
Фото: Dawn McDonal/Unsplash
Старый парк имения помещиков Киндяковых в деревне Винновка Симбирской губернии, утопал в вечернем октябрьском тумане. Накрапывал дождь; опавшие листья клёнов и вязов приятно шуршали под ногами молодой женщины в длинном макинтоше. Держа в руках большой зонт, она неспешно прогуливалась по парку.
Женщину звали Кэтлин Перси-Френч. Так было записано в её британском паспорте. Но здесь, в Винновке, для всех она была барыней Екатериной Максимилиановной, молодой хозяйкой имения. Дочь британского аристократа с ирландскими корнями и симбирской помещицы, большую часть жизни Екатерина провела за рубежом. России она почти не знала; но приехав сюда в 1884 году, чтобы вступить в права наследования родовым гнездом со стороны предков по матери, неожиданно почувствовала себя дома и поняла, что хочет остаться здесь навсегда.
Состояние, унаследованное Екатериной Максимилиановной в России, было поистине фантастических масштабов. Помимо симбирского имения ей досталась усадьба в селе Тереньга, стекольный завод, мельница и обширные земли под Сызранью. А ещё фамильный замок в ирландском графстве Голуэй, перешедший к Перси-Френч по наследству от отца. Словом, в одночасье Екатерина Максимилиановна стала богачкой, каких поискать. Была она женщиной верующей, а потому свой достаток посчитала Божьим даром, предназначенным не только ей одной; своё богатство Перси-Френч решила разделить со страждущими, обездоленными.
Екатерина Максимилиановна стала одной из активнейших жертвовательниц знаменитого на всю Россию Симбирского Общества христианского милосердия, а в 1905 году стала его председательницей. Особым попечением помещицы пользовался учреждённый Обществом «Серебряный приют» для престарелых женщин и нуждающихся вдов. Перси-Френч регулярно организовывала крупные поставки продуктов питания в сиротские приюты Симбирска; на её постоянном попечении находилась городская гимназия.
Когда в конце 19 — начале 20 века Поволжье охватил голод, Екатерина Максимилиановна мобилизовала собственные запасы зерна для нужд голодающих. Её мельница работала день и ночь; полученную муку Перси-Френч рассылала по приютам и богадельням. По деревням и сёлам она организовала несколько зерновых раздаточных пунктов для бедствующего населения, а в Симбирске, на Дворцовой улице, открыла бесплатную столовую.
Ещё в 1897 году Екатерина Максимилиановна окончила курсы сестёр милосердия. Эти навыки очень пригодились ей в годы Первой Мировой войны. Открыв в губернии несколько военных госпиталей, Перси-Френч содержала их за свой счёт, снабжала необходимыми медикаментами и сама часто трудилась там, ухаживая за раненными наравне с остальными сёстрами. Финансово поддерживала Екатерина Максимилиановна и симбирскую Общину сестёр милосердия Красного Креста. Несколько раз выезжала на фронт, сопровождая вагоны с организованной ею продовольственной помощью русской армии.
Когда грянула октябрьская революция и вслед за нею в Симбирск пришли красные, от владений Екатерины Максимилиановны в считанные дни не осталось камня на камне. Сама Перси-Френч была арестована, но вскоре, по ходатайству британского консульства, отпущена. Преодолев множество трудностей, она сумела выбраться из захваченной большевиками России. Поселившись в китайском городе Харбин, который стал в те годы одним из центров русской эмиграции, она прожила там до конца своих дней. Умерла Екатерина Перси-Френч — или Кэтлин, как звали её по-английски — в 1938 году, завещав единственное своё оставшееся имущество — ирландский замок в Голуэе — британскому правительству для благотворительных целей.
Все выпуски программы Имена милосердия
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема