Послание к Колоссянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Колоссянам святого апостола Павла

Кол., 249 зач., I, 1-2, 7-11 (еп. Феоктист (Игумнов)
Поделиться Поделиться

Кол., 249 зач., I, 1-2, 7-11.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Послания апостола Павла как правило имеют общую структуру, в начале каждого из посланий мы можем найти указание на автора — то есть на самого апостола, а также упоминание адресата. После этого идёт приветствие, больше похожее на возвышенный богословский гимн, и потому представляющее интерес вне связи с основным содержанием послания. Начало Послания апостола Павла к Колоссянам не является исключением: в нём мы видим все упомянутые части, и именно они звучат сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем эти взятые из 1-й главы павлова Послания к Колоссянам слова.

Глава 1.

1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат,

2 находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе:

7 как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова,

8 который и известил нас о вашей любви в духе.

9 Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном,

10 чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога,

11 укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью

Как и любое другое апостольское послание, Послание к Колоссянам не было написано ради развлечения его автора или же адресатов. У появления послания были весомые предпосылки: в среду христиан Колосс проникло некое лжеучение, и апостол должен был отреагировать, дабы искоренить эту ересь, которая, как полагают исследователи, относилась к разряду гностических, т.е. к тем ересям, которые полагали, что личное духовное знание, гнозис, выше всего прочего. Однако, если анализировать лишь прозвучавший только что отрывок Послания к Колоссянам, то невозможно предположить, что далее пойдёт речь об искоренении заблуждений адресатов послания, ведь сейчас мы услышали возвышенную похвалу тем, кому апостол направил свои слова.

Это может нас удивить и заставить заподозрить, что Павел использовал такие слова лишь для того, чтобы с первых строк послания расположить христиан Колосс к себе и преподаваемому им учению. Возможно, что отчасти это так и есть.

Вместе с этим стоит учитывать и ещё одно важное обстоятельство: заблуждения сами по себе не лишают человека его человеческого достоинства, а христианина они не делают отверженным от Христа. Заблуждения становятся преткновением тогда, когда человек упорствует и отказывается признавать свою ошибку. Очевидно, у апостола Павла не было оснований подозревать своих адресатов в злонамеренности, а потому он обращается к ним как к «святым и верным братиям во Христе Иисусе».

Мы с вами привыкли, что слово «святые» можно относить лишь к тем людям, которые прославлены Церковью и чьи лики изображаются на иконах с нимбами. Однако так было не всегда, и в Древней Церкви слово «святые» было совершенно нормативным для обращения христиан друг к другу. Говоря так, христиане вовсе не подразумевали безгрешность и безошибочность друг друга. В это слово они вкладывали факт собственного отклика на призывающий глас Божий. Бог изъял их из мира, сделал их инаковыми, и эту отделённость они подразумевали под словом «святые». Любопытно, что даже заблуждения ничего в этом смысле не меняли. До той поры, пока люди сознательно не начинали бороться с истиной, они оставались святыми. Святыми они оставались и тогда, когда им случалось впасть в тот или иной грех, опять же, в том лишь случае, если они не костенели в грехе, если они старались как можно быстрее очиститься от греховной скверны.

Пожалуй, нам стоит почаще обращать внимание на это самоощущение древних христиан, ведь «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8), следовательно, та же и Его Церковь, а если та же Его Церковь, то и дарования Святого Духа всё те же, значит, и мы с вами отделены от мира крещением и миропомазанием, отделены церковными таинствами, и не стоит забывать о своей отделённости, потому как она способна предостеречь нас от многих грехов и она же способна привлечь нас к искреннему покаянию.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях

Также рекомендуем