В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2 Кор., XI, 31 — XII, 9) и Евангельского (Лк., XVI, 19-31) чтений в 19-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти Казанской иконы Богородицы, апостола Иакова, брата Господня, великомученика Димитрия Солунского, иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость».
Марина Борисова
— Добрый вечер, дорогие друзья. В эфире Радио ВЕРА программа «Седмица», в которой мы каждую субботу говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Протоиерей Федор Бородин
— Здравствуйте.
Марина Борисова
— С его помощью мы постараемся разобраться, что ждет нас в церкви завтра, в 19-е воскресенье после Пятидесятницы, и на наступающей неделе. Как всегда по традиции, обратимся сначала к тем отрывкам из апостольских посланий и Евангелия, которые прозвучат завтра в храме за Божественной литургией. Мы услышим отрывок из 2-го послания апостола Павла коринфянам. Отрывок начинается в 11-й главе 31-м стихом и заканчивается в 12-й главе 9-м стихом. Отрывок этот удивительный, потому что в нем апостол Павел описывает свой собственный опыт, когда он был восхищен до Третьего неба и видел то, что, собственно, как мы предполагаем, ожидает святых в Царствии Небесном. В то же время он рассказывает о том, какова плата за такие невероятные духовные дары. Апостол говорит: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился». Здесь же, в этом отрывке, удивительные слова, которые, я думаю, большинство из наших радиослушателей прекрасно знают, помнят и повторяют: «Сила Моя совершается в немощи» — сила Божия в немощи совершается. Когда читаешь этот отрывок из 2-го послания апостола Павла коринфянам, иногда кажется, ну что ж такое, почему апостол Павел не скажет прямо? Почему он свой собственный опыт витиевато, иносказательно вкладывает как бы в уста какого-то третьего лица, ведь понятно, что он говорит о себе?
Протоиерей Федор Бородин
— Во-первых, потому что это был опыт выхода за границы постижимого для человека. А во-вторых, потому, что в Коринфе была большая влиятельная группа в христианской общине, которая ставила под сомнение авторитет апостола Павла. Они бы расценили это как превозношение. Может быть, тактично, чтобы их сохранить в христианской общине, апостол Павел так пишет. Меня в этом отрывке больше всего поражают слова: «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил от меня» вот эту боль, которая у него была. Многие исследователи Нового Завета считают, что это была болезнь, причем, болезнь глаз. Потому что в послании галатам у Павла есть такие слова: «Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне». Представляете, вы приходите к проповеднику, а у него больные глаза, а глаза — это зеркало души, как мы говорим. Сложнее слушать, что он говорит? Сложнее. Потому что ты все время смотришь в глаза тому, с кем разговариваешь. Это мешает? Мешает. И апостол Павел, наверное, и молился: Господи, ну мешает. Но Господь оставил это. Меня поражает, что он молился всего три раза об этом. Мы, когда у нас немножко что-то заболит, сотни раз, годами будем об этом молиться, чтобы мы были исцелены, будем унывать, роптать и всячески негодовать иногда даже на то, что Господь этого не исполняет. Как у Соломона в притчах есть: «Сердца глупого негодует на Господа». Глупый в терминологии Соломона — это грешный человек. А апостол Павел три раза помолился, понял, что Божьей воли на это нет, и перестал. Сказал: тогда буду нести и терпеть, значит, мне так нужно. Действительно, через него творились великие чудеса, Господь воскрешал мертвых через него, опоясание апостола Павла исцеляло от тяжелейших болезней сотни людей при прикосновении. А здесь нет, ты должен это нести, ты должен смиряться. Господь может творить только через того человека, который осознает свою немощь, и только в этой немощи, можем назвать ее словами Христа в «нищете духовной», совершаются великие дела в церкви. А все, что совершается, даже великое, но в гордыни, разрушается, долго не стоит.
Марина Борисова
— А как быть нам грешным? Бывают же, я думаю, у многих людей какие-то мгновения, когда ты точно понимаешь, что это не от тебя, не от твоего жизненного опыта, не от твоего воображения, а это что-то, что говорит за тебя из другого источника. Обычно, я помню и свои неофитские времена, когда опытные священники советовали никому не рассказывать об этих мгновениях такого озарения.
Протоиерей Федор Бородин
— Да, это может быть не полезно, враг искушает нас превозношением. Поэтому молитва проповедника, а проповедником может быть любой человек, он может быть призван к проповеди соседу, родственнику, брату, другу, когда сердце того открыто, и ты должен начать говорить, не стесняясь, о своей вере. То, о чем апостол Петр говорит: будьте готовы в любой момент дать отчет о своем уповании с кротостью. Молитва должна быть: Господи, будь словом в устах моих, чтобы коснуться сердца и ума того человека, который к Тебе обращается через меня, грешного, и убереги меня от тщеславия. Без этого все умирает, без памяти о своей немощи. Человек, вопрошающий о Христе на самом деле спрашивает не тебя, он к Нему обращается. Просто ты христианин, и он с тобой говорит сейчас и через тебя вопрошает Господа. Опыт любого человека, который так или иначе разговаривает с приходящими в храм, показывает, что ты готовишься, ты продумываешь какие-то аргументы, а потом Господь уводит разговор совсем в другую сторону, и ты произносишь то, что не приготовил. Но именно оно бывает убедительно, именно оно и позволяет людям открыть для себя Христа. Это еще одно напоминание, что ты готовился, ты молодец, надо готовиться, надо относиться очень ответственно к этому великому служению проповедника, но все равно действует Господь.
Марина Борисова
— Обратимся теперь к отрывку из Евангелия от Луки, из 16-й главы, стихи с 19-го по 31-й. Это известная многим нашим радиослушателям притча о богаче и нищем Лазаре. Я думаю, что саму притчу пересказывать нет смысла, потому что она очень популярна и очень часто к ней обращаются священники в проповедях по самым разным поводам. Вопрос все-таки возникает. Сколько ни размышляешь, сколько ни читаешь толкования, думаешь: ну, все-таки почему между лоном Авраама, куда попал нищий Лазарь, и тем огненным озером за гранью нашего понимания непреодолимая стена. Как же так, не может быть, чтобы Господа это устраивало, что грешники, попав в это озеро, остаются там на всю вечность?
Протоиерей Федор Бородин
— Господа это настолько не устраивало, что Он воплотился и пошел на Крест. Он дал возможность каждому человеку войти в лоно Авраамово, войти в вечную жизнь и быть с Ним. У апостола Павла есть такие слова, он говорит: «Оброк греха — смерть, а вечная жизнь — дар во Христе Иисусе». То есть дар вечной жизни подарен, он уже дан каждому человеку, но человек может его взять, а может отказаться. И когда я как священник совершаю крещение, в чине оглашения я произношу такие слова, я обращаюсь к Богу и говорю: Господи, Ты дал ему (то есть человеку, конкретному человеку, которого я сейчас крещу, тоже и мне) власть жизнь вечной. Господь подарил, положил у дверей, надо только дверь открыть и впустить Его с этим даром и принять этот дар, протянуть руки. Но человек может этого не захотеть, как не захотел этот богач, ему может быть все равно. Может быть, все, что связано с Богом — любовь, милосердие, сострадание — может в его жизни отсутствовать. Обратите внимание и давайте это себе попытаемся особенно ярко оставить в памяти. Богач был осужден не за богатство, не за чревоугодие, в которое он впадал во время этих блистательных пиров, а за то, что он не сделал то, что мог сделать, хотя это от него не требовало ничего, кроме желания. Он мог сказать: там нищий на улице, вы не выкидывайте все это, хотя бы самое простое из этого, что посложнее вы съедите, слуги, относите людям там. Что он, выходя из дома, не видел Лазаря? Конечно, видел. Но ему все, что связано с Божьим отношением к человеку — милосердие, сострадание — было чуждо. Поэтому он не может попасть в Царство Христа, он там чужой, лоно Авраамово его не принимает. Вы помните фреску, наверное, «Лоно Авраамово» преподобного Андрея Рублева в Успенском соборе города Владимира? Там праведники у него за пазухой. Удивительный образ, как маленького ребеночка закутывают от всякого холода и прижимают к себе.
Марина Борисова
— Великий и могучий русский язык: жить, как у Христа за пазухой.
Протоиерей Федор Бородин
— Да, вот об этом, так и есть. Или, как говорят семинаристы, учащиеся в Троице-Сергиевой лавре, под мантией у преподобного Сергия, что в общем почти одно и то же. Ему это было не нужно, ему это чужое, ему непонятно все это. Поэтому он и не может туда войти, это он эту пропасть вырыл. Это не Господь эту попасть воздвиг.
Марина Борисова
— Притча заканчивается жестко очень, потому что даже его родным, которые остались еще в этой земной юдоли, нельзя получить предупреждение от Лазаря.
Протоиерей Федор Бородин
— Они все получили. Если бы у них в душе был хоть маленький живой кусочек, они бы услышали, как Авраам бежал за ангелом и умолял пощадить Содом. Содом! А если 30, а если 25, а если 20, а если 15, а если 10 — он торгуется, как на Восточном базаре. Казалось бы, что до этих, погрязших в страшных грехах людей, должно быть ему, праведнику? Вот оно милосердие. Что они не читали этого? Читали. Ситуация повторяется постоянно. Вы знаете, сколько у нас здесь, в Москве, тысяч людей с гуманитарным образованием и работающих в гуманитарной сфере, которые не открывали Евангелие никогда. Хотя оно продается не только в любом храме, а храмы теперь есть во всех районах Москвы, в любом книжном магазине. Прекрасно зная, что вся европейская культура, как Фазиль Искандер говорил, написана на полях Евангелия, читая Достоевского про великого инквизитора, смотря в Третьяковской галерее на картины Ге. Вот нет. У меня как священника, были такие моменты, с одной стороны проясняющие, в чем дело, а с другой стороны, очень тяжелые, связанные с сюжетом, несколько раз он был. Ходит пожилая прихожанка в храм постоянно, молится о своих близких. Она умирает, родственники привозят ее тело в храм, и пока еще тело не привезли, родственники стоят и где-то в храме озираются на все, все для них дико, непонятно и не знакомо. Но чаще всего они привозят одну или две коробки, где все иконы бабушки или мамы и все книги, и говорят: это вам, раздайте, нам это не нужно. Вот я достаю Евангелие, допустим, с сыном я разговариваю, взрослый человек, на пятом десятке, гуманитарий, может даже со степенью, преподаватель какого-нибудь ВУЗа. Я говорю: ну оставьте себе Евангелие. — Не, не, мне не нужно. — Вы не читали? — Нет, я не хочу, это не для меня все. — А почему? Какие-то отговорки. Я говорю: подождите, я вас вижу первый раз в жизни, скорей всего последний, вы мне можете сказать, почему вы не читаете Евангелие? Хотя невозможно называться образованным европейцем, не прочитав Евангелие, никак. Три раза я слышал честный ответ, он был обычно такой: я знаю, что если я прочитаю, мне надо будет менять свою жизнь, а я не хочу. Это не хочу менять свою жизнь — это непреодолимая преграда, которую вырыл сам человек между вами и нами, поэтому нельзя перейти оттуда сюда и отсюда туда, если ничего в человеке не изменится. Может измениться, может и на смертном одре измениться. Мы знаем, что первым в рай вошел разбойник покаявшийся, исповедавший Христа Мессией и признавший свои грехи и вознесший молитву. Если это совершается, да. А если нет?
Марина Борисова
— Напоминаю нашим радиослушателям, в эфире Радио ВЕРА еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. Мы на этой неделе будем праздновать праздник в честь Казанской иконы Божьей Матери. Это уже второй праздник в году, который посвящен этой иконе. Но если первый, летний, мы вспоминаем о том, как икона была обретена, то осенью мы вспоминаем Смутное время, ополчение Минина и князя Пожарского, который, собственно, и подарил нам Казанскую икону Божьей Матери. Первое ополчение Ляпунова и Заруцкого, стоявшего под Новодевичьим монастырем, не приняло эту икону, как-то отнеслось к ней достаточно прохладно. Священник, принесший из Казани список Казанской иконы, смотря на то, как отнеслись люди в этом первом ополчении к Казанской святыни, взял икону под мышку и пошел обратно домой в Казань. На его счастье в Ярославле он встретил второе ополчение, князь Дмитрий Пожарский как раз икону эту взял и очень много для нее сделал. Когда, вернувшись в Москву, князь Дмитрий сначала поместил ее в церкви рядом со своим домом, потом он же на свои деньги построил Казанский собор на Красной площади. Все, что у нас связано с почитанием Казанской иконы Божьей Матери, непроизвольно вызывает в памяти образ этого удивительного человека. И со Смутным временем, с этой историей тоже он связан в единое целое, это такой литературно-исторический художественный образ, я бы так сказала. Невозможно просто говорить об иконе и не говорить об этом времени и о людях этого времени. В нашей современности есть еще она тема, которая всегда вызывает какую-то растерянность, это понимание, что такое патриотизм. Если у нас история Смутного времени и победа над оккупантами воспринимается как победа патриотических сил, то что же это такое за православный патриотизм, если, с точки зрения логики, христиане все глобалисты, потому что для них отечество — исключительно Небесное.
Протоиерей Федор Бородин
— Не могу с вами согласиться в такой оценке. Конечно, главное наше отечество, как апостол говорит, на небесах, да, мы граждане неба, сограждане святым и присные Богу. Да, наша окончательная вечная прописка там. Но она накладывает на нас определенные ожидания и обязательства. Одно из них, важнейшее — это любовь к ближнему. А вот вопрос, кто мой ближний, который, как мы помним, в Евангелии один законник задал Христу, совсем не праздный. Ближние располагаются такими кругами вокруг нас. Самый ближний супруг, супруга, мать, отец, сын, дочь. Дальше внуки, двоюродные, троюродные, друзья, коллеги по работе и народ, частью которого ты являешься. Поэтому любовь к своему народу, если она не входит в противоречие с заповедями о любви к другим людям, не является чем-то греховным, а наоборот является проявлением той самой любви к ближнему. Когда она становится нацизмом, то есть когда я люблю, и это рождает во мне ненависть к другому народу или унижение или неприятие, это не христианский, конечно, патриотизм. Христианский патриотизм — когда я люблю человека, который сейчас рядом со мной, я ему помогаю, любого, любой национальности. Но я берегу то, что мне дорого, и то, что Господь мне дал как удел моих ближних. Я могу идти по улице и собирать мусор, который кидают другие люди? Могу. Но я весь не соберу, а свой участок земли у меня должен быть в порядке, потому что мне его дал Господь. И тут уже спрос с меня, а не с какого-то дворника мифического. Поэтому настоящий патриотизм ни в какое противоречие с христианством не входит. Но настоящий патриотизм проверяется еще тем, что он умеет быть покаянным. Кто по-настоящему любит ближних, видит их недостатки, потому что любовь Божия такая. Бог видит наши грехи и недостатки все, от Него ничто не скрыто, но продолжает нас любить. Бог свою любовь к нам, как апостол Павел в послании римлянам говорит, доказывает тем, что Христос умер за нас, пока мы были еще грешниками. Мы в наших молитвах все время просим Бога нас с нашими грехами растождествить. Это и есть освобождающее от тяжести греха покаяние. Сказать: Господи, продолжай любить меня, а на грех мой не смотри. Мы читаем каждый день 50-й псалом, и там соседние стихи: «Не отврати лица Твоего от мене и Духа Твоего Святого не отыми от мене». «Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония мое очисти». Как ребенок, я помню, разбил чашку: мама смотри на меня, на чашку разбитую не смотри. Растождестви меня с разбитой чашкой. Мы же ждем от Бога такого? Я знаю, что я разбил чашку, поэтому покаяние должно присутствовать, мы не должны быть слепыми по отношению ко всему, мы должны знать свои ошибки, мы должны приносить в них Богу покаяние, мы должны пытаться их исправить. Но то, что я люблю круг моих ближних, который очерчен Богом в виде народа, в этом нет ничего противоречащего Евангелию.
Марина Борисова
— Все, что связано с размышлениями о патриотизме в контексте Смутного времени, для меня лично всегда было тяжелым испытанием. Даже позиция патриарха Гермогена, который стоял за этого страшного Василия Шуйского, потому что он был помазан на царство. Есть вещи, которые современному человеку вместить очень трудно. Почему надо покрывать грехи ближнего, если они такие ужасные? Почему его нельзя обличить? А ситуация была такая, что нельзя было обличить, можно было только покрывать.
Протоиерей Федор Бородин
— Видимо, ситуации была близка к полному краху, и потеря власти, которая была сконцентрирована в одной личности, вела страну в хаос, и патриарх это чувствовал. Поэтому он и защищал Василия Шуйского. Но мне хотелось бы сказать сегодня о патриотизме Кузьмы Минина. Об этом, я помню, очень давно, в начале своего патриаршества, говорил святейший патриарх Кирилл во время молебна на Манежной площади, когда открывалась выставка, посвященная, по-моему, 1612-му году, он сказал такие слова. Дмитрий Пожарский, руководитель войска, ничего бы не смог, если бы в богатом торговом Нижнем Новгороде Козьма Минин не объявил бы сбор средств. Потому что войско — это очень дорого, его надо кормить, его надо вооружать. Если бы у него не было безупречной репутации честного человека, у которого ни одна копейка к рукам не прилипнет, ему бы не пожертвовали те огромные суммы, которые позволили отвоевать Москву. Патриотизм человека — в исполнении заповедей Божиих, а патриотизм чиновника, и об этом святейший сказал, в том, чтобы не брать откаты и взятки. Мне кажется, что это сейчас не менее актуально, чем патриотизм Пожарского, который будучи весь израненный и еле двигаясь, у него нога не сгибалась после ранения в колено. Как мы знаем, не с первого раза его уговорили возглавить ополчение. Есть село на реке Лух, Мугреево-Дмитриевское и Мугреево-Никольское, два села рядом — это вотчины Пожарского, и там камень установлен. Туда пришла делегация, посольство из Нижнего Новгорода — а он лежал израненный — уговаривать его возглавить. Он первое время отказывался. Но подвиг Минина, который все это обеспечил, не меньше. Сейчас в наше страшное, тяжелое время испытаний мы должны понимать, что иногда заповедь не укради переходит в заповедь не убий. Если ты позволяешь себе нарушить первую, то ты можешь согрешить второй, это выливается в потерю человеческих жизней. Минин как пример сейчас не менее важен, чем Пожарский.
Марина Борисова
— В эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоирей Федор Бородин. Мы ненадолго прервемся и вернемся к вам буквально через минуту. Не переключайтесь.
Марина Борисова
— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. В эфире Радио ВЕРА наша еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. Мы на этой неделе 5 ноября будем вместе со всей церковью вспоминать апостола Иакова, брата Господня. Вообще история с этими братьями Господними какая-то непонятная, запутанная, читаем в толкованиях разные объяснения, откуда они взялись. Чаще всего нам объясняют, что это сводные братья Иисуса Христа, дети от первого брака...
Протоиерей Федор Бородин
— Святого праведного Иосифа Обручника.
Марина Борисова
— Да. Для кого-то это вопрос принципиальный, мне это не очень всегда было интересно, гораздо интересней то, что они не воспринимали Его как Мессию на протяжении практически всего Его земного служения. Такая удивительная метаморфоза произошла с Иаковом уже после Пятидесятницы.
Протоиерей Федор Бородин
— Потому что ему Христос Воскресший явился, об этом Павел пишет. Конечно, когда он увидел погибшего страшной смертью на Кресте своего сводного Брата младшего, Которого раньше не воспринимал серьезно, конечно, это опрокинуло полностью все его предубеждения и сделало его верным служителем и дало ему возможность стать первым Иерусалимским епископом и быть таковым в течение 30-ти лет.
Марина Борисова
— Апостол Иаков для меня загадка, он не был среди 12-ти учеников. С его точки зрения то, что проповедовал его Брат во время Своей земной проповеди, не было достойным внимания, чтобы с Ним вместе ходить, пытаться вникнуть и что-то воспринять от непосредственного с Ним общения, как это было с 12-ю апостолами. В то же время, в отличие от апостолов, которые были людьми простыми... Конечно, в моих устах это прозвучит нахальством, но они сами свидетельствуют, что они люди грешные. Апостол Петр так и говорит: «Выйди от меня, потому что я человек грешный». Что касается апостола Иакова, то его даже правоверные иудеи признавали праведником, то есть с точки зрения верующих в Ветхом Завете он исполнял все, что было предписано правоверному иудею. И вот этот человек становится создателем и вдохновителем Иерусалимской общины христианской. То есть это какая-то совершенно парадоксальная история жизни. Даже если не брать во внимание, что он столько лет пробыл в этом качестве и так ужасно закончил свою жизнь, все равно это очень парадоксальная история прихода к восприятию христианства и исповедания христианства.
Протоиерей Федор Бородин
— Во-первых, он закончил свою жизнь славно, простите, ужасно с точки зрения простого человека, но мученически. Я думаю, что если мы посмотрим послания апостола Павла, он много раз говорит о том, что нам дано не только веровать во Христа, но и страдать за Него, и что он восполняет страдания Христа своими страданиями. Я думаю, что апостол Иаков шел к этой кончине и наверняка был о ней своим сводным Братом, Господом Иисусом Христом предупрежден. То, что касается праведности, в которой жили братья Иерусалимской общины много, как раз при последней встрече с апостолом Павлом, при его последнем посещении Иерусалима, где Павел будет арестован и препровожден в Рим по его собственной просьбе, Иаков говорит: видишь, брат, сколько тысяч бывших иудеев, и все они ревнители Закона. Мы можем вернуться к апостольскому Собору 51-го, 52-го или 53-го года, разные датировки, где Иаков резюмирует и как бы подводит итог того, что там обсуждалось, не Павел и не Петр. Это то, что не нравится, простите, католикам, потому что не Петр выдает решение Собора, а именно Иаков как глава Иерусалимской общины, выслушав и того и другого и, наверное, еще других апостолов. При этом он полностью соблюдает Закон, потому что этот Собор принял такое решение, что христианам из язычников его можно не соблюдать, а христианам из иудеев даже в голову не могло прийти нарушить этот Закон. Они не видели никакого противоречия между тем, чтобы продолжать его соблюдать и тем, чтобы веровать во Христа как в Мессию. Наоборот, слова Христа, что Он пришел исполнить Закон, они так и понимали. Сейчас для нас это не актуально совсем, но в те времена, поскольку христианство распространялось в любом городе, начиная с синагоги, куда апостол Павел приходил сначала, а потом уже изгоняем обычно оттуда, он шел к язычникам. Таких иудеохристиан, как это обычно называется, было очень много везде, по всей территории рассеяния, по всей территории Римской империи, Персии, Аравии и других территорий. Они жили в мире друг с другом, это были разные пути, была такая потрясающая вариативность в практике, о которой мы сейчас можем только мечтать, она признавалась как нормальная. Вместе они приступали к евхаристии, вместе славили и молились Господу. Противоречия не было, тем более что Иаков заслужил славу свою праведника настолько, что даже Иосиф Флавий, человек, оставшийся иудеем до конца своих дней, падение Иерусалима 70-го года, его разрушение и разорения связывает, он говорит, что это наказание Божие за убийство праведника, он говорит об Иакове. То, что его скинули с крыла храма и добили камнями...
Марина Борисова
— Там, его добили скалкой.
Протоиерей Федор Бородин
— Да, не камнями, простите, размозжили ему голову, пробили. Это для очень многих людей и было явной карой Божией, многие так это воспринимали.
Марина Борисова
— А как вообще объяснить эту метаморфозу? Ведь несколько десятилетий его уважали, его почитали. Я имею в виду и Синедрион и верующих ревнителей-иудеев, и вдруг такой разворот на 180 градусов?
Протоиерей Федор Бородин
— Он же исполнял внешнюю часть Закона всю, придраться не к чему было.
Марина Борисова
— Его даже в Святая Святых в храме пускали.
Протоиерей Федор Бородин
— Были коренные различия в вере меду фарисеями и саддукеями, саддукеи не верили в воскресенье мертвых. Это никак не может быть связано с верой Авраама, это очевидно совершенно, но они все исполняли, видимо, и поэтому с ними ничего не могли сделать. Приведу вам такой пример. Если брат в каком-нибудь монастыре будет нести богословскую чушь, ему скажут: ты поменьше рассуждай, ты не очень образованный. Но если он нарушит среду или пятницу или Великий пост, тут ему достанется. За внешним легче следить, и очень часто следят именно за исполнением внешнего: а как это так, ты не соблюл. Может быть, у тебя приступ диабета был, и тебе надо было срочно что-то съесть, был вопрос жизни и смерти. Я просто помню одного священника, известного, сейчас уже покойного, которого сфотографировали и обвинили в этом. Он говорит, я рыбный бутерброд съел, просто надо было, у меня приступ мог начаться. При этом на другого какого-нибудь священнослужителя, который будет говорить совершенно еретические вещи, вообще не обратят внимание. Такой фокус внешнего благочестия.
Марина Борисова
— То есть внешнее благочестие не нужно?
Протоиерей Федор Бородин
— Нет, оно конечно, нужно, оно является формой внутреннего благочестия, но оно проистекает из него и следует за ним. Если сохраняется только форма, то получается тот самый раскрашенный гроб, о котором говорит Христос. Интересно, что когда я впервые об этом прочитал в подростковом возрасте, я не знал, что в Святой Земле хоронили в пещеры, тогда я не понимал этого. Я представил такой гроб...
Марина Борисова
— Разрисованный под хохлому.
Протоиерей Федор Бородин
— Под хохлому, совершенно верно, с позолотой, и думал, надо же, как бывает. Внешне все красиво, все соблюдаем, а внутри нет ничего, не просто пусто, а мерзость. Мы знаем, сами такими бываем иногда, я по крайней мере.
Марина Борисова
— Мы-то чаще, мы чаще, чем вы.
Протоиерей Федор Бородин
— Господи, помоги нам.
Марина Борисова
— Напоминаю нашим радиослушателям, в эфире Радио ВЕРА еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке. У нас на прошлой неделе была поминальная Дмитриевская родительская суббота. Соответственно на этой неделе 8 ноября церковь вспоминает великомученика Дмитрия Солунского. Что касается великомучеников, попавших в страшное великое гонение в начале 4-го века, военных там хватает, не один Дмитрий. Слово стратилат, я думаю, верующим православным христианам хорошо известно, потому что стратилатов в нашем церковном календаре достаточное количество.
Протоиерей Федор Бородин
— Генералов.
Марина Борисова
— Да. Что касается не генералов, то можно вспомнить сорок учеников Севастийских, там были и рядовые легионеры. Что такое чистка в армии по религиозному принципу? Насколько это атрибут великого гонения или это атрибут вообще человеческой истории?
Протоиерей Федор Бородин
— У нас была великая чистка в армии перед Великой Отечественной войной, к несчастью или к счастью, не знаю, пусть историки об этом думают. Наверное, армия, как сообщество мужчин, наделенных крепкой волей и умением ставить задачи и добиваться их решения силовым путем, пугает правителей, которые решают свои какие-то государственные задачи. Поэтому чистка в армии бывает почти в любых исторических сюжетах государственных. Для Диоклетиана очистить армию от христиан было принципиально важным, потому что воины исполняли работу полиции и палачей. В каждом городе находился воинский контингент больше или меньше, иногда руководитель этого контингента был генерал-губернатор, как мы провели бы такую параллель, как, допустим, Федор Стратилат в Гераклеи. Диоклетиан воспринимал таких людей как крайне неблагонадежных, как не почитающих Рим в том, как он его понимал. Для Рима персонифицированной властью являлся сам император, конечно, ни один христианин не клал ладан в кадильницу перед статуей императора, и таким образом, с точки зрения императора, подчеркивал свою нелояльность к власти.
Марина Борисова
— Помимо военных во времена Диоклетиана уже практически во всех социальных стратах общества были христиане — и среди чиновников, и даже среди придворных. Но как-то по военным всегда это проходит очень жестко. Был отдельный эдикт, касавшийся именно преследования по религиозному признаку в армии.
Протоиерей Федор Бородин
— Причем интересно, что не всегда это было удобно делать власти открыто. Например, еще один стратилат прославленный — это Андрей Стратилат, память которого по новому стилю 1 сентября, был арестован по ложному обвинению. Он оставил свой легион и тайно на ночь ускакал в Тарс, в город-родину апостола Павла, чтобы принять там крещение, закончив оглашение со своими самыми близкими также принявшими крещение воинами-друзьями. На обратном пути он был арестован, специально его выследили, его казнили быстро, боясь восстания в войске, не за христианство, а его казнили за дезертирство, приписав ему последнее, что он оставил орла легиона и ушел, он не должен был этого делать. И такие хитрости были. Это, кстати, очень напоминает нам хитрости следователей и судей гонений на Церковь 30-х годов. Сейчас много претензий, говорят, зачем вы канонизируете новомучеников, они были контрреволюционерами, их казнили не за христианство. Андрея Стратилата тоже казнили, как бы, не за христианство. Но прекрасно все понимали, почему это совершается, и он понимал, и палачи понимали. И в сороковых годах было то же самое, когда следователь выбивал или подтасовывал обвинения против новомучеников, он прекрасно понимал, что его задача просто ликвидировать эту страту общества, как священнослужители, монашествующие или верующие люди шире. Просто их надо уничтожить. А чтобы не было никаких обвинений, нужно что-то такое придумать.
Марина Борисова
— Помимо празднования в честь Казанской иконы Божьей Матери, на этой неделе будет престольный праздник в одной из самых любимых москвичами церквей нашей столицы — Преображенская церковь на Большой Ордынке, которую москвичи уже не один век называют Скорбященской. Праздник в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость». Икона не древняя, может быть, просто не такая древняя, она относится к концу 17-го века. Известна она с тех времен, когда Петр I был еще подростком.
Протоиерей Федор Бородин
— То есть москвичом.
Марина Борисова
— Да. Полюбилась эта икона его сестре, она ее и в Петербург привезла, когда Петербург возник. Одна из самых интимно любимых, я искала слово. К Богородичным иконам у нас относятся все с большим трепетом, почитанием и любовью. Но есть из множества икон такие иконописные сюжеты, которые воспринимаются, как член семьи. Мне кажется, что для многих «Всех скорбящих радость» — это тот самый сюжет. Во-первых, потому что обращена ко всем, причем, не ко всем вместе, а ко всем, но к каждому отдельно. И то, что она очень нестрогая, к этой иконе люди приходят и чувствуют, что это своя Матушка, такая вот Она, мягкая, слышащая и дающая радость, несмотря на все наши несовершенства.
Протоиерей Федор Бородин
— Да. Эти фигуры, окружающие стоящую в центре Матерь Божию, все больные, нищие, убогие, так и думают, что я один из них, я где-то там рядышком, так же на коленочках молюсь Царице Небесной и прошу о помощи. Действительно, мы этот храм очень любим, при любой возможности туда идем, припадаем к этой иконе. В моей памяти есть одна замечательная история из этого храма о чудесном обращении человека. Это мой знакомый, священник, я, правда, давно-давно с ним не виделся уже, он в далеком месте сейчас служит. Но он был москвич, живущий недалеко. Отец у него был меломан, имевший огромную коллекцию пластинок, а мать была личным переводчиком кого-то из замов министра иностранных дел Громыко, ездила очень много по заграницам, была членом партии, разумеется, и привозила эти пластинки. В основном это были оперы, это была потрясающая коллекция, и хоровое пение. Папа был циником-атеистом, мама была атеистом, потому что понимаете, где она работала. Однажды отец взял своего маленького сыночка, 12-летнего, и сказал: здесь недалеко поет хороший хор Матвеева, вживую пойдем, послушаем, там они, конечно, о своем о чем-то поют непонятном, но все равно интересно, акустика хорошая. И привел сына туда, и сын уверовал и стал ходить в храм. Папа его бил, он запирал его дома, сын спускался по связанным простыням с третьего этажа, зная, что его вечером побьют, убегал на всенощную. Уверовал и стал священником. История советского времени, доперестроечная, давнишняя о том, как Матерь Божия, Хозяйка этого храма привлекает к Себе сердца людей. У нас у каждого в своей жизни есть какая-то скорбь, есть какая-то боль, о которой мы молимся, чтобы Господь ее отнял или дал силы, чтобы нести ее как спасительный крест. Само название иконы «Всех скорбящих радость», мне кажется, такое слово Матери Божией — ведь Она решает, как ее иконы будут называться — о том, что любой из нас может прийти к Ней со своей скорбью, попросить помощи, и скорбь или пройдет, или радость, которая от помощи Матери Божьей будет в нашем сердце, ее превозможет. Ты скорбел, сейчас обрел радость. И, в конце концов, мы все христиане, мы надеемся услышать на исходе из этой жизни слова Христа, что «раб благой и верный войди в радость Господа твоего».
Марина Борисова
— Как Лазарь.
Протоиерей Федор Бородин
— Как Лазарь, да.
Марина Борисова
— Спасибо огромное за эту беседу. В эфире была программа «Седмица». В студии были Марина Борисова и настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. Слушайте нас каждую субботу. До свиданья. До новых встреч.
Протоиерей Федор Бородин
— Храни вас Господь. До свиданья.
Все выпуски программы Седмица
Прихожане и захожане. Наталья Махмудова
Лет пять назад я услышала в храме слово «захожане». Признаться, мне понравилось это определение людей, которые иногда заходят в храм, например свечку поставить, но сами не знают, ни кому ставить, ни как молиться. Мне показалось, что это остроумно, точно подмечено.
Через некоторое время Великим постом проходило в нашем храме соборование. Людей много пришло. Среди них и совершенно незнакомые лица встречались. Во время первого помазывания священник остановился около мужчины средних лет. Простой такой мужчина, тихий. Выяснилось, что он без нательного креста. Священник велел ему из лавки принести крестик. В этот момент я услышала, как бабушки рядом говорили между собой: «Захожанин». Кивали головами и рассматривали виновника задержки. И я тоже подумала: «Вот, идут на соборование, без креста. Если без креста, зачем соборование? Не понимают даже, наверное, что здесь происходит».
Принесли крест, мужчина надел. Всё пошло своим чередом. Когда я от своих мыслей вернулась к молитве, хор пел покаянные слова: «Помилуй нас, Боже. Помилуй нас, Владыко. Помилуй нас, Святый». От осознания того, что я сделала, заплакала: о чем думаю вместо того, чтобы молиться? Забыла, где нахожусь. В момент таинства я не просто отвлеклась, а осуждала ближнего! Господь человека в храм привел, а я, ничего про него не зная, плохо о нём подумала.
Попросила у Бога прощения. Помолилась за этого мужчину. Думаю, ведь он мог бы и уйти, не собороваться, обидеться. Видела я такое, когда из храма с раздражением уходили. А мужчина все косые взгляды вытерпел. Значит, надо ему здесь быть.
Я задумалась о смысле всей этой истории. Захожане и прихожане. Откуда это протипоставление? Заходить — это иногда и на короткое время. А прийти, значит достигнуть какого-то места. Ну вот я — прихожанка храма. Места я достигла, в храм хожу. А в храме что я делаю? Непрестанно молюсь? Нет, отвлекаюсь. И от того, что я догматические основы веры знаю, молитвы и жития святых, автоматически лучше я не делаюсь, если не веду духовной работы над собой, если не стремлюсь жить по заповедям.
А первая заповедь в отношении к людям: «Возлюби ближнего». Кого же я люблю? Таких же, как я, прихожан. А остальных? Почему же я делю людей в храме на своих и чужих? Как же так получилось в моем сознании? Ведь пришла в храм из совершенно светской мирской среды. Так же зашла когда-то и осталась.
У меня много близких, которые на богослужения не ходят. Я же не общаюсь с ними свысока, не делаю им замечания. Почему же в храме иначе? Получается, прихожане воспринимают «не прихожан» как чужих и как бы охраняют церковь от мимолетных посещений тех, кто, по нашему мнению, не умеет себя вести: во время службы протискиваются к подсвечникам, свечи ставят не так, как надо, да еще запрещают их поправлять, от женщин в брюках, без платка и так далее.
Не удивительно, что люди, заходящие в храм, иногда воспринимают служителей, прихожан как довольно неприятных людей. Знаю я и такие истории, когда прямо говорят: «Войдешь в церковь и тут же к тебе кто-то пристает с замечаниями. Из-за них я и не хожу туда».
Не хочу сказать, что они во всем правы. И, конечно, не имею в виду людей, которые намеренно кощунствуют в храме. Я вот о чем: Это Господь людей приводит в храм, а моя задача сделать всё, чтобы не отвернуть их. Если я не могу им помочь, то не нужно хотя бы мешать.
Каждый раз при появлении в храме нового человека, который может и что-то не так делает, необходимо напоминать себе о том, что очень страшно неосторожным словом или поступком стать препятствием на пути человека к Богу. Приходите, дорогие захожане, в храмы почаще и оставайтесь в нём. Давайте, по заповеди, возлюбим друг друга и помолимся друг о друге.
Автор: Наталья Махмудова
Все выпуски программы Частное мнение
14 декабря. О важности догматов в Церкви
В 1-й главе Послания апостола Павла к галатам сказано: «Есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово».
О важности догматов в Церкви — протоиерей Василий Гелеван.
Догматическое учение церкви — это организм. Здесь все стройно, сложено и связано между собой. В истории церкви всегда будут люди, которые хотят приспособить вероучение к своему убеждению, хотят совратить на церковнославянском языке превратители, извратить евангельское Христово благовестие. Не существует другого Евангелия. Есть только люди, искажающие благую весть, а она одна.
Догматические формулировки церковных соборов появлялись в ответ на возникавшие искажения, то есть те или иные еретические учения. Ересь искажает евангельскую истину, а догматика как раз опирается на Евангелие. Христианское учение проистекает из Евангелия, из того, что сам Христос о себе сказал. Это совершенно конкретные формулировки. Например, что он Сын Божий, что он Господь, Судья. Все богословие церкви христоцентрично, и малейшее искажение истины уводит фокус от Христа, уводит душу от спасительной веры.
Выходит, что чистая вера — это вера в евангельскую правду, и вечная участь человека зависит от того, разделяет он или нет вероучения Церкви Христовой.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 декабря. О святости Праведного Филарета Милостивого
Сегодня 14 декабря. Церковь чтит память Праведного Филарета Милостивого.
О его святости — протоиерей Михаил Самохин.
Автор жития праведного Филарета Милостивого, святого, жившего в восьмом веке в Пафлагонии, на севере Малайзии, прямо указывает на причину того, почему богатый и знатный вельможа был не рад своему богатству. Оказывается, он хорошо знал священное писание. И строки Евангелия о том, как будет проходить страшный суд, и слова апостола Павла к Тимофею о том, что мы ничего не перенесли в мир и ничего не возьмем из него, и вдохновенные стихи псалмопевца о том, что потомки праведника никогда не будут нуждаться в хлебе насущном. И это знание послужило для праведного Филарета не просто поводом к действию, а наполнением всей его жизни. Он прославился нищелюбием и в дни богатства, и в бедности, и в вернувшемся благоденствии.
Для многих из нас богатство становится смыслом жизни, а его стяжание и преумножение побуждает забыть не просто о нищих, а порой и о самых родных и близких. Праведный Филарет жил в перспективе предстоящей вечности и понимал, что богатство, как и власть, это большая ответственность перед ближними, и действовал из этой перспективы. Хорошо бы в современном ослеплении сиюминутным потребительством хоть иногда вспоминать, что и перед нами стоят те же самые перспективы вечности, что и перед милостивым Филаретом. Впрочем, для напоминания у нас, как и у него, есть священное писание.