
— Каждое воскресенье идёт дождь. По воскресеньям я освобождаюсь в час. И куда я могу пойти? Что, в кино? В кино мне скучно...Посмотрите на него! Надо было бы его переехать! Кидаются под машину, а ты и не подозреваешь! Смотрите-ка! Льёт как из ведра! Это безнадёжно. Каждое воскресенье идёт дождь.
В этом странном и сбивчивом монологе римского шофёра из классического фильма Витторио Де Сика «Похитители велосипедов», словно подслушанном на улице — вся неустроенность послевоенной итальянской действительности. Образ Рима, созданный режиссёром — пожалуй, один из наиболее мрачных в мировом кинематографе. Это негостеприимный, нищий, холодный и дождливый город, где каждый думает только о себе, где не звучат шутки и смех и не видно красивых лиц.
Главный герой картины, Антонио Риччи, рабочий с печальными глазами и интеллигентным лицом — такая же жертва города и эпохи, как и другие люди его поколения и класса. Он не мечтает вырваться из этой жизни и тем более изменить мир. Его единственное желание — прокормить семью. В самом начале фильма Риччи получает работу расклейщика афиш, что делает его настоящим героем в глазах жены и маленького сына. Но счастье длится недолго: в первый же день какой-то парень угоняет у Антонио его велосипед, без которого продолжать работу нельзя. Вместе со своим сыном Бруно рабочий отправляется на поиски вора. Он буквально одержим мыслями о велосипеде, ведь для него это не просто средство передвижения, а единственная возможность выжить.
— Если подумать — что, будь у меня велосипед, я бы столько денег мог заработать! Мы бы зажили тогда! Я подсчитал, сейчас покажу. Двенадцать тысяч лир в месяц для начала. На, напиши это. Двенадцать тысяч лир...две тысячи за сверхурочные плюс паёк на семью, который составляет около восьмисот в день...тридцать раз по восемьсот...это...Сложи всё это. Кто может желать большего?! И я всё это потерял. После первого же дня работы. Я не хочу терять это. Видишь, почему я должен найти велосипед?
Чтобы подбодрить сына и показать, что ещё способен позаботиться о нём, Антонио на последние деньги ведёт мальчика в кафе, где обедают богатые люди. Риччи надеется расслабиться, но продолжает думать и говорить только о велосипеде и заставляет ребёнка подсчитывать деньги, которых семья лишилась из-за вора. Витторио Де Сика показывает нам всю убогость и ограниченность жизни, сосредоточенной вокруг денег и вещей, но одновременно обращает наше внимание на минуты радости и любви, без которых не обходятся даже самые унылые будни. У Антонио невероятно нежные и глубокие отношения с женой и ребёнком, а ещё у него есть верный друг, который помогает ему в поисках велосипеда и искренне сочувствует его горю. На протяжении фильма герой и его сын ссорятся всего один раз, и тут же мирятся. Вдвоём они проходят через все испытания и неудачи, и в финале возвращаются домой — плача и крепко держась за руки. Глядя на них, начинаешь верить, что завтрашний день у всех будет лучше, чем сегодняшний.
Все роли в картине исполняют непрофессиональные актёры, но их игра завораживает и трогает до глубины души. Глядя в огромные глаза мальчика, мы понимаем, сколько светлого в этих людях. Им нужно только знать, что они кому-то нужны, что кто-то в них верит — и тогда свет засияет в полную силу.
Фильм «Похитители велосипедов» поднимает важные социальные проблемы своего времени, но не ограничивается только ими. Это вечная история о том, как сложно сохранить человечность в равнодушном мире, о нашей слабости и беспомощности, которые мы можем преодолеть только через сочувствие друг к другу.
Псалом 66. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Псалтыри есть ряд псалмов, которые возвещают грядущее прославление Бога всеми народами. При этом в них ничего не говорится о, так сказать, технической стороне вопроса: каким образом все народы придут к познанию Бога? Когда это произойдёт? И кто сумеет привести народы к такому единству? Сегодня в православных храмах во время богослужения звучит 66-й псалом. Это пророческий мессианский псалом, и он возвещает будущее всеобщее поклонение Единому Истинному Богу.
Псалом 66.
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом. Песнь.
2 Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицом Твоим,
3 дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твоё.
4 Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все.
5 Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами.
6 Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все.
7 Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш.
8 Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли.
Современный русский язык различает между собой понятия «иудей» и «еврей». Первое из них говорит о религиозной принадлежности человека, второе — о национальной. Однако такое разделение появилось относительно недавно, и есть оно далеко не во всех языках, нет его и в иврите. Причина кроется в Ветхом Завете: согласно книгам Моисея, евреем может стать любой человек, который согласится жить по данному Богом закону. То есть здесь мы видим полное тождество религии и национальности.
Если помнить об этих постановлениях закона Моисея и не верить во Христа, то прозвучавший только что псалом становится очень странным: получается, что для прославления Бога всеми народами все народы должны, простите за тавтологию, перестать быть всеми народами. Иными словами, все люди должны стать евреями, подчинившись закону Моисея. Ещё дохристианские толкователи Псалтыри понимали, что такое невозможно, а потому в псалме речь идёт о какой-то иной реальности, каком-то ином законе и о каком-то ином богопочитании, как минимум, то прославление Бога, которое подразумевает псалом, не должно уничтожать национальные различия.
Для нас очевидно, что псалом говорит о Христе и о христианах. Никто, становясь христианином, не утрачивает своей национальной идентичности. По этой причине у нас есть Поместные Церкви, есть национальное богослужение, есть множество языков молитвы, есть свои уникальные христианские традиции в каждом народе. Церковь никогда не пыталась привести всё это к некоему единому виду, а если нечто подобное когда-то где-то и происходило, то воспринималось оно церковной полнотой как грубая ошибка, нуждающаяся в исправлении.
Кроме того, в прозвучавшем только что псалме есть такая строка: «Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами» (Пс. 66:5). Веселие и радость здесь поставлены в зависимость от праведного суда над народами. Однако ещё раннехристианский святой блаженный Иероним Стридонский замечал, что «везде, где справедливость и суд, там не радость, а боязнь греха», здесь же мы видим нечто иное: справедливость и суд — причина радости. Так может быть только в одном случае — если грех был истреблён, а это было сделано Христом, и потому радость — это совершенно естественное состояние искупленного Спасителем человечества. Да, у нас остаётся тяготение ко греху, у нас есть и сами грехи, но подтверждённая делами вера во Христа освобождает нас от них, и любой, кто осознаёт и чувствует это, не может не ликовать и не славить Бога.
Псалом 66. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 66. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 66. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом. Песнь.
2 Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицем Твоим,
3 дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое.
4 Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все.
5 Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами.
6 Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все.
7 Земля дала плод свой; да благословит нас Бог, Бог наш.
8 Да благословит нас Бог, и да убоятся Его все пределы земли.
Большие и маленькие. Ольга Кутанина

Там, где нас любят и с тем, кто нас любит, мы как будто становимся больше, значимей. А вот среди незнакомых людей, бывает, чувствуем себя неловко, внутренне сжимаемся. Как маленькие.
Сделать это открытие помог мой ребёнок. Однажды я собирала детей на улицу. Помогала одеваться, обсуждала с ними, куда пойдём и чем займёмся на прогулке. И вдруг трехлетний сын серьёзно так говорит: «Мама, дома я большой, а на улице маленький».
— Почему же ты дома большой? — удивилась я.
— Потому что меня тут любят.
Вот это новость! Как точно! Дома его любят, дома он бесконечно дорог и знает об этом. Здесь он единственный и неповторимый, второго такого ребёнка нет и не может быть! Дома безопасно и уютно, потому он большой.
Но стоит малышу выйти на улицу, как он видит огромный мир. Много людей, много домов, много машин. Никто им особо не интересуется. И ребёнок сразу ощущает себя маленьким, незащищённым.
Я взрослый человек. Но и для меня так же: дома, среди близких и родных, я как-то больше. На работе, говорят, незаменимых людей нет. А для близких, в семье, каждый незаменим.
Так же и в общении с Небесным Отцом, когда понимаю, как Он любит меня, как дорожит своим творением, когда осознаю, что каждый человек, и я в том числе, совершенно уникален. И за каждого Господь пострадал на кресте.
Короткий диалог с сыном взбодрил меня. Напомнил о Христе. Я шла по улице, вела за руки детей, смотрела по сторонам и пыталась понять, где я большая, а где маленькая.
Вот что пришло мне на ум. Когда Бог для нас — некто далёкий, мы маленькие в этом мире. Беспомощные и уязвимые. Если же любим Бога всей душой, то становимся больше, сильнее и увереннее. Ведь с нами рядом сам Творец вселенной и мы Ему не чужие!
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение