— Игорь Николаевич, я передумала... я не могу так, Игорь Николаевич.
— Да помолчите, делаю добро, только и всего.
— У вас свидетели есть?
— А зачем? Свидетели, понятые, если преступление, а мы женимся!
— Ладно, я спрошу.
— Ээээ, куда? Назад! Да перестаньте дёргаться. Ну, перестаньте дёргаться, я вам сказал. Не помирать же вам в этом городе.
— Игорь, Николаевич, я не могу!
— Так. Встаньте на место. Ждите. Слушайте, товарищи, дорогие, нельзя ускорить это радостное событие?
Странные молодожёны явились в ЗАГС Ташкента осенью военного 1942-го. Невеста — худенькая, бледная, несмотря на жару, укутана в ватник, голова обвязана старым шерстяным платком. Жених, наоборот, энергичен и одет как щёголь — пиджак, светлые брюки, белые туфли и модная кепка. Он неспроста поторапливает работников дворца бракосочетания — невеста того и гляди убежит. Её сомнения можно понять: с женихом они знакомы всего пару дней и сочетаться браком собираются отнюдь не из-за нежных чувств. Брак фиктивный; на нём настоял мужчина, потому что от того, состоится ли эта свадьба, в буквальном смысле зависит жизнь невесты. Необычные новобрачные — герои киноленты «Законный брак». Картина, которую снял режиссёр Альберт Мкртчан, вышла на экраны в 1985-м, и по версии журнала «Советский экран» стала лучшим фильмом того же года.
Итак, герои киноленты — едва знакомые жених и невеста, Игорь и Ольга. Сразу хочется отметить, насколько органично сложился здесь актёрский дуэт Игоря Костолевского и Наталии Белохвостиковой. Общего между молодыми супругами — только то, что оба в Ташкенте в эвакуации. Игорь — актёр одного из московских драматических театров. Ольга — тоже москвичка, до войны работала учительницей музыки, а перед самой эвакуацией — медсестрой в госпитале. Однажды Игорь шёл за керосином, и увидел её лежащей на ступенях какого-то здания. Помог подняться и добраться до жилья. Оказалось, у девушки запущенная малярия. И в Ташкенте, где с лекарствами и медициной дела, мягко говоря, обстоят не очень, ей не поправиться. Надо домой, в Москву, и как можно скорее. Но в столицу, которую русские солдаты с боем отстояли у фашистов, въезд — только по спецпропускам. У Оли такого, конечно же, нет. И Игорь решает помочь больной девушке. На днях театр должен возвращаться в столицу. Если Ольга станет его женой, ей тоже можно будет въехать. И это сейчас — единственный для неё способ поправиться. В Ташкентском ЗАГСе Игорь и Ольга заключают брак. С уговором — когда приедут в Москву, сразу же разведутся.
Поначалу историю в фильме «Законный брак» режиссёр представляет в довольно ироничном ключе. Но вдруг сквозь комические сцены начинает просматриваться что-то большее, искреннее и всеобъемлющее. Вот, например, герои возвращаются домой на поезде. В дороге Игорь острит, подшучивает над молодой женой. На одной из станций выходит купить дыни. И не успевает зайти обратно. Поезд трогается. И вдруг на ходу, прямо на насыпь, из вагона выпрыгивает Ольга! Казалось бы — зачем? Ведь, в сущности, Игорь — чужой ей человек. Разобрался бы как-нибудь сам. А она бы ехала дальше. Прыгая, девушка подвернула ногу. И всю дорогу до ближайшей станции, до которой — полдня пути, Игорь нёс Олю на спине.
Но вот, наконец, новоиспечённые супруги в Москве. Вроде бы, можно и разводиться. Только оказалось, что дома у Ольги больше нет. Его разбомбили фашисты. Игорь уговаривает девушку поселиться в его комнате — по праву законной жены. Сам же уходит жить к сестре, на окраину Москвы. Иногда он приезжает навестить Олю, узнать, не нужна ли помощь. Тема развода постоянно витает в воздухе. Но почему-то у героев всё никак не получается это сделать. Игорю некогда — он всеми силами добивается, чтобы с него сняли бронь от мобилизации и отправили на фронт. А возможно, дело в чём-то ещё? Однажды Игорь, кажется, проговаривается об одной из причин его нежелания разводиться, когда в очередной раз приходит проведать Ольгу. За чаем, в комнате, где девушка навела уют, неожиданно завязывается тёплая беседа:
— А у тебя что, книги на других языках?
— Это папины. Он у меня знал европейские языки, ещё арабский.
А у меня дед ведь тоже был очень даже ничего. Он читал лекции по философии в университете, давно, до революции ещё. Ну вот, разговорилась... Надоела?
— Нисколько.
— Ты знаешь, у меня такое чувство, как будто я домой возвратился. Колесил по каким-то неотложным, ненужным делам, и вот, дома.
Казалось бы — Игорь и так дома, в своей комнате. Но явственно слышится в этой его фразе иной смысл. Ну, а то, что произойдёт с героями дальше, сложно описать словами. Примечательно, что супруга актёра Игоря Костолевского, французская актриса Консуэло де Авилан, в одном из интервью призналась: для неё картина «Законный брак» — самый пронзительный, драматичный и в то же время невероятно светлый фильм о любви и жертвенности, после которого она многое поняла о сути брака. Посмотрев необыкновенный фильм Альберта Мкртчана, возможно, поймём это и мы.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
21 января. О подвиге Священномученика Картерия Кесарийского
Сегодня 21 января. День памяти Священномученика Картерия Кесарийского, пострадавшего за Христа в 304 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Картерий был священником в Кисарии Каппадокийской. Своей проповедью он обращал ко Христу многих людей. Во время великого гонения Диокритиана он в соответствии с практикой и канонами того времени скрылся от преследователей. Но Господь в особом видении повелел ему выйти из укрытия и продолжить благовестие, обещая при этом свое содействие. «Иди, Картерий, ибо многие через тебя уверуют и спасутся», — сказал он в видении святому. Вскоре святой был арестован, а затем пристал перед правителем. Ему было предложено принести жертву языческому божеству. За отказ его подвергли многочисленным пыткам, во время которых в особом видении святой убедился, что страданием его соприсутствуют ангелы. Вновь подвергнутый заключению, где снова претерпел пытки, святой вот уже второй раз с момента своего исповедничества сподобился о явлении Христа Спасителя. Тогда он в третий раз предстал перед судом.
Вид святого мученика, когда он, подобно Господу Иисусу, в Евангелии был передаваем на суд от Пилата к Ироду и обратно, но возвращался живым для свидетельства об истине, вызвал обращение многих язычников к вере. Ни угрозы, ни муки не поколебали его решимости. Тогда один из служителей в богоборческом рвении пронзил копьем ребро священнослужителя. И вот, словно повторяя евангельское повествование, из раны святого истекли кровь и вода. На примере святого Картерия мы учимся тому, как жизнь человека может быть в буквальном смысле во Христе переложена на язык евангельского повествования. Он вышел из укрытия и проповедовал всюду. Это главное завещание мученика тем, кто в наши последние времена почитает его память и желает следовать его примеру.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 января. О молитвословиях праздника Попразднства Богоявления
Сегодня 21 января. Попразднство Богоявления.
О молитвословиях праздника — священник Николай Дубинин.
В любом церковном празднике центральными по смыслу молитвословиями являются тропарь и кондак праздник. Это краткие молитвословия, в которых раскрывается суть того или иного праздника, или если тропарь святому, то раскрывается его житие. Так вот, в тропаре Крещению Господню мы слышим о том, что через Крещение в Иордане Господь впервые открыл человечеству Бога Троицу, потому что здесь Сын Крещающийся, здесь мы слышим Отца, свидетельствующего о Сыне, и видим, как Дух Святой сходит на Господа. То есть вот она, Троица, которая явилась нам, и потому праздник Крещения еще называется Богоявление. Бог явил Себя в полноте трех лиц. Также есть еще и кондак к Крещению. В нем раскрывается немножко другая сторона праздника, что Ты, Господи, явился Вселенной, и свет запечатлел на нас.
То есть Крещение — это то событие, когда свет веры в Бога проливается на каждого, кто хочет в Него веровать, кто хочет к Богу стремиться. Потому и наша духовная жизнь тоже начинается с момента Крещения.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 января. О духовных наставлениях Преподобного Ильи Пустынника
Сегодня 21 января. День памяти Преподобного Ильи Пустынника, жившего в четвёртом веке в Египте.
О его духовных наставлениях — игумен Лука (Степанов).
Мало сведений о жизни этого великого подвижника. Известно только то, что он в той пещере, которую избрал местом своего подвига, подвязался более 70 лет, никогда из нее не выходя. Его видно было в этой пещере для приходящих к нему только в полумраке ее, как некая тень. Вкушал он по нескольку маслин в день и сухой хлеб. Его наставления, тем не менее, отличаются удивительной пронзительностью. И история всякого грехопадения очерчена им в три пункта. Первое — это забвение. Второе — разленение. И третье — уже греховное падение.
Таким образом, нуждает он всякого христианина не забывать о Господе. Главной задачей своей внутренней жизни считать хранение страха Божьего, памяти о Господе, забвение о котором неизбежно ведет к лени. Неохота ничего делать духовного, неохота поститься, неохота молиться неохота трудиться, неохота терпеть, неохота снисходить к ближнему. Из-за чего? Из-за забвения. Так что победа жизни, о которой свидетельствует нам этот 110-летний святой старец, состоит в том самом трезвении, в котором и он пребывал в своей пещере.
Все выпуски программы Актуальная тема