Лина По - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Лина По

Лина По
Поделиться Поделиться
Иллюстрация к выпуску программы «Жизнь как служение»

Лина По — под таким псевдонимом в первой половине ХХ века жила и работала скульптор Полина Михайловна Горштейн. Её творчество искусствоведы называли чутким, искренним, радостным. Работы художницы, казалось, говорят: никогда нельзя отчаиваться и унывать. Нужно ценить каждое мгновение жизни. Именно так поступала сама Лина: она творила вопреки тяжёлому недугу — полной слепоте. Писатель Михаил Пришвин, большой почитатель таланта Лины По, вспоминал: «Она видела особым, внутренним зрением, и тем жила и дышала, что делала это видение понятным для всех».

Лина По не всегда была незрячей. В 1920-х она блистала на балетной сцене. Выпускница Высших хореографических курсов при Большом театре, Лина танцевала, преподавала, работала балетмейстером — сначала в Харькове, потом в Москве. А ещё увлекалась живописью и лепкой, и некоторое время даже училась на скульптурном отделении московских Высших художественно-технических мастерских. В 1934-м Лину одолела болезнь. Сначала она заразилась гриппом. Перенесла его на ногах. Это привело к серьёзным осложнениям. У женщины диагностировали тяжёлый энцефалит. Наступил паралич конечностей — отнялись ноги и руки. Оказались поражёнными и зрительные нервы — Лина перестала видеть. Несколько месяцев она провела в клинике. Лечение постепенно помогло: паралич отступил. А вот вернуть зрение, увы, не удалось. Лёжа на больничной койке, в непривычной темноте, женщина размышляла, как теперь жить дальше — без творчества, без любимой работы… Однажды, ещё в больнице, за завтраком Лина машинально отщипнула кусок хлебного мякиша и стала разминать его в пальцах. А потом начала лепить! По памяти, вслепую. Фигурка мышонка получилась до того реалистичной, что лечащий врач, когда пришёл проведать Лину, очень удивился. Потом Лине принесли пластилин, и она лепила танцующих женщин, играющих детей. Вскоре Лину выписали из больницы. И женщина решила показать свои работы живописцу Михаилу Нестерову, который часто помогал начинающим художникам. Михаил Васильевич долго рассматривал работы Лины По. А потом сказал ей: «Вам удалось найти то неуловимое, что так легко ускользает от нас, зрячих. Вы — настоящий скульптор».

Вдохновлённая, Лина Михайловна продолжила творить. В 1939 году её приняли в Союз художников. Начались выставки, пришло признание. Но главным для неё была не слава. А возможность своим творчеством помогать людям. Выражать их мысли и надежды. Эта способность Лины По особенно ярко проявилась во время Великой Отечественной войны. В эвакуации, в Уфе, она создавала скульптуры, которые вдохновляли, поднимали дух русского народа. Однажды Лине Михайловне прочитали рассказ о подвиге красноармейца Цукалина. Он под огнём врага вынес с поля боя раненного командира. Перед её внутренним взором встал образ бойца: среди воронок от снарядов, под пулями несёт он товарища. Взволнованная, женщина взялась за глину. И через пять дней скульптура была закончена. В годы войны Лина По создала ещё несколько десятков работ, посвящённых мужеству, стойкости, героизму русских людей, их вере в Победу. В январе 1943 года Лина Михайловна получила письмо с передовой. Ей писал старший лейтенант Юрий Нурлицкий: «Дорогая Лина По! Вы нашли в себе силы остаться в строю борцов за наше право на жизнь. Пусть в Ваших произведениях навсегда запечатлеется стойкость человека…» А газета «Литература и искусство» тогда писала: «Чем, как не подвигом, можно назвать то, что делает сейчас Лина По — сильная, мужественная женщина, победившая недуг, и всё своё творчество поставившая на службу народу!» В эти тяжёлые годы Лина Михайловна помогала стране не только творчеством. По ночам, уставшими от лепки пальцами, она плела для фронта маскировочные сети. Скульптор была удостоена медали «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны».

Долгожданную Победу в 1945-м Лина По встретила своим новым произведением — скульптурой «Песнь ликования». Художница вернулась в Москву. Снова начались выставки, на которых люди с трепетом и благодарностью пожимали руку автору — хрупкой маленькой женщине в тёмных очках. А через три года, в 1948-м, скульптор Лина По скончалась. Памяти этой удивительной женщины, которая силой собственного духа помогала другим не опускать руки, поэт Яков Хелемский посвятил проникновенные строки: «…Где-то по соседству, где-то рядом \ Проходят люди, щурясь на свету. \ …И надо \ Прорваться к ним, развеяв черноту».


Все выпуски программы Жизнь как служение

Мы в соцсетях

Также рекомендуем