
«Далёкие близкие», студия МТС Медиа, Киностудия КИТ, Red Pepper Film, режиссёр Иван Соснин
— Куда ты собрался-то?
— С тобой, в Москву. Ну, понимаешь, у меня может быть уже шанса никогда не будет. Миш, ну у меня возраст. Сам понимаешь. А так я страну посмотрю... Ну, с тобой время проведу.
— Ты серьёзно?
— Ну, а разве я похож на несерьёзного человека?
Борис Петрович — учитель географии. Он может по памяти изобразить на доске очертания озера Байкал, но на самом Байкале никогда не бывал. В сущности, он ни разу в жизни не выезжал за пределы родного края — а живёт Борис Петрович в Хабаровске. Точнее, в пригородном лесном посёлке. В школе «географа» прозвали Лешим. Впрочем, пожалуй, не только место жительства повлияло на такое прозвище. Борис Петрович угрюм, нелюдим, грубоват. Живёт один, и даже с собственным взрослым сыном, Михаилом не может наладить отношения. Нормального семейного общения у них никак не получается. И тем не менее, однажды Борис Петрович решает ехать вместе с сыном в Москву — в фургоне-автодоме, который Михаил перегоняет туда для продажи. Учитель географии из Хабаровска — главный герой кинофильма «Далёкие близкие». Фрагмент из него прозвучал в начале нашей программы.
Для уральского режиссёра Ивана Соснина картина стала дебютом в полнометражном кино. Она вышла на экраны в 2022-м. Премьера прошла на кинофестивале «Окно в Европу», где фильм занял первое место в зрительском голосовании. Лента завоевала одну из наград Всероссийского Шукшинского кинофестиваля. Работу молодого режиссёра не обошли вниманием и критики. В прессе картину «Далёкие близкие» называли одним из тех фильмов, которые придутся по сердцу бабушке и дедушке, папе и маме, и оторвут детей-подростков от смартфона. Правда, иногда в картине звучат, скажем так, «озорные» словечки. Однако общего впечатления от просмотра они в итоге, к счастью, не портят.
Кстати, именно вокруг смартфона закручивается сюжет фильма «Далёкие близкие». Михаил отдаёт отцу свой старый телефон с выходом в интернет. Борис Петрович регистрируется в одной из социальных сетей, и знакомится там с женщиной по имени Надежда. Которая, как и он сам, увлекается огородничеством и публикует ролики о том, как выращивает овощи. Борис Петрович проникается чувствами к Надежде. Но выясняется, что она живёт за несколько тысяч километров от него — в Подмосковье.
Вот таким образом складываются обстоятельства, из которых в итоге получается искромётное роуд-муви — то есть, фильм о дорожных приключениях. Их, поверьте, будет немало. В пути герои познакомятся с улыбчивой девушкой Машей. А главное — друг с другом. Перед взором зрителей промелькнут чудесные пейзажи. И всё-таки режиссёр Иван Соснин подчёркивает, что путешествие как таковое — не самое главное в его картине. На первом месте — люди и их взаимоотношения. И название «Далёкие близкие» у фильма совсем неспроста. Он — о том, что родные люди могут быть бесконечно далеки друг от друга. И наоборот. В одном из эпизодов Борис Петрович с грустью признаётся сыну, что давно уже чувствует себя совершенно одиноким.
— Я уже как-то привык к одиночеству. Уже 12 лет как один. Как мать похоронили, так я один. Дома один. На работе один. Одиночество, это, знаешь, как болезнь. Лекарство ни в одной аптеке не купишь...
Да, действительно — средство от одиночества и непонимания не купить по рецепту. Но способ справиться с ними всё-таки есть. И он — в руках у каждого из нас. А подсказку даёт Иван Соснин в своём фильме «Далёкие близкие».
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.