Евр., 309 зач., III, 12-16.
Глава 3.
12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго.
13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.
14 Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца,
15 доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота».
16 Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сохранение верности Богу — очень непростая задача. История Церкви показывает нам, что отступить от Бога можно по самым разным причинам, можно это сделать даже совершенно случайно и для самого себя незаметно.
К примеру, так произошло с апостолом Петром: как мы помним, он отрёкся от Христа тогда, когда Господь был приведён на суд синедриона. Сам Пётр этого бы и не заметил, если бы не услышал голос петуха и не вспомнил то, что говорил ему Господь. Там, сидя у костра и греясь, он, не подумав, ответил, что не знает Христа, произнёс эти слова, повинуясь вложенному в каждого человека инстинкту самосохранения, а может быть просто потому, что не хотел ни с кем разговаривать в силу глубокой тревоги и переживания, тогда как противоположный ответ повлёк бы за собой продолжение беседы. Но это лишь предположения, достоверно ясно одно — Пётр вовсе не планировал отрекаться от Христа, это вышло помимо его воли.
История апостола Петра — это один из множества примеров такого рода. Отречение от Бога может иметь самые разные формы, зачастую оно происходит в простых и всем хорошо понятных бытовых ситуациях. К примеру, на загруженной парковке, когда мы видим, что есть неплохое место и есть не очень расторопный водитель, который хотел бы там поставить машину, но проявляем шустрость и становимся на это место первыми. Или когда закрываем в метро глаза, чтобы случайно не встретиться взглядом с тем, кому стоило бы уступить место. В такие моменты в нас срабатывают какие-то очень глубоко встроенные в человеческую природу механизмы, а когда эти механизмы приходят в действие, то Евангелие умолкает, христианство исчезает, происходит невольное отступление от Бога.
Апостол Павел был прекрасным знатоком человеческой природы и, как следствие, человеческой слабости, потому он и пишет: «Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго». Далее он продолжает свою мысль и даёт совет относительно того, каким образом можно сохранить своё сердце от лукавства и неверности и вместе с этим сохранить верность Богу.
Его совет многим может показаться парадоксальным, ведь на первый взгляд кажется, что сберечь себя можно исключительно через молитву и разнообразные виды аскетических подвигов. Но нет, апостол пишет так: «Наставляйте друг друга каждый день». Иными словами, в качестве рецепта он советует общаться друг с другом, общаться не на какие-то посторонние и отвлечённые темы, а так, чтобы это общение было назидательным.
Любопытно здесь и то, что апостол не разделяет своих адресатов на тех, кто должен произносить наставления и тех, кто должен им внимать, он пишет, что для достижения цели этот процесс должен быть обоюдным. Сложно сказать, каким образом работает предложенный апостолом путь сохранения сердца от лукавства и неверности, но он работает, и в этом легко убедиться, если мы попробуем исполнять рекомендацию апостола.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.