
Первого октября тысяча восемьсот девяносто шестого года обитателей мужского отделения Александровского ночлежного дома собрали в столовой. Обед уже прошёл, и люди гадали, с чем связана такая «всеобщая мобилизация».
— Лекцию читать будут, — предположил частый гость ночлежного дома, молодой парень в линялой рубахе в горошек. — Недавно доктор приезжал, про гигиену говорил, велел руки мыть перед едой. По два куска мыла на брата даром выдал! — важно прибавил он.
Наконец, дверь столовой открылась, и появился комендант. Следом за ним шёл высокий темноволосый молодой человек в толстых очках.
— Василий Павлович Казанский, — представил начальник гостя. — Студент второго курса Петербургской Духовной Академии. Он проведёт с вами беседу на духовные темы.
Когда комендант вышел, столовая загудела. «Да, видать, мыла не будет!» — вздохнул парень в полинялой рубахе.
...Но минул час. Пошёл второй. Комендант решил проверить, всё ли в порядке и подошёл к закрытой двери, откуда доносился звонкий, уверенный голос гостя. Не утерпев, приоткрыл её. Бездомные — казалось бы, навсегда ожесточившиеся люди — слушали молодого студента и... утирали слёзы!
Василий Казанский, сын священника из Олонецкой губернии, приехав в тысяча восемьсот девяносто четвёртом году в Петербург поступать в Духовную Академию, с первых же дней в столице был поражён тому, как много на её улицах нищих и обездоленных. Василий не мог равнодушно пройти мимо просящих милостыню, и часто раздавал едва ли не все свои и без того весьма скудные средства, которые ему присылали из дому. И вскоре решил нести Божье слово и надежду туда, где царил мрак безысходности — в ночлежки и приюты для нищих.
Один из сокурсников Василия Казанского, по фамилии Дав, вспоминал, что и другие в Духовной Академии пытались подобным образом «ходить в народ», но уже после первой попытки, натолкнувшись на стену отчуждения, охладевали к идее проповедовать среди «отверженных». Совсем по-другому было с Василием — его слова мгновенно вселяли в сердца людей надежду, помогали им начать новую жизнь, вырваться из плена нищеты, а главное — обрести веру в Бога.
В тысяча восемьсот девяносто пятом году Василий принял монашеский постриг с именем Вениамин и был рукоположен в иеромонахи — то есть, стал монахом-священником. А в тысяча девятьсот десятом его возвели в высокий сан митрополита Петроградского. Но и тогда владыка Вениамин, как и прежде, по первому же зову, в любое время суток, невзирая ни на дождь, на ни снег, шёл в бедные лачуги на окраине города, подвалы и всё те же ночлежные дома — причастить, исповедовать, напутствовать перед последним часом. В нескольких районах города он организовал отделения Общества трезвости, где тоже регулярно проводил беседы. Простота, с которой митрополит Вениамин Петроградский общался с народом, его искреннее желание доказать, что можно изменить свою жизнь, действительно творили чудеса, утешая и поддерживая людей в самых тяжёлых жизненных обстоятельствах.
И тем смехотворнее выглядело обвинение, предъявленное владыке Вениамину большевиками, арестовавшими его в июне тысяча девятьсот двадцать второго года: «враг трудового народа». «Я верный сын своего народа, люблю и всегда любил его. Я счастлив тем, что народ платил мне тоже любовью» — ответил митрополит своим обвинителям. А через два месяца, в августе двадцать второго, владыку Вениамина расстреляли на артиллерийском полигоне под Петроградом. Спустя семьдесят лет Русская Православная Церковь прославила его в лике святых. И не случайно в тропаре — краткой молитве — святителю-мученику Вениамину Петроградскому есть такие слова: «Любовь и милосердие в сердцах верных насаждая, благотворити призывал еси терпящим глад и нищету».
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер