
Фото: Tim Mossholder/Unsplash
Юность родоначальника еврейского народа, библейского праотца Иакова была озарена большой любовью. Он с первого взгляда полюбил красавицу Рахиль и только её хотел назвать своей женой. Отец девушки, скотовод Лаван, признал Иакова достойным женихом своей дочери, однако, выставил жёсткое условие для свадьбы — семь лет бесплатной работы в его хозяйстве. С чем было связано такое родительское требование? Ответ на этот вопрос прояснило археологическое открытие, совершённое в начале двадцатого века учеными Пенсильванского университета США на территории Ирака.
Комментарий эксперта:
Исследуя обширную территорию к востоку от реки Тигр, американские археологи обнаружили развалины древнего города Нузи. Его населяли хурриты, или, иначе, хорреи, на протяжении веков соседствовавшие с евреями. На раскопках Нузи был найден богатый архив древних рукописей. Глиняные таблички, датированные пятнадцатым столетием до Рождества Христова, оказались государственными документами и частными письмами жителей. Эти рукописи позволили учёным составить представление о законах и обычаях хурритского общества, в том числе и касающихся семейных отношений. Брачные традиции Нузи обязывали жениха заплатить семье невесты весьма значительную сумму. Эти средства составляли нечто вроде стабилизационного фонда, на который могла рассчитывать женщина, если муж умрёт или разведётся с нею. В некоторых случаях часть суммы возвращалась невесте для приобретения приданого. Вполне вероятно, что аналогичная практика существовала и у евреев. И Иаков, не имея денежных средств, в течение семи лет работал, чтобы обеспечить будущность своей супруги в случае непредвиденных обстоятельств.
Но не слишком ли долгий срок отработки за свою дочь-невесту назначил Лаван Иакову? Оценить имущественные претензии тестя к будущему зятю также помогли записи клинописного архива Нузи.
Комментарий эксперта:
Ценность даров, преподносимых женихом семейству невесты, напрямую зависела от того, насколько брак желателен для будущего мужа. Если девушка обладала красивой внешностью или более высоким социальным статусом, чем жених, то получить ее в жёны стоило дороже. В текстах из Нузи указана сумма среднего выкупа за невесту — от тридцати до сорока сиклей серебра. Упоминается в архиве и годовой заработок пастуха — десять серебряных сиклей. То есть, по ближневосточным меркам, Иаков мог отработать Лавану женитьбу на Рахили не за семь лет, а всего за четыре года.
Согласно документам Нузи, деньги, которые жених отдавал родителям невесты, являлись не просто платой за возможность вступить в брак — они были своего рода подушкой безопасности для будущей жены. У ближневосточных народов ветхозаветных времён законы были во многом схожи, немало параллелей ученые находят и в традициях хорреев и израильтян. Поэтому можно предположить, что Иаков без возражений отработал Лавану за Рахиль весьма немалый срок, поскольку не менее отца хотел позаботиться о её благополучии.
«Религия — церковный и светский взгляды». Константин Антонов
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Константин Антонов.
Разговор шел о понимании религии через философию и богословие и в чем особенности светского и церковного взглядов на религиозность. Поводом для беседы стал выход книги нашего гостя «Religio et Ratio : Религиозная жизнь и пути ее рефлексивного осмысления», в которой представлен взгляд на соотношение религии и основных форм ее изучения: богословия (теологии), философии религии и светской науки.
«Святой исповедник Иоанн Летников». Михаил Воробьев
Гостем рубрики «Вера и дело» был коломенский историк и краевед Михаил Воробьёв, директор АНО «Коломенский Арбат» Разговор посвящён памяти святого исповедника Иоанна Леонтьевича Летникова.
Гость рассказывает, как интерес к этому имени привёл его к семейным и архивным поискам и как выяснилась родственная связь. Речь идёт о жизни Иоанна Летникова, связанной с селом Протопопово под Коломной, и о его предпринимательской деятельности до революции.
Отдельная тема беседы — его путь мирянина-хозяйственника и церковного старосты: участие в приходской жизни, ответственность за храм и открытая церковная позиция. В эфире говорится и о том, как эта сторона жизни стала поводом для давления со стороны властей, ареста и ссылки.
В завершение вспоминаются последние годы Иоанна Леонтьевича на Севере и сохранение памяти о нём. Михаил Воробьёв говорит о том, почему важно восстанавливать жизнеописания исповедников XX века и как в этом помогают семейные свидетельства и документы.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело
Храм в честь Мученика Алексия Нейдгардта. Нижний Новгород
В наши дни в России строится много новых храмов. В Нижнем Новгороде есть традиция посвящать их новомученикам и исповедникам Земли Русской, святым, прославившим нижегородскую землю своим подвигом в годы гонений на Церковь. Это были иерархи Русской Православной Церкви, священнослужители, монахи и простые сельские Батюшки. Были среди этих людей и миряне. Один из них — действительный статский советник, член Государственного Совета, Предводитель нижегородского дворянства Алексей Борисович Нейдгардт. Он был расстрелян накануне первой годовщины октябрьской революции, 6 ноября 1918-го года, вместе со священномучениками Епископом Балахнинским Лаврентием Князевым и Протоиереем Алексием Порфирьевым, настоятелем Спасо-Преображенского кафедрального Собора города Нижний Новгород. Участники нашей программы рассказывают о том, как молитва и подвиг мучеников за веру приводит и в наши дни людей ко Христу. Они строят храмы, воспитывают своих детей в Православной вере и любви к своему Отечеству. В районе Нижнего Новгорода «Красная Этна» прихожане стали инициаторами возведения храма, который стал им очень нужен. С благодарностью этим людям наша программа.










Все выпуски программы Места и люди











