Евр., 314 зач., VI, 13-20.
Глава 6.
13 Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,
14 говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.
15 И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.
16 Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.
17 Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,
18 дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,
19 которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу,
20 куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Этот отрывок апостольского Послания к Евреям базируется на пересказе событий ветхозаветной истории, в частности, на пересказе обетований, которые Бог дал праотцу Аврааму. Авраам, несмотря на всё своё величие, был во многом подобен нам, а потому его зачастую терзали сомнения, и для сомнений у Авраама были основания, точно также, как они есть у любого другого человека: Бог обещал, что Авраам станет родоначальником необычайно великого народа — «Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звёзды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих» (Быт. 22:17), но время шло, Авраам и его жена Сарра старели, а долгожданного потомства всё не было, само собой, в такой ситуации невозможно не начать сомневаться как в истинности слов Бога, так и в своём восприятии этих слов. Но Бог, в качестве подтверждения Своих слов, поклялся Самим Собой, именно этот эпизод вспоминает автор Послания к Евреям и, подводя итог воспоминанию, он пишет о том, что данные Богом обетования Аврааму исполнились благодаря долготерпению последнего: «И так Авраам, долготерпев, получил обещанное». Это очень важное замечание: одно дело — воля Божия, другое — воля человеческая. Воля Божия состоит в том, чтобы все обрели спасение во Христе — «Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:14), но у человека может не хватить веры, надежды и терпения, человек может начать действовать таким образом, что Бог окажется бессилен, собственно, Авраам тоже мог начать поступать как-то иначе, не так, как говорил ему Бог, в таком случае клятва Бога Самим Собой ничем бы не помогла, и не было бы никакого народа, произошедшего от Авраама.
Апостольское Послание к Евреям вспоминает Авраама, конечно же, не случайно, ведь Бог давал Свои обетования не только ему, Он дал их каждому человеку, эти обетования неложны и непреложны, ну а дальше всё зависит от нас, но одного этого понимания недостаточно, и все мы это знаем по собственному опыту: знакомство с основами нашей веры, участие в таинствах Церкви, причащение Святых Христовых Тела и Крови, знание текста Евангелия и церковной традиции сами по себе не способны остановить человека от греха и сделать его предвкушающим райское блаженство. Для этого необходимо кое-что ещё, что-то такое, что невозможно достичь одними лишь интеллектуальными упражнениями или же исполнением церковных предписаний, Послание к Евреям прямо говорит, что нам нужно в дополнение ко всему ранее перечисленному: долготерпение, основанное на вере в истинность слов Бога.
В какой-то момент может начать казаться, что нет никакого смысла в жизни по заповедям, что сами заповеди невозможны для исполнения, казаться, что и участие в церковных таинствах ничем не помогает, время идёт, а мы остаёмся прежними, точно такими же, какими были до начала своей христианской жизни. У Авраама тоже время шло, и по закону естества у него не могло появиться детей от Сарры, но Бог исполнил то, что обещал, потому что для Него нет преград, кроме человеческой воли, если же воля человека проявляет себя через веру и долготерпение, то будет и исполнение обетований — благой плод от Господа.
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.
22 ноября. О трудах и мировоззрении Владимира Даля
Сегодня 22 ноября. В этот день родился создатель «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль.
О его трудах и мировоззрении, — протоиерей Артемий Владимиров.
22 ноября. О роли и значении энциклопедической литературы в культуре и образовании
Сегодня 22 ноября. День словарей и энциклопедий.
Об их роли и значении в культуре и образовании, — протоиерей Михаил Самохин.