
В Афонском патерике есть история о святогорском старце, который говорил: «У меня всегда Пасха!». С постоянным ощущением светлого праздника жил и преподобный Серафим Саровский. В любой день каждого, кто к нему приходил, он встречал со словами: «Христос воскресе, радость моя!». Православные праздники с их духовной глубиной и удивительной историей во все времена вдохновляли не только святых подвижников, но и писателей и поэтов. Их произведения, посвящённые церковным торжествам, вошли в сборник, который называется «Православные праздники в рассказах любимых писателей».
О самом первом празднике церковного года — Рождестве Пресвятой Богородицы, которое отмечается 21-го сентября, отзывается известный духовный писатель ХХ века митрополит Вениамин (Федченков). В своём эссе «Величание Богородицы» он вспоминает, как однажды в праздник Рождества Приснодевы Марии пришёл в храм в самом будничном настроении. Но когда во время Богослужения хор запел стихиры Богородице, сердце забилось торжественно и радостно. «Какая у нас, у людей, Заступница великая. И мне Она тоже — Заступница. От одного этого слова — Богородица — стало вдруг отрадно на душе», — делится сокровенными переживаниями митрополит Вениамин.
Праздничной радостью дня Вознесения Господня дышат поэтические строки Вильгельма Кюхельбекера: «Божественный на Божием престоле; \ Христос на небо, выше всех светил, \ В свое отечество, туда, отколе \ Сошел на землю, в славе воспарил». А писатель Алексей Ремизов рассказывает о Страстной седмице Великого Поста в небольшом очерке «Спасов огонёк». О том, как в Великий Четверг пошёл в Казанский собор на службу с чтением двенадцати страстных Евангелий. «Стоял я со свечкой, и все страсти из живых евангельских слов живо и ярко проходили передо мной, будто живых людей видел я и близких, и таких знакомых мне...», — пишет Ремизов.
Иван Шмелёв, Александр Куприн, Иван Бунин, Александр Блок, Валерий Брюсов, Антон Чехов, Николай Лесков, Фёдор Достоевский и другие известные авторы расскажут читателям о Рождестве Христовом, Преображении, Успении, Троице, Благовещении. И мы всем сердцем ощутим торжественную, возвышенную радость православных праздников в рассказах любимых писателей.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Псалом 26. На струнах Псалтири
1 Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его,
5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне.
8 Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.
2 июня. О воздействии дьявола на людей

В 14-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего».
О воздействии дьявола на людей — священник Алексий Долгов.
Накануне крестных страданий и смерти Христос, утешив апостолов словами о пришествии мира Духа Святого, постепенно подводит их к мысли о том, что время Его земной жизни заканчивается. Вот почему Господь предупреждает Своих учеников, что идёт князь мира сего, который не имеет с Ним ничего общего.
Святые отцы говорят, что князь мира сего — это дьявол. Падший ангел владычествует над миром, так как Бог дал ему эту власть. Об этом говорил дьявол Христу в пустыне, когда искушал Сына Божия после сорокадневного поста.
Дьявол называется князем мира сего потому, что он имеет власть только над людьми порочными, привязанными к земным благам. Над самой природой и животными дьявол власти не имеет, иначе бы он уничтожил всё, что нас окружает.
Над грешниками же дьявол приобретает полную власть, поскольку, служа греху, люди сами добровольно отдают себя в рабство злому духу. Об этом говорил еще апостол Пётр: «Кто кем побежден, тот тому и раб».
К тем же, кто борется с ним, — а эта борьба не против плоти и крови, как говорит апостол Павел в послании к Ефесянам, а против духа злобы поднебесной, — дьявол не может даже приблизиться. Он не способен обладать волей кающегося грешника, твердо ставшего на путь исправления.
Жития многих подвижников благочестия нашей Церкви являются наглядным подтверждением того, что дьявол ничего не может поделать с теми, кто служит Богу и старается жить по заповедям.
Все выпуски программы Актуальная тема