
У нас в гостях был основатель и руководитель Союза деловых людей, координатор Совета по цифровой трансформации при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации Илья Тимошин.
Наш гость рассказал о своём непростом пути к вере и о том, какую роль на этом пути сыграл известный священник Даниил Сысоев, о значении духовной поддержки для предпринимателей, а также о преодолении потерянности и кризисных ситуаций в жизни.
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
И. Цуканов
— Добрый вечер, дорогие друзья! «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА. У микрофона — Кира Лаврентьева...
К. Лаврентьева
— Добрый вечер!
И. Цуканов
— Я — диакон Игорь Цуканов, и очень рады представить сегодня нашего гостя — Илью Тимошина. Это основатель и руководитель Союза деловых людей, координатор Совета по цифровой трансформации при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации... Илья, добрый день!
И. Тимошин
− Здравствуйте, дорогие наши слушатели, ведущие...
И. Цуканов
− Илья, ну вот наша передача «Вечер воскресенья» традиционно так фокусируется вокруг темы «христианин в обществе»... И вот Ваше такое общественное служение, если можно так сказать — оно заключается в том, что Вы руководите Союзом деловых людей и занимаетесь темой цифровой трансформации. Вот что такое цифровая трансформация? Могли бы рассказать сразу, чтобы было понятно?
И. Тимошин
− Ну, например, если предприниматель перешел из Excel в какую-то СRM-ку — это уже цифровая трансформация. И сейчас, когда мы говорим такие слова громкие — «цифровизация» и все остальное...
И. Цуканов
− Да...
И. Тимошин
− Очень много компаний есть, которые еще находятся в стадии, когда для них переход в нормальную CRM — это уже цифровая трансформация...
И. Цуканов
− А CRM — это система управления клиентскими взаимоотношениями?
И. Тимошин
− Да, да... А есть компании, которые в Excel-ках ведут нормально свои данные, и для них все хорошо... Ну здесь бы я, наверное, немножко поправил: у меня основная миссия все-таки — это развитие предпринимательства и поддержка предпринимателей. Это не только цифра, цифра — одно из направлений. И все, что связано с деятельностью...
Ну например, мы делали недавно поездку для предпринимателей в Оптину пустынь — мы назвали это бизнес-паломничеством. Потому что известно, что Оптина пустынь до революции выполняла роль стратегического консалтинга. И вот соединить предпринимательство...
И. Цуканов
− Оно же духовничество...
И. Тимошин
− Ну да, в том числе. Поэтому, знаете, у нас просто переводится слово «бизнес»... Точнее, как оно заякорилось, да — как «коммерческая деятельность». А бизнес же как у нас переводится? Как «дело»!
И. Цуканов
− Да...
И. Тимошин
− И дело же может быть не только в коммерческой деятельности. Это может быть и медицина, и спорт, даже радио — это тоже дело, да, например. И здесь суть в том, что ключевое — дело должно быть для человека!
У нас есть такое понятие — consumer, «потребитель» вот. И очень интересно, когда фокус человека, который занимается каким-то делом, бизнесом или любым другим — он видит образ потребителя, и у него подход какой: выкачать, вот эти ловушки маркетинговые, для себя любимого все собрать...
А есть подход — «человек». Тогда задача у любого там предпринимателя, кто занимается делом — понять его проблему и помочь ее решить. Чувствуете, разница, да, какая?
И здесь очень интересный момент был, когда кризисы, волны кризисов проходили у нас в стране — наблюдал за компаниями, которые были такие... ну, достаточно устойчивые. Они должны были пройти эту турбулентность спокойно. А их разносило! А были компании, которые должно было разнести — а они выживали. Удивительное явление!
А потом помогли, как обычно, греки — знаете, как «кризис» переводится? Чистилище, суд Божий! И когда через эту призму смотреть на эти компании, то разносило те компании, где подход был — «потребитель»! А там же ведь потребители — это не только клиенты; это и сотрудники-винтики, вот такое, везде эта такая паутина ядовитая, которая распространяется повсюду...
А те, которые выживали — подход был «человек». У них и команда — как семья, они заботятся и о них, и для клиентов стараются. Есть там один крупный производитель сыров; владелец приходит (а у него крупные линии производственные), он пробует — горчит. Но покупатель не заметит; а он — все свиньям! То есть вот настолько...
И вот когда мы говорим про предпринимательство — у нас просто в стране такой образ: успешный, успех — вот не будешь ничего делать, два часа под пальмой валяться... И неокрепшие умы бегут туда — а это ловушка же, ну по-другому не бывает... И задача какая? Купи дешевле, продай дороже, заработай, отожми, бери от жизни все...
А менять надо эту модель. Дело должно быть для человека. Тогда и Господь тебе будет помогать во всем.
У нас же куча таких вот случайностей, как кризисы, волны кризисов — почему происходит кризис? Меня как-то попросили статью написать на тему антикризисного управления. А если мы смотрим на кризис с точки зрения того, что это чистилище — это что значит? Что я как предприниматель или как человек, который занимается каким-то делом, теряю в себе Бога. А соответственно, здесь что нам Господь сказал? Возлюби ближнего своего, как самого себя! А ближний — это кто? Это сотрудники в том числе мои, это моя команда, это те партнеры, контрагенты, это клиенты — эти мои ближние. И когда я теряю ориентир духовный внутри себя, теряю Бога — тогда приходит кризис.
Внешнее — это всего лишь обстоятельства для тебя. Ну что такое обстоятельства? Это то, чем Бог обставляет наш путь, да. И это обстоятельства, чтоб ты в себе увидел, где у тебя кризис, что ты потерял Бога — друг, очнись!.. А многие воспринимают внешние эти обстоятельства, внешние явления кризиса, как что-то... внешнее давление: «Я-то нормальный, я Д’Артаньян, я все хорошо делаю»... Да нет, что-то у тебя сбилось —какой-то навигатор вот этот...
К. Лаврентьева
− Илья, ну смотрите, если говорить о кризисах, Вы так компетентно об этом говорите, как будто понимаете на собственном опыте, как из этих кризисов, даже тяжелых, можно выходить. Давайте дадим людям надежду и поможем тем, кто сейчас находится, может быть, в ситуации кризиса, ситуации самопотери, если хотите, ситуации, когда ты вообще не знаешь, куда идти, когда ты на распутье... И может быть, чуть-чуть приоткроем, вот ровно с Вашего позволения, какую-то завесу в Вашей жизни, и Вы поделитесь каким-то опытом по преодолению трудных кризисных ситуаций в своей жизни...
И. Тимошин
− Да, конечно. Во-первых, хочется про потерянность, да... Потерянность происходит у меня регулярно! (смеются) Вот вообще — что такое потерянность?
К. Лаврентьева
− Ну это обнуление такое, да?
И. Тимошин
− Это как раньше — не хочу, а как по-новому — не знаю...
К. Лаврентьева
− Да, обнуление полное...
И. Тимошин
− Я потерялся, мне надо найти себя нового, да. А начинается поиск себя как раз с духовного — а я человека в себе потерял или нет? Такая некая сверка вот... Ну это так — небольшая ремарка — происходит... Поэтому потерянность — это нормально. Просто часто люди уходят во что? В уныние —что-то отмирает, старая жизнь, а что-то тебя связывает с этой историей...
К. Лаврентьева
− Да, депрессия, психологи...
И. Тимошин
− А надо просто наблюдать, какие Господь тебе дает возможности...
К. Лаврентьева
− Вот в этот момент...
И. Тимошин
− Вот там, где ты будешь сейчас, да... Мне нравится, например, как отец Федор Конюхов говорит... «Как Вы достигаете таких целей?» — «А мысленно себя туда закидываю, а дальше просто тело подтягиваю...»
К. Лаврентьева
− Это интересно! А чем это отличается от современной визуализации так называемой, когда там рисуешь цели, визуализируешь?
И. Тимошин
− Ничем, это все то же самое. Здесь просто надо понимать, что это, так сказать, не панацея. Потому что мозг — это всего лишь набор программ поведения. У нас есть разум, высшая точка души; а мозг — это набор программ поведения. И мне, например... Почему говорят: «выйди из зоны комфорта», «пиши цели» − о чем это речь? О том, что вы мозг программируете на то, чтобы эти цели были достигнуты. Как это работает? Вот мозгу без разницы, совершили вы действие физически или мысленно. Песня пришла в голову — и вы ее ходите и поете, поете, поете... Что надо сделать?
К. Лаврентьева
− Другую песню включить...
И. Тимошин
− Нет — эту допеть! Завершенный процесс важен, понимаете, в чем история?
К. Лаврентьева
− То есть, пока ты ее не допоешь, она будет у тебя крутиться?
И. Тимошин
− Да! А вторую песню — второй процесс запустится у вас... Я вот как делаю: у меня когда поток мыслей идет, я их выписываю в телеграмм — сам себе можешь написать, например. Процессор освобождается у вас вот — и вы совершенно спокойны. Просто я слышу, когда люди говорят: «Я не спал до трех ночи — мысли гонял»... Ну выпиши ты эти мысли, заверши процесс для мозга!
И мозг — это всего лишь набор программ поведения. Когда вам нужно куда-то к новому себе двигаться, что происходит с мозгом? Там он не знает алгоритма, для него это — неизвестность, ему страшно, и он вас будет обманывать: «Не надо, не надо! Тебе здесь хорошо...» − потому что здесь ему все известно, он на любую задачу знает набор программ поведения.
Вот поэтому, когда мы говорим в том числе про цели, что происходит в этом процессе? Человек, выписывая цели — он запустил процесс у мозга, и уже на подсознании мозг будет из пространства доставать те ресурсы, те задачи, которые нужны для достижения этих целей...
И. Цуканов
− Илья, вот...
И. Тимошин
− Про себя не сказал...
К. Лаврентьева
− Это мы еще спросим... (смеется)
И. Цуканов
− Да... Как раз да, хотел немножко вернуться, как говорится, к началу... вот вы закончили институт культуры и искусства по направлению психология, насколько я понимаю, да?
И. Тимошин
− Ой, сейчас начнется... (смеются)
И. Цуканов
− Ну а дальше Вы занимались предпринимательством, в общем, в тех или иных областях — у Вас была, насколько я понимаю, фирма по продаже светильников, да?
И. Тимошин
− Строительная компания, интернет-магазин по светильникам...
И. Цуканов
− То есть, много чем Вы занимались... А сейчас Вы как бы вот занимаетесь, скажем так... говорите о том, как развивать предпринимательство. Вот как Вы проделали этот путь, можете немножко эту связку нам прояснить? Какой был путь от культуры и искусств — ну, психология все-таки, психологическое вот это направление — к предпринимательству? И к такому взгляду на предпринимательство даже, как на служение христианское?
И. Тимошин
− Да, вот очень крутая фраза! Потому что бизнес — это служение, да. То есть, когда Бог на первом месте — все остальное на своем. И когда ты воспринимаешь бизнес как служение — ты занимаешься созиданием. Ведь у нас купцы дореволюционные — они занимались созиданием. Ни в одном уставе не было написано «извлечение прибыли». Вот Вы меня правильно вернули к вопросу Киры (смеется) — «расскажи про свой путь, откуда он начался?»...
До института культуры, на самом деле, и психологии... Там у меня, скажем так, было это все больше для корочки. Я не учился — меня жизнь учила всей этой истории. Потому что самый лучший Учитель — это Бог, Который в жизни тебя ставит в такие условия... Ну все, что нас окружает — это декорации от Бога, чтобы мы нашли ошибку в себе. Часто мы ищем ошибку в декорациях: президент, правительство, начальник, муж, сосед... Все плохие, а я − Д’Артаньян! И вот человек в этих декорациях живет. А когда он это осознает — Бог эти декорации начинает менять, для дальнейшего развития.
А у меня началось все-таки с военного института все. Я в школе очень сильно хулиганил, вообще сильно вот — и родители, ну... У меня папа — пенсионер МВД, а мама — библиотекарь. Они душу в меня вкладывали, а я вот — мог домой не приходить, уехать в другой город...
И. Цуканов
− Ого...
И. Тимошин
− Ну, в то время у нас уличные всякие вот эти драки, алкоголь... Ну то есть, настолько потерян был, с точки зрения Бога... Я не знаю, как Он меня отыскал вообще... То есть, для чего-то, наверное, я Ему нужен...
И. Цуканов
− А в детстве не было, да... вот хождения в церковь и так далее?
И. Тимошин
− Я в детстве... Нас бабушка учила колядовать ходить, потому что деньги... А я этим воспользовался — потому что можно было пособирать деньги походить. Ходили по дворам вот на Рождество как раз...
И. Цуканов
− То самое — предпринимательство про извлечение прибыли...
И. Тимошин
− Ну, здесь вот как оно — бабушки же у нас коверкают понимание Бога. То есть, у нас есть вот фарисейский набор: здесь стой в храме, там не стой, там не стой, какие-то правила... А то, что в душе — другое оно все-таки... Ну в общем, я много очень хулиганил, и меня отправили учиться в казарму. Ну потому что там мне и место, в принципе, было — чтоб воспитать уважение к себе и к людям.
Для меня не то что Бог далекий был — я вообще не понимал сути. Я знал, что — как, знаете, говорят — «что-то есть». А что, как это там... У нас батюшка когда приходил там (у нас классные часы тогда были), одна задача была — «потроллить» его! То есть, вот в таком я состоянии находился, в общем.
И попал я в казарму. А в казарме было тоже все очень весело, потому что я был буйный — «нормальные пацаны живут по понятиям», вот эта вся история. Ну в принципе, и попал в казарму, чтобы не посадили, скажем так.
А я в тот момент... Я благодарен родителям, потому что я там начал реально ценить людей, родителей, потому что все-таки эти условия помогают тебе. Ну знаете, первый этап — когда еще нет понимания Бога, но Бог начинает эти ценности какие-то человечные формировать, да — ну они базовые в христианстве и везде...
Но я потом понял, что я живу не свою жизнь − я живу жизнь родителей. У нас же очень много, у людей, страха — страх оценки. И мы живем чужую жизнь. Что подумают близкие, родители? Мы пытаемся для них жить. Мне одна девочка такой вопрос задавала, и он меня «триггернул» настолько, что я вот о нем говорю — она говорит: «А все говорят, что он будет для меня хорошим мужем». Я говорю: «А ты сама-то что хочешь?»...
Я в тот момент понял, что я не свою жизнь живу — потому что папа хотел, вот я для них хороший, весь молодец сын такой... И я, проучившись два года в военном, бросил все — ушел оттуда. Ну как вы думаете, от кого я огреб первую критику? Конечно, от родителей. «Ты, как ты мог, мы в тебя это...». Я все бросил, поехал в Москву... А я родился в деревне небольшой...
И. Цуканов
− В Пензенской области, да?
И. Тимошин
− Да, в Пензенской области... Покорять столицу я поехал. А поскольку отморозок еще тот был в то время, я приехал и...
К. Лаврентьева
− Покорил...
И. Тимошин
− И понял, что никто меня в Москве не ждет, Москва слезам не верит...
К. Лаврентьева
− Да...
И. Тимошин
− Пришлось ночевать там и в подъездах, и по стройкам в тот момент. Я не мог вернуться, я очень гордый был — как я вернусь побежденным? Я же поехал покорять, значит, я должен покорить...
К. Лаврентьева
− Да, да...
И. Тимошин
− И конечно, это было то еще веселье... Но Боженька такими обстоятельствами вел меня аккуратно так, грамотно вот — к Себе поближе...
И. Цуканов
− Напомню, что это «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА. Сегодня у нас в гостях — Илья Тимошин, основатель и руководитель Союза деловых людей. У микрофона — Кира Лаврентьева, я — дьякон Игорь Цуканов, и мы продолжаем вот слушать...
К. Лаврентьева
− Вдохновленный рассказ (смеется)...
И. Цуканов
− Историю, да, которую Вы начали рассказывать...
И. Тимошин
− Да... В общем, было много разных скитаний. Кем я здесь только ни работал — и менеджером по продажам, и торговым представителем, и в такси, и окна мыл, и трубы канализационные прокладывал — то есть, вот просто все делал, все, что угодно было...
И. Цуканов
− Всю изнанку жизни как бы Вы знаете...
И. Тимошин
− Ну, у меня не было богатых папы и мам, и я понял, что, конечно, кто-то прилетит в голубом вертолете, но не ко мне явно. И надо поднять свои «вторые девяностые» и пахать, и пахать, и пахать, по-другому никак...
Ну и в какой-то момент познакомился с девушкой; она говорит: «Отвези меня к Матроне». А мне же надо «рисануться», я ж парень такой видный, ну «повыделываться» — и я: «Конечно!»... Но вот всю ночь там в клубах — утром приезжаю — спать хочу, не могу... Забираю ее, ее сотрудницу, там с ней была...
Подъезжаю к Матроне, говорю: «Идите! Я посплю пока, я вас здесь подожду». Они такие: «Ну ты что! Надо же сходить». А я говорю: «Да сейчас какая-то старуха меня жизни учить будет? Я сам все знаю, вы че?». Они говорят: «В смысле старуха? Она там... типа... умерла». Я говорю: «Тем более — умерла, вы че вообще? Не, не мое»...
В общем, они меня уговорили; а я пока стоял в очереди, оказывается, я акафист прочитал — я ж не знал тогда ничего...
К. Лаврентьева
− Господи, помилуй...
И. Тимошин
− И я когда прикладывался к мощам, я попросил (а я тогда думал, что у меня путь-то правильный): «Помоги мне на моем правильном пути». Это я только потом понял, что путь правильный, он один — с Богом, да... А не то, как мы себе это представляем. Потому что критерий оценки кто у нас? Бог и заповеди в Священном Писании...
И меня как перевернуло через недели две!.. Я попадаю в алтарь...
К. Лаврентьева
− Серьезно?
И. Тимошин
− Я бросаю курить, я начинаю читать утренние и вечерние молитвы... Причем я попадаю в алтарь к отцу Анатолию Берестову, а вторым священником отец Даниил Сысоев был. И у меня получается один — молитвенник сильный, а другой − гений слова. И настолько вот это, Господи... У меня родные подумали, что я сошел с ума, в секту попал...
И. Цуканов
− Это на Крутицком подворье, да, было?
И. Тимошин
− Да, тогда еще не Крутицком вот. Тогда еще батюшка Даниил храм тот еще не начинал строить, который Фомы был... И это так... Я все — я монахом, я монахом!.. Мне отец Даниил говорит: «Ты лучше в миру нормальным будь!». Но я в общем, с батюшкой Анатолием пожил в монашеской общине, вся эта история... То есть вот настолько меня перевернуло — видимо, нужно было меня поокунать во все эти гадости — ну, чтобы почувствовать Бога. Я понял, что было вот это пространство во мне, я знал, что оно есть...
К. Лаврентьева
− Незаполненное, да...
И. Тимошин
− А тут оно заполнилось! И просто, ну... И вот тогда это было первое касание, первое соприкосновение — и вот тогда я пустил в себя Бога. И уже после этого ты не сможешь жить по-другому! Никогда, вообще просто. Понятно, что на пути много этапов есть, когда тебя сносит, по разным причинам — ты теряешь, вот эти сомнения начинаются...
И где-то там... У нас же всегда выбор, да? Как это — борьба добра и зла происходит на фоне каждого сердца, да... И здесь, когда ты как предприниматель — а вот здесь можно чуть-чуть «наколоть», или по-человечески? И вот ежесекундно у нас вилка: быть человеком, или все-таки «consumer» кто-то, «потребитель», да...
А когда ты знаешь этот критерий, даже когда ты сбился — тебе моментально Господь возвращает, начинается треш! Потому что когда мы говорим: «О, бери от жизни все», ты здесь отжал у кого-то чего-то — ты потеряешь неизбежно! Ну так работает. Есть законы Божьи — видимые и невидимые. Невидимые мы называем — чудеса, видимые — это обычно, знаете как...
Если вот едешь по дороге и не знаешь правил — ну, тебя оштрафуют! Ты попадешь. Вот и здесь та же самая история, что мы выбираем человека или не человека — как поступить. И как только ты сбиваешься, как только ты где-то «отжал» — теряешь; но теряешь не тем, что «отжал», а что тебе близко. Здоровье, еще чего-то...
И когда сейчас видишь, люди говорят: «Что-то у меня треш, у меня там дом сгорел, машину шарахнуло»... Да посмотри, где-то вон там сбои — там ремонтируйся! Потому что Боженька нам сразу ставит вот эти индикаторы Свои: " Ты сбиваешься с дороги, ты сбиваешься с дороги...«. Вот, а люди часто думают... Как раз вот, что важно услышать...
У нас есть такая штука вот: «Бери от жизни все». Какая там обратная сторона? Терять, да! Когда брать, брать, брать — ты будешь неизбежно терять. Ну не бывает по-другому. А второй момент, у человека возникает такая штука: давать, помогать, да... И вроде смотришь: один человек живет — у него все, и зарплата, и все хорошо, и статус, но что-то регулярно треш с ним происходит. А другой — у него все время всего хватает, потому что там обратная сторона — получать. Тебе Господь неизбежно будет давать то, что тебе будет нужно...
Вот поэтому здесь вот прям рекомендую посмотреть на себя. Я каждый раз себя оцениваю, если какие-то такие начинаются события — я теряю в себе Бога, начинается то, о чем вы говорили — кризис, потерянность. Кризис, еще раз — это чистилище, это Суд Божий. И у каждого − свой кризис. Внешнее — это всего лишь обстоятельства, а глубина обстоятельств, как у нас сегодня происходит, вот эта вся трансформация мира — это Богу неизбежно нужно вмешаться, потому что люди настолько потеряли ориентиры, что без вмешательства Бога нельзя!
Это как Рождество — нужно было родиться Богу для того, чтобы вот эту всю гниль нужно было почистить. И когда происходят вот эти все между странами и все остальное, это о чем говорит? Что Господь вмешивается в процессы! И здесь каждый из нас, каждый внутри себя должен понять, что внешние обстоятельства, когда они нас касаются напрямую — то что-то в нас сбилось. А там есть четыре ответа на вопрос: первый ответ — кто я? Православный я человек? Или даже — я хороший человек?
Если кто-то слушает... Потому что у многих разные истории... Есть православные такие люди, все хмурые... А как отец Даниил говорил: «Мы улыбаться должны, мы радоваться должны! С нами Бог!»...
Вот, я кто? Я нормальный человек? Я живу как? По совести? Вот мой день: я делаю добро людям? Моя деятельность — это люди? Или потребители? Или я все-таки «выкачиваю»? Из близких в том числе, веду себя как-то, может быть, не так, обманываю, или что-то еще... Вот кто я в этот момент? А второй вопрос: а зачем я это делаю дело? Зачем? И там можно по горизонту пройтись: зачем это мне, зачем это моей семье, в чем смысл моей деятельности? Вот, а уже потом — на вопросы, что и как делать...
А люди часто, когда у них потерянность возникает, ищут ответы на вопросы, что делать и как делать — это про инструменты и про действия. А на первые два вопроса они потеряли ответ, и у них кризис, у них потерянность. Вот всегда, когда у вас есть такая потерянность, понимаете, что что-то не так... Вот я в первую очередь сразу иду к батюшке.
Ну, конечно не сразу... Иногда бывает, Господь так прям поокунает конкретно, когда уже такой: «А-а... Вот уже пропасть...». А ты же до этого встречался с Богом, ты ж понимаешь суть всего этого! Тебя лукавый увел туда! Кстати, очень рекомендую почитать книгу «Заметки Баламута» — там как нас с другой стороны атакуют...
К. Лаврентьева
− Льюиса, да, «Письма Баламута»...
И. Тимошин
− И вот встали перед пропастью — и иногда нужно даже, может быть, к этой пропасти подойти... Мне очень нравится, знаете, такая история, как вот моллюск становится жемчугом, такой органический, да. Туда же соринка попадает — а она ему мешает; он тереться начинает, трется, трется, трется... И вот такой алмаз становится. И у нас неизбежно будут испытания, трудности и падения, потому что Господь хочет, чтобы мы алмазом вот этим стали. А в жизни по-другому не может быть — у тебя неизбежно будут трудности.
У меня знакомый один ремонтом квартир занимается, говорит: «Да что ж эти дизайнеры все такие там... Ничего не понимают», — и так далее, — «Господи, дай мне терпения!». Я говорю: «Так Он тебе дает! Оно, как думаешь, сразу к тебе придет, что ли? Такой „раз“ — и ты терпеливый стал? Так Он тебе их и посылает, чтобы прокачать терпение! Благодари за это»... (смеется)
И. Цуканов
− Как получилось все-таки — Ваш приход... Вот Вы говорите, что оказались в алтаре, буквально через две недели после того, как помолились у мощей блаженной Матроны. Как получилось, что Вы оказались на Крутицком подворье, и как вот это знакомство с отцом Анатолием, с отцом Даниилом состоялось? Кто-то Вас привел, или как-то Вы сами?
И. Тимошин
− Да... Удивительный момент был. Я тогда, помню, работал в агентстве недвижимости. И вот так рядом за столом сидел парень, который ходил в алтарь. Вот он, наверное, видел, что я не настолько еще потерян, духовно размазан, не свинья окончательно — что-то во мне есть, за что можно уцепиться. И он меня звал. Я говорю: «Да иди ты со своим храмом, со своей исповедью, отстань от меня»...
В общем, у меня была поездка — помню, это были майские праздники — в Дивеево пригласили. Он меня зовет, а я говорю: «Слушай, а там шашлыки можно пожарить? Там природа...». Он говорит: «Да, конечно!». Я поехал туда — за путешествием, за шашлыком. Я же не знал даже, куда еду. И там опять службу постоял, там я пришел, к мощам приложился...
А оттуда еду — заезжаем в Арзамас, я поднимаюсь на второй этаж — а там такая большая икона Матроны передо мной... И я... Знаете, здесь даже не надо понимать, это состояние такое, и такие мурашки, и аж замираешь... И я ему говорю: «Слушай, давай на исповедь, я готов». Я не знаю, почему — я понял, что я в тот момент готов... Он говорит: «Ну, пойдем».
А там Крутицкое подворье — там есть такой обход, как бы со двора немного, и ступенечки, он говорит: «Давай посидим, просто поговорим». Мы пришли за час, наверное, до службы, и сидели просто разговаривали, я там вопросы всякие задавал...
И. Цуканов
− Это вот с этим человеком, который Вас пригласил в поездку, да?
И. Тимошин
− Да, да, Андрей его зовут... И отец Анатолий идет! Он говорит: «Слушай, он здесь никогда вообще не ходил — ну вот сколько я хожу, я его здесь не видел!» — ну там прям через задний двор... И он говорит: «Батюшка, ну вот там Илья потерянный, блудный сын возвращается»...
Он такой: «Пойдем на исповедь». Я поисповедовался; он говорит: «Курить не будешь — в алтарь благословлю». И я перестал. Я просто... Он: «Сигареты есть с собой?» − я говорю: «Да». Он говорит: «Дай». Я ему дал, он пачку выкинул — и я вот год-полтора не курил потом.
То есть, вот настолько, да... То есть, я просто на первую исповедь пошел, и сразу: «Курить не будешь — в алтарь». Я вот не курю — и в следующие выходные я уже в алтарь прихожу...
Там я тогда, помню, увидел нашего веселого отца Даниила... Он всегда же шутил, да — в храме стоишь там: «Оглашенные, главы ваши Господу преклоните», и все такие — раз... А он такой: «Вы что, оглашенные что ли?»... (смеется)
К. Лаврентьева
− Да, да, это проблема...
И. Тимошин
− И он так троллить любил просто, по любой истории... Вот, и я-то... Ну, я, знаете — это как человек, который вот сидит в комнате, в которой там фекалии, накурено, вот это все... Выходишь на свежий воздух — и ты им надышаться не можешь! Вот у меня такой переход был, я это ощущал, да — что я из какой-то клоаки вырвался на свежий воздух...
К. Лаврентьева
− «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА продолжается. И напоминаем, что в гостях у светлого радио — Илья Тимошин, руководитель Союза деловых людей, координатор Совета по цифровой трансформации при Минпромторге Российской Федерации. У микрофона — дьякон Игорь Цуканов и Кира Лаврентьева, мы вернемся после короткой паузы.
И. Цуканов
— «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА. У микрофона — Кира Лаврентьева, я — диакон Игорь Цуканов, и сегодня у нас — Илья Тимошин, основатель и руководитель Союза деловых людей, координатор Совета по цифровой трансформации при Минпромторге.
Илья, мы прошлый получас закончили воспоминанием о том, как Вы познакомились с отцом Анатолием Берестовым. А ведь отец Анатолий, насколько я знаю — он занимался (и сейчас, может быть, занимается еще) тем, что вытаскивал людей из каких-то вот состояний зависимости, да, насколько я знаю...
И. Тимошин
— Ну, он начинал заниматься зависимостями — сначала игровыми всякими в начале, а там везде зашита наркомания была, и соответственно, реабилитационный центр — он занимался реабилитацией алко-, нарко- и игровых зависимых...
И. Цуканов
— И насколько понимаю, он стал Вашим духовником, да?
И. Тимошин
— Да...
И. Цуканов
— С тех времен, да, еще... Вот могли бы Вы немножко о нем рассказать? Насколько важную роль этот человек сыграл в Вашей жизни, насколько вот сейчас он сохраняется как Ваш духовник и действительно как человек, который Вас как-то ведет по христианскому пути...
И. Тимошин
— Ну сейчас уже я, к сожалению, наверное, раз в год, на день рождения к нему приезжаю, поздравляю — для меня это... У меня есть несколько дней в году, когда день рождения папы и мамы — я обязательно приезжаю, и к отцу Анатолию. Потому что все-таки у меня были разные зависимости тоже, и как раз в чем особенность отца Анатолия... Я сейчас могу ошибаться по статистике, но по-моему, каждый пятый бросал с первого раза употреблять. А он сам — врач...
И. Цуканов
— Да...
И. Тимошин
— Да, он доктор медицинских наук, он был главным невропатологом города Москвы. Он говорит: «Я как врач не могу объяснить»... Потому что там же огромное количество людей приезжало — наркоманы, алкоголики, там циррозы печени...
К. Лаврентьева
— Еще время такое — 90-е позади, конечно...
И. Тимошин
— Да... Человек от СПИДа исцелился, был случай... Да, у каждого пятого цирроз печени проходил! Он говорил: «Я как врач не могу объяснить, а как священник — да: Бог касается, Богу все возможно»... Ну я в этом чуде жил — то есть как, просто ты видишь это...
К. Лаврентьева
— Потрясающе...
И. Тимошин
— А с отцом Даниилом всегда такие разговоры были духовные, он же... Вот у нас Библию многие не воспринимают — что моя жизнь вот здесь, а Библия где-то там. Отец Даниил умел так это объяснять, что как будто ты в ней жил...
К. Лаврентьева
— Да...
И. Тимошин
— Любой вопрос — батюшке можно было набрать, и он тебе настолько простыми словами объясняет... Для меня все-таки два таких наставника было. Потому что отец Анатолий — он молитвенник. Я когда приходил в храм, я чувствовал даже, он в храме или нет, например. А с отцом Даниилом можно было любой трудный момент настолько разобрать — он же наизусть знал и Библию, и Коран, то есть, реально гений был...
Отец Анатолий, конечно же... В тот момент, когда он проходил, он же что — он мог пройти и что-то еще... И тогда вот этот первый — и настолько глубоко сразу... Это, конечно, для меня был глоток воздуха. А потом уже, когда ты этот воздух чувствуешь — ты уже хочешь дальше понять, откуда он, что происходит, как это, истории...
Меня сильно впечатлила батюшкина история. Когда я такой уже: «Я жениться хочу, жениться»... Он такой: «Подожди, подожди пока»... А у меня ж сразу — две сабли там, активность, в монахи там, потом жениться... И он же, когда хотел... А у нас же есть, скажем так, два лагеря — «кирилловцы» и «наумовцы», это от лавры духовники...
К. Лаврентьева
— Да... Давайте поясним — это духовные дети архимандрита Кирилла Павлова и отца Наума (Байбородина). Они оба уже почили не так давно, но действительно вот эти два таких потока их духовных чад — они действительно остаются до сих пор на слуху...
И. Тимошин
— Ну так называют между собой — «кирилловцы», «наумовцы»...
К. Лаврентьева
— Два подхода...
И. Тимошин
— Да, и у батюшки был родной брат... Есть, точнее...
К. Лаврентьева
— На Афоне, по-моему?
И. Тимошин
— Рафаил схимник... Сейчас в Абхазии... В «Несвятых святых» батюшка Рафаил, в общем, вся эта история...
К. Лаврентьева
— Да, да...
И. Тимошин
— И в общем, они идут, два брата — молодые еще, пионеры там, на Рижской жили... Батюшка говорит, мол, такие идем... «Вот люди дураки, в храм ходят с вениками своими березовыми!». А это Троица была... А он ему отвечает: «Еще неизвестно, может, ты монахом станешь, а я священником».
И отец Анатолий — он был сильно неверующий. Вот отец Рафаил (Михаил его звали) уже был послушником, и все говорил: «Брат, пойдем, брат»... А он такой: «Да идите вы со своим Богом... У нас прогресс идет...». И в какой-то момент, как он говорит: «Я уже перечитал и теорию марксизма-ленинизма, все перечитал — и такой: «Смысл жизни где-то не здесь... Вот Бог, если Ты есть — пошли мне Библию!». И такой звонок в дверь — соседка говорит: «Мне тут Ваш брат книгу давал почитать — я ее возвращаю». И он говорит: «Я когда увидел — я сразу присел: Библия!». То есть вот, настолько моментально Бог на нас реагирует...
И тогда у него начались всякие треши с учебой — потому что он уже начал в храм ходить, а там это же нельзя было, вся эта история, чуть ли не ленинской стипендии не лишили... Но суть не в том. Приходит к Науму и говорит: «Все, я готов» — брат его приводит... А он, говорит, даже на него не смотрит: «Монахом будешь». Он: «Каким монахом? Я стипендиант, я хочу жениться, у меня вся жизнь впереди...». Он такой, даже не разговаривая: «Монахом будешь».
Ну уже дальше, погружаясь в православную жизнь — встретил девушку, «хочу жениться», все дела, уже все, приходит к старцу Науму — «у нас любовь»... «Я же тебе сказал — монахом будешь. Я тебя не благословляю». А батюшка же гордый — ну как так?. Поехал к владыке, благословился у владыки... «Отец Наум, меня владыка благословил». Он говорит: «Ну, слово владыки выше моего. Но у тебя жена умрет, у тебя останется двое детей, и ты примешь монашество». И в итоге так и было. И это, конечно...
Вот меня часто спрашивают люди, к старцам хотят... Ребята, а вы уверены, что вы хотите услышать, что они вам скажут? Вы готовы будете это исполнить, искатели чудес и приключений? Знаете, потому что приезжают к старцу — а он тебе скажет такое... Да, ты готов будешь? Если ты это не сделаешь... Это тебе Бог через него говорит! Ты хочешь услышать слово Бога через старца — ты готов его услышать, точно? Да даже услышать — ладно...
К. Лаврентьева
— Исполнить...
И. Тимошин
— Да, сделать это готов, исполнить? А если ты не исполнишь? Поэтому когда мы ищем чудес... Ну ребят, чудеса — вокруг нас! Это когда у человека реально какой-то тяжелейший выбор — тогда еще да. А вот так вот... А старцы — он же не смотрит, какой ты умный, красивый, хороший, модный, буйный или не буйный. Ему энергию, слова Господь дает — и он просто тебе потоком говорит, и что тебе там прилетит, непонятно...
Меня эта история сильно впечатлила. И я понял, что когда Бог на первом месте, когда ты связь с Ним не теряешь — то Он тебя проведет. Как говорят, что крест свой легко будет нести. А крест каждому придется нести. Если мы думаем, что будет легко... Не будет легко в этой жизни. Все эти трудности — это то, что нас закаляет, делает вот этот алмаз, человека из нас.
Знаете историю с орлом? Это все-таки больше, наверное, на сказку похоже — я не проверял, честно, но многие об этом говорят... Орел, когда достигает определенного возраста, у него становится клюв старенький, он не может пищу там добывать, когти... Что он делает? Он улетает в горы, разбивает себе клюв — чтобы новый вырос, выдергивает перья — чтобы это все новое было...
Здесь вот это важно понимать: что наша жизнь земная — это всего лишь школа. Мы здесь странники — для того, чтобы стать человеком в той, новой жизни. И эти испытания для нас — это как лекарства. И чем больше у нас этой обертки, что мы создаем — «а я такой, я такой...», теряя человека в себе, тем больше ваших вот этих испытаний будет...
К. Лаврентьева
— Илья, Вы на самом деле такие важные, ключевые вещи говорите... Действительно, обертка эта очень дурно пахнет, и ты время от времени начинаешь это чувствовать сам в себе. И тогда очень сложно становится все это проживать, всю эту видимость, иллюзорность себя самого...
И. Тимошин
— А здесь смотришь когда, вот посмотрите... В первый же день Бог создал свет, да? А светила — в четвертый день...
К. Лаврентьева
— Да...
И. Тимошин
— И вот когда Вы говорите... Ну настолько карикатурно, когда смотришь там на святых — цари, полководцы, купцы...
К. Лаврентьева
— Да, точно...
И. Тимошин
— Сейчас вот Музей предпринимательства 17 святых предпринимателей иконы пишет... Представляете...
К. Лаврентьева
— 17 святых предпринимателей... Давайте, кстати, об этом поговорим. Вы как раз руководите Союзом деловых людей, координируете Совет по цифровой трансформации... А у нас так вот на Радио ВЕРА гости в основном ходят, которые говорят, что цифра ничего хорошего не несет...
И честно говоря, Илья, я вот тоже этот вопрос бы Вам хотела задать. Потому что сейчас повсеместно гаджеты в школе — а мы понимаем, что приходит через эти гаджеты. Это то как раз, о чем Вы говорите весь этот час — искушения оттуда приходят. Особенно — на неокрепший детский ум. И понятно, что сейчас внедряется все, что можно — всякие электронные носители, всё уходит в цифру, документы уходят в цифру...
Ну понимаете, тут можно быть маргиналом, можно не быть маргиналом — но очевидно, что это так или иначе может приближать какой-то конец. Или, во всяком случае, какую-то глобализацию, которая не всегда полезна обществу. Вот что Вы об этом думаете?
И. Тимошин
— Ну первое — приближает конец, в первую очередь, потеря в себе человека...
К. Лаврентьева
— Естественно, конечно...
И. Тимошин
— А те инструменты, которые нас окружают... Когда мы говорим даже про интернет...
К. Лаврентьева
— Ну это искушения...
И. Тимошин
— Тут вопрос как раз образования. Смотрите, здесь же мы говорим сейчас про личность, про человека. А вопрос глобально про систему. Что такое образование? Какое слово...
К. Лаврентьева
— Образ...
И. Тимошин
— Образ, да...
К. Лаврентьева
— Конечно...
И. Тимошин
— Понимаете, у нас это не воспитывается, у нас потерялась преемственность вот эта, да, которую мы должны воспитывать. А вот этого — нет. И поэтому вся доступность информации — конечно, она влияет. Мы никак на это не можем повлиять. Поэтому и работает Радио ВЕРА — чтобы люди слушали... Но у нас печалька в этом: у нас топовые новости, куда ни посмотри — кругом убийства, треш, изнасилования, и вот этот информационный мусор, комбикорм залетает в головы... И здесь же важно не то, что... Это будет, если Господь попускает этому развиваться...
И это, значит, и полезно, как меч — им можно убить, и им можно защититься... И вот мы сидим с телефонами, у нас есть вотсап... А что, давайте уберем всё! Будем почтой отправлять, телеграммы отправлять...
К. Лаврентьева
— Когда нам с вами было 14, у нас не было вотсапа...
И. Тимошин
— Ну а сейчас другое! Ну смотрите, сейчас вот возьмем...
К. Лаврентьева
— Давайте даже откинем глобализацию — возьмем просто тему детей, детей и телефонов. Ну это же больная история...
И. Тимошин
— Не больная — зависит от родителя, от того, как это воспитывается...
К. Лаврентьева
— Игровая зависимость...
И. Тимошин
— У взрослых тоже есть... Вот вы одно поймите, пожалуйста: здесь суть не в гаджетах, которые окружают. Раньше тоже много было, только в другой форме. А суть — в одном, как воспитывается человек. У нас сейчас человек как воспитывается?
Куда у нас отправляют детей учиться родители? Да, три вектора основных, и даже государство по этим рельсам фигачит: это деньги, власть и слава. Вот сюда ты пойдешь — много заработаешь; здесь ты будешь власть иметь, чиновником; а здесь ты будешь известным... И вот по этим рельсам вся система настроена! А где там человек?
Понимаете, в чем история — служить двум господам невозможно! А здесь кому служба идет? Мамоне! Я служу либо деньгам, либо власти, либо славе. А быть человеком, мастером своего дела — это значит пойти против системы. Над тобой все будут смеяться! Ты говоришь: «Я хочу лепить горшки из глины». — «Да ты что, там денег нету, там ничего нету...» — и так далее.
И человек должен пройти через столько этапов унижения, в том числе близких; и только потом ему придут и деньги, и власть, и слава — но он будет заниматься любимым делом, а не тем, куда его отправили. Суть-то не в системе, которая есть, а в том, как мы воспитываем этих людей, понимаете...
К. Лаврентьева
— Конечно, согласна с Вами...
И. Цуканов
— Вот кстати, тут уместно будет вспомнить, что когда началась пандемия в 20-м году, то Илья... Ну видимо, с Вашими товарищами вы провели безвозмездно для бизнес-сообщества такие как бы образовательные семинары, или тренинги — как их назвать?
И. Тимошин
— Интенсивы...
И. Цуканов
— Интенсивы по поводу того, как можно быстро создать с нуля интернет-магазин, как можно начать торговать через онлайн-площадки. То есть, именно в условиях пандемии это было, конечно, очень важно. И для людей, конечно, было важно — не только для предпринимателей, а вот для обычных покупателей, которые не могли выйти в магазин за хлебом, но могли сделать заказ в интернет-магазине.
То есть, как раз это история про то, что можно действительно использовать эти технологии все совершенно разным образом. Можно делать это и на безвозмездной даже основе... А кстати, много тогда людей прошло через эти ваши интенсивы?
И. Тимошин
— Около пятидесяти тысяч компаний...
И. Цуканов
— И многие создали действительно какой-то интернет-магазин?
И. Тимошин
— Да... И даже после этого появились государственные меры поддержки... Здесь же история смотрите какая, вот опять... Я когда там слушаю, вот говорят там: чиновники плохие... Можно критиковать, а можно взять, пойти и делать. Я не критикую, я говорю: «Ребята (даже с чиновниками), а можно сделать вот такие вещи?». — «Да, можно, давайте!». А можно сидеть и «крыть» их...
А можно поднять «вторые 90-е» и что-то сделать полезное, например... Здесь же как раз, наверное, Боженька все-таки одарил меня тремя пропеллерами в одном месте, я не могу сидеть... У меня с товарищами команда — они говорят: «Илья, пожалуйста, помолчи, уже не делай ничего, успокойся ты, ну сколько можно»...
И там как раз когда локдаун начался, в чем история была — ну это вообще было новое явление для всех в принципе, да... Даже для храмов это просто был такой треш, ну как так — я стоял дома перед телевизором, смотрел Пасху... Такая история, да...
И Министерство экономического развития... У нас есть в стране так называемый нацпроект по развитию малого и среднего предпринимательства — это такой большой-большой проект, придумал его тот, кого называть нельзя, и спустил это в Минэкономразвития. Задача там — помогать предпринимателям...
И начался локдаун. И вышли с инициативой провести обучение. То есть, это не просто лекции, мы давали еще практическую часть. Что значит практическую? Эксперт сидел и собирал, например, сайт — и люди за ним повторяли, чтобы у них это получилось...
Потому что есть правило 72 часов, да — если человек послушал информацию и не применяет — он ее может убрать. Важно полученную информацию через действие фиксировать, да — мышечная память, такая штука есть.
И давали домашнее задание. То есть, люди по факту с наставничеством экспертов проходили вот эти шаги, анализировали ниши, выбирали поставщиков, создавали витрины, рекламные каналы... Я обратился к нашим ведущим там и маркетплейсам — топы все поддеражали, Вайлдберриз, Озон и Яндекс... И куча крупных компаний поддержали.
Мне осталось просто их собрать вместе, выработать вот эту программу обучения. Министерство экономического развития помогло собрать туда нам людей — потому что ресурсы у государства большие. И мы сделали такой интенсив, провели его — всем понравилось — а давайте еще проводить! И мы вот порядка, не помню, 10 или 15 интенсивов провели, и прошло там около 50 тысяч компаний...
И когда я начинал, у меня сразу налетело много а-ля инфобиза всякого: «Илья, зачем ты столько „мяса“ даешь?» — ну в смысле хорошего контента, «мясного», — «надо чуть-чуть дать — а потом курсы продавать». Я говорю: «Нет, ребят, я так не буду себя вести». Потому что я знаю, что Боженька быстро вразумляет, сразу — не надо людей обманывать, или что-то еще.
Мы проведем не для того, чтобы что-то продать — мы проведем для того, чтобы провести и дать знания. Если человек не может — пусть он сразу поймет, что он не может это, а не вещать ему что-то — он попробовал... Кстати, у нас много было ребят, которые говорили: «О, я понял, что это не мое, спасибо вам большое». Потому что многие же думают, что это два часа работы — под пальмой валяться и смотреть, как бабки на планшет капают. А тут пахать придется. И в общем, да...
Министерство экономического развития нас поддержало. И когда эти ребята все прошли обучение — уже много ребят, чиновники спросили: а чем же можно помочь? Я говорю: ну дайте им денег, выход на маркет-плейсы, оплатите им их расходы... И появились меры поддержки. Сейчас они есть — более 300 мер, где предприниматель может получить деньги на брендбук, на создание сайта, на выход на маркет-плейсы. То есть, вот такое последствие.
Не зарывайте таланты. Боженька вас призывает — используйте ресурсы, не критикуйте, делайте!
К. Лаврентьева
— «Вечер воскресенья» на Радио ВЕРА продолжается. Дорогие друзья, у нас в гостях — Илья Тимошин, руководитель Союза деловых людей, координатор Совета по цифровой трансформации при Минпромторге РФ. У мирокрофона — диакон Игорь Цуканов и Кира Лаврентьева. Мы продолжаем этот вдохновляющий разговор...
И. Цуканов
— Илья, были ли в Вашей уже такой предпринимательской жизни моменты, когда Вы действительно чувствовали, что здесь Господь помог, что здесь вот было касание Божие... Когда либо, не знаю... Какая-то была молитва особенная, да, и что-то разрешилось; или, может быть, какие-то были встречи, где было понятно, что это вот Господь привел...
И. Тимошин
— Вы знаете, у меня так каждый день, на самом деле! Потому что вот в жизни предпринимателя у тебя каждый день, если говорить мирским языком — треш. Подрядчики, команда, что-то еще, сотрудники там, семья, друзья... Каждый день — треш! Как ребята проходят это и не попадают в дурдом — это уже чудо Божье.
Потому что Господь здесь предпринимателей, конечно, вразумляет и помогает. Ну для меня это очевидно, что каждый день, живя жизнью предпринимателя... Он рядом, Он на руках тебя несет! По-другому нельзя. И это ты Его начинаешь разглядывать...
И. Цуканов
— То есть, ты идешь по минному полю — и каким-то образом не взрываешься?
И. Тимошин
— Там по минному полю, сверху ракеты, простреливают... Я не знаю, как это — то есть, такая история...
И. Цуканов
— Ну да, это реалии российского бизнеса...
И. Тимошин
— Есть, конечно — я сейчас отвечу на Ваш вопрос... Для меня все-таки... Здесь я немножко по-другому смотрю на эту историю. Мне Господь постоянно помогает — вообще постоянно. У меня когда был интернет-магазин — а я же буйный как бы, да — я ничего не понимал, но я его хотел сделать. Я сидел сам звонки принимал, курьером работал...
И. Цуканов
— А чем вы торговали?
И. Тимошин
— Люстры, бытовой свет...
И. Цуканов
— А, вот как раз...
И. Тимошин
— Ночью изучал, как эти сайты делать, то есть прям всё, у меня задача была — вывести его в топ там в своем направлении...
И. Цуканов
— Он же и вышел в топ-10, по-моему, в итоге...
И. Тимошин
— Да... Я ж «упоротый»... Ну суть в другом была. Я разобрался в этой истории, да. А потом что произошло? Я же из деревни. И поток денег, который он стал генерить... Это вот, знаете, как пример с зеркалом, когда стекло с серебром сделаешь — я начал видеть себя. Даже когда в офис там покупал кресло, компьютеры — я не о сотрудниках думал, а думал, что кто-то придет и скажет: ни фига, как тут хорошо...
К. Лаврентьева
— Естественно — это надо пережить, видимо, тоже...
И. Тимошин
— И просто меня тут так понесло! Испытание деньгами я не прошел. Я начал настолько «пальцы гнуть»... И мне исполнительный директор говорит: «Илья, вернись в деятельность». А я — по странам, и уже тут пошли бани, куртизанки, вся это история сомнительная... И я такой: нет, моя жизнь рушится! Вот просто рушится! А я сижу на этой елке — и просто посыпаю себя мишурой, «какой я молодец»...
И логично, что Господь что делает? Берет все это так и — пах! — разносит. И ты — без денег, в долгах, репутационные риски бешеные, семья отвернулась... А близкие... Я помню, брат тогда сказал: «Слава Богу, что это произошло — ты хоть на человека стал похож. А то ты в такую вонючку превратился — с тобой общаться стремно было».
Я это как воспринимаю? Потому что что бы было со мной? Скольких бы еще людей я заразил вот этой оберткой, пустотой? И меня-то бы сгрызли, вот эта вся история...
Мне здесь очень нравится — я в такие моменты, знаете, фильм «Матрица» вспоминаю. Ведь какую фабулу автор заложил, да? Красивая картинка... А в этот момент тебя сжирают существа! И вот у нас эта жизнь... Я помню, мне попалась фраза очень интересная. Прелюбодеянием давно называлась не измена человеку, а измена себе! Делать нелюбимую работу, есть нелюбимую еду и так далее. Но здесь, конечно...
Это очень тонко! Потому что здесь нужно любить Бога — ну вот чтобы границы эти не перейти. Потому что у нас многие же любят себя... С другой стороны, Бог там, я себя, вокруг меня все пляшите... И здесь это важно понимать — что нужно полюбить Бога для того, чтобы полюбить себя. И тогда ты становишься другим.
И когда вы говорите про предпринимательство — это же тоже путь тяжелый становления. Знаете, очень фраза интересная — мне понравилось, когда батюшка спрашивает... Мария Забурмах — есть такая хорошая женщина, мы с ней дружим хорошо, православный психолог, евангелист музея как раз предпринимательства... Она летела в самолете, и батюшка ее спрашивает: «Дитя мое, ты знаешь, зачем Бог придумал бизнес?». Она говорит, что не стала умничать: «Это просто игрушки для взрослых дядек»...
Важно просто, ты соблюдаешь заповеди Божии, любишь ты Бога и тех людей, которые здесь, или нет — и всё! Поэтому, когда мы говорим про бизнес — это, наверное, путь более трешовый, потому что ты должен регулярно искать решение в моменте. Но тебе это разносит всю шелуху моментально. Здесь, конечно, в такие моменты, когда происходят какие-то сбои...
У меня много проектов — наверное, пару десятков точно — разнесло меня так... Столько ошибок иногда было! И как раз это... Я вот это воспринимаю как помощь Божию! Когда происходит все хорошо — я не знаю, я не достоин этого получить, понимаете...
После одного падения я совершенно случайно познакомился с парнем... Проекты рухнули все... Я с ним начинаю общаться, говорю: «Слушай, сейчас команду собирать — ассистенты, координаторы, там на зарплату примерно миллион сейчас надо будет...». Я его в первый раз вижу — а он такой: «На»... Я говорю: «Ты уверен? Ты же меня не знаешь! А если я сейчас уйду?». Он: «Нет-нет, на...». Я такой: Господи, за что?!.
Ну то есть, я готовлюсь к тому, что я это сделаю; но такой путь надо будет пройти! Куча встреч, всего-всего... А тут оно тебе приходит. Здесь такое ощущение, что это задел какой-то мне, что что-то ждет интересное. А когда треши, падения и сбои — это как раз то, о чем вы говорите... Вот это я воспринимаю как помощь Божию, милость Божию. Что ты теряешь ориентиры...
И. Цуканов
— Ну как говорят даже — «Бог посетил», в таких случаях...
И. Тимошин
— Да...
И. Цуканов
— Ну да, как раз, видимо, к этим ситуациям...
И. Тимошин
— А когда вот эти чудеса, что-то дополнительное прилетает сверху — ты это воспринимаешь как сверхдар какой-то, я вот об этом хочу сказать...
И. Цуканов
— Хотел попросить Вас еще, если можно, вспомнить немножко... Ну Вы уже сказали об отце Данииле Сысоеве... Ну вот как раз в прошлом ноябре, в прошлом году была очередная годовщина его гибели трагической... Вот каким он Вам запомнился, и что вот он Вам дал именно? Может быть, Вы за что-то ему особенно благодарны?
И. Тимошин
— Батюшка Даниил вообще... Вот когда он построил вот этот храм временный апостола Фомы, я там жил... Ну как жил — был там по два-три раза в неделю, это все беседы, которые там были, плюс такие встречи в индивидуальном, скажем так, в дружеском формате теплом таком...
Для меня батюшка — это человек, который светлый всегда, всегда улыбается. Он не боится, кто о нем что подумает — потому что у него Бог всегда на первом месте. Да, у нас была история — мы как-то с Крутицкого подворья шли к метро, и там торговый центр, и KFC — вот зашли попить пива. А батюшка в рясе всё, и в KFC... А по-православному винопитие — не грех. Пьянство — грех. Другой бы сказал: куда в KFC там, ты чё...
Зашли, взяли за столик, сели. Батюшка встал — помолился... Там вот так вокруг все сидели смотрели...
И. Цуканов
— Притихли...
И. Тимошин
— То есть, настолько, да... Я помню историю, когда он говорил... Прилетел он на Святую Землю — и там два студента на имама учились, и решили — о, батюшка в рясе (а он всегда в рясе ходил, вообще всегда) — и решили: о, мы его сейчас в свою веру... В общем, через несколько месяцев переписки покрестились, да...
И здесь знаете, наверное, что хочется сказать? Потому что слова — это всего лишь форма передачи энергии, а энергия — это вот Дух Святой...
И. Цуканов
— Смысла...
И. Тимошин
— Энергия — это вот Дух Святой. А мы же не можем полноту вот этого смысла передать словами, да. И часто люди передают друг другу вот эти знания через это состояние. У меня были разные другие истории на эту тему. Но очень важно, чтобы, когда мы говорим с вами о чем-то, мы знания передаем не через слова, а вот состоянием это передаем! Вы даже можете иногда не понимать, что я говорю, но оно — вот здесь вот, да...
К. Лаврентьева
— Да...
И. Тимошин
— И вот так он знания мне эти передал! О чем я сейчас? Я сейчас поясню, да — что у меня... Конечно же, я настолько глубоко не разбираюсь в Писании, я не могу много чего сопоставлять. Конечно же, бывают периоды, когда начинаешь сомневаться, казалось бы, в простых вещах — лукавый не дремлет. Но когда эти сомнения приходят, и мозг не находит объяснения — а может, ты правда ошибаешься...
К. Лаврентьева
— Бывает, страшное состояние, да...
И. Тимошин
— То у меня вот то состояние, которое он мне передал — я просто верю, что вот так! Просто уйди отсюда, мысли все! Я знаю, что вот истинный Бог наш — Христос, всё!
К. Лаврентьева
— Вот как говорит владыка Антоний Сурожский, что опыт богообщения, который ты пережил — какие бы состояния сомнения на тебя ни находили, его нельзя предавать, его нельзя обнулять и говорить, что этого не было. Это очень важно — сохранять верность хотя бы пережитому опыту, хотя бы своему выбору вот в тот момент, сохранять верность... Вы сейчас очень важные вещи говорите, такие глубокие, спасибо Вам огромное...
И. Тимошин
— Вот батюшка мне передал вот эти знания — он же знал, вот он реально знал, насколько тонко всё... И когда сейчас куча сомнений, даже бывает, какие-то люди близкие начинают искать вот эти маленькие подвохи в православии — и вроде мозг такой ведётся, такой: ну да, да... И начинает там дальше рыться в них... И такое вот это состояние... И ты такой: «Подожди... Христос — истинный Бог. Вот это всё — слова. Идите отсюда! Отстаньте от меня, гады»... (смеется)
И. Цуканов
— Да, ну это вот действительно некоторая верность тому подлинному какому-то опыту, который был в жизни. И главное, что, конечно, очень помогает, когда был в твоей жизни какой-то человек, на которого ты всегда можешь опереться, и который как бы встает перед тобой — и ты знаешь, что вот он точно был настоящий, и есть...
И. Тимошин
— Вот у меня после этого, конечно, когда его убили — я помню, приехал утром... Ну, узнал утром и поехал сразу в храм... Всё, у меня оборвалась моя жизнь... Я не знаю, как это назвать, просто вот...
К. Лаврентьева
— Все помнят тот день, 19 ноября...
И. Тимошин
— Да... Мы даже потом ездили с отцом Олегом Стеняевым как раз тело батюшки забирать в морг — и он в морге даже улыбался лежал...
К. Лаврентьева
— Отец Даниил...
И. Тимошин
— Да... Ну тогда вот меня просто унесло с духовного пути — то есть, потому что какое-то...
И. Цуканов
— Потрясение слишком большое...
И. Тимошин
— Потрясение... Когда какие-то вот эти сложные вопросы — я не знал, кто мне их объяснит...
К. Лаврентьева
— Как реагировать...
И. Тимошин
— Да, понимаете, не знал... И меня прямо несколько лет, наверное, носило, просто носило... Падения были жетские, в разное там — и алкоголь, и остальное, и духовно там — ни исповеди, ничего, вот настолько увело сильно. Для меня это прямо было...
