— Каждое воскресенье идёт дождь. По воскресеньям я освобождаюсь в час. И куда я могу пойти? Что, в кино? В кино мне скучно...Посмотрите на него! Надо было бы его переехать! Кидаются под машину, а ты и не подозреваешь! Смотрите-ка! Льёт как из ведра! Это безнадёжно. Каждое воскресенье идёт дождь.
В этом странном и сбивчивом монологе римского шофёра из классического фильма Витторио Де Сика «Похитители велосипедов», словно подслушанном на улице — вся неустроенность послевоенной итальянской действительности. Образ Рима, созданный режиссёром — пожалуй, один из наиболее мрачных в мировом кинематографе. Это негостеприимный, нищий, холодный и дождливый город, где каждый думает только о себе, где не звучат шутки и смех и не видно красивых лиц.
Главный герой картины, Антонио Риччи, рабочий с печальными глазами и интеллигентным лицом — такая же жертва города и эпохи, как и другие люди его поколения и класса. Он не мечтает вырваться из этой жизни и тем более изменить мир. Его единственное желание — прокормить семью. В самом начале фильма Риччи получает работу расклейщика афиш, что делает его настоящим героем в глазах жены и маленького сына. Но счастье длится недолго: в первый же день какой-то парень угоняет у Антонио его велосипед, без которого продолжать работу нельзя. Вместе со своим сыном Бруно рабочий отправляется на поиски вора. Он буквально одержим мыслями о велосипеде, ведь для него это не просто средство передвижения, а единственная возможность выжить.
— Если подумать — что, будь у меня велосипед, я бы столько денег мог заработать! Мы бы зажили тогда! Я подсчитал, сейчас покажу. Двенадцать тысяч лир в месяц для начала. На, напиши это. Двенадцать тысяч лир...две тысячи за сверхурочные плюс паёк на семью, который составляет около восьмисот в день...тридцать раз по восемьсот...это...Сложи всё это. Кто может желать большего?! И я всё это потерял. После первого же дня работы. Я не хочу терять это. Видишь, почему я должен найти велосипед?
Чтобы подбодрить сына и показать, что ещё способен позаботиться о нём, Антонио на последние деньги ведёт мальчика в кафе, где обедают богатые люди. Риччи надеется расслабиться, но продолжает думать и говорить только о велосипеде и заставляет ребёнка подсчитывать деньги, которых семья лишилась из-за вора. Витторио Де Сика показывает нам всю убогость и ограниченность жизни, сосредоточенной вокруг денег и вещей, но одновременно обращает наше внимание на минуты радости и любви, без которых не обходятся даже самые унылые будни. У Антонио невероятно нежные и глубокие отношения с женой и ребёнком, а ещё у него есть верный друг, который помогает ему в поисках велосипеда и искренне сочувствует его горю. На протяжении фильма герой и его сын ссорятся всего один раз, и тут же мирятся. Вдвоём они проходят через все испытания и неудачи, и в финале возвращаются домой — плача и крепко держась за руки. Глядя на них, начинаешь верить, что завтрашний день у всех будет лучше, чем сегодняшний.
Все роли в картине исполняют непрофессиональные актёры, но их игра завораживает и трогает до глубины души. Глядя в огромные глаза мальчика, мы понимаем, сколько светлого в этих людях. Им нужно только знать, что они кому-то нужны, что кто-то в них верит — и тогда свет засияет в полную силу.
Фильм «Похитители велосипедов» поднимает важные социальные проблемы своего времени, но не ограничивается только ими. Это вечная история о том, как сложно сохранить человечность в равнодушном мире, о нашей слабости и беспомощности, которые мы можем преодолеть только через сочувствие друг к другу.
Александр Степанович Попов: гениальный физик, подаривший миру радио
Жизнь современного человека немыслима без мобильной связи, телевидения и интернета. Но немногие знают, что эти и другие технологии обязаны своим появлением изобретению Александра Степановича Попова, которое он сделал 7 мая 1895 года, ставшей датой появления радио.
Александр Степанович, с детства увлекавшийся электротехникой, несмотря на то, что в его семье было много священнослужителей, что казалось бы должно было определить его судьбу, после окончания семинарии поступил на физико-математический факультет Петербургского Университета. Посвятив свою жизнь науке, он с трепетом и уважением относился к священству, и позднее говорил, что все свои знания и труд отдает своей Родине.
Что стало вдохновением Александра Степановича, какой труд лежал в основе одного из важнейших изобретений человечества? Как устройство, подаренное миру великим ученым, помогло спасти российский броненосец «Генерал Апраксин»?
Литургия в Максимовской церкви посёлка Турьинские рудники, что на северном Урале, подошла к концу. На клиросе — особом месте, где располагается церковный хор — собирал ноты один из певчих, высокий русоволосый мальчик. Это был Саша Попов, сын настоятеля храма, священника Степана Петровича Попова. В их старинном роду испокон веков было немало священнослужителей. Саша знал: придёт время, станет священником и он.
После Богослужения вместе с отцом Александр отправился в бесплатную школу для детей рудницких рабочих, которую батюшка недавно открыл в посёлке. Едва они вошли, раздался звонок на урок. Но сколько Саша ни крутил головой, он так и не понял, кто же звонит в колокольчик. Отец улыбнулся и показал рукою куда-то вверх. Там, на стене, почти под самым потолком, висела небольшая деревянная коробка. На ней было закреплено медное полушарие, по которому сбоку постукивал железный молоточек. От конструкции по стене тянулся длинный провод. «Электрический звонок», — объяснил сыну священник. В тот самый момент Сашу Попова впервые посетила мысль о том, как это, наверное, удивительно и интересно — создавать такие приборы.
Неподалёку от посёлка находился горнодобывающий завод. Саша стал туда наведываться. Часами мог рассматривать станки, паровые машины и прочие механизмы. А по ночам штудировал учебники по физике и математике. К 1877 году, когда за плечами у Александра уже были духовное училище и семинария, молодой человек понял, что священство, к которому он относился с трепетом и уважением — всё же не его путь. Попов твёрдо решил связать жизнь с наукой. Особенно привлекала его электротехника. Исследованиями в этой, тогда ещё относительно новой области, Александр стал заниматься на физико-математическом факультете Петербургского университета. Способный студент, он уже к третьему курсу получил должность ассистента профессора. В 1880-м году Попова пригласили экспертом на первую Петербургскую электротехническую выставку. Чего там только не было! Телефон Бэлла, телеграф Якоби. Александр увлекательно и подробно рассказывал посетителям выставки о том, каким образом устроены и действуют все эти потрясающие изобретения. Мог ли он тогда представить себе, что очень скоро и сам сделает открытие, которое изменит мир?
В 1895 году Александр Степанович, к тому времени уже кандидат физических наук, читал курс гальванотхники в Кронштадтской морской военной академии. Именно тогда ему в голову и пришла мысль о возможности с помощью электромагнитных волн установить между кораблями постоянную и мгновенную связь. Взяв за основу грозоотметчик — прибор, созданный немецким физиком Генрихом Герцем — Попов разработал приёмник-передатчик электромагнитных колебаний и продемонстрировал его на заседании Русского физического общества. Сохранился протокол собрания, в котором сказано: «Несмотря на значительное расстояние и каменные стены, расположенные на пути распространения электрических волн, звонок прибора громко звучал». Завершая свой доклад, Попов заметил, что при дальнейшем усовершенствовании его прибор может быть применен к передаче сигналов на дальнее расстояние. 7 мая 1895 года — день, когда Александр Степанович представил свой прибор учёной общественности — с тех пор принято считать датой рождения радио.
Первая текстовая радиограмма с помощью приёмника Попова была передана уже в следующем году. Тогда она смогла преодолеть всего 250 метров. Но уже через пару лет Попов сумел увеличить это расстояние до нескольких сотен километров. Когда в 1899 году у шведского острова Готланд сел на мель российский броненосец «Генерал Апраксин», Попов из Кронштадта успешно провёл более четырёхсот сеансов радиосвязи с кораблём. Это помогло спасти судно.
Быть может, кто-то удивится, но всё, к чему мы привыкли в наши дни: телевидение, мобильная связь, интернет — вышло из того самого прибора, первого радиоприёмника Попова. С утренних радиопрограмм мы начинаем день, едем в автомобиле, ловя любимую волну. Изобретение не только является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, но и помогает решать важнейшие задачи в развитии технологий, в медицине, в военном деле и других отраслях. Александр Степанович, без сомнения, был бы этому очень рад. Ведь не зря он говорил: «Все свои знания, весь свой труд, все свои достижения я отдаю моей Родине».
Все выпуски программы Жизнь как служение
7 мая. О святых воинах
Сегодня 7 мая. День памяти Мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов, пострадавших за Христа в III (3) веке.
О святых воинах, — протоиерей Константин Харитонов.