Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Какая у вас кошечка милая в переноске. На прививку её принесли к ветеринару?
— Точно, на прививку. А у тебя золотая рыбка в банке. Что с ней?
— Да, у неё стала темнеть чешуя — я принесла её на осмотр. Жаль крошку. Мне её мама подарила. А знаете, как это случилось? Мы с мамой однажды пошли в музей изобразительных искусств (не помню, как он точно называется) и там я увидела картину с очень-очень красивыми рыбками в банке. Они мне так понравились, что я упросила маму купить аквариум с рыбками.
— И я, кажется, догадываюсь, какая картина так тебя вдохновила. Сейчас я найду её в телефоне... Вы с мамой, наверное, были в музее изобразительных искусств имени Пушкина, точнее в одном из его отделов — в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX — XX веков. Вот, посмотри, пожалуйста, эта та самая картина?
— Да! Точно! Как вы догадались? На ней изображён небольшой аквариум, в котором плавают четыре рыбки ярко-красного цвета. А вокруг аквариума — много-много зелёных растений! И цвета на картине такие сочные, жизнерадостные!
— Это картина французского художника Анри Матисса. Она называется «Красные рыбы (или Золотые рыбки)». Написана в 1912 году. Яркие цвета — это отличительная черта полотен Матисса. Он применял насыщенные оттенки, которые не всегда соответствовали действительности. Но часто создавали ощущение радости, тепла и уюта.
— Да, именно это мне и понравилось в его работе. А ещё меня привлекли линии — будто какой-то ребёнок рисовал. Вам не кажется?
— Такое ощущение возникает из-за отсутствия мелких деталей. Художник стремился к максимальному упрощению форм. Все предметы изображал крупными мазками, простыми очертаниями, без обозначения света и тени. А ещё во многих его работах необычная перспектива. Ты, наверное, знаешь, что такое перспектива в живописи?
— Конечно! Нам ещё в четвёртом классе рассказывала учительница рисования. Это способ изображения объемных предметов на бумаге.
— Да, точнее, на плоскости. Ведь рисовать можно на разных материалах. Так вот, перспектива на картине Анри Матисса «Красные рыбы (Золотые рыбки)» действительно своеобразная. Возникает ощущение, что мы смотрим на изображение сразу с двух точек. И поэтому видим рыбок и через переднюю стенку аквариума, и одновременно — сверху, через поверхность воды — где очертания рыбок обозначены яркими мазками.
— И столик, на котором стоит аквариум — тоже изображён под неправильным углом. Но почему-то, несмотря на все эти странности, картина гармоничная. И от неё невозможно отвести взгляд.
— В этом кроется загадка творчества Анри Матисса. Художник нарушает законы перспективы, предельно упрощает линии, буквально делает их примитивными...
— Но изображение всё равно выглядит так хорошо и естественно...
— Это можно объяснить лишь тем, что Анри Матисс несомненно обладал Божиим даром замечательного художника с тонким чувством гармонии формы и цвета. Вот смотри: он использует сочетание цветов невообразимое для его предшественников. Оттенки огненно-красного и ярко-зелёного, которые обычно «не дружат», если поместить их рядом. Но художник умело добавляет к ним золотистые, сиреневые, жемчужные тона — и изображение приобретает гармонию.
— Матисса, наверное, вдохновили рыбки?
— Да, художника очень интересовала тема рыбок. Он изображал их довольно часто. Потому что видел в этом радость созерцания живых Божиих созданий. А ещё рыба — это символ христианской веры.
— Интересно, я никогда об этом не слышала...
— Да. Дело в том, что по-гречески слово «рыба» звучит как «ихтис». И первые христиане придумали использовать это слово как аббревиатуру, в которой первая буква И обозначает «Иисус», буква Х (ха) — «Христос». Буква Т (тэ) расшифровывается как «тэу», то есть «Божий». Следующая буква И — означает греческое слово «йос», то есть «сын». И последняя буква С (эс) обозначает слово «сотир», то есть спаситель. Получается, Иисус Христос Сын Божий Спаситель.
— Так вот оно что! Ихтис! А я ведь где-то слышала это слово. Ах, да, конечно. Профессия ихтиолог — специалист по рыбам.
— Верно. Слово «ихтиолог» как раз произошло от греческого «ихтис» — рыба.
— А моя золотая ихтис — посмотрите, какая красавица! Чешуйка к чешуйке, красивые яркие плавники...
— И смотреть на неё так же радостно, как на картину Анри Матисса «Красные рыбы (Золотые рыбки)» из коллекции музея изобразительных искусств имени Пушкина.
— Вы так хорошо разбираетесь в живописи... А где вы работаете?
— В Третьяковской галерее. Я искусствовед.
— А я вот, наверное, стану ихтиологом. Рыбок очень люблю.
— Надеюсь, врач не обнаружит у твоей питомицы ничего серьёзного.
— А вашей кошечке я желаю легко и спокойно перенести прививку.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
18 ноября. О любви

В 3-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам».
О любви — протоиерей Константин Харитонов.
Любовь требует труда, любовь должна так или иначе возрастать, совершенствоваться. Для этого нужен труд, молитвы, для этого нужно определённое укрепление себя в любви. Поэтому мы должны укрепляться, преисполняться этой любви, призывать на помощь святых апостолов, призывать на помощь святых угодников Божиих, призывать на помощь своих братьев и сестёр и стараться делать дела любви, чтобы любовь в нас всё более и более укреплялась.
Даже, можно так сказать, не обращая внимания на своё внутреннее настроение, потому что часто оно нас подводит в отношении того, чтобы правильно любить своих близких. И когда человек наполнится этой любовью, он должен её и далее передавать своим детям, своим близким, потому что любовь, она не может быть зациклена сама на себе, она всегда жертвует собой ближнему человеку.
А всё остальное, мы уже знаем, как называется, — это эгоизм, который погубляет человека. Поэтому совершенствоваться нужно в любви и раздавать её, эту любовь, друг другу.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 ноября. О грехе детоубийства
Сегодня 18 ноября. В этот день в 1920 году Постановлением с лицемерным названием «Об охране здоровья женщины» в Советском Союзе были легализованы аборты.
О грехе детоубийства — протоиерей Андрей Ефанов.
Печальный пример Спарты, казалось бы, должен был научить нас беречь своё потомство. Но нет, 105 лет назад мы приняли роковое решение и на государственном уровне легализовали детоубийства, стыдливо закамуфлировав эти преступления против жизни детей и против своего народа иностранным словом «аборт».
С тех пор при поддержке государства, при самых скромных подсчётах, было убито во чреве матери больше 200 миллионов младенцев. Это больше, чем всё население нашей страны.
Возникает закономерный вопрос: доколе? До каких пор мы будем истреблять свой собственный народ? Когда прекратится это бесчеловечное уничтожение неповинных детей?
Неужели мы хотим переполнить чашу Божиего долготерпения и испить чашу Божиего гнева?
Все выпуски программы Актуальная тема
18 ноября. О значении Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов

Сегодня 18 ноября. День памяти Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов.
О значении Собора — протоиерей Игорь Филяновский.
200 лет Русская Православная Церковь была лишена канонического самоуправления. Всё это время она подвергалась самым разным ограничениям со стороны светской власти. С началом XX столетия всей церковной общественностью остро ощущалась необходимость восстановления канонического строя церковной жизни, основанного на соборных началах.
К тому времени уже не одно десятилетие писали о важности проведения Поместного Собора. Накопилось множество вопросов церковной жизни, которые требовали соборного обсуждения и разрешения. И одним из самых важных из них был вопрос восстановления патриаршества.
Отличительной чертой Собора, который открылся в 1917 году в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, было то, что помимо иерархии и духовенства, в его составе было значительное число делегатов от широкого круга мирян, представителей церковной интеллигенции.
Конечно, главным деянием Собора стало избрание Святейшего Патриарха Тихона предстоятелем Русской Православной Церкви, на долю которого выпало вести корабль Церкви в самые трагические времена преследований и гонений на веру и Церковь.
Но кроме этого исторического события, Собор оставил огромное наследие: более 50 принятых церковных документов, канонов для будущих десятилетий, множество выработанных проектов, сотни поднятых тем и обсуждений животрепещущих вопросов церковной жизни.
Многие из отцов Поместного Собора приняли мученическую смерть за Христа в начавшуюся тогда эпоху гонений, другие стали исповедниками веры в созданном большевиками безбожном государстве. Память об этих верных свидетелях веры Христовой благодарно хранится всей нашей Церковью.
Все выпуски программы Актуальная тема