И. Цуканов
— А что в итоге помогло?
И. Тимошин
— В итоге опять очередная потеря проекта... И я же вижу, когда разрушения в жизни уже идут — возвращайся к Богу! Слишком далеко ты от Него отходишь... И тогда я, помню, познакомился с батюшкой — отец Михаил Сергеев, он настоятель храма Жен-Мироносиц на Братиславской. И он тогда вот как малыша меня поднимал с этой лужи потихонечку-потихонечку. Вот я нашел в нем такого наставника...
И. Цуканов
— Доброго пастыря...
И. Тимошин
— Да, поддержку... Потому что отец Анатолий — у него уже все-таки очень много духовных чад. И он уже... Он не в Москве, и он в возрасте уже... А что такое духовник? Когда говорят: «У меня духовник, я к нему раз в месяц езжу», — это не то немножко. Ты должен каждый раз иметь возможность пообщаться и разобрать сегодняшнюю ситуацию. Здесь очень важно понимать — сейчас завершая, да, о чем говорил отец Даниил — с какой страстью надо бороться в первую очередь. С гордыней, с блудом? С той, которая напала! А вот она нападает на тебя каждый раз. А куда обращаться? Вот здесь должен быть у тебя духовный наставник, которому ты доверяешь. Он тебе близок, тебе его хочется обнять как человека, и он знает, как разобрать эту историю...
И. Цуканов
— Да... Дорогие друзья, вот такой у нас «Вечер воскресенья» сегодня — очень интересный такой, очень живой получился. У нас в гостях сегодня был Илья Тимошин, основатель и руководитель Союза деловых людей — такой вот искренний живой человек, который занимается предпринимательством, при этом вот всеми руками стараясь держаться за Бога...
К. Лаврентьева
— Правда...
И. Цуканов
— И меня, конечно, честно говоря, очень впечатлило вот это Ваше восприятие, что любые какие-то вот эти... что мы катастрофами называем или кризисами — это для Вас всегда напоминание, что Бог-то рядом...
И. Тимошин
— Вы себя теряете... Кризис — это обстоятельства того, что... Чистилище, просто воспринимайте, что кризис — чистилище...
И. Цуканов
— Вот нам бы всем так, дорогие друзья, мне кажется, наши жизненные неудачи и тяжелые обстоятельства воспринимать. Илья дорогой, спасибо Вам большое, что провели с нами этот «Воскресный вечер». У микрофона Кира Лаврентьева была и я, диакон Игорь Цуканов. И мы услышимся с вами через...
К. Лаврентьева
— Неделю...
И. Цуканов
— Неделю, будем надеяться...
К. Лаврентьева
— Христос посреди нас!
И. Тимошин
— Есть и будет!
И. Цуканов
— Есть и будет!
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Рим., 114 зач., XIV, 9-18.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как поступить со своим близким, если в его представлениях о жизни есть то, что меня не устраивает? Как заставить его изменить свои взгляды? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 14-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 14.
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога.
12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.
15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
16 Да не хулится ваше доброе.
17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.
Религиозные традиции иудеев и язычников времен апостола Павла накладывали на людей огромное количество ограничений. Жизнь правоверного иудея была регламентирована массой формальных правил и предписаний. Чётко было прописано, что можно было употреблять в пищу, а что нет. Какую работу в какие дни можно совершать, какую запрещено. С кем можно общаться, кого следует избегать. Другими словами, существовал готовый сценарий для каждой бытовой ситуации. У язычников была другая крайность. Если иудеи изнывали под бременем закона, то они томились от духовного рабства. Беснования, одержимости, разного рода безумия, буйства и помешательства были нормой их жизни. Мир язычников был полон враждебных и равнодушных к человеку сил. И для того, чтобы найти защиту от них, они были вынуждены обращаться к этим же силам на невыгодных для себя условиях. Одним словом, дьявол держал их за горло и не давал продохнуть.
На этом фоне христианство было глотком свежего воздуха. С одной стороны, оно освобождало человека от рабства демонам, от страха перед неведомыми силами, в руках которых люди были подобны безвольной и беспомощной тряпичной кукле. С другой, оно дарило свободу от состояния вечного стыда и чувства вины за то, что ты опять не исполнил какой-то очередной ритуал, забыл о каком-то обычае или обряде, или нарушил какое-то предписание устава. Однако не всё так просто. Ведь сознание людей меняется не мгновенно. Поэтому те, кто приходили в Церковь из язычества и из иудаизма, тащили с собой целый ворох суеверий, предрассудков и страхов прежней жизни. Так, из прозвучавшего отрывка мы знаем, что многие из них с особым пиететом относились к ограничениям в еде. Им казалось, что пища, особенно мясная, может осквернить человека. И если воздерживаться от неё, это приблизит к Богу. А потому чрезмерный акцент они делали на строгой аскезе.
Для тех верующих христиан, которые уже на своём опыте прочувствовали, что такое христианская свобода, это выглядело странным, но не более. Проблема в другом. Возможно, на совместных трапезах они ели те продукты, которые ревнители считали нечистыми. Отсюда начинались споры, нестроения, претензии. По этому поводу и звучат слова апостола Павла, которые мы услышали. С одной стороны, он напоминает недавно пришедшим в Церковь о той свободе, которую подарил людям Христос. С другой, он призывает тех, кто вкусил эту свободу, не бравировать ей перед собратьями, которые ещё немощны в своей вере. То есть перед теми, кто ещё частично живёт по своим старым представлениям. Ведь они могут смутиться и просто отойти от Церкви и Спасителя. Поэтому Павел и говорит: «Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер».
И, наконец, обращаясь ко всем, апостол напоминает, что Царство Божие не есть результат точного исполнения ритуалов и обрядов. Его непосредственной причиной не является строгое соблюдение формальных правил и предписаний. Главное условие приближения Царства — когда мы понуждаем себя поступать с ближними по любви. То есть стараемся снисходить к их немощам, даже если их обычаи и уклад жизни нам непонятны, а, возможно, и неприемлемы. Поэтому и начинает своё слово апостол с напоминания о том, чтобы мы не судили друг друга, но сосредоточились на работе над собой. Именно за такое расположение души Бог даёт нам Духа Святого, Который, по словам Павла, дарит нашей душе праведность, мир и радость. Открывает для нас Царство Небесное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать программу «Помощь семье»

Фонд «Настенька» помогает тяжелобольным детям со всей России, которые проходят лечение в Москве, а также их близким. В том числе, оплачивает проживание в столице и проезд до больниц и обратно домой.
13-летний Максим и его семья тоже получают поддержку фонда. Живут они в небольшом селе в Ставропольском крае. Два года назад их мирную жизнь и радость от появления второго ребёнка развеяла новость о болезни Максима. Подросток жил активно и чувствовал себя прекрасно. А потом внезапно стал хромать. На осмотре у врача выяснилось, что у ребёнка — опухоль в ноге.
Затем последовало долгое лечение в Москве: курсы химиотерапии, операция на левой ноге и установка протеза. Когда настало время забирать Максима домой, в Ставрополье, у родителей возникли финансовые сложности с покупкой авиабилетов. В тот момент на помощь им пришёл фонд «Настенька».
Как правило, почти все ресурсы семей, в которых тяжело болеют дети, уходят на оплату дополнительных лекарств и анализов. Поэтому поддержка в виде покупки авиабилетов для многих родителей так важна.
Сейчас Максим дома. Для него огромное счастье быть снова вместе с родными. Он набирается сил и с радостью играет с младшей сестрой. Малышка весело командует: «Беги!» и Максим делает вид, что убегает. А довольная сестрёнка легко его догоняет и крепко-крепко обнимает.
Хотя болезнь отступила, каждые три месяца родители привозят Максима на обследование в Москву. И фонд «Настенька» по-прежнему помогает им с оплатой авиабилетов.
Сегодня и у нас есть возможность поддержать семьи из разных регионов страны. Чтобы они прошли трудный путь лечения и вернулись домой с самой главной в жизни победой. Помочь семьям можно на сайте фонда «Настенька».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия А.С. Хомякова и И.В. Киреевского». Константин Антонов

У нас в студии был заведующий кафедрой философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, доктор философских наук Константин Антонов.
Разговор шел об известных русских философах 19го века Алексее Степановиче Хомякове и Иване Васильевиче Киреевском, в частности об их размышлениях о Церкви и соборности.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер