В связи с распространением короновируса до 30 апреля продлены карантинные меры. Многим людям очень тяжело долгое время находиться в замкнутом пространстве.
Что делать человеку, вынужденному длительное время не выходить из дома? — заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Игорь Мещан.
Алексей Саврасов. «Рожь»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Маргарита Константиновна, вы не устали с дороги? Всё-таки путь до Ростова-на Дону из Москвы неблизкий. А мы с вами, можно сказать, с корабля на бал — то есть, с поезда сразу в Ростовский музей изобразительных искусств.
— Что вы, Андрей Борисович, я прекрасно себя чувствую! К тому же, мы ведь в Ростове только проездом. Так что ваша идея провести время до следующего поезда в музее — просто замечательная. Тем более, что здесь есть полотно, которое я очень хочу увидеть — картина Алексея Кондратьевича Саврасова «Рожь».
— Маргарита Константиновна, поправьте меня, пожалуйста, если я что-то путаю, но, кажется, саврасовская «Рожь» экспонируется в Третьяковке?
— Вы не ошиблись, Андрей Борисович! В Третьяковской галерее, действительно, есть такая картина Саврасова.
— Тогда, вероятно, в Ростовском музее изобразительных искусств, находится один из этюдов к ней?
— Представьте себе — нет! Это самостоятельное произведение. Во многом оно с «Рожью» из Третьяковской галереи, конечно, перекликается, и написано в тот же период. Но и с художественной, и с эмоциональной точки зрения, это две совершенно разные картины. А вот, кстати, и полотно — взгляните на него, и сразу всё поймёте.
— Да-да, теперь я вижу! Вы правы, Маргарита Константиновна. Совсем другие краски, и настроение у картины иное. Хотя в общих чертах пейзаж очень похож.
— Если вы вспомните, на полотне из Третьяковской галереи изображено ржаное поле перед самым началом грозы. Там тучи ещё только сгущаются над просторами. А здесь, посмотрите — буря уже миновала. Колосья умыты дождём, небо очищается. Природа всё ещё встревожена стихией, но в ней уже угадывается успокоение.
— Верно! Саврасову удалось ухватить и выразительно подчеркнуть тонкую грань перехода от ненастья к покою. Тёмные облака отступают, сквозь них уже виднеется тихий закат. И какое удивительное, необычное сочетание красок и оттенков: тревожных — бронзовых, лиловых — с умиротворяющими —розовыми и лазурными. Так глубоко увидеть и выразить природу мог только большой мастер.
— Алексей Кондратьевич Саврасов говорил: «В России природа поёт». Он умел слышать эту песнь родных просторов. Художник смотрел на окружающий мир как на величайшее произведение искусства — Божье творение. И эта Божественная, духовная наполненность всего сущего очень хорошо видна на его пейзажах.
— Но ведь творческие люди часто вкладывают в свои произведения и глубоко личные чувства. Картина Саврасова «Рожь» настолько эмоциональна, что я рискну предположить: художник отразил в ней какие-то собственные душевные переживания.
— Вы правы, Андрей Борисович! Полотно «Рожь» Алексей Саврасов написал в 1881-м году, в последний период своего творчества. Он был очень непростым — в это время живописец остался практически в полном одиночестве, испытывал материальные трудности. Был болен и стремительно терял зрение. Но несмотря на это, продолжал писать и создавал настоящие шедевры — такие, например, как картина «Рожь», которая перед нами...
— ...и на которой сквозь самые чёрные тучи всё равно пробивается свет.
— Частичку этого света мы с вами сегодня увезём с собой!
Картину Алексея Саврасова «Рожь» можно увидеть в Ростовском музее изобразительных искусств
Все выпуски программы: Краски России
«Полёт на воздушном шаре»
Мы с друзьями давно мечтали полетать на воздушном шаре. И однажды нам удалось всё организовать. Самое лучшее время для полёта— это раннее утро, когда солнце ещё не нагрело воздух, и непредсказуемые воздушные потоки не успели появиться. Наша группа выехала затемно, и на рассвете уже была на месте — просторном поле, где стоял готовый для взлёта шар. Помню, как с трепетом приближались к этому шару — огромного пузырю полосатой ткани с гигантской плетёной корзиной и газовыми баллонами. А потом забрались в корзину и взлетели. До сих пор ощущаю, как мы поднимались всё выше, выше и выше, оставляя позади изумрудного цвета поле, бесшумно пролетая над верхушками деревьев, над извилистой рекой. Прямо дух захватывало! Я подняла глаза к небу, к солнцу и вдруг почувствовала, как душа переполняется ощущением счастья и внутренней гармонии, как тишина и безмятежность этого утра, этого полёта делают меня ближе к Богу!
Все выпуски программы Утро в прозе
23 января. О жизни и трудах преподобного Маркиана Константинопольского
Сегодня 23 января. День памяти преподобного Маркиана Константинопольского, жившего в V веке.
О его жизни и трудах — священник Августин Соколовски.
Маркиан пресвитер прославлен церковью за строительство храмов и священническую праведность. Жизнь его — незримая история искупления в отдельно взятой человеческой биографии. Историки говорят, что изначально Маркиан был раскольником из партии Новациан. Это течение сохраняло православную догматику, но отличалось крайней строгостью требований к церкви и особенно к ее служителям. Общение с великим старцем того времени, преподобным Авксентием Вифинским, который основал Авксентиеву гору, одну из четырех святых гор византийского монашества, из которых до наших дней дошел лишь Афон, привело Маркиана в единство с православной церковью. Святой патриарх Анатолий, уроженец Александрии и наследник строгой монашеской традиции Египта, сам возвел его в сан пресвитера. Вскоре Маркиан лишился родителей. Будучи выходцем из знатной римской семьи, он решил отдать на строительство храмов все свое наследство. Так словно раскол, который сам по себе заключается в разделении церквей, упразднялся в их возведении. Прежде Маркиан принадлежал к тем, кто требовал добродетели от других. Теперь же стал жить в милосердии и нестяжании.
Пример Маркиана учит тому, что строительство храмов становится основанием и причиной святости, если сопряжено с правоверием, добродетелью, нестяжанием и милосердием. И, конечно же, оно должно идти рука об руку с миссионерством.
Все выпуски программы Актуальная тема