
Яна Артюшина
Однажды в детстве я открыла одну книгу, главный герой в ней был очень добрый и красивый, к нему тянулись люди и звери. Ещё не умея читать, я с вниманием рассматривала каждую иллюстрацию, а когда подошла к последним страницам увидела жестокую сцену: к брёвнам был прибит этот добрый человек, его тело и лицо покрывала кровь, он очень хотел пить, а другой, в шлеме, похожий на воина, подавал ему какую-то губку на длинной палке.
Впоследствии я пересматривала эту книгу снова и снова, и каждый раз мой взгляд останавливался на руках, пробитых гвоздями. «Зачем с ним это сделали?» — задавала я себе один и тот же вопрос. — «Ему же больно, почему люди вокруг никак не снимут этого бедного человека на землю, не вылечат, не дадут попить из нормальной чашки, зачем эта губка?». Ответить я себе, конечно, не могла и не понимаю, почему не задавала эти вопросы взрослым.
Спустя какое-то время в Сочельник мы пришли на службу всей семьёй: родители, бабушки, дедушка, тётя и дядя, — все самые родные люди, но не было только одного дедушки, папиного отца, он умер ещё до моего рождения, и мне было грустно, что мы с ним так и не увиделись.
В ту ночь в церкви было уютно от зажжённых свечей и радости в глазах прихожан. Я осмотрелась и у стены увидела изображение Человека из книги, того самого, прибитого к брёвнам. Удивительно, но тогда уже никаких вопросов в моей голове не возникало.
Началась служба и зазвучали рождественские песнопения. Почему-то мне всё время хотелось плакать. Вокруг меня стояли взрослые. Из-за высоких спин я не могла видеть священников и вообще всего происходящего, но мне было не скучно, напротив, радостно, возникло ясное ощущение, что именно там и тогда мой ушедший в иной мир дедушка мог видеть меня. Каким-то непонятным образом ко мне пришло понимание, что церковь и Человек на кресте как-то связаны с ним и с вечной жизнью.
Сейчас, уже прочитав книги по догматике, литургическому преданию, истории Вселенской Церкви, я вспоминаю те чувства и понимаю, насколько восприимчива к Истине детская душа, насколько глубоко чувствует правду, не зная фактов, доводов, теорий и догматов. Ведь не зря Господь говорит: «Будьте как дети», то есть, сердцем почувствуйте правду, освободитесь от мудрствования, просто поверьте, что Человек на кресте — есть Бог, а есть значит звено, связующее наши вчера и завтра, звено, соединяющее нас с теми, кто уже успел перейти в новую жизнь. Еще точнее — есть любящий нас создатель жизни. И жизнь эта — вечная!
Автор: Яна Артюшина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер