
Василий Шукшин с мамой, Марией Сергеевной
https://clck.ru/35di7f
Легковой автомобиль петлял по просёлочной дороге и приближался к небольшому алтайскому селу Сростки. С пассажирского сиденья то и дело беспокойно выглядывал в окно молодой человек в сером костюме. Но вот из-за поворота показался низкий, приземистый бревенчатый домик с голубыми ставнями. На крыльцо вышла пожилая женщина в тёмном платке, козырьком приставила ладонь ко лбу. Пассажир взволнованным голосом попросил водителя остановиться. В нетерпении выскочил из машины. Сначала шёл, потом вдруг побежал, бросив чемодан на дорогу. Женщина в платке устремилась ему навстречу. Они крепко обнялись. Так режиссёр Юрий Григорьев вспоминал трогательную встречу писателя Василия Шукшина с матерью, Марией Сергеевной.
Любовь к матери была для Шукшина свята — так говорили все, кто хорошо знал Василия Макаровича. «Я у неё учился писать», — признавался Шукшин в автобиографическом очерке «Вот моя деревня». Писатель говорил, что мать научила его чувствовать душу людей, любить их, сострадать их бедам. Мария Сергеевна рано овдовела. На руках осталось двое детей — Вася и его младшая сестра Наталья. С ранних лет Василий стал помогать матери. Вдвоём с Марией Сергеевной они выходили на корчёвку пней — за эту тяжёлую работу в колхозе хорошо платили. Мать Шукшина вспоминала, с каким рвением Вася работал маленьким топориком, который специально для него смастерил дед. «Говорю ему: отдохни, сыночек, намаялся уж. Нет, мама, — отвечает, — не устал я. Милый мой дитёнок, так свое худенькое плечико во всякой работе и подставлял, и не жаловался. Понимал, как маме трудно», — рассказывала Мария Сергеевна.
Весной 1947 года женщина проводила семнадцатилетнего сына в Москву. В столице Шукшин надеялся найти хорошую работу, чтобы помогать матери деньгами. Мария Сергеевна дошла с Василием до околицы, перекрестила его на дорогу, а когда фигура сына скрылась за поворотом, села на землю и заплакала. Но скоро из Первопрестольной от Василия стали приходить добрые вести: он с одними пятёрками поступил во ВГИК, выпустил книгу рассказов. В 1973 году Шукшин работал над картиной «Калина красная» — экранизацией собственного одноимённого произведения. В перерыве между съёмками ненадолго приехал домой — навестить мать. Рассказывал ей о фильме, о главном персонаже — Егоре Прокудине. Мария Сергеевна вспоминала, как сын взволнованно сказал: «Знаешь, мама, в чём трагедия моего Егора Прокудина? В том, что он мать свою старую забыл, предал. Как жить такому человеку?»
Некоторые критики упорно называли шукшинского Прокудина вторым «я» самого писателя. Однако в отличие от своего литературного героя, Василий Макарович мать никогда не забывал. При первой же возможности мчался домой — с гостинцами, подарками. Часто из бесед с матерью за самоваром рождались новые произведения. Мария Сергеевна признавалась, что сюжет рассказа «Волки» о сложных отношениях двух родственников — тестя и зятя — сын узнал от неё. А некоторые их разговоры в том или ином виде вошли в роман Шукшина «Любавины».
В один из таких приездов произошёл любопытный эпизод. Василий Макарович у себя в комнате работал за печатной машинкой. Вдруг он услышал, как в дом кто-то бесцеремонно ворвался и мужской голос стал отчитывать Марию Сергеевну — мол, сын твой писатель, артист, знаменитый человек, а у тебя вся изба — в иконах. Шукшин вышел из комнаты, крепко взял за плечи незваного гостя и молча выпроводил из дома. Вернулся, обнял мать и расцеловал. «Сынок мой уважал Бога и нашу веру», — рассказывала Мария Сергеевна. Она вспоминала, что не раз Шукшин заводил речь о том, что хотел бы быть погребённым по-христиански — с отпеванием. За разговоры о смерти Мария Сергеевна ругала сына. Только и вправду вышло так, что своего Васю она надолго пережила. Боль утраты была тяжёлой. Но женщина говорила, что сын по-прежнему остаётся для неё живым. Мария Сергеевна даже писала ему письма. В одном из них были такие строки: «Дитё мое милое, ласка ты моя ненаглядная! Всех ты нас любил, никого не обидел». Она была именно такой матерью, про которую Василий Макарович Шукшин однажды написал: «Мать — самое уважаемое, что есть в жизни, самое родное — вся состоит из жалости. Она любит свое дитя и всегда хочет ему добра».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 175 зач., IV, 1-6

Комментирует священник Антоний Борисов.
Иногда, чтобы сделать рывок вперед, нужно отойти на пару шагов назад. Чтобы почувствовать надёжную точку опоры и дать себе место для разбега. Подобный принцип действует и в духовной жизни. Каким образом? Пусть ответом послужит нам отрывок из 4-й главы 2-го послания апостола Павла к коринфянам, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
1 Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем;
2 но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.
3 Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих,
4 для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.
5 Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса,
6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
Второе послание было написано апостолом Павлом к коринфянам после того, как он убедился, что кризис, постигший эту поместную церковь, миновал. Прежде всего, благодаря вмешательству самого апостола, сумевшего с помощью первого послания вразумить коринфских христиан. Итак. Второе послание имеет более миролюбивое содержание, чем первое. И здесь Павел получает возможность проникновенно рассуждать о собственном духовном пути и церковном служении. Он честно признаётся, как нелегко дается ему дело проповеди. Не по причине проблем с риторикой, а в силу упрямства слушателей.
Даже те современники Павла, что принимали его проповедь с энтузиазмом, в дальнейшем проявляли себя не лучшим образом. Как те же коринфяне, например. И Павел честно признаётся, что просто устал иметь дело с человеческими лукавством и вероломством. Но иного пути, вне апостольского служения, святой для себя не видит. Потому что отказ от проповеди автоматически означал бы разрыв отношений со Христом, предательство Сына Божьего, поручившего Павлу проповедовать Евангелие Царства Господня. Потому Павел, несмотря на внутреннюю усталость и внешнее сопротивление, продолжал говорить разным людям о Христе Иисусе, обращаясь к ним, так сказать, с открытым забралом.
Или как он пишет сам: «отвергнув скрытные, постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом». Выбранный Павлом подход приносил обильные плоды. Многие и многие люди, благодаря его проповеди, находили смысл жизни во Христе. Но были и те, кто отказывался в Спасителя поверить. В первую очередь, из-за нежелания изменить свою жизнь в соответствии с заповедями Христовыми. Этих людей Павел называет поклонниками «бога века сего». Речь идёт о комплексном культе — власти, богатства, порока — не отпускающего тех, кто оказался в плену у этого ненасытного, всепожирающего молоха.
Но Павел не теряет надежды и продолжает стучаться в сердца разных людей — благочестивых и не очень, помня, что Христос пришёл в наш мир спасать не праведников, а грешников. И Павел стремится щедро делиться со слушателями и читателями этим благодатным светом Христовым. Или как он пишет: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа». И Павел понимает, что он не своей силой проповедует, а силой Христовой. Потому, перед тем, как вновь и вновь обращаться к людям со словом о Евангелии, апостол внутри своего сердца как бы отступает назад. Отчасти для условного разбега, но, прежде всего, для того, чтобы уступить место Христу, Который обещал, что Дух Святой будет говорить через верных Богу. И обещание это сбылось и сбывается до сих пор. Но только тогда, когда мы перестаём поклоняться ложным богам (прежде всего, собственному «я») и даём место в сердце Господу Иисусу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Феофан Затворник». Священник Павел Каледа

У нас в студии был клирик храма Воскресения Христова в Кадашах, священник Павел Каледа.
Разговор шел о жизни, служении и богословских трудах святителя Феофана Затворника.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных богословию русских святых XIX века.
Имена русских святых синодальной эпохи известны нам часто только по их пастырским наставлениям, а между тем русские святые были и мыслителями, оставившими после себя глубокие богословские труды. В чем специфика русской патрологии? Какие темы и почему интересовали русских пастырей? Что это говорит нам о нашей Церкви? Этим темам посвящен наш цикл.
Первая беседа с Артёмым Малышевым была посвящена святителю Филарету Московскому.
Вторая беседа с Артёмом Малышевым была посвящена святителю Иннокентию Херсонскому.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Поддержать уникальный православный центр «Умиление» в Волгоградской области

В 50 километрах от города Волгограда, в селе Заплавное, находится Православный центр «Умиление». Уникально это место тем, что на его территории располагаются: храм, детский сад, гимназия, школа искусств и кадетский корпус. Здесь же действует колледж, в котором ребята осваивают профессию повара и швейное дело. Также у центра есть своё небольшое хозяйство, благодаря которому дети приучаются к труду и заботе о животных.
В село Заплавное приезжают ребята со всей округи. В православном центре «Умиление» у них есть возможность получить бесплатное качественное образование, раскрыть свои способности и вырасти духовно.
Многим настолько здесь нравится, что, вырастая, они сюда возвращаются: приводят в центр своих детей или устраиваются на работу.
Александра Иванченко сегодня преподаёт православную певческую культуру в местной Детской школе искусств. А когда-то она сама обучалась тут духовной музыке и пению на клиросе. Александра была участницей хорового коллектива «Умиление», который стал призёром и лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В 2006 году она поступила в Волгоградский колледж искусств, затем обучалась в консерватории. И спустя некоторое время устроилась на работу в Детскую школу искусств православного центра.

Сейчас Александра Иванченко — ведущий преподаватель. Она с большой любовью обучает детей церковному пению.
Православный центр «Умиление» — это площадка для развития, становления и образования детей. У каждого ребёнка здесь равные возможности.
Больше узнать об уникальном православном центре в Волгоградской области и поддержать его работу можно на сайте центра «Умиление».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов