Что может быть прекраснее романа о любви? Я имею в виду, конечно, не «любовный роман», где все, как правило, опошлено и низведено до примитива, а настоящее, глубокое произведение о подлинных чувствах. А если это, ко всему прочему, еще и роман о любви юношеской, первой, трепетной – то читать, как говорится, обязательно!
Такую книгу написал протоиерей Владимир Чугунов. Называется она «Мечтатель». Уже в самом названии слышится что-то романтическое, притягательное. Повествование ведется от лица молодого человека по имени Никита, которому недавно исполнилось восемнадцать лет. Ну, а где восемнадцать – там и юношеский максимализм, и сложные отношения отцов и детей и, конечно же, зашкаливающие эмоции и острые переживания.
Критика недаром отнесла произведение к жанру психологического романа, были даже прозрачные намеки на подражание Достоевскому и Тургеневу. Однако подражателем автора назвать было бы все-таки неправильно. Скорее – последователем.
Роман отца Владимира Чугунова «Мечтатель» делится на две части. Одна называется «Любовь», вторая – «Безумие». В первой части Никита знакомится с девушкой Машей, приехавший к ним в поселок из Ленинграда. Маша всколыхнула в душе Никиты сразу два чувства - первую любовь и первые искорки осознанной веры. Действие происходит в Советском Союзе, и автор очень хорошо показывает неподдельный, живой интерес молодежи к церкви, к православию. Интерес, который тогда, увы, приходилось тщательно маскировать. Не только прогулки с Машей под луной, но и совместные поездки в храм, чтение и обсуждение Евангелия – все эти новые, незнакомые прежде ощущения будоражили неокрепшую еще юношескую душу.
А потом Никита вдруг узнал, что его отец изменяет матери с молодой красавицей Еленой Сергеевной, живущей в соседнем доме. Пытаясь уличить обманщиков, он сам неожиданно… влюбляется в соседку. Только это в этой любви нет и крупицы того света и чистоты, которые были в его чувствах к Маше. Но Елена Сергеевна, как это ни странно, поступает благородно. И охваченный безумием молодой человек постепенно приходит в себя, с ужасом понимая, сколько ошибок ему теперь предстоит исправить.
Как это произойдет, и сбудутся ли мечты героя, которые он чуть было не предал – остается только догадываться. Автор оставляет финал открытым. Но по тону последних станиц чувствуется, что все будет хорошо. Потому что у героя есть три самых необходимых для счастья вещи: вера, надежда, и, конечно, любовь. Нелегкий, но верный путь к их обретению подскажет и нам книга протоиерея Владимира Чугунова «Мечтатель».
Все выпуски программы Литературный навигатор
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.