
Яна Зотова
Наверное, у многих из нас так бывает, что утром не хватает времени на молитву. Именно на молитву! Я задумалась: почему так? Все остальное я, ведь, как-то успеваю сделать! Получается, что я считаю это «остальное» более важным, безотлагательным? Даже само слово «остальное» говорит само за себя — остальные дела, значит оставшиеся после чего-то более важного.
Вот, я проснулась, умылась, оделась, закинула ноты и тексты для работы в сумку, хорошо, если успела зарядку сделать. На лету налила чай в термос, и бегом на работу.
Думаю: «Ладно, помолюсь в этот раз по пути». Хорошо, если едешь в метро — можно хоть глазами текст читать. А если в машине, то только один вариант — слушать аудио, и, конечно, это получается без должного внимания, потому что нужно следить за дорогой, и мысли сконцентрировать на словах молитвы очень трудно. Совесть, конечно, обличает, понимаю, что мало хорошего в такой молитве. Но... Если уже дала себе послабление однажды, в следующий раз проще с совестью договориться. Молиться в дороге становится почти привычкой!
А ведь молитва — это разговор с Богом. И что получается? Что общение с Богом для меня менее важно, чем завтрак или зарядка? Поговорить с Тем, кто создал меня, любит меня, заботится обо мне?
Как-то на исповеди я сказала об своих проблемах с нехваткой времени на молитву батюшке, и получила простой ответ: «А ты встань на 15 минут пораньше, и все успеешь!» И действительно, ведь не хватает каких-то пятнадцати минут!
Я начала исправляться — ставить будильник на 15 минут пораньше. Получилось! Все теперь успеваю. Помолиться, собраться. И на совести легко, и настрой совершенно другой на предстоящий день. Как-то более спокойно воспринимаются трудности, а какие-то из них даже сами собой разрешаются!
Вот буквально на днях как раз такая история случилась. После литургии мы решили остаться на спевку, посмотреть новые ноты, подготовиться к следующей службе, попеть, порепетировать. Каждое следующее музыкальное произведение вдохновляло своей красотой, и совсем не хотелось останавливаться. Мы были так увлечены процессом, что не заметили, как пролетело время. Телефон — на беззвучном режиме.
И вдруг в поиске очередных нот я заглянула в него и ахнула — на часах уже 11:45, а в 12 ровно у меня назначен урок в часе езды отсюда. Мне никак не успеть. Ох как я не люблю такие ощущения! Стараюсь никого не подводить. А тут вдруг на тебе, пожалуйста. Я даже не предупредила! Собираюсь написать сообщение, попросить прощения, но вижу текст от ученицы. Она сама просит перенести урок, сама не успевает к назначенному часу. Мы договариваемся перенести занятие на удобное для нас обеих время.
Кто-то может сказать, что это просто совпадение, но я заметила, что подобные «совпадения» случаются тогда, когда ставишь Бога на первое место.
На Соловецких островах от одного монаха я услышала такие слова: «Делай дело Божие, а Бог сделает твое». И в Евангелии также сказано: «Ищите прежде всего Царствия Небесного, а остальное приложится вам».
Так и выходит. Как только приоритетом становится Бог — в остальных делах Он Сам все устраивает.
Автор: Яна Зотова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер