![Лошадь](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2025/02/pasture-grazing-horse-mammal-stallion-mane-607221-pxhere.com-1.jpg)
Фото: PxHere
В середине 2010-х годов в Санкт-Петербурге издали сборник «О войне и победе».
Сюда включено всё, посвящённое этой теме (художественное, документальное, архивное), — одного из самых совестливых писателей советского времени — труженика и воина, уроженца Русского Севера Фёдора Абрамова. В том числе — незаконченный рассказ «Белая лошадь», над которым автор классического романного цикла «Братья и сёстры» (о роде крестьян Пряслиных) мучительно работал более двадцати лет.
Абрамов писал рассказ в память о своих молодых сокурсниках, необстрелянных филологах-ополченцах. Имя героя, нескладного и артистичного Сени Рогинского, — здесь — подлинное. ...Идёт бой, вчерашние студенты лежат у кромки минного поля.
«Он лежал, вытянув шею, и во все глаза, как на чудо, смотрел на луг. И там действительно было чудо: по лугу бежала белая лошадь! Не знаю, может, в том виновата внезапность её появления, неожиданность, может быть, виновата война, которая сделала нас тупыми, а может быть, солнце виновато, которое вышло из-за леса. Но мне показалось, что я ещё ничего подобного не видал в своей жизни. Лошадь бежала серединой луга — лёгкая, грациозная, грива и хвост распущены, тонкие ноги не хватают земли. Румяная заря. Я не успел подумать, откуда эта лошадь. С дороги. Отбилась. А может быть, это местная, хозяйская. Как раздался оглушительный взрыв. Когда земля осела, мы увидели лошадь лежащей на лугу... Она била ногами. Грязная. Подкова сверкала.
Потом лошадь поднялась на колени передних ног и жалобно заржала.
— Надо ей помочь, — сказал Рогинский и начал вставать.
— Идиот! Как ты ей поможешь! Может, к ней побежишь?
Я был в полном отчаянии. Я не знал, что делать. А между тем лошадь продолжала жалобно ржать, словно она призывала нас на помощь...»
Из рассказа Фёдора Абрамова «Белая лошадь» читал народный артист Евгений Меркурьев. Признаюсь вам, что это маленькое, незаконченное произведение задело и не отпускает меня.
Что до лошади, то она пала на глазах у вчерашних студентов от второй мины.
В 1975 году Абрамов записал в дневнике: «Какие уроки сделали мы из войны? Достойны ли памяти погибших? И потому это рассказ не столько о войне, сколько о мире, о нас, выживших...» Конец цитаты. И там же, в дневнике, ещё в 1950-е, о том же: «Огромная, окрыляющая душу вера и полная неготовность. Отсюда колоссальные жертвы в первые два года <...> В Рогинском привлекает именно накал патриотических, героических чувств, который характеризовал наше поколение».
«Я не помню, как мы вышли с минного поля. Я помню только, что вдруг Рогинский, когда мы уже были на прибрежной кромке и к нам бежали, тяжело дыша, ребята, начал, как мне показалось, валиться набок.
— Что с тобой? — закричал я от испуга.
— Чего-то пятке неловко. Я, по-моему, опять сбил правую ногу. Ведь сколько раз говорил тебе, что нельзя бегать.
И тогда я ударил Рогинского прямо по лицу. Кулаком. За всё, за то, что он заставил меня столько пережить, за его идиотскую храбрость.
Он погиб через неделю. Но мне больше запомнилось, как он спасал белую лошадь. Эта белая лошадь, словно на крыльях плывущая по лугу, как самая ослепительная красота. И Рогинский, позабыв про все страхи и боли, бросился спасать красоту. Он не мог поступить иначе. Он мог погибнуть, но красота должна жить...»
Слушая чтение народного артиста Евгения Меркурьева из рассказа Фёдора Абрамова «Белая лошадь», я всё вспоминал портрет автора: ясный взгляд со стены архангельского аэропорта, названного именем этого северного прозаика.
Одного, повторюсь, из самых совестливых писателей ушедшей эпохи.
Все выпуски программы Закладка Павла Крючкова
Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2018/06/ioann-bogoslov-starinnaya_.jpg)
Апостол Иоанн Богослов
1 Ин., 73 зач., III, 21 - IV, 6.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Stefan-Domuschi-1-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Как отличить оригинал от подделки и качественный товар от некачественного? Можно, конечно, говорить о внешнем виде и надписях на этикетке, но подделки бывают очень искусными, так что в некоторых случаях путь остаётся только один — это путь опытный, проверка в самой работе. А возможно ли как-то оценивать путь христианской жизни, чтобы понять её качество? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й и 4-й глав первого соборного послания апостола Иоанна Богослова, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
21 Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу,
22 и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним.
23 А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам.
24 И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам.
Глава 4.
1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;
3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.
4 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.
5 Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их.
6 Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения.
Сложно себе представить, какой перелом должен был происходить в сознании язычников, которые принимали христианство. Дело в том, что язычники не воспринимали свои взгляды как истины, открытые им богами. Христиане же верили, как, впрочем, верят и сейчас, что их взгляды основаны на откровении Бога о Самом Себе, Своих действиях и замыслах. Причём Бог не просто открылся людям, но сделал это в том числе потому, что от правильности взглядов зависит правильность их жизни и достижение целей. Иными словами, от практически полной вероучительной вседозволенности язычник переходил к вере в основных чертах довольно строгой и однозначной.
Впрочем, распространилось и в конце концов победило Римскую империю христианство не столько благодаря особенному вероучению. В первую очередь язычники поражались тем взаимоотношениям, которые царили в общине верующих. Язычники так и говорили: «Посмотрите, как христиане любят друг друга». Уже потом, приходя в Церковь и становясь оглашаемыми, то есть готовясь ко крещению, они понимали, что эти взаимоотношения рождаются не просто из доброй настроенности, но из их специфического взгляда на Бога и мир, пронизанный Его любовью. Христиане не просто договаривались с Богом или покупали жертвами Его хорошее отношение. Они принимали Его слово как правду о мире и самих себе, соблюдали заповеди и чувствовали, что могут говорить с Творцом особенным образом, как свои. Не дерзко, не нагло, но именно дерзновенно.
При этом, конечно, мимикрировать под христиан пытались многие и для апостола Иоанна, как мы слышим в сегодняшнем чтении, важно не только напомнить заповедь о любви, но и подчеркнуть, что её правильное исполнение связано с верой в Иисуса Христа как Бога, пришедшего во плоти. Апостол называет это главным признаком присутствия духа Божьего в человеке. Но как это связано с практикой жизни? Да очень просто! В жестоком и эгоистичном мире верить в любовь и стремиться жить по любви можно, только если на твоей стороне Сам Господь. И не просто, как болельщик, но как участник твоей команды. Ведь как величественно звучат слова: «Дети, вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире». И заметим, что говорится это малой и гонимой общине, общине, которая противостоит огромной империи. Как тут не прийти в ужас? Как не поддаться отчаянию? Только одним способом: верить, что заповеди не выдуманы людьми, но открыты и даже исполнены самим Творцом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о блудном сыне и французская литература XIX-XX веков». Протоиерей Павел Карташёв
![Протоиерей Павел Карташёв в студии Радио ВЕРА](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/04/Prot.-Pavel-Kartashev.jpg)
У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел о французской литературе XIX-XX веков в контексте притчи о блудном сыне. Мы говорили, как в романе французского писателя Фредерика Стендаля «Красное и черное» прослеживается отход автора и общества от Бога и поиск счастья вне Церкви. А также речь шла о французских поэтах, для которых основой творчества стало возвращение к вере и христианским ценностям.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед, посвященных отражению евангельских притч о блудном сыне и Страшном суде в литературе и жизни человека.
Первая беседа с о. Антонием Лакиревым была посвящена евангельскому и историческому контекстам притчи о блудном сыне.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Пусть они сближаются с Православной Церковью, пусть видят любовь к ним и заботливость о них»
![Иллюстрация к выпуску программы «Слова святых»](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2023/11/slova-svjatyh_16h9.jpg)
В 1897 году иерей Иоанн Восторгов поселился в Грузии. Грузинский архиепископ Владимир Богоявленский поручил ему преподавание Закона Божия в нескольких гимназиях города Тифлиса. А спустя три года, в 1900 году, назначил иерея Иоанна епархиальным наблюдателем церковноприходских школ. За годы служения священника в этой должности число школ в епархии удвоилось. Несколько школ заработали в самых неблагополучных районах Грузинского Экзархата. Занятия начались и для детей из тифлисских трущёб, населённых сектантами. Здесь было организовано восемь школ. Через несколько месяцев после открытия учебных заведений число учащихся в них достигло пятисот человек. Двадцать процентов составляли дети сектантов. Иерей Иоанн Восторгов, позже прославленный Церковью в лике священномучеников, так писал об этом в одном из своих дневников:
«Пусть они сближаются с Православной Церковью, пусть видят любовь к ним и заботливость о них. Не может быть, чтобы потом на любовь они не ответили любовью».
Все выпуски программы Слова Святых