеский постриг. Нас, послушников, по виду Афонских, поскольку мы на подворье Афонском в Москве трудились, он особенно нежно привечал, особенно приветствовал, видя в нас надежду укрепления и развития Пантелеимонова монастыря, поскольку сам оказался там в очень тяжелые годы, полные разрухи, и несколько позже приехал, чем дружественный ему отец, настоятель, священный игумен Эремия. Тот его как-то встретил в Троице-Сергиевой лавре и сказал: «пойдем, пойдем на Афон, пойдем». И несколько позже батюшка оказался там, это все-таки было очень непросто в эти советские годы, выехать из Союза, оказавшись на территории Греции и там уже поддерживать жизнь нашего русского монастыря. В своих советах по возрождению наших российских монастырей, которые мне пришлось слышать, он был очень решителен, требовал скорейшего освобождения монастырей от всяких элементов той самой советской действительности, музеев, которые там присутствовали, изображений, искренне видя в сохранении этих изображений и названий, самих наименований. Вот это тягостная ига вражия, которая так долго тиранила отечество наше. Когда встретились мы на Святой горе Афон, то он поражал уже на девятом десятке своей бодростью вместе со всей братией, самим игуменом, не пропуская ни одного богослужения, да упокоит Господь со святыми во Царстве Своем новопреставленного старца.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 апреля. Об апостоле Петре

В 1-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Петре: «Ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень».
О значении этих слов Христа — игумен Назарий (Рыпин).
Здесь говорится о той ревности, которую имел апостол Пётр, безусловно. И в том числе эта ревность его явилась утверждением даже для апостолов, как сам Господь сказал: «что ты, обратившись некогда, утвердишь братью твою». И, безусловно, для верующих, в силу того, что апостол был первоверховным, апостол Пётр, он явился для многих тоже камнем веры, хотя, безусловно, краеугольный камень – это Христос – камень веры. Но просто апостол Пётр за свою твёрдость и ревность в вере, и утверждение очень многих в вере, наименовался Христом – камнем. Поэтому это особенность именно характера апостола Петра, его вера и его служение, форма его служения, об этом пророчество Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 апреля. О творчестве писателя Николая Помяловского

Сегодня 23 апреля. В этот день в 1835 году родился русский писатель Николай Помяловский.
О значении его творчества в наши дни — протоиерей Артемий Владимиров.
Бытописатель Бурсатских нравов, «Очерки Бурсы», главное произведение Николая Герасимовича, прошедшего нехитрое образование псевдоцерковного характера. И, может быть, главный вывод, который мы делаем знакомясь с его произведением, как страшно держаться внешней буквы, не вникая в содержание. Некогда причиной трагедии русского раскола было обрядоверие. И впоследствии, кажущейся, всеобщее приобщение к православной культуре, внешняя воцерковленность могла скрывать за собою пустоту души, чуждую горения веры, надежды и любви. Не будем сегодня упрекать Николая Герасимовича в либерализме, но будем благодарны ему за то, что он указал на эту страшную болезнь, обличаемую еще Спасителем в лице фарисеев и книжников, по сердцу людей гордых, фанатичных и глубоко невежественных, забывших суд милости, веру, ради исполнения мелочных обрядовых предписаний. Вот почему в 21 столетии мы не должны делать той ошибки, которую сделало поколение Чернышевского, Белинского, Помяловского. Нужно искать глубины веры.
Все выпуски программы Актуальная тема