
«Дерсу Узала», студия Ателье-41, Daiei Studios, Мосфильм, режиссер Акира Куросава
— Меня Арсеньев зовут. А тебя как?
— Дерсу Узала.
— А лет сколько?
— Хорошо не знаю. Моя уже много-много живи.
— Семья есть?
— Все давно помирай. Раньше у меня жена была, сын и девчонка. Оспа все люди кончай. Теперь моя один остался.
В самом начале ХХ века, вдали от цивилизации, в дебрях уссурийской тайги, военная исследовательская экспедиция неожиданно встречается с одиноким стариком-охотником. Всю жизнь он живёт в тайге и знает каждый её уголок. Умеет находить дорогу в самой непроходимой чаще. Понимает, где и какая опасность может подстерегать. У него чуткий слух и острое зрение. А ещё он безошибочно узнаёт добрых людей. Поэтому и вышел к экспедиции. И с радостью откликнулся на приглашение её руководителя, капитана Владимира Арсеньева, стать их проводником. Дерсу Узала — так зовут таёжного старика. Точно так же — «Дерсу Узала» — называется и кинофильм, фрагмент из которого мы только что услышали. В 1975-м году его снял легендарный японский режиссёр Акира Куросава на советской студии «Мосфильм». А в следующем, 1976-м, картина завоевала премию «Оскар» как лучший зарубежный фильм.
Лента «Дерсу Узала» стала экранизацией одноимённого автобиографического романа писателя, учёного, исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева. Режиссёр Акира Куросава зачитывался его увлекательными произведениями и мечтал воплотить на экране. Поэтому, когда представители «Мосфильма» предложили ему снять ленту по мотивам романа Арсеньева в России, с русскими актёрами, Куросава согласился. По признанию режиссёра, работа над фильмом «Дерсу Узала» помогла ему выбраться из глубокого творческого и жизненного кризиса. Картина о трогательной дружбе и взаимовыручке заставила режиссёра вновь поверить не только в собственные силы, но и в силу доброты. Именно на этом режиссёр и сконцентрировался в своей экранизации. В одном из интервью перед началом съёмок, Куросава говорил: «Я не планирую акцентировать внимание на деталях экспедиций Арсеньева. Для меня важно другое. В центре повествования будет та необыкновенная дружба, которая долгие годы связывала Владимира Арсеньева и Дерсу Узала. Тема человеческой верности и любви к ближнему».
Своё обещание Акира Куросава сдержал. Фильм действительно получился очень добрый. Мы видим на экране, как Дерсу Узала, маленький простодушный старичок, превращает исследовательское путешествие капитана Арсеньева и его группы в путь к осознанию самых важных в жизни вещей. Взять, к примеру, эпизод, в котором экспедиция останавливается на ночлег в случайно найденном шалаше из веток. Наутро, когда группа собирается уходить, Дерсу просит капитана оставить в укрытии немного риса и спичек. Арсеньев недоумевает — зачем, ведь возвращаться сюда они не собираются. Дерсу тоже удивлён: ну как же капитан не понимает? Другие люди придут — найдут, чем разжечь огонь и подкрепиться.
Порой воззрения Дерсу кажутся участникам экспедиции потешными. Всё вокруг он называет — «люди». Деревья у него — «люди». Огонь и вода — «люди». Даже кабаны, и те тоже — «люди»! Действительно — звучит забавно. Однако, если вдуматься, такое отношение говорит о том, как много в главном герое уважения и любви ко всему, что его окружает. Он не сломает зря ветку. Не выстрелит без необходимости в животное. А человеку — если, конечно, тот пришёл в тайгу с добрыми намерениями — откроет навстречу своё сердце и окажет помощь. Но однажды помощь понадобилась самому Дерсу. Годы взяли своё — пожилой охотник стал слепнуть. Без острого зрения в тайге не выжить. Что делать, как быть? В одном из невероятно трогательных эпизодов капитан Арсеньев со всей искренностью предлагает Дерсу выход:
— Капитан! Раньше моя всегда первый зверь посмотри, стреляй всегда попадай, теперь попадай нету, глаза худой, как моя теперь тайга живи?!
— Дерсу! Пойдём со мной в Хабаровск. Мой дом — твой дом!
Согласится ли пожилой охотник принять такое предложение товарища? Сможет ли покинуть тайгу и переселиться в город? Узнаем, посмотрев трогательный фильм Акиры Куросавы. Вместе с его героями мы пройдём живописными и суровыми таёжными тропами. И рядом с таким человеком, как Дерсу Узала непременно станем немного добрее.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер