Легковой автомобиль петлял по просёлочной дороге и приближался к небольшому алтайскому селу Сростки. С пассажирского сиденья то и дело беспокойно выглядывал в окно молодой человек в сером костюме. Но вот из-за поворота показался низкий, приземистый бревенчатый домик с голубыми ставнями. На крыльцо вышла пожилая женщина в тёмном платке, козырьком приставила ладонь ко лбу. Пассажир взволнованным голосом попросил водителя остановиться. В нетерпении выскочил из машины. Сначала шёл, потом вдруг побежал, бросив чемодан на дорогу. Женщина в платке устремилась ему навстречу. Они крепко обнялись. Так режиссёр Юрий Григорьев вспоминал трогательную встречу писателя Василия Шукшина с матерью, Марией Сергеевной.
Любовь к матери была для Шукшина свята — так говорили все, кто хорошо знал Василия Макаровича. «Я у неё учился писать», — признавался Шукшин в автобиографическом очерке «Вот моя деревня». Писатель говорил, что мать научила его чувствовать душу людей, любить их, сострадать их бедам. Мария Сергеевна рано овдовела. На руках осталось двое детей — Вася и его младшая сестра Наталья. С ранних лет Василий стал помогать матери. Вдвоём с Марией Сергеевной они выходили на корчёвку пней — за эту тяжёлую работу в колхозе хорошо платили. Мать Шукшина вспоминала, с каким рвением Вася работал маленьким топориком, который специально для него смастерил дед. «Говорю ему: отдохни, сыночек, намаялся уж. Нет, мама, — отвечает, — не устал я. Милый мой дитёнок, так свое худенькое плечико во всякой работе и подставлял, и не жаловался. Понимал, как маме трудно», — рассказывала Мария Сергеевна.
Весной 1947 года женщина проводила семнадцатилетнего сына в Москву. В столице Шукшин надеялся найти хорошую работу, чтобы помогать матери деньгами. Мария Сергеевна дошла с Василием до околицы, перекрестила его на дорогу, а когда фигура сына скрылась за поворотом, села на землю и заплакала. Но скоро из Первопрестольной от Василия стали приходить добрые вести: он с одними пятёрками поступил во ВГИК, выпустил книгу рассказов. В 1973 году Шукшин работал над картиной «Калина красная» — экранизацией собственного одноимённого произведения. В перерыве между съёмками ненадолго приехал домой — навестить мать. Рассказывал ей о фильме, о главном персонаже — Егоре Прокудине. Мария Сергеевна вспоминала, как сын взволнованно сказал: «Знаешь, мама, в чём трагедия моего Егора Прокудина? В том, что он мать свою старую забыл, предал. Как жить такому человеку?»
Некоторые критики упорно называли шукшинского Прокудина вторым «я» самого писателя. Однако в отличие от своего литературного героя, Василий Макарович мать никогда не забывал. При первой же возможности мчался домой — с гостинцами, подарками. Часто из бесед с матерью за самоваром рождались новые произведения. Мария Сергеевна признавалась, что сюжет рассказа «Волки» о сложных отношениях двух родственников — тестя и зятя — сын узнал от неё. А некоторые их разговоры в том или ином виде вошли в роман Шукшина «Любавины».
В один из таких приездов произошёл любопытный эпизод. Василий Макарович у себя в комнате работал за печатной машинкой. Вдруг он услышал, как в дом кто-то бесцеремонно ворвался и мужской голос стал отчитывать Марию Сергеевну — мол, сын твой писатель, артист, знаменитый человек, а у тебя вся изба — в иконах. Шукшин вышел из комнаты, крепко взял за плечи незваного гостя и молча выпроводил из дома. Вернулся, обнял мать и расцеловал. «Сынок мой уважал Бога и нашу веру», — рассказывала Мария Сергеевна. Она вспоминала, что не раз Шукшин заводил речь о том, что хотел бы быть погребённым по-христиански — с отпеванием. За разговоры о смерти Мария Сергеевна ругала сына. Только и вправду вышло так, что своего Васю она надолго пережила. Боль утраты была тяжёлой. Но женщина говорила, что сын по-прежнему остаётся для неё живым. Мария Сергеевна даже писала ему письма. В одном из них были такие строки: «Дитё мое милое, ласка ты моя ненаглядная! Всех ты нас любил, никого не обидел». Она была именно такой матерью, про которую Василий Макарович Шукшин однажды написал: «Мать — самое уважаемое, что есть в жизни, самое родное — вся состоит из жалости. Она любит свое дитя и всегда хочет ему добра».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Рядом с Пушкиным. Ольга Шушкова
Пушкина я горячо полюбила с детства и пронесла это чувство через всю жизнь. Помню, как ребёнком с радостью без конца повторяла строчки из сказок: «Ветер по морю гуляет...». А уже в зрелые годы с трепетом читала пушкинское покаянное: «И с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю, и горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю».
Я видела в Александре Сергеевиче живого, близкого человека, родную душу. Надо ли говорить, что он оказал на меня большое влияние, и что, поэтом я стала во многом благодаря и ему. А вот точно, благодаря кому получила я такое призвание — поняла уже много позже... Это — Господь!
Расскажу небольшую предысторию. Крестили меня еще ребенком. А в храм впервые привела родственница, когда у меня в жизни был тяжелый период. Это был храм «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Помню, как я сидела там на скамеечке, заливалась слезами. Поплакала, помолилась, и мне стало легче.
Второй раз пришла сама, когда снова обрушились неприятности — помнила, где становится легче. Поговорила с батюшкой — и опять отлегло. Стала приходить в храм регулярно. Выбрала себе местечко в центре храма около прохода.
И вот, спустя несколько месяцев я случайно прочитала в интернете, есть икона, на которой изображен мой любимый поэт! Точнее, там запечатлен сюжет поэтического диалога между святителем Филаретом Московским и Александром Сергеевичем Пушкиным. Поэт тогда написал стихи, в которых были следующие строки: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?..» А после публикации получил ответ от святителя Филарета с такими словами: «Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана...»
Пушкин с благодарностью написал стихотворный ответ будущему святому, в котором признал правоту митрополита и свои заблуждения, назвав их «скептическими куплетами».
Так вот, когда иконописцы писали образ митрополита Московского Филарета (Дроздова), вспомнили про эту историю. Изобразили рядом со святителем великого русского поэта. Как мне же мне захотелось посмотреть на эту икону!
И каково же было мое удивление, когда я узнала, что образ находится в храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»! В том самом, где я обрела душевный и духовный приют.
Я знала многие иконы в храме, они стали важными и любимыми для меня. Но — Александра Сергеевича я не видела.
Я переходила от одной иконы к другой, приглядывалась, внимательно изучала. Началась служба, и я остановилась на своем любимом месте в храме. И тут обнаружила — Пушкин смотрел прямо на меня! Икона со святителем Филаретом и любимым поэтом оказалась напротив моего места, но в глубине. Слезы благодарности выступили на глазах.
Я восприняла это как знак. Как будто Господь благословил меня. И теперь каждый раз, приходя на любимое место в храме, я кланяюсь святителю Филарету, улыбаюсь Александру Сергеевичу и благодарю Всевышнего за то, что, как отметил святитель Филарет в упомянутой переписке, «не без воли Бога тайной» все сложилось в моей жизни.
Господь говорит с каждым из нас через ситуации, через обстоятельства. Он знает, что для каждого человека дорого, что тронет душу.
Главное — суметь услышать Спасителя. На мой взгляд, для этого нужно учиться слушать Бога. Воспитывать душу. Учиться домашней молитве. И стремиться к Богу, хотеть быть рядом. Ходить в храм, участвовать в церковных таинствах, в соборной молитве. Христос посреди нас!
Автор: Ольга Шушкова
Все выпуски программы Частное мнение
26 декабря. О значении слов Христа о пророке Илии
В 9-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Говорю вам, что и Илия пришёл, и поступили с ним, как хотели, как написано о нём».
О значении этих слов Христа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова сказаны Господом в ответ на вопрос, с которым ученики обратились к Нему. Произошло это сразу после Преображения. По поверьям иудеев перед пришествием Мессии должен прийти Илия, пророк Божий Илия, и устроить все, то есть приготовить богоизбранный народ к грядущим событиям. И Господь говорит, что Илия уже пришел. Это Иоанн Креститель, пришедший в силе и духе Илииной. И с ним поступили так, как хотели, как написано о нем. Ведь это известное изречение пророка Малахии.
«Я пошлю вам Илию Фесвитянина прежде пришествия Дня Господня. Он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы я, придя, не поразил земли проклятием». Важно то, что из этих слов становится ясно, что долгожданный Мессия, долгожданный Спаситель мира уже пришел. Он уже идет своим путем. Путем страданий, путем воскресения.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О проповеди и хранении благой вести
В 6-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания».
О проповеди и хранении благой вести — священник Родион Петриков.
Когда апостол Павел свидетельствует о том, что именно делает его проповедь сильной, он говорит так «Слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы». Апостол убежден, что слово проповедника должно прежде всего опираться на веру в исполнении духом святым, на помощь Божию, на силу, подаваемую свыше. Ведь если служитель слова будет полагать свой успех только в своих человеческих усилиях, в риторических приемах, в литературных эффектах, то речь его будет словно «медь звенящая» или «кимвал звучащий», если использовать сравнение самого же Павла. Яркая подача может быть просто завесой, скрывающей отсутствие духа истины. Красноречивая проповедь, лишенная благодатного внутреннего содержания — это пустословие души, которое не способно открыть правду и не способно наполнить светом. Духовные нужды тут не найдут своего ответа, а сердце слушателей останется без утешения. Если у проповедника нет нелицемерной веры, доброй совести, то слово его будет малодейственным, потому что уходит сила Божия. И все, что говорится таким человеком, Павел и называет одним словом — пустословие. А чтобы проповедь не оказалась пустословием, она должна быть сказана, как писал Иоанн Богослов, не словом или языком, но делом и истинно. А истина не столько доказуется, сколько показуется. И именно поэтому наша главная проповедь, конечно, звучит не с амвона храма, а именно тогда, когда мы сходим с амвона и выходим в саму жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема