Псалом 135. Богослужебные чтения - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Псалом 135. Богослужебные чтения

Псалом 135. Богослужебные чтения
Поделиться Поделиться
Раскрытая книга

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

На очень многие вопросы, касающиеся отношения Бога к созданному Им миру, можно ответить очень просто: таково проявление милосердия Божия. Для людей, которые плохо знакомы с библейским богословием, такой ответ в ряде случаев может показаться как минимум странным, и, как максимум, кощунственным. Это неудивительно: как, к примеру, можно объяснить милосердием Божиим смерть ребёнка? Такое объяснение невозможно; правда, лишь в том случае, если под милосердием понимать доброе и снисходительное отношение к человеку. Однако милосердие Божие — это нечто совершенно иное, и для того, чтобы дать ему определение, нам стоит послушать звучащий сегодня в православных храмах во время богослужения 135-й псалом.

Псалом 135.

[Аллилуия.]

1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.

2 Славьте Бога богов, ибо вовек милость Его.

3 Славьте Господа господствующих, ибо вовек милость Его;

4 Того, Который один творит чудеса великие, ибо вовек милость Его;

5 Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его;

6 утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его;

7 сотворил светила великие, ибо вовек милость Его;

солнце — для управления днём, ибо вовек милость Его;

9 луну и звёзды — для управления ночью, ибо вовек милость Его;

10 поразил Египет в первенцах его, ибо вовек милость Его;

11 и вывел Израиля из среды его, ибо вовек милость Его;

12 рукою крепкою и мышцею простёртою, ибо вовек милость Его;

13 разделил Чермное море, ибо вовек милость Его;

14 и провёл Израиля посреди его, ибо вовек милость Его;

15 и низверг фараона и войско его в море Чермное, ибо вовек милость Его;

16 провёл народ Свой чрез пустыню, ибо вовек милость Его;

17 поразил царей великих, ибо вовек милость Его;

18 и убил царей сильных, ибо вовек милость Его;

19 Сигона, царя Аморрейского, ибо вовек милость Его;

20 и Ога, царя Васанского, ибо вовек милость Его;

21 и отдал землю их в наследие, ибо вовек милость Его;

22 в наследие Израилю, рабу Своему, ибо вовек милость Его;

23 вспомнил нас в унижении нашем, ибо вовек милость Его;

24 и избавил нас от врагов наших, ибо вовек милость Его;

25 даёт пищу всякой плоти, ибо вовек милость Его.

26 Славьте Бога небес, ибо вовек милость Его.

Первая часть только что прозвучавшего псалма довольно абстрактна — она призывает славить Бога за Его милость, явленную в творении. С этим посылом сложно не согласиться: Бог действительно устроил окружающий нас мир таким образом, который не может не приводить непредвзятого наблюдателя к стремлению прославлять Творца.

Вторая же часть этого псалма может вызвать недоумение. В ней псалмопевец вспоминает некоторые особенно важные эпизоды израильской истории, в частности, исход евреев из Египта, и, вспоминая эти события, псалмопевец произносит чрезвычайно странную фразу: «Поразил Египет в первенцах его, ибо вовек милость Его» (Пс. 135:10). Иными словами, псалом призывает славить Бога за то, что Бог уничтожил всех египетских первенцев. Эта история рассказана в книге Исход, и её знают даже очень далёкие от Библии люди: «В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своём, до первенца узника, находившегося в темнице, и всё первородное из скота» (Исх. 12:29). Именно за это действие псалом призывает славить не просто Бога, а Его милость.

Да, по отношению к израильтянам это была милость без каких-либо оговорок, ведь именно после смерти египетских первенцев фараон принял решение отпустить потомков Иакова из Египта. Но можно ли назвать эту массовую казнь милостью Божией в абсолютном смысле?

Ответ на этот вопрос очень неприятен. Дело в том, что здесь нам придётся признать, что благо одного человека может быть препятствием для блага всех остальных. Так произошло и с египтянами: желание фараона обладать рабами в лице евреев явным образом входило в противоречие с замыслом Божиим о спасении человечества, а потому для убеждения фараона Бог вынужден был использовать самые радикальные методы. Всё было бы иначе и значительно проще, если бы фараон сразу должным образом откликнулся на голос Божий, явленный ему через Моисея. Однако этого не произошло, а потому Богу пришлось действовать иначе: ради милости к человечеству проявить жёсткость и даже жестокость по отношению к фараону и его подданным. Конечно, понять и принять такие действия Божии крайне непросто, особенно же непросто бывает тогда, когда уже не полумифический фараон, а мы сами оказывается на пути исполнения порой непостижимого для нас замысла Божия. Очень хочется надеяться и верить, что никого из нас не коснётся такая ситуация, и что мы без каких бы то ни было оговорок будем вместе с псалмопевцем славить милость Божию!


Псалом 135. (Русский Синодальный перевод)


Псалом 135. (Церковно-славянский перевод)

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем