В ночь на девятое января тысяча восемьсот девяносто девятого года радостно зазвонили колокола всех храмов Красноярска — словно на Пасху. Причиной столь необычного события послужил приезд в город нового епископа Енисейского и Красноярского Евфимия (Счастнева). Сойдя с поезда, он отправился в кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, где был приветствован духовенством. «При постоянном увеличении населения, — сказал в числе прочего один из священников собора, — жатва многа, a делателей мало. Поэтому поборнику христианского просвещения открывается широкое поле деятельности. В здешней епархии ещё много отдалённых селений, куда не только не нроник луч школьного просвещения, но где и Церковь не имеет храмов».
По своей службе в Нижегородской и Черниговской епархиях владыка Евфимий был известен как ревнитель церковного просвещения. Будучи в молодости простым сельским священником в Нижегородской губернии, он устроил народную школу в собственном доме. И на сибирской земле в этом отношении епископу действительно открывалось широкое поле деятельности: ведь население Енисейской губернии быстро росло, храмов и школ не хватало, уровень общей грамотности был очень низким, что мешало и научению христианским истинам. При этом нужно было заботиться и о просвещении коренных сибирских народов на крайнем севере и юге епархии: якутов, эвенков, юкагиров, ненцев, долганов, хакасов и других.
«В пределах вверенной мне епархии живут многие тысячи неверующих и не ведающих Христа. — Сказал владыка Евфимий в ответном приветствии красноярскому духовенству. — Будьте мне добрыми споспешниками, охранителями и распространителями православия. Распространяйте свет истинного учения со всяким долготерпением и любовью».
Эти мысли стали лейтмотивом долгого служения епископа-просветителя на енисейской земле.
Владыка Евфимий заботился об умножении церковно-приходских школ, создал губернский комитет по строительству церквей и школ. Архиерей добился возведения нового здания Красноярской духовной семинарии. Как глава епархиального комитета Православного миссионерского общества, владыка Евфимий заботился о проповеди Православия язычникам, сектантам и раскольникам. При нём финансирование миссионерства было поставлено на систематическую основу: с тысяча восемьсот двенадцатого года ежегодно на проповедь Православия выделялось шесть тысяч четыреста рублей, что составляло значительную по тем временам сумму. Деньги расходовались на содержание миссионеров и школ, строительство и ремонт храмов.
Владыка Евфимий поддерживал усилия миссионеров в том числе в Туруханском крае, как называли самую северную часть Енисейской губернии. При нём в Туруханской миссии был открыт ещё один — шестой по счёту — приход: у отдалённого Ессейского озера. Были отремонтированы старые храмы и построены новые, в том числе в заполярной Хатанге.
Настойчивость миссионеров в деле народного просвещения приносила плоды: если раньше коренные жители Севера попросту боялись отдавать детей в школу, то теперь, по свидетельству диакона Григория Мелентова из Дудинки, они «учатся при всяком удобном случае, желают отдавать детей в школу, предлагая личные труды по постройке здания школы».
Благодаря миссионерским и церковно-приходским школам многие представители коренных народов Севера смогли получить образование. «Необходимо заботиться о том, — говорил владыка Евфимий, — чтобы образование сопровождалось и растворялось благочестием, чтобы вместе с ним развивалась вера в Бога, любовь к людям и укреплялась воля в добре».
Кончина владыки Евфимия, на старости лет сильно ослабшего и ослепшего, произошла девятого января тысяча девятьсот тринадцатого года —в годовщину его приезда в Красноярск четырнадцатью годами ранее. Да и погребён он был в том же кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы, в котором когда-то его так тепло встречало сибирское духовенство. Впоследствии тело владыки было сожжено большевиками, а кафедральный собор снесён. Но, согласно Псалтири, «в память вечную будет праведник». В полной мере можно отнести эти слова к епископу Евфимию (Счастневу), который заслужил добрую память среди христиан енисейской земли. Многих архиерей привёл к Богу. А как учил сам владыка Евфимий, «обратить к Богу и одну душу грешника есть великая заслуга пред Богом».
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.