
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
2 Кор., 182 зач. (от полу́), VI, 16 - VII, 1.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Любой, кто знаком с особенностями подросткового возраста, знает, что одна из самых характерных его черт — максимализм. Всё должно быть как надо! Никому и никаких поблажек! Никаких условностей и полутонов — всё чёрно-белое. Подростки, что тут скажешь. Но можно ли нечто подобное встретить в Библии? Думаю, да. Особенно, если обратиться к отрывку из 6-й и 7-й глав второго послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 6.
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.
18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.
Глава 7.
1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.
Сегодняшнее апостольское чтение начинается с риторического по сути своей вопроса о совместимости храма Божьего с идолами. Очевидно, что для человека библейской культуры ни о какой совместимости этих явлений не могло быть и речи. И дело не только в том, что это было бы формальным нарушением второй заповеди, запрещавшей создание кумиров. Это было бы нарушением всего завета, потому что идолы или кумиры создаются как часть мировоззрения, суть которого в том, что люди полагаются на мёртвые, неодушевлённые вещи, вместо того чтобы связать свою жизнь с живым истинным Богом. Человек, очевидно, свободен жить, как он хочет. Но, возлагая надежду на неодушевленные предметы, он отдаёт себя в руки слепых сил природы, которым не знакомы ни понимание, ни любовь, ни милость. Напротив, если Он вступает в отношения с разумным Творцом, вся его жизнь озаряется светом промысла. Подобное вверение себя в руки Божии предполагает, что никаких других богов, идолов и всего прочего, чему человек мог бы полностью доверять, — не существует. Да, есть физические законы, законы, по которым происходят химические реакции и живут биологические существа... Но все эти законы созданы премудрым Творцом. Однако возникает следующий вопрос. Если в сердце человека не должно остаться места идолам, может ли в жизни остаться место для тех, кого условно можно было бы назвать идолопоклонниками? То есть — как быть с людьми, которые заблуждаются?
Ветхозаветный призыв, который цитирует апостол Павел, звучит крайне ригористично. Тем, кто вошёл в завет с Богом, было запрещено всякое общение с язычниками. Конечно, оно могло быть вынужденным, но слова «выйдите из среды их и отделитесь» звучали очень строго и однозначно, так что по собственной инициативе иудей не мог общаться с язычником. Более того, само это указание звучит как условие «к нечистому не прикасайтесь, и Я прииму вас». Усыновление Богу возможно после решительного выбора человека, отказавшегося от всего, что связано с грехом. Живя таким образом, ветхозаветное общество было призвано сохранить себя для новой жизни.
Однако апостол Павел цитирует эти слова, обращая их к христианам. Так же, как для молодого еврейского общества, к которому обращался Бог через Моисея, для молодой Церкви языческое море, бушевавшее вокруг, представляло серьёзную опасность. Но значит ли это, что апостол ждёт от учеников бегства из языческих городов и разрыва всех связей? Конечно, нет. Та граница, которая для иудеев древности была внешней и буквально физической, для христиан стала духовной и нравственной. Мы призваны со всем максимализмом восставать против любого идолопоклонства, магизма и язычества в себе, мы всеми силами стремимся к нравственной чистоте, мы хотим, чтобы итогом нашей жизни была праведность и богосыновство, которое даровано нам через Иисуса Христа. Но мы не можем и должны отрекаться от людей и закрываться от них. Ведь в глубине каждого сокрыт, пусть и поруганный, и искажённый — образ Божий, который может быть восстановлен, если человек приложит усилия. Верующие же, со своей стороны, призваны быть свидетелями чистой и праведной жизни, отделившись от греха, но не от ближнего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Деяния святых апостолов

Деян., 22 зач., IX, 19-31.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если чтущий Бога и Его заповеди человек решится сделать исключение и нарушить одну из заповедей Божиих, то постепенно такой человек придёт к тому, что таких исключений станет всё больше и больше, и в какой-то момент нарушение заповедей станет чем-то обыденным, тем, что совсем не пугает. Этот принцип проявил себя в Священном Писании множество раз, и об одном из них повествует 9-я глава книги Деяний святых апостолов. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 9.
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.
28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.
29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.
31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Как мы только что услышали, после своего обращения ко Христу Савл, или, иначе, апостол Павел попал в очень неприятную ситуацию: его ещё не приняли христиане, и он уже стал чужим для иудеев. Если с христианами вопрос решился довольно быстро — апостол Варнава рассказал им о своём видении Господа и о том, что Савла можно принять, то с иудеями всё было значительно печальнее: через какое-то время они пришли к уже ставшей для них привычной мысли, что проблема должна быть решена самым радикальным методом, то есть Савла нужно попросту убить.
Симптоматично, что никакие прежние заслуги Савла не спасли его от этого приговора, он, став христианином, перестал иметь какую-либо ценность для иудеев, более того, он стал помехой. Дальнейшее повествование книги Деяний говорит о том, что апостолу удалось сбежать от жаждущих его смерти иудеев, однако их злоба никуда не делась, и интересен сам факт этой злобы. Конечно, проще всего её было бы списать на злокозненность иудеев, сказать, что злоба — это часть их природы, а потому здесь нечему удивляться. На самом же деле удивляться есть чему, и удивляться в этой истории стоит не столько поведению иудеев, сколько тому, что люди как таковые бывают крайне нечувствительны к проявлениям воли Божией. Нам легко соглашаться с Богом тогда, когда мы понимаем Его действия, а понимаем мы то, что нам приятно, что соответствует нашему представлению о мире и о себе самих. Если же Бог нас обличает, если Он, скажем, через других людей указывает нам на наши недостатки, то принять такую волю Божию бывает чрезвычайно непросто. Всем известна наша стандартная реакция на обличение: мы, если на словах с ними и согласимся, внутреннее будем протестовать, будем искать благочестивые объяснения своим поступкам, и, конечно же, их найдём.
Священное Писание предлагает обратить внимание на то, к чему в пределе может привести такое отношение к проявлениям воли Божией, и, что особенно важно, подобных примеров в Писании очень много: одна лишь книга Деяний с весьма печальной регулярностью повествует об одном и том же сюжете — отказавшись от принятия воли Божией, люди идут дальше в своём сопротивлении Богу, и в конечном итоге доходят либо до стремления к убийству праведников, либо до самого убийства. Дай Бог, чтобы мы не забывали об этих примерах Священного Писания, и помнили, что эти преступления всегда начинались с того, что может показаться малым и безобидным, — с отказа со смирением принять благую и всесовершенную волю Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О молитве». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги святителя Игнатия Брянчанинова «О молитве», посвященные тому, каким должно быть общение с Богом и какова роль молитвы в жизни человека.
Разговор шел о том, что может помочь побороть рассеянность во время молитвы, почему стоит беречься особых эмоциональных и чувственных состояний во время обращения к Богу, а также что дает человеку молитва.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о христианских мотивах в военной драме Андрея Тарковского «Иваново детство».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев».
Вторая беседа с заместителем главного редактора журнала «Фома» Владимиром Гурболиковым была посвящена фильму «Солярис».
Третья беседа с киноведом Августиной До-Егито была посвящена фильму «Зеркало».
Четвертая беседа с режиссером, сценаристом Иваном Перекатовым была посвящена фильму «Сталкер».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер