
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
2 Кор., 182 зач. (от полу́), VI, 16 - VII, 1.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Любой, кто знаком с особенностями подросткового возраста, знает, что одна из самых характерных его черт — максимализм. Всё должно быть как надо! Никому и никаких поблажек! Никаких условностей и полутонов — всё чёрно-белое. Подростки, что тут скажешь. Но можно ли нечто подобное встретить в Библии? Думаю, да. Особенно, если обратиться к отрывку из 6-й и 7-й глав второго послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 6.
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.
18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.
Глава 7.
1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.
Сегодняшнее апостольское чтение начинается с риторического по сути своей вопроса о совместимости храма Божьего с идолами. Очевидно, что для человека библейской культуры ни о какой совместимости этих явлений не могло быть и речи. И дело не только в том, что это было бы формальным нарушением второй заповеди, запрещавшей создание кумиров. Это было бы нарушением всего завета, потому что идолы или кумиры создаются как часть мировоззрения, суть которого в том, что люди полагаются на мёртвые, неодушевлённые вещи, вместо того чтобы связать свою жизнь с живым истинным Богом. Человек, очевидно, свободен жить, как он хочет. Но, возлагая надежду на неодушевленные предметы, он отдаёт себя в руки слепых сил природы, которым не знакомы ни понимание, ни любовь, ни милость. Напротив, если Он вступает в отношения с разумным Творцом, вся его жизнь озаряется светом промысла. Подобное вверение себя в руки Божии предполагает, что никаких других богов, идолов и всего прочего, чему человек мог бы полностью доверять, — не существует. Да, есть физические законы, законы, по которым происходят химические реакции и живут биологические существа... Но все эти законы созданы премудрым Творцом. Однако возникает следующий вопрос. Если в сердце человека не должно остаться места идолам, может ли в жизни остаться место для тех, кого условно можно было бы назвать идолопоклонниками? То есть — как быть с людьми, которые заблуждаются?
Ветхозаветный призыв, который цитирует апостол Павел, звучит крайне ригористично. Тем, кто вошёл в завет с Богом, было запрещено всякое общение с язычниками. Конечно, оно могло быть вынужденным, но слова «выйдите из среды их и отделитесь» звучали очень строго и однозначно, так что по собственной инициативе иудей не мог общаться с язычником. Более того, само это указание звучит как условие «к нечистому не прикасайтесь, и Я прииму вас». Усыновление Богу возможно после решительного выбора человека, отказавшегося от всего, что связано с грехом. Живя таким образом, ветхозаветное общество было призвано сохранить себя для новой жизни.
Однако апостол Павел цитирует эти слова, обращая их к христианам. Так же, как для молодого еврейского общества, к которому обращался Бог через Моисея, для молодой Церкви языческое море, бушевавшее вокруг, представляло серьёзную опасность. Но значит ли это, что апостол ждёт от учеников бегства из языческих городов и разрыва всех связей? Конечно, нет. Та граница, которая для иудеев древности была внешней и буквально физической, для христиан стала духовной и нравственной. Мы призваны со всем максимализмом восставать против любого идолопоклонства, магизма и язычества в себе, мы всеми силами стремимся к нравственной чистоте, мы хотим, чтобы итогом нашей жизни была праведность и богосыновство, которое даровано нам через Иисуса Христа. Но мы не можем и должны отрекаться от людей и закрываться от них. Ведь в глубине каждого сокрыт, пусть и поруганный, и искажённый — образ Божий, который может быть восстановлен, если человек приложит усилия. Верующие же, со своей стороны, призваны быть свидетелями чистой и праведной жизни, отделившись от греха, но не от ближнего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 126. На струнах Псалтири
1 Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.
2 Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон.
3 Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева.
4 Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые.
5 Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах.
10 декабря. О добрых делах

В 5-йглаве 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Добрые дела Явны; а если и не таковы, скрыться не могут».
О мотивации доброделания — протоиерей Максим Первозванский.
Господь нам однозначно говорит, что мы должны наши добрые дела делать не на показ. Мы должны это делать не для того, чтобы получить похвалу от людей, а для того, чтобы получить похвалу от Господа. И сам апостол Павел тоже об этом говорит в разных местах неоднократно.
Здесь же апостол имеет в виду, что Господь Сам сделает явными наши дела, и противоречия никакого нет, поскольку Сам Господь упоминает, что нет ничего тайного, что не стало бы явным. И поэтому не стоит выпячивать свои добрые дела самостоятельно и повторять, когда вдруг нам выпадает счастье сделать что-то доброе: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу!»
Все выпуски программы Актуальная тема
10 декабря. О Новгородской иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Знамение»

Сегодня 10 декабря. Церковь празднует Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году.
О Новгородской иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Знамение», — протоиерей Василий Гелеван.
Название этой иконы восходит к строчке из книги пророка Исаии: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут ему имя: Еммануил». Еммануил, напомним, на русский переводится как «с нами Бог». И Еммануилом мы называем Младенца Христа. Значит, здесь пророчество о Рождестве Христовом.
Наиболее известные в России иконы такого типа все имеют географическую привязку: Новгородская, Курская, Царскосельская, Корчемная, Павловская, Верхнетагильская икона и так далее. Вот все эти иконы «Знамение» похожи внешне, потому что на каждой мы встречаем поясное изображение Богородицы и в области живота круг, как чрево непраздной женщины, и внутри этого круга — Младенец, Господь Еммануил.
Икона «Знамение» Новгородская, которую мы чтим именно сегодня, имеет некоторые свои иконографические особенности. По четырём углам возле Божией Матери располагаются святые: великомученик Георгий Победоносец, мученик Иаков Персиянин, преподобные Пётр, Онуфрий Афонский. Важно ещё подчеркнуть, что когда мы молимся, мы молимся не иконе, а самой изображённой на иконе Богородице. И в молитве к иконе «Знамение» отражено событие 1170 года. Она составлена в память о заступничестве Пресвятой Богородицы за Новгород.
Все выпуски программы Актуальная тема











